Программа дополнительного образования "Журналистика"
календарно-тематическое планирование (6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Педагогический совет ГБОУ школа № 707 Протокол №_____от _______2020 года | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ школа № 707 ____________ Жемчуева К.А. Приказ №_____от ______2020 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Журналистика»
Возраст детей 11-17 лет
Срок реализации: 2 года
Группа 1
Подгруппа 1,2,
Каменская Инна Валерьевна
(педагог дополнительного образования)
Санкт-Петербург
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Журналистика», относится к художественно-эстетической направленности. По уровню освоения является общекультурной составлена на основе положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы структурного подразделения образования детей ГБОУ школы №707.
Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Актуальность и новизна данной программы состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, но и развить личность , её познавательные и созидательные способности.
Цель: создание условий для развития культурологической компетентности детей.
Задачи:
Обучающие:
изучить основы журналистского творчества;
получение знаний и умений по созданию печатного издания;
привить детям знания, умения и навыки информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
научить детей решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
развить творческие способности детей, их творческую индивидуальность;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
вовлечь детей в активную познавательную деятельность, применять приобретенных знаний на практике;
развить интерес к русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, истории, обществознанию, компьютерным технологиям;
изучить историю журналистики.
Воспитательные:
сформировать основные этические нормы и понятия как условие правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
сформировать активную жизненную позицию и потребность в самообразовании;
сформировать эстетические навыки;
Практические:
развить навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
сформировать практические навыки создания школьного печатного издания.
Мотивационные:
создать условия для формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
сформировать у детей интерес к журналистике и газетному делу;
развить ученическое самоуправление;
сформировать тип личности, который востребован современным обществом.
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год-144 часа в год
2 год-144 часа в год
Программа рассчитана на детей 11-17лет.
В объединение принимаются все желающие. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
Группы 1 года обучения комплектуются из детей 11-13 лет в количестве 15 человек.
Группы 2 года обучения комплектуются из детей 14-17, освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания и умения, в количестве не менее 12 человек.
В группу второго года, могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Набор детей на 1 год обучения проводится в августе месяце. Комплектование групп 1 года обучения проводится до 10 сентября, в группу 2 года - проводится в конце мая и конце августа.
Формы и режим занятий
Занятия групп 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год).
Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки в количестве 12 человек. Занятия групп 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю(144 часа в год).
Педагогическая целесообразность. Данная программа учитывает требования к стремлению подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Объединение «Журналистика» основано на общих интересах и увлечениях. Программа работы объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
групповые
индивидуальные
работа по звеньям и бригадам
По видам занятий применяются:
учебные
итоговые
вводные
открытые
конкурсные.
Ожидаемые результаты
По окончании курса программы дети должны знать:
основы профессиональной культуры журналиста
историю создания отечественной журналистики
психологические основы журналистской профессии
основные газетные жанры
структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);
правила и нормы газетного языка;
правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.
основные процессы верстки и макетирования
По окончании курса программы дети способны решать следующие жизненно-практические задачи:
выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать с ней;
грамотно излагать информацию в основных газетных жанрах;
работать в различных текстовых редакторах.
выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
трудиться в коллективе, участвовать в диалоге и полемике
писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
свободно владеть печатным словом.
самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).
Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту программы:
У детей будет сформировано уважительное отношение к коллективному труду, потребность в диалоге и полемике.
Будет воспитана культура поведения и речи.
Будет сформировано представление о журналистике как о профессии, играющей созидательную роль в жизни общества.
Будет развит устойчивый интерес публицистике, графическому дизайну.
Развито чувство ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье.
Способы определения результативности программы:
Наблюдение.
Опрос.
Анализ творческих работ.
Формы подведения итогов реализации программы
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты. Участие детей в литературных конкурсах и фестивалях, а также конференциях различного уровня.
