Уроки нравственности
рабочая программа (8 класс)

Гайнутдинова Ляля Назифовна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_2020-21_gaynutdinova_l.n.docx467.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом по школе

от 31.08.2020 № 249

протокол педсовета №1 от 31.08.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

ПРОГРАММА

 по духовно-нравственному воспитанию 

«Уроки нравственности»

 9 класс

 

Составитель: 

Гайнутдинова Л.Н.

кл.руководитель 9Б класса

                                         

                                       г. Нижневартовск

                                                     2020 год

                                                                Содержание.

            Пояснительная записка.

  1. Содержание  курса.
  2. Планируемые результаты изучения курса.

      3.   Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

                                                           Пояснительная записка

Жизнь современного российского общества должна быть направлена на нравственное развитие нового человека. Программа нравственного образования является обязательным компонентом непрерывного общего среднего образования.                                                                                                              Человек живёт и развивается в обществе, отсюда вытекают дополнительные задачи, которые мы ставим через уроки нравственности. Это базовые социально-коммуникативные компетенции: развитие навыков взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи среди учащихся. Программа «Уроки нравственности» предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребёнка на свободное нравственное развитие и обогащение. Во-первых, она знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала; во-вторых, объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая зачаткам этической мудрости; в-третьих, содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности. Основой воспитания и самовоспитания подрастающего поколения является школа, где молодые люди получают необходимое образование и нравственное развитие.  «Уроки нравственности» направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения.  Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие», «здоровый образ жизни». Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении уроков, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.                                                                                           Цель программы – формирование нравственности, патриотизма и гражданственности.                              Задачи  – подготовить обучающегося к полноценной жизни в современном обществе,                                                    развивать духовное единство между детьми, устанавливать взаимное доверие;                                                        предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;  прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.                                                                                                                                             Программа включает в себя 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.                                           Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.                    

                                                 1.Содержание курса.                                                                                                                                                                                                                                  Раздел 1: Моральный и нравственный мир подростка.                                                                                         Общее понятие о морали, как нравственных правилах общения, регулирующих все отношения людей и определяющих требование к их поведению.                                                                    Изучения в процессе методик использования диагностических и игровых нравственных проявлений личности, влияния и наличия нравственных потребностей подростов. Знакомство с делами, действиями и поступками как главными показателями нравственности человека. Характеристики нравственного облика подростков. Определение возможностей усвоения нравственных знаний детьми. Рассмотрение типичных особенностей нравственного мира подростков

Раздел 2: Основные понятие морали.                                                                                                                      Значения моральных знаний в жизни каждого человека. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни.  «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла.  Долг как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Долг как нравственная обязанность человека по отношению к другим людям, обществу и к самому себе.  Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности.  Совесть как внутренний регулятор поведения человека, как выражения общественной сущности человека. Содержание понятие «совесть». Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. ответственность как нравственное требование к личности и долг человека за достижения требуемого результата и за последствия их своих действий.  Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности.                                        

 Раздел 3: Нравственные нормы как правила поведения.                                                             Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности. Нравственные нормы как моральные представления и понятия и как элемент моральных отношений. Понятия о возникновении моральных норм. Применение нравственных норм к конкретным обстоятельствам, выработка привычек их выполнения без принуждения. Разбор конкретных примеров, характеризующие нравственные нормы и их усвоение взрослыми и школьниками. Значение нравственных норм для общества и жизни человека. Нравственные нормы и их усвоение – признак нравственной зрелости людей.                                                                                                      Раздел 4: Моральные отношения и нравственные ценности.                                                          Понятие о моральных отношениях людей как совокупностей,  зависимостей и связей, возникающих в процессе общения и нравственно-значимой деятельности; зависимость моральных отношений людей от определённых обязанностей. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине.  Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе, и забота о её сохранности.  Отношение человека к другим людям. Проблема товарищества и дружбы. Отношение к коллективам и группам общения. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.                                                                                                                 Раздел 5: Культура нравственного поведения.                                                                                Понятие культуры нравственных взаимоотношений людей, нравственные основы внешней и внутренней культуры поведения человека. Культура нравственных взаимоотношений старших и младших поколений, детей разного возраста, мальчиков и девочек. Содержание правил культурного поведения подростков. Правила вежливости, правила точности и обязательности. Культура речи, культура внешнего вида. Правила гостеприимства. Поведение на улице, в общественных местах и транспорте. Уважительное отношение мальчиков и девочек. Общие правила культурного поведения у подростков.

                                     3. Планируемые результаты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.                                                                                     У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.                                          Личностные универсальные учебные действия:                                                                                                          будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;                                                                                                                                       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;                                                                                     развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;                                                                    обучающийся получит возможность для формирования:                                                                                              морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.                                                         Регулятивные универсальные учебные действия:                                                                                      обучающийся научится:                                                                                                                                              принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                                         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;                                                                                                                                                                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;                                                                                                                                          адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.                                                                Познавательные универсальные учебные действия:  обучающийся научится:                                           осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                                                                Коммуникативные универсальные учебные действия:                                                                                        обучающийся научится:                                                                                                                                         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;                                                                                                                                                          допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;                                                                                                                                                      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.                                                                                                                              

                                                                                                                                                     

                           3.Тематическое планирование занятий

№  

Дата план          

Дата факт.

Кол-во часов

                          Тема

8

Человек в обществе, нормы и правила его поведения. Здоровый образ жизни.  

1-2

08.09 15.09

2

Как быть хорошим человеком?

3

22.09

1

           Хороший человек, кто он?

4-5

29.09 06.10

2

           Здоровый образ жизни - мой выбор.

6

13.10

1

           Наши чувства и поступки.

7

20.10

1

Учись быть здоровым.

8

27.10

   

1

Секреты здорового питания.

6

Личные качества человека

9

17.11

1

        Личные качества человека.

10

24.11

1

Искоренение вредных привычек.

11

01.12

1

        Мир против наркотиков.

12

15.12

   1

Как быть тактичным и сдержанным?

13

22.12

   1

Характеристика личностных качеств школьника.

14

29.12

1

Учись быть здоровым.

10

Я и мои близкие

15

12.01

1

Я и мои близкие.

16

19.01

1

Движение – девиз моих близких.

17

26.01

1

Кто они, близкие мне люди.

18

02.02

1

Что от меня ждут близкие.

19-20

09.02 16.02

2

Моя семья: за что я люблю?

21-22

02.03 09.03

2

Как я выбираю друзей?

23-24

16.03 23.03

2

Почему ссорюсь с друзьями?

10

Правила поведения

25-26

30.03 06.04

2

Правила поведения.

   27-28

13.04 20.04

2

Поведение – основа общения.

29-30

27.04 04.05

2

Нормы правила, обязательные для всех.

31-32

11.05 18.05

2

Чего в другом не любишь - то сам не делай!

33

25.05

1

Чтобы все были честными.

34

28.05

1

Деловая игра «Давайте общаться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...