Методическая разработка урока-рефлексии "Дом души"
план-конспект урока (9 класс)
Занятие основано на использовании работы учащихся с мандалой, как средством коррекции психоэмоционального состояния
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zdorovya_dom_dushiword.docx | 590.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия «Урок здоровья»
Урок-рефлексия
«Мандала - дом души»
для учащихся 8-9 классов
Автор-составитель:
учитель дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 461 Колпинского района
Сердюк А. А.
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: обобщение пройденного материала, закрепление устойчивого психоэмоционального состояния, самопознание.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии, самостоятельной постановке цели урока и реализация коррекции психоэмоционального состояния, самопознание через создание творческого продукта – мандалы.
Основная задача урока: создание условий для формирования мотивированной компетентной личности учащегося, способной самостоятельно ставить цели и задачи на пути к ее достижению.
Задачи:
∙ способствовать формированию универсальных учебных действий, направленных на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
∙ формирование активной рефлексии как условия для осознания пройденного пути и формирования универсальных учебных навыков и достижения метапредметных результатов обучения
∙ научить детей осуществлять выбор материала для создания творческого продукта с учетом своих способностей
∙ воспитывать бережное отношение к своей душе (психике)
∙ развивать умения устанавливать взаимосвязь между внутренним состоянием и его воплощением в творческом продукте
∙ развивать умения работы с собой через самоосознание (эмоции, чувства) и их проявления в результате творческого труда
∙ пропагандировать здоровый образ жизни не только через физическую активность, но и через «работу души», активизировать познавательную активность учащихся, расширять творческие способности.
План урока:
Приветствие учителя.
- Мотивация (самоопределение) коррекционная деятельность (2 мин.)
На доске (экране) изображение Сфинкса
и слова:
Я видел, что все, все пути, которым я следовал, все шаги, которые я делал, приводили меня обратно к одной единственной точке -- а именно, к центральной точке.
Мне становилось все более и более ясно, что мандала - это центр. Это - представитель всех путей. Это - путь к центру.
Карл Густав Юнг
Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Добрый день, ребята! Посмотрите на экран и прочтите приведенные цитаты.
Предположите, какова цель нашего занятия и какие задачи вам предстоит решить на пути к ней?
Учитель выслушивает версии детей и предлагает ответить на вопрос, разделив цитаты на части. Учитель с учащимися формулируют цель и задачи внеурочного занятия.
Итак, мы будем
делать шаги;
идти к точке или к центру;
прокладывать путь к этому центру;
использовать нестандартное мышление;
узнавать новые концепции
Формулировка цели (этап 1)
Итак, наша Цель некий центр
Основная задача – движение
Частные задачи:
- Использование нестандартного мышления.
- Узнавать новые концепции (* Концепция (в педагогике) — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей).
Теперь давайте определим, ребята, через что мы будем реализовывать эти задачи, каким способом будем достигать цели?
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (3 мин.).
Подумайте, с какой сферой человеческой деятельности связано все новое и нестандартное?
Учитель заслушивает варианты ответов детей, подводя их к теме творчества в жизни человека.
- Конечно, это творчество, ведь нигде так не раскрывается человеческое Я как в творчестве!
Но сегодня мы займемся не просто творчеством, а целительным творчеством. Сегодняшнее занятие это конечный пункт на пути, который вы проделали к себе в ходе тренинга.
Ребята! Как вы думаете, где живет душа человека, есть ли у нее дом?
Возможные ответы детей:
Дом души – тело.
Душа живет в сердце.
Душа находится в груди.
Самопознание – трудная задача?
Что может помочь на пути самопознания? Какими способами можно познать себя?
Формулировка цели (этап 2)
Цель: Самопознание через творчество.
III. Локализация индивидуальных затруднений (3 мин.)
Сегодня у нас заключительное занятие тренинга.
Подумайте, все ли вам удалось понять о себе, на все ли вопросы вы получили ответы в ходе тренинга?
Учитель выслушивает ответы учащихся.
Дети сами отвечают и выявляют те личностные задачи, которые им не удалось разрешить.
Почему я не могу (далее дети сами вставляют обозначение области затруднений)?
Чего мне хватает для правильного решения?
На этом этапе учащиеся ищут инструменты (способы) для решения личностных задач.
Учащиеся приходят к выводу, что творчество – способ решения.
IV. Построение плана коррекции выявленных затруднений (5 мин).
Способ решения проблемы вы уже нашли. Это творческий процесс.
Теперь необходимо составить план решения проблемы.
Для того, чтобы лучше узнать себя я предлагаю вам создать творческий продукт, отражающий ваше внутреннее содержание.
Чтобы точно определить, что нам понадобится, какой продукт мы будем создавать,
Давайте снова обратимся к словам Густава Юнга.
Посмотрите как называет Юнг тот центр (душа) к которому стремится каждый человек?
- Мандала (изображение мандалы Юнга на экране).
Что же такое мандала?
Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».
Мандала - это санскритское слово, переводится как «священный круг».
Формулировка цели (этап 3):
Создание мандалы.
Определяем средства:
Что нам понадобится для создания мандал?
Видеофрагмент «Создание мандалы тибетскими монахами).
Учащиеся предлагают, какие материалы можно использовать для создания мандалы.