Учебно-тематический план
(1 год обучения – 144 в год)
№ | Темы занятий | Количество часов | |||
Теория | Практика | Самостоятельная работа | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Введение в историю журналистики | 2 | 2 | 2 | 6 |
3 | Основы журналистики | 8 | 34 | 8 | 50 |
4 | Художественно-техническое оформление издания | 6 | 40 | 10 | 56 |
5 | Редакционно-издательская деятельность | 6 | 8 | 6 | 20 |
5 | Экскурсии. | 2 | 6 | 8 | |
6 | Подведение итогов. | 1 | 1 | 26 | 2 |
Итого: | 26 | 118 | 144 |
Учебно-тематический план
(2 год обучения – 144 часа)
№ | Темы занятий | Количество часов | ||||
Теория | Практика | Самостоятельная работа | Всего | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | ||
2 | Введение в историю журналистики | 2 | 4 | 6 | ||
3 | Основы журналистики | 4 | 30 | 10 | 44 | |
4 | Художественно-техническое оформление издания | 6 | 40 | 10 | 56 | |
5 | Редакционно-издательская деятельность | 6 | 10 | 10 | 26 | |
5 | Экскурсии. | 4 | 4 | 8 | ||
6 | Подведение итогов. | 1 | 1 | 30 | 2 | |
Итого: | 24 | 120 | 144 |
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения, 144 часа)
Номер занятия | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактическая | Форма контроля | Вид работы |
1. | Вводное. Инструктаж по технике безопасности.Комплектование групп. | 2 | 3.09. | |||
2. | Комплектование групп. Введение в историю журналистики. Обзор детских изданий. | 2 | 5.09. | Просмотр презентации | ||
3. | Комплектование групп.Составление дайджеста. Мастерская жанра. | 2 | 10.09. | Обзор жанров | ||
4. | Комплектование групп.Составление дайджеста. | 2 | 12.09. | Обзор жанров | ||
5. | Дайджест в детских СМИ. | 2 | 17.09. | Просмотр СМИ | ||
6. | Особенности современных детско-юношеских изданий. | 2 | 19.09. | Мониторинг СМИ | ||
7. | Основы верстки дайджеста. | 2 | 24.09. | Работа в программе паблишер | ||
8. | Краткий обзор СМИ школ. | 2 | 26.09. | Мониторинг СМИ | ||
9. | Основы журналистики. Очерк, его черты. | 2 | 1.10. | Написание очерка | ||
10. | Типы очерковых публикаций. Зарисовка. | 2 | 3.10. | Написание зарисовки. | ||
11. | Фельетон и памфлет. | 2 | 8.10 | Создание юмористических постов. | ||
12. | Фельетон: смысл, нагрузка заголовка. | 2 | 10.10. | |||
13. | Эссе. Правила написания. | 2 | 15.10. | Написание эссе. | ||
14. | Эссе (практикум) | 2 | 17.10. | Публикация эссе | Написание эссе. | |
15. | Культура речи. Газетный язык. | 2 | 22.10. | Вычитка канцеляризмов. | ||
16. | Выразительные средства газетного языка. | 2 | 24.10. | Наблюдение особенностей газетного стиля | ||
17. | Лексические и синтаксические особенности газетного языка. | 2 | 29.10. | Наблюдение особенностей газетного стиля | ||
18. | Газетные штампы. | 2 | 31.10. | Поиск штампов. | ||
19. | Художественно-техническое оформление издания. | 2 | 5.11. | Оформление статей | Работа в паблишер. | |
20. | Типы информации. | 2 | 12.11. | Написание новостей. | ||
21. | Формы подачи новостей. | 2 | 14.11. | Написание новостей | Написание новостей. | |
22. | Правила построения информации. | 2 | 19.11. | Написание новостей. | ||
23. | Собирание школьных новостей. | 2 | 21.11. | Сбор новостей | ||
24. | Подготовка к репортажу. | 2 | 26.11. | Написание новостей. | ||
25. | Приемы написания статей. | 2 | 28.11. | Написание статьи | Написание статьи | |
26. | Работа с техническими средствами. | 2 | 3.12. | Мониторинг электронных СМИ. | ||
27. | Работа с техническими средствами. | 2 | 5.12. | Мониторинг электронных СМИ. | ||
28. | Особенности работы в редакции. | 2 | 10.12. | Создание газеты | ||
29. | Концепция газеты. | 2 | 12.12. | Создание газеты | ||
30. | Концепция газеты. | 2 | 17.12. | Создание газеты | ||
