Дополнительная общеразвивающая программа "Ракетомоделирование"
рабочая программа

Стоюхин Андрей Юрьевич

Ракетное моделирование – это работа по созданию ракет в исследовательских или спортивных целях.

Технические виды спорта являются  уникальным направлением творческой деятельности, они соединяют в себе науку, технику, спорт, а также учат творчески мыслить и изобретать, применять полученные знания на практике. Поддержка технического творчества дает возможность на распространение наиболее приемлемых и результативных технологий, форм организации учебно-воспитательной деятельности через семинары и индивидуальные консультации, разработку экспериментальных программ, развитие научного пространства методической службы в муниципальной системе образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoyuhin_nauka_baz_180_s_ukp.docx113.96 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (юношеского)  ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ЮНОСТЬ”

Адрес: Россия, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, проезд Новозагорский, д. 3А  тел: (496) 540-49-38 e-mail: unostcdtt@mail.ru

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от«____»__________20___г.

Протокол №

                    Утверждаю:

Директор МБУ ДО ЦДТТ «Юность»

        ____________О.Л. Краснов

                «____»___________20___г.        

                                                         

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

творческого объединения

«Ракетомоделирование»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 8-16 лет

Срок реализации программы: 2 года

              Составитель:

              Стоюхин Андрей Юрьевич

педагог дополнительного образования

г. Сергиев Посад

2019        

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2. Цели и задачи программы        4

1.3 Актуальность программы        5

1.4 Отличительные особенности программы        7

1.5 Нормативно-правовое обеспечение программы        8

1.6 Формы обучения и виды занятий по программе        9

1.7 Объемы и сроки программы……………………………...……………………10

1.8 Ожидаемые результаты программы        12

1.9 Материально-техническое обеспечение         15

1.10 Учебный план         16

2. Методическое обеспечение программы        30

3. Список литературы        36

Приложение……………………………………………………………...………...... 38

УКП…………………………………………………………………………………....41


1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Ракетное моделирование – это работа по созданию ракет в исследовательских или спортивных целях.

Технические виды спорта являются  уникальным направлением творческой деятельности, они соединяют в себе науку, технику, спорт, а также учат творчески мыслить и изобретать, применять полученные знания на практике. Поддержка технического творчества дает возможность на распространение наиболее приемлемых и результативных технологий, форм организации учебно-воспитательной деятельности через семинары и индивидуальные консультации, разработку экспериментальных программ, развитие научного пространства методической службы в муниципальной системе образования.

Направленность образовательной программы – техническая. Главным образом программа направлена на подготовку спортсменов – юношей для выступления на соревнованиях различного уровня – от муниципального до международного масштаба..

        Краткая характеристика предмета

Ракетомоделизм – конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, моделей ракет, в технических и спортивных целях  Всё лучшее и передовое, что накоплено и разработано человечеством  за века своего существования впитали в себя современная наука и промышленное производство ракетно-космических аппаратов.

Ракетно-космическая отрасль играет ведущую роль в обеспечении военно-экономической безопасности, оказывая существенное влияние на уровень военного, экономического, научного потенциалов России.

Известно, что знаменитые конструкторы ракет и самолетов в детстве увлекались ракето- и авиамоделированием. Так, например, Сергей Павлович Королев – самый известный конструктор ракетоносителей в мире, в детстве занимался в авиамодельном кружке ОСОАВИАХИМ. А Александр Сергеевич Яковлев – советский авиаконструктор – в  школе был активистом радио- и авиамодельных кружков.

1.2 Цель и задачи программы

Данная образовательная программа ставит целью: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия ракетомодельным спортом творчеством формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решить в ходе реализации программы.  

Обучающие (предметные)

Базовый уровень

  • сформировать  у обучающихся базовые  знания  по  ракетному моделированию;
  • познакомить обучающихся с  основами  аэродинамики;
  • расширить и углубить знания по истории космонавтики и авиации;
  • предоставить возможность научиться основам работы на станках;
  • научить создавать рабочий чертеж моделей, в том числе с помощью компьютерного моделирования (программа Компас, Автокад)
  • сформировать умения и навыки по созданию и конструированию моделей-копий.

Воспитательные (личностные)

  • воспитывать  уважение к труду и людям труда,
  • воспитывать  волю, стремление к победе,
  • воспитывать  чувство самоконтроля
  • воспитывать гражданские качества личности, интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, чувство долга
  • содействовать формированию этических и нравственных качеств личности, таких как честность, правдивость, добросовестность, трудолюбие, взаимовыручка, аккуратность, бережливость, терпение, умение радоваться успехам товарищей и противостоять неудачам.

Развивающие (метапредметные)

  • способствовать развитию у детей технического мышления
  • способствовать мотивации обучающегося к познанию, занятиям техническим творчеством;
  • способствовать выявлению и развитию у обучающихся технических способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности (базовый уровень).
  • способствовать развитию у ребят изобретательности, конструкторского мышления, выдумки, смекалки
  • способствовать развитию интереса к технике и конструированию;
  • способствовать развитию конструкторских и инженерных навыков;
  • способствовать развитию у обучающихся самосознание, познавательные и профессиональные интересы.
  • создавать  условия для  саморазвитию обучающихся,
  • обучить обучающихся планированию своей работы;
  • способствовать начальной профориентации обучающихся.

1.3 Актуальность программы

В настоящее время в связи с развитием в стране новых социально-экономических отношений техническое (научное и спортивное) творчество учащихся приобретает особую значимость.

Программа написана для обычных детей и рассчитана на то, что занятия в данном объединении помогут школьникам в развитии их технические, познавательные и творческие способности, разовьют навыки самостоятельного, творческого труда по конструированию, постройке и запуску моделей ракет, познакомят юных ракетомоделистов с основами ракетостроения и самолетостроения.

Программа выстроена таким образом, что ребята могут увидеть результат своего труда, при этом каждый этап работы на занятиях является новой ступенькой, позволяющей обучающимся чувствовать движение вперед.