Что поможет школьникам достичь цели?
Что понадобится (какие средства, материалы)?
Список возможных материалов: схема мандалы, цветные карандаши, цветной песок / бисер, лоскуты ткани, нити и т. п.
Формулировка цели (этап 3).
Цель: создание мандалы – инструмента отражения индивидуальности и самопознания.
Задача 1. Выбрать способ, которым будет создаваться мандала.
Задача 2. Создать мандалу выбранным способом.
План осуществления:
Дети составляют самостоятельно.
На основе плана создается индивидуальный мини-проект «Мандала».
VI. Обобщение возможных затруднений (10 мин.).
Вопросы для рефлексии
Что может мне помешать в создании мандалы?
Возможные ответы (помощь учителя в формулировании причины затруднений):
- Я никогда раньше этого не делал? (отсутствие опыта)
- Я не знаю, как делать мандалу? (отсутствие знаний)
- Я не умею (отсутствие навыков (умений).
- Я боюсь, что у меня не получится! (страх неудачи)
Помощь в преодолении. Учитель предлагает отгадать детям загадку.
Ребята отгадайте загадку!
Просмотр отрывка мультфильма «Загадка сфинкса» 1985 г. (5 мин.)
Ответ - жизнь человека.
Человек боится, сомневается, а жизнь идет.
Каждый наш шаг, каждое действие и есть жизнь!
Итак, смелее - за дело!
Учитель выдает шаблоны мандал для раскрашивания.
VII. Самостоятельная работа по шаблону (13 мин.).
В качестве шаблона учитель предлагает учащимся готовые схемы мандал для раскрашивания.
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось.
Дети делятся эмоциями, показывают друг другу свои мандалы.
Отвечают на вопрос учителя: Опыт занятия был полезен для каждого?
VIII. Включение в систему знаний и повторение (2 мин.).
Итак, ребята, когда вы закончили, дайте название своей мандале, так чтобы оно отражало ваши знания и ощущения, переживания и эмоции с которыми вы столкнулись в работе.
Дети оформляют мандалы-раскраски, дают им названия.
Итоговое задание создание проекта «Моя мандала», «Наша мандала» (индивидуальная и групповая творческая работа по созданию мандал в формате А5).
IX. Рефлексия учебной деятельности на занятии (4 мин.)
Я-мандала. Рассказ о себе и своей мандале в краткой форме.
Например, ребенок называет мандалу и описывает двумя-тремя словами философию заключенную в цвете и рисунке мандалы.
Дети оформляют итог в виде РАФТ-таблицы.
Роль мандалотерапии, для кого полезно (для какой аудитории предлагают эту работу), форма (материал изготовления), тема (что символизирует мандала).
Возвращение к этапу II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Дети, учитывая опыт, полученный на уроке, предлагают социальные категории людей для которых можно использовать мандалотерапию
Возможные варианты:
Роль (социальная) | аудитория | Форма/материал | тема |
ученик | подростки | бисер | любовь |
роль | аудитория | Форма/материал | тема |
сын | мальчики | Цветные карандаши и бумага | Взаимоотношения с родителями |
роль | аудитория | Форма/материал | тема |
подруга | Дети 14 лет | Ткань цветная | дружба |
роль | аудитория | Форма/материал | тема |
учитель | Женщины и мужчины после 45 лет | Шаблоны-раскраски | здоровье |
Рефлексия, согласование итогов урока с поставленными целями и задачами:
Учитель задает учащимся вопросы:
Ребята, как вы считаете, достигли ли вы основной цели урока?
Получилось ли у вас ставить цели?
Научились ли определять свое психоэмоциональное состояние?
Узнали ли какими способами можно это делать?
Подведение итогов (3 мин.):
Ребята, что вы думаете о сегодняшнем занятии?
Покажите цветом (возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует ответу):
Зеленый – было полезно
Красный – тема, к которой надо подходить с осторожностью
Желтый – я еще вернусь к этой теме
А теперь покажите цветом, с какими эмоциями вы уходите с занятия:
Учитель предлагает выбрать цвет по ощущению.
Спасибо вам за продуктивную работу! Вы проделали большой путь к себе. Молодцы! До свидания. Занятие окончено.
.
Литература и интернет-источники:
- Валерий Всеволодович Зеленский Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий, «Когито-Центр», 2004
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под редакцией А.И. Копытина СПб.: Речь, 2005
- https://zen.yandex.ru/media/psychedelic/karl-iung-mandala-kak-samoisceliaiuscaia-sila-59df0ff2ad0f2268c0589706?utm_source=serp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ОПК "О драгоценных качествах души"
Цель урока: актуализация пройденного материала по темам «Счастье жизни христиан», «Мудрость жизни христиан»; развитие умения анализировать произведения искусства, слушать музыку; воспитание чувства па...
Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"
15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....
" Душа моя, масленица!" - методическая разработка.
Цели урока: Дидактическая: Поможет приобщить учеников к миру народной культуры, познакомить с традициями русского народного календарно...
" Душа моя, масленица!" - методическая разработка.
Цели урока: Дидактическая: Поможет приобщить учеников к миру народной культуры, познакомить с традициями русского народного календарно...
Методическая разработка "Экология природы - экология души"
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души» (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...
Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...
Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс
М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов, у...