Занятие - импровизация «Путешествие по музыкальным волнам»
учебно-методический материал
Тема «Путешествие по музыкальным волнам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема «Путешествие по музыкальным волнам» | 446.11 КБ |
Тема «Путешествие по музыкальным волнам» | 235.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Путешествие по музыкальным волнам»
Форма: занятие-путешествие с элементами театрализации.
Тип: занятие – знакомство с новыми знаниями, совершенствование и развитие знаний, умений и навыков.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный (просмотр слайдов), частично-поисковый (совместное решение проблемы на препятствиях), репродуктивный (воспроизведение импровизационных умений и навыков).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель: способствовать развитию музыкальных, вокально-творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- знакомство с новыми знаниями;
- развитие импровизационных способностей;
- воспитание коллективизма, интереса к музыкальному искусству.
Оборудование: синтезатор, проектор, экран, компьютер, штурвал, бинокль, сундук, 2 парты, 12 стульев, шумовые музыкальные инструменты (маракасы, треугольники, трещётки, ложки, барабан)
Учебно-наглядный материал: слайд-шоу, карточки с заданиями.
Музыкальный материал: песня-приветствие «Музыка, здравствуй», шумовые эффекты, фрагмент симфонического вступления «Океан – Море синее к опере Н. Римского – Корсакового «Садко», песня М. Шаинского «Песенка Мамонтёнка», А.Ермолов «Гимн Музыке».
Структура занятия
Вводная часть:
- организационный момент;
- актуализация знаний обучающихся;
- постановка цели занятия.
Основная часть:
- Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп».
- Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф».
- Звуковая импровизация «Второй звуковой риф».
- Вокальная импровизация «Кит Песня».
- Танцевальная импровизация Кит Танец».
- Кит Марш.
Заключительная часть:
Рефлексия. Подведение итогов занятия
Ход занятия
Организационный момент
Входит педагог под музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй» и поёт вместе с детьми:
Музыка, здравствуй,
Музыка, здравствуй,
Музыка, музыка!
Педагог (поёт):«Здравствуйте, девочки!»
Девочки (поют):«Здравствуйте!»
Педагог: «Здравствуйте, мальчики!»
Мальчики (поют): «Здравствуйте!»
Все вместе: «Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте! Здравствуйте!
Здравствуйте все!»
Педагог:Для начала предлагаю познакомиться. Меня зовут (пропевает своё И.О.)Валерия Андреевна.А как ваше имя? Пусть каждый пропоет его!
Дети пропевают каждый свое имя.
Педагог: Вот мы и познакомилась, каждый из вас придумал мелодию своего имени. Говоря музыкальным термином – мы импровизировали.
Педагог:(Вывести на экран) Импровизация - это
Можно еще слайд какие виды импровизаций вы знаете?
Вокальная
Инструментальная
Звуковая импровизация (шумовая)
Танцевальная
Педагог:У нас сегодня необычное занятие. Занятие – путешествие. Путешествие в удивительную страну, которой правит Королева Музыки.А вы любите путешествовать?
Дети: Да, любим!
Педагог: А что мы все берем с собой в путешествие?
Дети: Чемодан.
Педагог: Правильно! А я для нашего путешествияприготовила сундучок, куда собрала все необходимое, что нам понадобиться в плавании, все эти вещи помогут нам преодолеть препятствия.
Итак, мы отправляемся впутешествие по музыкальным волнам на корабле знаний.И, как капитан корабля, даю вам важное напутствие:в музыкальном путешествии старайтесь проявить творчество, активность, дружелюбие к своим товарищам. А сейчас, ребята, приступим к изучению маршрута. Нам нужна карта!(прошу достать ребенка карту из сундучка)
Педагог:Обратите внимание на карту музыкального путешествия.Какие препятствия нас ожидают на нашем пути?
Дети: Нам необходимо будет преодолеть архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, музыкальныепрепятствия и достигнуть мыса, где живёт Королева Музыки.
Основная часть
Педагог: "Друзья, поднимем паруса и прямо в океан!
Полный вперёд!
(Педагог-капитан крутит штурвал. Звучит шум волн океана. На экране слайд «Природа океана». )
- Ритмическая импровизация «Архипелаг Ритмохлоп».
Педагог: «Музыкальный океан открыл для нас свои просторы. СЛАЙД
Посмотрите, впереди «Архипелаг Ритмохлоп», которыйнам предстоит преодолеть.
Педагог: Давайте посмотрите на задание первогопрепятствия.