На занятиях ракетомодельным спортом с помощью конструирования летающих  моделей можно не только понять, как устроены и действуют летательные аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов.

Именно на занятиях  ракетомоделизмом вырастают и воспитываются будущие  исследователи и конструкторы. Вместе с тем, ракетомодельный спорт является одним из наиболее популярных технических видов спорта.

Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с ракетостроением.

Создание моделей ракет способствует расширению знаний по ряду предметов школьной программы (технология, физика, геометрия), развивает творческие способности, любознательность, изобретательность, воспитывает терпеливость и настойчивость в преодолении трудностей.

Один из путей актуализации идеи свободного выбора деятельности в дополнительном образовании детей - изучение возможностей метода проектов, который успешно применяется в различных педагогических системах. Педагогический эффект данного метода основывается на том, что проектная деятельность мотивируется решением личностно - значимой проблемы ребенка. Это является предпосылкой самостоятельного выбора учащимися направления и характера их деятельности.

Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных умений ставить цели и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

1.4 Отличительные особенности программы

Отличительной  особенностью данной программы является то, что  на занятиях создаются условия, благодаря которым ребята проектируют, конструируют стендовые и летательные модели для участия в соревнованиях.

Новизна программы заключается в использовании информационных технологий в спортивном техническом творчестве; комплексности получаемых технических знаний, что обусловлено потребностями изготовления самых современных спортивных моделей, в практическом использовании современных конструкционных материалов.

Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать наиболее интересный объект работы, приемлемый для него.

Особенности данной программы проявляются в оказании помощи школе и родителям в воспитании ребенка, способного принимать решения и отвечать за них, создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в техническом развитии, самовыражении и самоутверждении в честной спортивной борьбе.

Организация учебного процесса поставлена так, чтобы обучающиеся сумели усвоить теоретические знания и в дальнейшем на практике воплотили их в действие.

Последовательность тем программы обеспечивает постепенный переход от простого – к сложному, дает возможность постепенно раскрыть элементы конструкции и законы, относящиеся к летательным аппаратам.

1.5 Нормативно-правововое обеспечение программы

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих

образовательную деятельность педагога

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».
  5. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ  в Московской области (от кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендации, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации).
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г.».
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 2148-р «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.».
  10. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03.
  11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
  12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  13. Устав МБУ ДО ЦДТТ «Юность».
  14. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации».

1.6 Формы обучения и виды занятий по программе

Основной организационной формой обучения по данной программе является учебное занятие.

Форма занятий:

  • занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов видеофильмов и другого иллюстративного материала;
  • групповая практическая работа;
  • самостоятельная работа при постройке  моделей;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • выездные соревнования,
  • занятие в мастерской
  • индивидуальные консультации;
  • групповые консультации;
  • творческая лаборатория;
  • экскурсия на аэродром:
  • внутренние соревнования;
  • отчетная выставка.

Освещение теоретического материала проводится в виде кратких лекций, бесед, дискуссий. Рассмотренные вопросы закрепляются во время практических занятий, тренировок, при обсуждении результатов полётов. Для выравнивания уровня теоретической подготовки моделистов часто приходится прибегать к индивидуальной форме работы вследствие различия уровня общеобразовательной подготовки обучающихся.

Практические занятия по основным темам начинаются с общего занятия, на котором даются общие сведения о строящейся модели, её конструкции, материалах и способах их обработки. Далее, как правило, занятия переходят на индивидуальную форму. Дифференциация обусловливается различием направлений в работе моделистов, разными навыками и умениями при работе с материалами и инструментами. Завершающим этапом практической работы моделистов является освоение запуска и регулировки моделей (в поле, на аэродроме), получение навыков управления моделью в различных погодных условиях и в условиях, приближённых к условиям соревнований.

Практические занятия позволяют обучающимся проявить и развить свои творческие способности и художественный вкус. Теоретические занятия способствуют развитию внимания. Программа предусматривает изменение расписания в отдельные месяцы с целью участия в мероприятиях.

1.7 Объем и срок  программы

Данная программа реализуется в течение двух лет, которые соответствуют образовательным уровням: первый год обучения – базовый уровень, начальное обучение; второй год обучения – базовый  уровень, углубленное изучение; закрепление и совершенствование полученных знаний.

Программа первого года обучения (базовый уровень)  направлена на расширение знаний по ракетной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий  –  расширить  знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей ракет. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся. Время обучения 5 часов в неделю (два раза в неделю по 2 часа, один раз в неделю по часу),   180 часов в год. Программа обучения имеет определённую направленность, требующую определённых навыков и знаний.

В группе второго года обучения (базовый уровень)  решаются задачи максимального развития творческих и спортивных способностей обучающихся.

Это достигается путем  расширения и закрепления знаний по ракетной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели, отрабатывают технологию их изготовления, строят модели и принимают участие в соревнованиях по ракетомодельному спорту.

Время обучения 5 часов в неделю (два раза в неделю по 2 часа, один раз в неделю по часу),   180 часов в год.

Адресат программы

Программа рассчитана на широкий возрастной диапазон обучающихся: 8 – 16 лет, так как занятия носят познавательный характер, обеспечены демонстрационным материалом, что позволяет их адаптировать к конкретному возрасту. Набор в группу: свободный. Специальной подготовки не требуется. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы – 8-12 человек.

Ракетомоделистам  2-го года обучения  при необходимости разрешается приходить на занятия 1-го года обучения, где они, являясь примером в работе и поведении, строят  свои модели и помогают педагогу.

1.8 Ожидаемые результаты программы

Программа направлена на постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание' личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих силах.

Планируемые результаты

К числу планируемых результатов освоения программы относятся:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты  освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты   освоенные обучающимися за время обучения в объединении учебные знания, опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В результате обучения по данной программе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (см. Приложение 1).