31. | Пресс-документы. | 2 | 19.12. | Составление пресс-релиза | ||
32. | Подготовка к конкурсу. | 2 | 24.12. | |||
33. | Подготовка к конкурсу. | 2 | 26.12. | |||
34. | Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 14.01. | |||
35. | Создание рекламного текста. | 2 | 16.01. | |||
36. | Редактирование. | 2 | 21.01. | |||
37. | Создание бюллетеней и боевых листков. | 2 | 23.01. | |||
38. | Редактирование. | 2 | 28.01. | |||
39. | Презентация боевых листков и бюллетеней. | 2 | 30.01. | |||
40. | Посещение семинара в СЗИП | 2 | 4.02. | |||
41. | Обсуждение итогов семинара. | 2 | 6.02. | |||
42. | Подготовка школьного издания | 2 | 11.02 | |||
43. | Дизайн и верстка нового выпуска. | 2 | 13.02. | |||
44. | Дизайн и верстка нового выпуска. | 2 | 18.02 | Верстка нового выпуска | ||
45. | Обработка и редактирование статей нового выпуска. | 2 | 20.02. | |||
46. | Работа редакторов и корректоров над новым выпуском. | 2 | 25.02. | |||
47. | Окончательная верстка нового выпуска. | 2 | 27.02 | |||
48. | Участие в мастер-классе СЗИП | 2 | 4.03. | |||
49. | Разработка репортажа для школьной конференции. | 2 | 6.03. | |||
50. | Разработка репортажа для школьной конференции. | 2 | 11.03. | Съемка репортажа | ||
51. | Обсуждение материалов конференции. | 2 | 13.03. | |||
52. | Верстка материалов конференции. | 2 | 18.03. | |||
53. | Фоторепортаж. | 2 | 20.03. | |||
54. | Фоторепортаж. | 2 | 25.03. | |||
55. | Использование приемов написания статей. | 2 | 27.03. | |||
56. | Редакторская правка. Её виды. | 2 | 1.04. | |||
57. | Заголовок. | 2 | 3.04. | |||
58. | Подбор заголовков. Прецедентные тексты. | 2 | 8.04. | Подбор заголовков | ||
59. | Фотонаполнение номера. | 2 | 10.04. | |||
60. | Фотонаполнение номера. | 2 | 15.04. | . | ||
61. | Работа с цветом. | 2 | 17.04. | |||
62. | Первая страница – успешность номера. | 2 | 22.04. | |||
63. | Практикум по редакторской правке. | 2 | 24.04. | |||
64. | Презентация лучших работ. | 2 | 29.04. | |||
65. | Подведение итогов конкурса. | 2 | 6.05. | |||
66. | Работа с изданиями школьных СМИ | 2 | 8.05. | |||
67. | Новые учебные материалы «Стенгазета.ру» | 2 | 13.05. | |||
68. | Обучение по материалам вебсайта. | 2 | 15.05. | Создание веб-странички | ||
69. | Обсуждение выпусков печатных изданий за 2 года. | 2 | 20.05. | |||
70. | Анализ достижений, рефлексия. | 2 | 22.05. | |||
71. | Задание на лето. Обзор литературы. | 2 | 27.05. | |||
72. | Итоговое собрание редакции. Награждение. | 2 | 29.05. |
Календарно-тематическое планирование (2 год обучения, 144 часа)
Номер занятия | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактическая |
1. | Вводное. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1.09. | |
2. | Введение в историю журналистики. Исторические предпосылки возникновения журналистики. | 2 | 4.09. | |
3. | Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. | 2 | 8.09. | |
4. | Первые печатные газеты. Типография. Создание печатной творческой работы. | 2 | 11.09. | |
5. | Создание печатной творческой работы. | 2 | 15.09. | |
6. | Экскурсия в СЗИП. Типография. | 2 | 18.09. | |
7. | Основы журналистики. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. | 2 | 22.09. | |
8. | Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта. | 2 | 25.09. | |
9. | Интернет. Методы сбора информации. | 2 | 29.09. | |
10. | Способы проверки достоверности фактов. | 2 | 2.10. | |
11. | Жанры журналистики. Работа со словом. | 2 | 6.10 | |
12. | Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? | 2 | 9.10. | |
13. | Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. | 2 | 13.10. | |
14. | Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг. | 2 | 16.10. | |
15. | Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. | 2 | 20.10. | |