Придумайте и по цепочке прохлопайте ритмические комбинации, вначале в медленном, а затем в быстром темпе.(Задание на слайде)
(дети выполняют упражнение по цепочке)
Педагог: Ребята, а вы знаете, как называется такой вид импровизации?»
Дети отвечают: «Ритмическая импровизация»(на доску)название
Педагог: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, поэтому наш корабль проплывает Архипелаг, и его несут музыкальные волны вперёд»
(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)
2. Инструментальная импровизация «Первый звуковой риф»
Педагог: Полундра! Впереди я вижу звуковые рифы. Боюсь, что наш корабль может потерпеть крушение, поэтому намнеобходимо преодолеть препятствия.
Итак, посмотрите на задание первого звукового рифа.
«Ребята, озвучьте скороговорку, с помощью шумовых музыкальных инструментов».На слайд.
(Командам выдаются ложки, бубен, трещетки и даётся 3 минуты на подготовку)
Скороговорка: СЛАЙД
1 команда:
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель
2 команда:
И матросы три недели
Карамель на мели ели
Педагог: «Команды, готовы? Дружно продемонстрируйте нам – что получилось»
(Дети показывают выполненное задание)
Педагог: «Команды, готовы? Дружно продемонстрируйте нам – что получилось»
(Дети показывают выполненное задание)
Педагог: «Ребята, как называется вид выполненной импровизации?»
Дети: «Инструментальная импровизация»(на доску)название
- Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»
Педагог: «Верно, ребята. Первый риф мы успешно преодолели, отправляемся в путь!
(Звучит шум океана. Капитан смотрит в бинокль)
Держим курс на второй звуковой риф! Но сначала узнаем какое задание нам приготовили.(вынимает из сундука следующее задание)
Задание выводится на слайд.
«При помощи своего голоса озвучьте рассказ «Таинственный остров». Я буду читать предложения рассказа, а в тех местах, где остановлюсь, смело импровизируйте».
Таинственный остров.
Педагог: «Около музыкального океана находится таинственный остров.
На его полянах растут лиловые колокольчики. Они звонко поют песенку.
Дети: Дин-дон-дили-дили, ля-ля-ля
Педагог: К этой мелодии присоединяется и весёлый наигрыш кузнечика
Дети: Кюи-кюи, ум-ца-ца,
Педагог: И сердитое жужжание пчёл.
Дети: Ж-ж-ж.
Педагог: И красивое пение птиц.
Дети: Ку-ку, ку-ку, чик-чи-рик,
Педагог: Прилетел с океана ветер, подул на деревья и задул, загудел
Дети: у-у-у
Педагог: Зашумела трава
Дети: ш-ш-ш
Педагог: Закапал тёплый дождик
Дети: Кап-кап
Педагог: И выглянуло солнышко,дирижируя лучами хору таинственного острова!
Педагог: Молодцы! Вы справились с задание. Как называется такой вид импровизации?
Дети: Звуковая импровизация.(на доску)название
Педагог: Ребята, благодаря вашей находчивости, наш корабль благополучно обошёл звуковые рифы. Полный вперёд!
(Капитан крутит штурвал. Внезапно звучат фанфары, шум штормовых волн, «выплывают» три «кита» музыки: песня, танец, марш.)
Кит: Здравствуйте, отважный капитан и смелые ребята!
Дети: Здравствуйте!
Кит: Как всякий дом стоит на своём фундаменте, так и мы держим на своих плечах мир музыкального искусства. Вы узнали нас? Ребята, кто мы такие?
Дети: Вы – основные жанры музыки: песня, танец, марш.
Кит: Правильно. Ребята, вы прошли многие испытания и, я думаю, вы непременно выполните наши задания идостигните «Музыкального мыса», где живёт Королева Музыки.
- Вокальная импровизация «Кит - Песня»
Кит: Так как меня зовут Песня, предлагаю вам сочинить мелодии к предложенным четверостишиям.
СЛАЙД. Раздать детям текст, команды придумывают музыку к четверостишьям.
Краб. Это неуклюжий краб –
Он и ходит кое-как,
Вперевалку, меж камней,
Он торопится скорей
Морской конёк.
Погляди - морской конёк,
Как лошадка – прыг да скок.
Вместо ножек – завитушка,
Сам, как детская игрушка!
(ребята демонстрируют выполненное задание)
Кит: Я очень доволен вами. А как называется такой вид импровизации?