Планируемые предметные результаты реализации программы

Требования к уровню подготовки обучающихся в конце года обучения:

Знать

Уметь

1 год обучения

  • правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей;
  • технологию изготовления спортивных радиоуправляемых моделей
  • основы аэродинамики,
  • принципы действия аппаратуры управления моделями

  • работать на сверлильном и шкурильном совместно с педагогом,
  • работать с радиоаппаратурой,
  • проводить несложные технические расчеты,
  • изготавливать простейшие приспособления для летающих моделей,
  • изготавливать спортивные модели летающих моделей,
  • работать с летающей моделью на соревнованиях.

2 год обучения

Знания 1-го года +

  • правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей;
  • технологию изготовления спортивных моделей классов,
  • основы аэродинамики для моделей необычных схем,

Умения 1-го года +

  • работать на сверлильном, шкурильном, фрезерном станках
  • работать с аппаратурой управления моделями,
  • самостоятельно проводить несложные технические расчеты,
  • самостоятельно изготавливать приспособления для летающих моделей,
  • изготавливать модели спортивных классов самолетов,
  • самостоятельно работать с летающей моделью на соревнованиях;.
  • изготавливать различные отдельные узлы модели, пользуясь при этом необходимым инструментом;
  • производить сборку и настройку летающей модели;
  • запускать и регулировать летающую модель.

В результате обучения по данной программе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов. Аналитическая справка на конец года, грамоты, дипломы, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методические разработки, портфолио, протокол соревнований, фото и т.д.

Этапы педагогического контроля

Какие умения и навыки контролируются

Сроки

Методы контроля

Знание основных этапов постройки моделей

Сентябрь

Практическое задание

Знание правил соревнований по ракетомодельному спорту

Январь

Экзамен

Подготовка модели к старту. Знание ТБ.

Май

Соревнование

Формы и мониторинг образовательной деятельности представлен
в
Приложении 1.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов. Аналитическая справка на конец года, грамоты, дипломы, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методические разработки, портфолио, протокол соревнований, фото и т.д.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей,  защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

1.9 Условия и материально-техническое обеспечение программы

Обеспечение программы

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно–гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Мебель для хранения инструментов.
  • Стеллажи для хранения моделей.
  • Столы и стулья для детей и педагога.
  • Инструменты: слесарный, столярный, измерительный и электрифицированный.
  • Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости, проволока.
  • Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество».
  • Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.
  • Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.
  • Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже  средне-технического.

1.10 Учебный план

Базовый уровень

1 год обучения (180 часов)

п\п

Тема

Количество часов

Форма

Аттестации\

контроля

теория

практика

Всего

Раздел: Вводное занятие

2

-

2

Опрос

1.1

Тема: Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения.

2

-

2

Опрос

Раздел: Классификация моделей ракет

1

1

2

Контрольный полет

2.1.

Тема: Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Запуск готовых моделей ракет

1

1

2

Контрольный полет

Раздел: Методика расчета времени полета моделей ракет категорий S-3 и  S-6. Особенности конструкции. Материалы.

6

27

33

Контрольный полет

3.1

Тема: Проектирование

4

-

4

Наблюдение

3.2.

Тема: Материалы для парашютов и лент

1

1

2

Наблюдение

3.3.

Тема: Конструкция и материалы моделей ракет на время полета.

1

26

27

Разбор полетов

Раздел: Аэродинамика малых скоростей  тел вращения.

4

16

20

Контрольные запуски

4.1

Тема: Основные понятия гидроаэродинамики.

2

-

2

Опрос

4.2

Тема: Особенности аэродинамики малых скоростей.

2

16

18

Контрольные запуски

Раздел: Расчет надежности модели ракет. Компоновка.

8

-

8

Опрос

5.1

Тема: Определение надежности всех систем модели

4

-

4

Опрос

5.2

Тема: Использование отработанных деталей и систем

4

-

4

Опрос

Раздел: Методика расчета максимальной и оптимальной высоты полета моделей ракет категорий S-1 по компьютерной программе. Особенности конструкции. Материалы.

8

26

34

Контрольный полет

6.1

Тема: Методика определения соотношений  для получения максимальной высоты полета

3

-

3

Опрос

6.2

Тема: Многодвигательные нижние ступени

3

-

3

Опрос

6.3

Тема: Высотные модели ракет

2

26

28

Контрольный полет

Раздел: Компьютерная программа. Определение оптимальных  параметров моделей ракет.

2

6

8

Контрольный полет

7.1

Тема: Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет.

1

-

1

Беседа

7.2

Тема: Изготовление моделей

1

6

7

Контрольный полет

Раздел: Баллистика моделей ракет.

4

4

8

Контрольный запуск

8.1

Тема: Баллистические ракеты.

4

-

4

Опрос

8.2

Тема: Запуск готовых моделей ракет

-

4

4

Контрольный запуск

Раздел: Наземное оборудование для многодвигательных нижних ступеней.

1

15

16

Контрольный полет

9.1

Тема: Теоретические понятия

1

-

1

Опрос

9.2.

Тема: Изготовление и испытание

-

15

15

Контрольный полет

Раздел: Запуски моделей ракет

2

18

20

Контрольный полет

10.1

Тема: Правила безопасности на старте и запуски моделей

2

18

20

Опрос, контрольный полет

Раздел: Подготовка и проведение соревнований.        

2

24

26

Участие в соревнованиях

11.1

Тема: Правила и отбор

2

-

2

Отбор участников и моделей

11.2

Тема: Участие в соревнованиях

-

24

24

Участие в соревнованиях

Раздел: Заключительное занятие

3

-

3

Конференция

12.1.

Безопасность дорожного движения

1

-

1

Игра

12.2

Подведение итогов.

2

-

2

Техническая конференция.

Всего часов

43

137

180

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Развитие  ракетного моделизма и моделирования  в России. Понятие о методе  моделирования как форме научного познания. Моделирование в большой технике. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасность дорожного движения. Опрос

Раздел 2: Классификация моделей ракет (2 ч.)