16. | «Расспросные речи» - прообраз интервью. Этапы работы над интервью. | 2 | 23.10. | |
17. | Структура издания. Формат издания и количество колонок. | 2 | 27.10. | |
18. | Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.) Колонтитул, роль. | 2 | 30.10. | |
19. | Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. | 2 | 3.11. | |
20. | Дизайн издания как первооснова. Художественное оформление. | 2 | 6.11. | |
21. | Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность. Понятие «выходные данные» | 2 | 10.11. | |
22. | Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования. | 2 | 13.11. | |
23. | Вёрстка, основные её правила. | 2 | 17.11. | |
24. | Виды вёрстки. | 2 | 20.11. | |
25. | Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, её назначение и краткая характеристика. | 2 | 24.11. | |
26. | Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала. | 2 | 27.11. | |
27. | Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. | 2 | 1.12. | |
28. | Вёрстка статьи. Композиция полосы. | 2 | 4.12. | |
29. | Приёмы выделения материала на полосе. | 2 | 8.12. | |
30. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 11.12. | |
31. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 15.12. | |
32. | Первая страница, её типы. | 2 | 18.12. | |
33. | Художественно-техническое оформление издания. | 2 | 22.12. | |
34. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 25.12. | |
35. | Редакторская правка. | 2 | 29.12. | |
36. | Инструктаж по технике безопасности. Редакторская правка. | 2 | 12.01. | |
37. | Редакционно-издательская деятельность. Редактирование. | 2 | 15.01. | |
38. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 19.01. | |
39. | Типы и виды школьных газет. | 2 | 22.01. | |
40. | Боевой листок, «молния». | 2 | 26.01. | |
41. | Выпуск экологического боевого листка. | 2 | 29.01. | |
42. | Фотогазета. | 2 | 2.02 | |
43. | Буклет. Выпуск буклетов к акции «Раздельный сбор» | 2 | 5.02. | |
44. | Выпуск буклетов к акции «Раздельный сбор» | 2 | 9.02 | |
45. | Школьная газета и веб-сайт. | 2 | 12.02. | |
46. | Школьная газета и веб-сайт. | 2 | 16.02. | |
47. | Редакторская правка. Цели правки текста и её виды. | 2 | 19.02 | |
48. | Сокращение, рубка хвоста. Верстка. | 2 | 23.02. | |
49. | Заголовок, его основные функции и виды. Работа с заголовками статей. | 2 | 26.02. | |
50. | Прецедентные тексты в виде заголовка. Работа с популярными печатными СМИ. | 2 | 2.03. | |
51. | Фотонаполнение номера. Подбор фотографий. | 2 | 5.03. | |
52. | Фотоработы членов редакции. Тематический конкурс фоторабот. | 2 | 9.03. | |
53. | Фотонаполнение номера. Подбор фотографий. | 2 | 12.03. | |
54. | Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке СЗИП. | 2 | 16.03. | |
55. | Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке СЗИП. | 2 | 19.03. | |
56. | Работа с цветом. Верстка. Графический дизайн. | 2 | 23.03. | |
57. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 26.03. | |
58. | Разработка постраничного графического макета номера газеты. | 2 | 30.03. | |
59. | Работа с техническими средствами. | 2 | 2.04. | |
60. | Художественно-техническое оформление издания. | 2 | 6.04. | |
61. | Обработка и редактирование статей нового выпуска. | 2 | 9.04. | |
62. | Фотонаполнение номера. Подбор фотографий. | 2 | 13.04. | |
63. | Окончательная верстка нового выпуска. | 2 | 16.04. | |
64. | Участие в конкурсе веб-сайта «Стенгазета.ру», обсуждение номинаций. | 2 | 20.04. | |
65. | Участие в конкурсе «Стенгазета.ру», редактирование статей. | 2 | 23.04. | |
66. | Создание рекламного текста. | 2 | 27.04. | |
67. | Практикум по редакторской правке. | 2 | 30.04. | |
68. | Презентация лучших работ конкурса «Золотое перо». | 2 | 4.05. | |
