Доклад
методическая разработка
Доклад на семинаре
«Воспитание личности учащихся в процессе внеурочной
деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_vneurochke.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре
«Воспитание личности учащихся в процессе внеурочной
деятельности»
Подготовила: Гаврильченко Светланы Геннадьевны
п. Сосьва.
2017 год
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-профильных объединений... Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но тем не менее у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.
Следует различать внеурочную (внеклассную) воспитательную работу в школе и внешкольное воспитание.
Внеурочной называется, разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов школьников, которую организует во внеурочное время педагогический коллектив школы
Внешкольной работой называют, образовательно-воспитательную деятельность внешкольных учреждений, для детей и подростков.
Задача внеурочной воспитательной работы:
а) закрепление, обогащение и углубление знаний, расширение общеобразовательного мировоззрения, формирование научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования
Содержание внеурочной и внешкольной работы: умственное, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое воспитание.
Формы внеурочной работы - это виды объединений, способы организации учащихся и педагогов для совместной деятельности после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, рассчитанные на массовое или дифференцированную ученическую аудиторию.
Образованы познавательная деятельность; занятия по труду и занятия различными видами искусства, спортивно-массовая работа; игры и развлечения; внеклассное чтение.
Принципы организации по внеурочной и внешкольной воспитательной работе - это добровольное участие учащихся, развитие изобретательности и творчества, взаимодействие различных форм и видов
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Виды внеурочной деятельности
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и компаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого
Спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы.
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы.
В основе воспитательного воздействия пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.
Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и экскурсионные поездки.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
Направления внеурочной деятельности представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности и являются основанием для построения соответствующих образовательных и воспитательных программ.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, у-шу и спортивной подготовке.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ .минуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
- Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
- Общекультурное направление
- Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Работа ИЗО студии, театральной студии, танцевального кружка;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
- Общеинтеллектуальноенаправление:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
- Разработка проектов к урокам.
- Духовно-нравственное направление:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян
- Встречи с участниками «горячих точек»;
- Тематические классные часы;
- Подготовка к участию в городской программе «Учимся жить вместе»
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
- Конкурсы рисунков.
- Фестивали патриотической песни.
- Написание летописи родного края
- Социальная деятельность:
- Проведение субботников;
- Работа на пришкольном участке.
- Разведение комнатных цветов.
- Акции «Спаси дерево», «Помоги птицам»
«Тёплый дом», «Дари добро».
В ходе внеурочной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев).
Таким образом, российская школа должна построить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование выступают равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося. Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия.
Список литературы
- Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс до и после», № 2, 2013. (стр. 58)
- Журнал «Начальная школа», № 12, 2010 г., Москва (стр. 75)
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 5, 2012 г. (стр. 86-88.)
- Новые образовательные стандарты // Основная образовательная программа начальной школы, 2012 г.
- Стандарты второго поколения // Внеурочная деятельность школьников//2011 г. (стр. 7-12)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....