Тема 2.1.  Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Запуск готовых моделей ракет. (2ч.)

Теория: Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Виды моделей ракет и их классификация.

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение характерных точек траектории полета. Разбор полетов.

Раздел 3:  Методика расчета времени полета моделей ракет категорий S-3 и  S-6. Особенности конструкции. Материалы.  (33 ч.)

Тема 3.1. Проектирование. (4 ч.)

Теория: Проектирование. Круглый парашют в плане, лента (стример), проектированеи парашюта. Парашюты различных схем: полусферические с принудительным открытием, с аэродинамическим качеством.

Тема 3.2 Материалы для парашютов и лент. (2 ч.)

Теория: Материалы для парашютов и лент. Окраска. Цвет модели и удобство слежения за ней.

Практика: Выброс парашюта и ленты.

Тема 3.3 Конструкция и материалы моделей ракет на время полета (27 ч.)

Теория: Конструкция и материалы моделей ракет на время полета.

Практика: Сборка и укладка парашюта. Изготовление моделей ракет на время парашютирования. Сбросы парашютов с грузом, испытания. Изготовление системы выброса парашюта. Запуски моделей. Разбор полетов.

Раздел 4:  Аэродинамика малых скоростей тел вращения. (20 ч.)

Тема 4.1. Основные понятия гидроаэродинамики. (2 ч.)

Теория: Основные понятия гидроаэродинамики.

Тема 4.2 Особенности аэродинамики малых скоростей. (18 ч.)

Теория: Аэродинамические подобия и спектры обтекания. Пограничный слой. Особенности аэродинамики малых скоростей.

Практика: Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на телах различной формы. Определение лобового сопротивления моделей ракет в аэродинамической трубе. Запуски и замер параметорв полета моделей ракет различной формы.

Раздел 5:  Расчет надежности модели ракет. Компоновка. (8 ч.)

Тема 5.1. Определение надежности всех систем модели. (4 ч.)

Теория: Определение надежности всех систем модели. Определение суммарной надежности для последовательно срабатывающих систем. Надежность модели в зависимости от компоновки.

Тема 5.2 Использование отработанных деталей и систем. (4 ч.)

Теория: Использование отработанных деталей и систем.

Раздел 6:  Методика расчета максимальной и оптимальной высоты полета моделей ракет категорий S-1 по компьютерной программе. Особенности конструкции. Материалы. (34 ч.)

Тема 6.1 Методика определения соотношений  для получения максимальной высоты полета. (3 ч.)

Теория: Методика определения соотношений  для получения максимальной высоты полета.

Тема 6.2 Многодвигательные нижние ступени. (3 ч.)

Теория: Конструктивные решения для многодвигательных нижних ступеней.

Тема 6.3 Высотные модели ракет. (28 ч.)

Теория: Материалы, применяемые для высотных моделей ракет.

Практика: Изготовление высотных моделей ракет различных схем. Изготовление системы расстыковки ступеней, систем спасения и их выброс. Запуск моделей ракет, замеры высоты полета,получение данных для проверки расчетных параметров. Математическая отработка результатов.

Раздел 7:  Раздел: Компьютерная программа. Определение оптимальных  параметров моделей ракет.  (8 ч.)

Тема 7.1. Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет. (1 ч.)

Теория: Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет, унификация и агрегатирование ступеней моделей ракет.

Тема 7.2. Изготовление моделей. (7 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения.

Практика Изготовление моделей и получение результатов при контроле полета по траектории.

Раздел 8:  Баллистика моделей ракет (8 ч.)

Тема 8.1. Баллистические ракеты. (4 ч.)

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участок траектории. Методы расчета.

Тема 8.2. Запуск готовых моделей ракет (4 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Замер характерных точек траектории полета.

Раздел 9:  Наземное оборудование для многодвигательных нижних ступеней. (16 ч.)

Тема 9.1. Теоретические понятия. (1 ч.)

Теория: Стартовое оборудование. Понятие о конструкциях наземных комплексов в большой технике. Наземная пиротехника. Правила безопасности. Правила безопасного дорожного движения.

Тема 9.2. Изготовление и испытание. (15 ч.)

Практика: Изготовление наземного оборудования для многодвигательных нижних ступеней. Испытание. Запуски моделей ракет с многодвигательными системами. Разбор полетов. 

Раздел 10: Запуски моделей ракет (20 ч.)

Тема 10.1: Правила безопасности на старте и запуски моделей (20 ч.)

Теория: Правила безопасности на старте. Порядок работы на старте. Правила дорожного движения.

Практика: Запуски моделей ракет. Контроль полета модели ракеты. Определение результатов полета. Разбор полетов.

Раздел 11: Подготовка и проведение соревнований (26 ч.)

Тема 11.1: Правила и отбор (2 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности. Обеспечение стартов. Распорядок дня. Инструментальный ящик.

Тема 11.2: Участие в соревнованиях (24 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет. Техническая конференция.

Раздел 12: Заключительное занятие (3 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Конференция с участием специалистов по ракетной технике. Безопасность дорожного движения.

Учебный план

Базовый уровень

2 год обучения (180 часов)

п\п

Тема

Количество часов

Форма

Аттестации\

контроля

теория

практика

Всего

Раздел:Вводное занятие.

2

-

2

Опрос

1.1.

Тема: Организация работы объединения и техника безопасности.

2

-

2

Опрос

Раздел: Вопросы техники безопасности.

2

1

3

Опрос

2.1

Тема: Безопасное дорожное движение

1

-

1

Игра

2.2

Тема: Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах

1

1

2

Опрос

Раздел: Материалы, применяемые в ракетно-космическом моделировании.

3

2

5

Опрос, просмотр

3.1

Тема: Физико-механические свойства материалов.

1

-

1

Опрос

3.2

Тема: Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки.

2

2

4

Просмотр

Раздел: Классификация моделей ракет.