69. | Обсуждение выпусков печатных изданий за год. | 2 | 7.05. | |
70. | Встреча со студентами СЗИП. | 2 | 11.05. | |
71. | Анализ достижений. Рефлексия. | 2 | 14.05. | |
72. | Подведение итогов обучения за год. Награждение. | 2 | 18.05. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 год обучения)
Вводное занятие.
Знакомство. План работы объединения на год. Демонстрация работ с объяснением техники исполнения. Правила поведения на улице, в школе, в объединении. Правила пожарной безопасности.
Введение в историю журналистики
Теория Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография.
Практика. Создание печатной творческой работы.
Основы журналистики
Теория Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта. Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики. Работа со словом. Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту?
Практика Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.
Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. «Расспросные речи» - прообраз интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов
Художественно-техническое оформление издания
Теория
а) Формат издания и количество колонок.
б) Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.).
в) Колонтитул и его роль в издании.
г) Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
д) Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.
е) Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
ж) Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность и. д. Понятие «выходные данные»
Практика
а) Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования.
б) Вёрстка, основные её правила.
в) Виды вёрстки. Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, её назначение и краткая характеристика.
г) Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала.
д) Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия.
е) Приёмы выделения материала на полосе.
ж) Разработка постраничного графического макета номера газеты.
з) Первая страница, её типы.
Редакционно-издательская деятельность
Теория Типы и виды школьных газет.
а) Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение, фигурная, объёмная, уикендовый номер и проч.
б) Школьная газета и веб-сайт.
Практика Редакторская правка.
а) Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др.
б) Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки.
в) Фотонаполнение номера.
г) Работа с цветом.
Экскурсии
Организация и проведение экскурсий в типографию СЗИП. Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке СЗИП. Обсуждение. Правила поведения.
Подведение итогов
Подведение итогов обучения за год. Обсуждение выпусков печатных изданий. Анализ достижений детей, самоанализ. Задание на лето. Награждение отличившихся детей.
(2 год обучения)
Вводное занятие.
План работы объединения на год. Демонстрация работ с объяснением техники исполнения. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила поведения на улице, в школе, в объединении. Правила пожарной безопасности.
Введение в историю журналистики
Теория. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ
а) Особенности современных детско-юношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, литературно-художественные, экологические, церковные и проч.
б) Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в вашей области и других регионах.
в) Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить.
Практика. Составление дайджеста. Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в вашей области и других регионах. Мастерская жанров.
Основы журналистики
Теория. Очерк.
а) Что такое очерк. Его основные черты.
б) Виды очерков.
в) Типы очерковых публикаций
Зарисовка.
а) Что такое зарисовка. Её основные черты.
б) Виды зарисовок.