Дети:Вокальная импровизация. (на доску)название
- Хореографическая(или танцевальная) импровизация «Кит Танец»
2 Кит: А я, как самый подвижный обитатель музыкального океана, Кит Танец, приготовил вам задание праздничное, весёлое.
(просмотр слайда)ВИДЕО БАЛ У НЕПТУНА
Представьте себе, что вы на балу у Нептуна. Как бы вы танцевали, если бы были такими обитателями океана, как крабик или просто рыбка
(командам дается из сундука морской обитатель)
Кит:Итак, вы получили образ и, используя пластические движения, двигайтесь под музыку.
(На фоне шума океана звучит светлый вальс.Дети танцуют, изображая жителей океана)
Кит: Молодцы, ребята!
Педагог: Ребята, какой вид импровизации вы использовали по заданию Кита - Танца?
Дети: Мы использовали танцевальную импровизацию. (на доску)название
- Ритмическая импровизация «Кит Марш»
3 Кит: Так как я марш, то предлагаю вам выполнить моё любимое задание.
(Задание:Игра «Три кита».Прозвучит несколько музыкальных фрагментов (песня, танец и марш), детям предлагается маршировать, если музыка является маршем)(Дети исполняют песню, ритмично маршируя)
3 Кит:Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с моим заданием. Дальше вам необходимо плыть прямо по мелодической волне к музыкальному мысу. Ещё чуть-чуть и произойдёт ваша встреча с Королевой Музыки!
Педагог: Ребята, как называется такой вид импровизации? Мы с ней сегодня уже встречались.
Дети: Ритмическая импровизация.
Все Киты вместе уплывают: Удачи вам!
Педагог:Ребята, посмотрите, мелодическая волна подхватила наш корабль и понесла вперёд, к заветной цели.Полный вперёд!
(Капитан крутит штурвал.Звучит шум шторма)
Заключительная часть «Подведение итогов занятия»
(Иллюстрация музыкального мыса. Звучит классическая музыка торжественного характера)
Педагог: Бросить якорь!Корабль причалил к музыкальному мысу. Здесь живёт Королева Музыки!
Королева:Я приветствую вас, отважный капитан, смелые и талантливые ребята! Мне очень приятно видеть вас. Вы не побоялись трудностей и совершили путешествие по моему огромному и загадочному океану. Ребята, какие препятствия встретились на вашем пути?
Дети: Архипелаг Ритмохлоп, Звуковые рифы, задания от трёх Китов,
Королева: С какими видами музыкальной импровизации вы столкнулись на своём пути?
Дети: Мы познакомились с ритмической, танцевальной, звуковой, вокальной, инструментальной.
Педагог: Да, уважаемая Королева Музыки, мои ребята благополучно прошли все испытания. Они хорошо усвоили тему "импровизация" и смогли применить её на практике.
Королева: Я увидела, что в путешествии вы проявили, кроме творчества- терпение, находчивость и взаимовыручку.Именно поэтому я всем вам вручаю музыкальные путёвки в следующее путешествие по необъятному океану.
(Под фанфары торжественно вручает всем ребятам музыкальные путевки).
Педагог, играя на музыкальном инструменте:
Ритуал прощания!!!
Музыка, до свидания,
Музыка, до свидания,
Музыка, музыка!
Педагог (поёт): «До свидания, девочки!»
Девочки (поют): «До свидания!"
Педагог: «До свидания, мальчики!»
Мальчики (поют): «До свидания»
Все вместе: «До свидания, взрослые!
До свидания, До свидания,
До свидания, все!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АРХИПЕЛАГ РИТМОХЛОП
Ритм
«Первый звуковой риф»
Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели
Звуковая импровизация «Второй звуковой риф»
Таинственный остров . Около музыкального океана находится таинственный остров. На его полянах растут лиловые колокольчики. Они звонко поют песенку К этой мелодии присоединяется и весёлый наигрыш кузнечика И сердитое жужжание пчёл И красивое пение птиц Прилетел с океана ветер, подул на деревья и задул, загудел Зашумела трава Закапал тёплый дождик И выглянуло солнышко, дирижируя лучами хору таинственного острова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Тематического занятия «путешествие по музыкальным жанрам (старшая группа)
Знакомить детей с различными жанрами в музыке, учить различать марш, песню, танец и т.д....
Конспект занятия в старшей группе "Музыкальное путешествие"
Музыкальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий...
Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано
Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...
Путешествие со звуковой волной
Путешествие со звуковой волной...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
«Путешествие по музыкальным волнам»
РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ...
Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы
Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...