2

-

2

Опрос

4.1

Тема: Категории и классы моделей ракет

2

-

2

Опрос

Раздел: Модели ракет на продолжительность и высоту полета.

2

28

30

Контрольный полет

5.1

Тема: Виды моделей

2

-

2

Опрос

5.2.

Тема: Изготовление моделей

-

28

28

Контрольный полет

Раздел: Понятие о баллистике ракет.

2

6

8

Контрольный полет

6.1

Тема: Баллистические ракеты.

2

-

2

Опрос

6.2

Тема: Определение траектории полета

-

6

6

Контрольный полет

Раздел: Модели ракетопланов.

2

24

26

Контрольный полет

7.1

Тема: Схемы моделей

2

-

2

Наблюдение

7.2.

Тема: Изготовление моделей

-

24

24

Контрольный полет

Раздел: Основы аэродинамики.

4

2

6

Тестирование, проверочная работа

8.1

Тема: Основные понятия аэродинамики

4

-

4

Тестирование

8.2

Тема: Расчет профиля крыла.

-

2

2

Проверочная работа

Раздел: Модели-копии на высоту полета (категории S5) и реализм полета (категории S7).

4

46

50

Контрольные запуски

9.1

Тема: Технология изготовления моделей-копий.

4

-

4

Опрос

9.2

Тема: Сборка моделей-копий

-

46

46

Контрольные запуски

10.

Раздел: Стартовое оборудование.

2

12

14

Испытания

10.1

Тема: Оборудование для запуска моделей ракет

2

-

2

Опрос

10.2

Тема: Изготовление стартового оборудования

-

12

12

Испытания

11.

Раздел: Запуски моделей ракет.

2

8

10

Контрольные запуски

11.1

Тема: Различные запуски моделей

2

8

10

Контрольные запуски

12.

Раздел: Подготовка и проведение соревнований

2

19

21

Соревнования

12.1

Тема: Правила и отбор

2

-

2

Отбор участников и моделей

12.2

Тема: Участие в соревнованиях

-

19

19

Участие в соревнованиях

13.

Раздел: Заключительное занятие

3

-

3

Выставка

13.1

Тема: Безопасность дорожного движения

2

-

2

Игра

13.2

Тема: Подведение итогов

1

-

1

Выставка

Всего часов

32

148

180

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника безопасности. (2 ч.)

Теория: Понятие о методе моделирования как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.  Опрос

Раздел 2: Вопросы техники безопасности  (3 ч.)

Тема 2.1.  Безопасность дорожного движения. (1 ч.)

Теория: Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка.

Тема 2.2.  Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. (2 ч.)

Теория: Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. Опрос

Практика: Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения.

Раздел 3:  Материалы, применяемые в ракетно-космическом моделировании.  (6ч.)

Тема 3.1. Физико-механические свойства материалов. (1ч.)

Теория: Физико-механические свойства материалов. Требования к материалам для моделей ракет, Разновидности материалов: бумага, древесина, пластмассы, клей. Лакокрасочные покрытия, растворители к ним. Опрос.

 3.2 Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. (4ч.)

Теория: Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. Опрос.

Практика: Подбор материалов для изготовления моделей ракет. Просмотр работ.

Раздел 4 Классификация моделей ракет. (2 ч.)

Тема 4.1. Категории и классы моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Категории и классы моделей ракет по Правилам соревнований в России и Правилам ФАИ. Технические требования к моделям.

Раздел 5:  Модели ракет на продолжительность и высоту полета. (30 ч.)

Тема 5.1. Виды моделей. (2ч.)

Теория: Модели на высоту полета S1 и S2. Модели на продолжительность полета S3 и S6. Разработка и изготовление моделей названных классов. Технологическая оснастка

Тема 5.2 Изготовление моделей. (28 ч.)

Практика: Изготовление моделей на высоту и продолжительность полета. Окраска и отделка моделей. Контрольный полет.

Раздел 6:  Понятие о баллистике ракет. (8 ч.)

Тема 6.1 Баллистические ракеты (2 ч.) 

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участки траектории. Упрощенный метод расчета баллистической кривой.

Тема 6.2 Определение траектории полета. (6 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение траектории полета.

Раздел 7:  Модели ракетопланов.   (26 ч.)

Тема 7.1. Схемы моделей. (2 ч.)

Теория: Выбор схемы моделей. Вычерчивание чертежа. Постройка моделей ракетопланов

Тема 7.2. Изготовление моделей. (24 ч.)

Практика Изготовление моделей ракетопланов схем "рогалло" или самолетной схемы. Запуск моделей

Раздел 8:  Основы аэродинамики. (6 ч.)

Тема 8.1. Основные понятия аэродинамики. (4 ч.)

Теория: Работы Н.E. Жуковского. Планирующий полет. Ламинарный и турбулентный потоки. Подъемная сила крыла. Лобовое сопротивление. Аэродинамическое качество. Устойчивость модели. Понятие о центровке. Механизация крыла.

Тема 8.2. Расчет профиля крыла (2 ч.)

Практика: Расчет профиля крыла.

Раздел 9:  Модели-копии на высоту полета (категории S5) и реализм полета (категории S7). (50 ч.)

Тема 9.1. Технология изготовления моделей-копий. (4 ч.)

Теория: Технология изготовления моделей-копий. Технологическая оснастка (оправки, шаблоны).

Тема 9.2. Изготовление моделей-копий (46 ч)

Практика: Подготовка рабочего чертежа несложного узла. Конструирование и изготовление деталей моделей. Сборка копий. Запуск весового макета модели-копии. Доводка. Окраска и отделка.

Раздел 10: Стартовое оборудование (14 ч.)

Тема 10.1 Оборудование для запуска моделей ракет.(2ч.)

Теория: Оборудование для запуска моделей ракет: пульт управления запуском, направляющая штанга, воспламенитель.

Тема 10.2 Изготовление стартового оборудования (12ч.)

