Формирование универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности
статья
Выступление на педагогическом совете
«Формирование универсальных учебных действий в раках реализации дополнительных образовательных программ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Формирование универсальных учебных действий в раках реализации дополнительных образовательных программ»
Тема выступления
Формирование универсальных учебных действий
на занятиях в детских объединениях художественной направленности
Подготовила педагог дополнительного образования
Курицина Елена Константиновна
Дополнительное образование детей – совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Тем не менее, педагоги даже в этой сфере деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одно из главных требований – это необходимость соответствия учебного процесса Федеральному Государственному Стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли дополнительного образования в формировании личности обучающихся. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится не однократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, которую нам совместно со школой надо решить. В школах уже пятый год внедряют новый, отвечающий требованиям современного мира, подход к обучению детей - образование на протяжении всей жизни человека, взамен прежней установки образование на всю жизнь. У учащихся формируют универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса. Позвольте, я расскажу о них немного поподробнее.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Для чего же они нужны? Личностные - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а так же ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Как понять себя и чувства другого? Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Он начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. Для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь. Также ребёнок учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем учащемуся необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Что входит в умение учиться? Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: ученик должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета. Книги тоже никто не отменял. Главное сегодня - это уметь пользоваться информацией.. Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании детей отличается некоторыми специфическими особенностями. Поскольку эта сфера образования является творчески направленным процессом обучения, формирование необходимых для обучения действий в данном случае будет направлено на открытие и развитие потенциала ребенка, его самоопределение и нравственное развитие.
В процессе формирования УУД в дополнительном образовании детей можно выделить три основных этапа или ступени:
∙ Выработка и развитие практических навыков и умений. На данном этапе применение учащимися УУД должно стать автоматической привычкой и фундаментом для развития способностей к восприятию и применению изучаемого материала. Особое внимание в этот период уделяется основным приемам познавательной и исследовательской работы, а также формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение;
∙ Расширение умений и знаний. На данной ступени вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию творческого и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
∙ Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Данный этап является закрепляющим и предоставляет широкие возможности педагогам дополнительного образования мотивировать учеников на нестандартное мышление и применение полученных умений в самых разных областях жизни.
Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. А раскрыть свой творческий потенциал дети могут через работу над проектами. В системе дополнительного образования детей метод проектов наиболее полно отвечает задаче формирования универсальных учебных действий. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать свои возможности, планировать и организовывать свою деятельность, работать в коллективе единомышленников, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно-прикладному искусству имеют чёткую практико- ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, путём приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности.Приобретение знаний и расширение представлений обучающихся о видах и жанрах изобразительного, декоративно-прикладного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности. Расширение познавательной сферы обучающихся в области искусства происходит постепенно, в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно- творческих задач.
Уникальным достижением обучающегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На занятии обучающийся создаёт уникальный рисунок или изделие (материализованный в той или иной форме творческий продукт, самостоятельное «произведение»), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (изделию), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, и по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка или поделки. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в условиях организации игровых ситуаций, деловых и ролевых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений обучающегося о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности выполняет ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её самоопределение - жизненное, ценностно- смысловое как основу духовно-нравственного, социального, национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания, осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»
Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...
Формирование универсальных учебных действий на занятиях объединения "Занимательный английский"
Важнейшая задача современного образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и совершенствованию путем...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Проектная деятельность как эффективный механизм формирования универсальных учебных действий в творческих объединениях естественнонаучной направленности
Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка.На Станции юннатов учащиеся выполняют следующие виды проектов:- Исследовательские проекты («Комплексное эк...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...