в) Способы написания зарисовки
Фельетон и памфлет.
а) Что такое фельетон и памфлет.
б) Элементы и разновидности фельетона.
в) Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова.
г) Фельетон в современной прессе
Эссе.
а) Что такое эссе. Правила написания.
б) Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.
Практика.
Культура речи.
а) Знакомство с термином «газетный язык».
б) Требования к языку СМИ.
в) Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др.
г) Лексические и синтаксические особенности газетного языка.
д) Газетные штампы.
Художественно-техническое оформление издания
Теория. Информация (новость)
а) Что такое информация (новость) и её основные черты.
б) Типы информации.
в) Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.
г) Правила построения информации.
д) Методы получения информации.
е) Факт как основа информационных жанров.
ж) Собирание школьных новостей.
з) Техническое оснащение юнкора.
Практика.
Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Работа с техническими средствами
Приёмы написания статей.
Редакционно-издательская деятельность
Теория.
Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив.
а) Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности.
б) Кто и что делает в редакции.
в) Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.
г) Работа над концепцией газеты.
д) Пресс-документы и пресс-мероприятия.
е) Редакционные кампании.
Практика.
Создание рекламного текста. Редактирование. Работа в группах, создание бюллетеней, боевых листков в малых редакционных группах.
Экскурсии
Организация и проведение экскурсий в типографию СЗИП. Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке СЗИП. Обсуждение. Правила поведения.
Подведение итогов
Подведение итогов обучения за год. Обсуждение выпусков печатных изданий. Анализ достижений детей, самоанализ. Награждение отличившихся детей.
Методическое обеспечение
Программа реализуется при наличии:
дидактического материала:
Наглядного материала таблиц,
Рефератов
статей.
Информационно массовых продуктов
специальной литературы
набора упражнений, тренингов, игр;
Справочники. Энциклопедии. Классика:
Большая и Малая Энциклопедии – многотомных изданиях, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
Детской энциклопедией (хорошим помощником для журналистов, работающих в детской прессе);
Толковыми словарями русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
Словарем иностранных слов (желательно, более свежего издания);
Словарем синонимов (поможет избежать тавтологии, найти самое подходящее определение);
Словарем русских пословиц и поговорок;
Изданиями периодической печати (журналы, газеты)
материально-технического обеспечения:
компьютера,
cканера,
принтера,
цифровой камеры
аудиовизуальных средств.
Литература для педагогов:
Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.
Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « МарТ»; Ростов «МарТ», 2006.
Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004
Белинская Е.П. , Как стать лидером.- М., 2000.
Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
Бобрик Н. Д. Патриотизм : знак вопроса . Журнал «Школьная библиотека.»,№2, 2000 .- С. 40.
Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,1982.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.
История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.
Конституция Р Ф.- М., 1997.
Мучник Б. С. Человек и текст.- М.,1985.
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество.- М.,2003.
Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. –М.,1975.
Пленкин Н.А, Уроки развития речи : 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М., 1995.
Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург,1996.
Правовая защита прессы и книгоиздания.- М., 2000.
Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы/ сост. А.А. Журин.-М.: Дрофа, 2007 .
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика.- М., 1998.
Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Устав Союза журналистов Российской Федерации.
Щуркова Н, Е. Классное руководство: игровые методики. - М.,2001.
Литература для детей:
Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.
Бунин И. А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1.-М.,1988.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М., 1990.
Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. Для учащихся. –М. : Просвещение, 1983.- 256 с.
Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Маршак С. Я. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. Воспитание словом / Отв. ред. С. В. Михалков.-М.,1990.-576 с.
Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей , выступая публично: Пер. с англ.- Мн.: Современный литератор,2002.- 816 с.
Психологические тесты.- М., 1996.
Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания. 10-11кл.: уч. пособие - М, :Дрофа,2006.
Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005
Твен М. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. Перевод с нагл. / Сост. В. Кодолова.-М.,1995.
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: - М.,1996.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...