Практика: Изготовление стартовой установки, пульта для запуска модели ракет. Испытания, доработка.

Раздел 11: Запуски моделей ракет. (10 ч.)

Тема 11.1: Различные запуски моделей ракет (10 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет на высоту, продолжительность полета, а также модели-копии можно проводить после прохождения соответствующих тем. Работа на старте. Контроль и слежение за моделями. Послеполетный разбор.

Раздел 12: Организация и проведение соревнований по ракетомодельному спорту.  (21 ч.)

Тема 12.1: Правила и отбор (2 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности.

Тема 12.2: Участие в соревнованиях (19 ч.)

Практика: Работа стартов. Сдача норм на спортивные разряды. Определение результатов.

Раздел 13: Заключительное занятие (2 ч.)

Тема 13.1 Безопасность дорожного движения (2ч.)

Теория: Беседа о безопасном дорожном движении. Игра.

Тема 13.2 Подведение итогов (1ч.)

Теория: Итоги работы кружка. Выставка работ. Вручение грамот и классификационных спортивных билетов.


2 .Методическое обеспечение

Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий.

Формы занятий:

  • лекция
  • практическая работа
  • экскурсия
  • проектно-исследовательская работа.

Методы организации образовательного процесса:

  • словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
  • наглядный (иллюстрации, демонстрации);
  • практический (практические работы);
  • аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов).

Формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
  • групповой (организация работы в группах);
  • индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).

Высшей оценкой успехов являются итоги соревнований, показательных выступлений, конкурсов.

Соревнования и связанные с ними процессы играют важную роль в общении и дружбе детей, формируют идеи коллективизма, патриотизма, позволяют выявить индивидуальные качества присущие лидеру.

Процесс обучения и воспитания позволяет выявить индивидуальные качества учащихся. Педагог использует эти особенности характера для достижения высоких результатов.

Все это вместе является методической системой, позволяющей прогнозировать и анализировать процесс учебно-воспитательной работы, что в конечном итоге приносит успех.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в ракетомоделировании является занятие.

Известны четыре формы ведения занятий: групповая (фронтальная), звеньевая, бригадная и индивидуальная. В той или иной мере в ракетомоделировании можно использовать их все.

В группе 1-го и 2-го года наиболее целесообразно сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. При этом каждый обучающийся изготавливает модель индивидуально. Фронтальность же достигается подбором моделей хотя и разных классов, по примерно одинаковых по сложности их изготовления. Это позволяет проводить теоретические и большинство практических занятий одновременно всем объединением. Кроме того, фронтальная форма поддерживается также и наличием в группе нескольких моделей одного класса.

Сформированные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

установка на здоровый образ жизни;

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку взрослых, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различной  литературы, справочников (включая электронные, цифровые),в том числе в сети  Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать;

устанавливать аналогии.

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание;

владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы и отвечать на них.

В процессе реализации программы используются следующие авторские методические материалы:

  • Модели ракет с лентой S6A и парашютом S3A на продолжительность полета.

- В данной разработке систематизирован весь современный технологический опыт для постройки легких конкурентноспособных моделей ракет с лентой и парашютом на продолжительность полета, соответствующих последним техническим требованиям правил проведения соревнований по ракетомодельному спорту. Эта работа рассчитана для руководителей ракетомодельных кружков и спортивных секций, также доступна начинающим моделистам. В ней описывается технология изготовления моделей из различных материалов, изготовления систем спасения (лента-стриммер и парашют), способы правильного снаряжения и подготовки к запускам.

  •  Выбор наилучших погодных условий для запусков моделей ракет и планеров на продолжительность полета.

- Методическая разработка предназначена для спортсменов-моделистов, участвующих в дисциплинах на продолжительность полета. Определение восходящих термических потоков воздуха с помощью многолетних наблюдений за различными природными явлениями, примеры из соревновательной практики, развитие наблюдательности. Использование современных портативных метеостанций, изменение температуры и влажности воздуха.

  • Система принудительной посадки для моделей ракет с парашютом S3A на продолжительность полета.

- В этой работе описывается система принудительной посадки для моделей ракет с парашютом путем отжигания основного пучка строп парашюта через определенное заданнное время (как правило это время немного большее максимального результата) и безопасного приземления модели с помощью контровочной стропы. Данная разработка предназначена для спортсменов-ракетомоделистов и является одним из эффективных способов возвращения модели.  По правилам проведения соревнований разрешается регистрировать 2 модели на три тура и для того, чтобы принять участие в третьем туре необходимо вернуть хотя бы одну из моделей. При помощи данной системы вероятность доставки одной из моделей существенно возрастает, что и было выполнено на последнем Чемпионате Мира в Польше в августе 2018г. и это принесло победу в этой дисциплине моему воспитаннику.

  • Композитное ламинирование тонких бальзовых пластин с помощью вакуумных технологий.

- Данная разработка предназначена для опытных спортсменов-ракетомоделистов для изготовления очень прочных, тонких и при этом очень легких  заготовок стабилизаторов для моделей ракет и ракетопланов. В ней подробно описывается технология ламинирования очень тонких (0.4-0.6мм) бальзовых пластин с помощью современных композитных материалов и применением вакуумного компрессора. Применение таких заготовок при изготовлении моделей делает их менее зависимыми от влажности и плохих погодных условий, что обеспечивает высокую надежность и улучшенное аэродинамическое качество.

2.1 Основные принципы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
  • Доступность. Предусматривает соответствие объёма и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря  чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.        

  • Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
  • Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный,

неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.


 3. Список литературы

  1. Букш  Е.Л. Основы ракетного моделизма. -  М., ДОСААФ., 1972
  2. Дидактический материал по трудовому обучению. В.И.Романина, Просвещение, Москва, 1987.
  3. Кротов И.В. Модели ракет: Проектирование. - М.: ДОСААФ, 1979
  4. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах (методические рекомендации). Т.М. Геронимус, Новая школа, Москва, 1994.
  5. Программа для школьных учреждений и общеобразовательных школ. - М., Просвещение, 1988
  6. Программы развития детского творчества. Подготовительные кружки. I-IV классы, Педсовет ЦСЮТ МО РСФСР, Москва, 1972.
  7. Ракеты - носители / под ред. С.О. Осипова/. - М., Воениздат, 1981
  8. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. Для руководителей кружков школ и внешкольных организаций. - М., Просвещение, 1978
  9. Типовая программа. Начальное техническое моделирование. М.Н.Строев, Сергиев Посад, 2001.
  10. Трудовое обучение 4 кл. А.К.Бешенков, Е.В.Васильченко, Просвещение, Москва, 1988.
  11. Шаталов В.А. , Ребров М.Ф. Космонавты СССР. - М., 1987
  12. Эльштейн П. Конструктору моделей ракет. - М., Мир, 1978

Методическая литература

  1. В помощь педагогу дополнительного образования, руководителю кружка, спортивной секции, спортсмену–ракетомоделисту. Авторы: О.Л.Краснов, И.А.Крюков.
  2. Основы аэродинамики ракет. Г.А.Полтавец, В.А.Крылова, С.К.Никулин. Издательство МАИ, 2005.
  3. Спортивные модели-копии ракет. В.И.Минаков, Москва, 2006.

Литература для детей и родителей: 

  1. Авилов М.Н. Модели ракет. - М., ДОСААФ.1968
  2. Береговой Г.Т. Космос - землянам. - М., 1983
  3. Варваров В.А. Популярная космонавтика. – М., 1981
  4. Горский В.А. ,Кротов И.В. Ракетное моделирование. -  М., 1973
  5. Для тех кто любит мастерить. В.О.Шпаковский, Просвещение, Москва, 1990.
  6. Журналы: " Моделист-конструктор ", " Юный техник ".
  7. Колесников Ю.В. ,Глазков Ю.Н. На орбите космический корабль. – М., 1980.
  8. Космонавтика: Энциклопедия /Под ред. В.П. Глушко /. – М., Машиностроение, 1985.
  9. Марленский А.Д. Основы космонавтики. - М., 1985
  10. Сделай сам. Питер Ферлин, Русская книга, Москва, 1995
  11. Техническое моделирование. З.Марина, Кристалл, Санкт-Петербург, 1997.
  12. Черчение. Учебник для 7 – 8 классов средней общеобразовательной школы, А.А.Ботвинников, Просвещение, Москва,1992.
  13. 200 моделей для умелых рук. Барта Ч., Кристалл, Санкт-Петербург, 1997.

Электронные ресурсы:

Сайт ФРМС России http://www.frms.ru

Сайт «Avia-Model» http://avia-model.com/


 Приложение 1

Формы проведения диагностики образовательного процесса:

- беседа                                                - практическая работа

- тестирование                                     - контрольное задание

- анкетирование                                   - творческое задание

- опрос                                                 - викторина

- игровые формы                         - самостоятельная работа    

Формы проведения диагностики:

Цель

Формы проведения

Входная

определить уровень и качество исходных знаний, умений и навыков учащихся.

  • беседа;
  • практическое задание.

Промежуточная

проверка полноты и системности полученных новых знаний и качества сформированных умений и навыков.

  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • проектно-творческие задания;        
  • контрольное задание.
  • тестовый контроль.
  • фронтальная и индивидуальная беседа.
  • участие в соревнованиях  и выставках различного уровня

Итоговая

соотнесение целей и задач, заложенных в программе с конечными результатами: полученными знаниями и сформированными умениями и навыками

  • контрольное задание
  • выставка
  • соревнования (соревнования на личное первенство, между группами, на городском и региональном уровне).

Приложение 2

Оценочные материалы

Мониторинг результатов личностного развития обучающихся.

п/п

Оцениваемые параметры

Критерии

Методы диагностики

1

Терпение

Способность переносить конкретные нагрузки в течение определенного времени

Наблюдение

2

Воля

Способность побуждать себя к практическим действиям

Наблюдение

3

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

Наблюдение

4

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Тестирование

5

Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Анкетирование

6

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Тестирование, наблюдение

7

Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

Наблюдение

Приложение 3

Мониторинг результатов личностного развития обучающихся.

п/п

Оцениваемые параметры

Критерии

Методы диагностики

1

Терпение

Способность переносить конкретные нагрузки в течение определенного времени

Наблюдение

2

Воля

Способность побуждать себя к практическим действиям

Наблюдение

3

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

Наблюдение

4

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Тестирование

5

Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Анкетирование

6

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Тестирование, наблюдение

7

Тип сотрудничества (отношение обучающегося к общим делам)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

Наблюдение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (юношеского)  ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ЮНОСТЬ”

Адрес: Россия, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад,        проезд Новозагорский, д. 3А         тел: (496) 540-49-38 e-mail: unostcdtt@mail.ru

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                                  

Педагогический совет                                                                                                                                                                                                                      

протокол №________                                                                                                                                                                                        от «____» __________201__г.    

 УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО ЦДТТ «Юность»

___________ О.Л.Краснов

«____» __________ 201__г.

Учебно-календарный план базовый уровень 1 года обучения

к дополнительной общеразвивающей  программе  «Ракетомоделирование» на 2019 - 2020 учебный год

Занятия

Название темы, раздела

Место проведения

Форма аттестации

Дата

Время

Форма

Часы

(кол-во)

Сентябрь – 20 ч.

№ 1

2

Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. Развитие  ракетного моделизма и моделирования  в России.

каб. 4

Опрос

№2

2

Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Виды моделей ракет и их классификация. Запуск готовых моделей ракет. Определение характерных точек траектории полета. Разбор полетов.

каб. 4

Игра

№3

1

Проектирование. Круглый парашют в плане, лента (стример), проектированеи парашюта.

каб. 4

Опрос

№4

2

Парашюты различных схем: полусферические с принудительным открытием, с аэродинамическим качеством.

каб. 4

Опрос

№5

2

Материалы для парашютов и лент. Окраска. Цвет модели и удобство слежения за ней. Выброс парашюта и ленты

каб. 4

Наблюдение

№6

1

Конструкция и материалы моделей ракет на время полета.

каб. 4

Просмотр

№7

2

Намотка основных частей модели ракет

каб. 4

Опрос

№8

2

Вышкуривание корпусов, головных обтекателей.

каб. 4

Опрос

№9

1

Выпиливание стабилизаторов и покрытие лаком.

каб. 4

Наблюдение

№10

2

Сборка корпусов на стапеле

каб. 4

Наблюдение

№11

2

Приклеивание стабилизаторов на кондукторе

каб. 4

Наблюдение

№12

1

Вышкуривание стыков на корпусе после склейки.

каб. 4

Наблюдение

Октябрь - 20 ч.

№13

2

Покрытие лаком головных обтекателей и корпусов.

каб. 4

Наблюдение

№14

2

Полировка корпуса и маркировка модели.

каб. 4

Наблюдение

№15

1

Изготовление подвязочной системы.

каб. 4

Наблюдение

№16

2

Изготовление выхлопной системы и изготовление пыжей.

каб. 4

Наблюдение

№17

2

Подвязка системы спасения, виды.

каб. 4

Наблюдение

№18

1

Настройка пусковой шахты и подгонка моделей.

каб. 4

Наблюдение

№19

2

Изготовление стопорных колец и обрезка контейнера.

каб. 4

Наблюдение

№20

2

Сборка и укладка парашюта.

каб. 4

Наблюдение

№21

1

Сбросы парашютов с грузом, испытания.

каб. 4

Наблюдение

№22

2

Запуски моделей. Разбор полетов.

каб. 4

Наблюдение

№23

2

Основные понятия гидроаэродинамики.

каб. 4

Наблюдение

№24

1

Аэродинамические подобия и спектры обтекания.

каб. 4

Наблюдение

Ноябрь – 20ч.

№25

2

Пограничный слой. Особенности аэродинамики малых скоростей.

каб. 4

Контрольный полет

№26

2

Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на телах различной формы.(класс моделей S-3, S-6)

каб. 4

Опрос

№27

1

Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на телах различной формы.(класс моделей S-4)

каб. 4

Контрольный полет

№28

2

Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на телах различной формы.(класс моделей S-1)

каб. 4

Контрольный полет

№29

2

Определение лобового сопротивления моделей ракет в аэродинамической трубе.

каб. 4

Наблюдение

№30

1

Определение лобового сопротивления моделей ракет в аэродинамической трубе.

каб. 4

Наблюдение

№31

2

Запуски и замер параметров полета моделей ракет различной формы.

каб. 4

Наблюдение

№32

2

Запуски и замер параметров полета моделей ракет различной формы.

каб. 4

Наблюдение

№33

1

Подведение итогов темы, разбор замеров по разным классам моделей.

каб. 4

Наблюдение

№34

2

Внесение изменений в конструкцию модели по результатам расчетов в аэродинамической трубе.

каб. 4

Наблюдение

№35

2

Определение надежности всех систем модели.

каб. 4

Наблюдение

№36

1

Определение суммарной надежности для последовательно срабатывающих систем.

каб. 4

Наблюдение

Декабрь - 20ч.

№37

2

Использование отработанных деталей и систем.

каб. 4

Наблюдение

№38

2

Использование головных обтекателей на новых моделях, способы их применения.

каб. 4

Наблюдение

№39

1

Использование системы «ротор» на новых моделях ракет.

каб. 4

Наблюдение

№40

2

Методика определения соотношений  для получения максимальной высоты полета.

каб. 4

Наблюдение

№41

2

Методика определения соотношений  для получения максимальной высоты полета.

каб. 4

Наблюдение

№42

1

Многодвигательные нижние ступени.

каб. 4

Наблюдение

№43

2

Конструктивные решения для многодвигательных нижних ступеней.

каб. 4

Наблюдение

№44

2

Материалы, применяемые для высотных моделей ракет.

каб. 4

Наблюдение

№45

1

Изготовление чертежа высотной модели ракеты.

каб. 4

Контрольный полет

№46

2

Вырезание заготовок под намотку корпусов.

каб. 4

Тестирование

№47

2

Намотка основных частей модели.

каб. 4

Тестирование

№48

1

Закладка стабилизаторов под вакуумный насос.

каб. 4

Тестирование

Январь - 20 ч.

№49

2

Вышкуривание и полировка стабилизаторов.

каб. 4

Проверочная работа

№50

2

Изготовление выхлопной системы, намотка запальных трубок.

каб. 4

Опрос

№51

1

Вытачивание шпангоутов и сборка внутренней системы.

каб. 4

Опрос

№52

2

Сборка первой и второй ступени.

каб. 4

Наблюдение

№53

2

Изготовление отсека под электронный альтиметр.

каб. 4

Наблюдение

№54

1

Покрытие лаком всех поверхностей высотной модели.

каб. 4

Наблюдение

№55

2

Изготовление системы спасения и подвязочной системы.

каб. 4

Наблюдение

№56

2

Укладка системы спасения и крепление двигателей.

каб. 4

Наблюдение

№57

1

Пробные запуски высотных моделей.

каб. 4

Наблюдение

№58

2

Расчет результатов электронных высотных альтиметров.

каб. 4

Наблюдение

№59

2

Изучение прибора считывания альтиметров

каб. 4

Наблюдение

№60

1

Ввод корректировок по альтиметрам

каб. 4

Наблюдение

Февраль – 20ч.

№61

2

Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения.

каб. 4

Наблюдение

№62

2

Изготовление моделей для стенда.

каб. 4

Наблюдение

№63

1

Расчет вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет.

каб. 4

Наблюдение

№64

2

Унификация и агрегатирование ступеней моделей ракет.

каб. 4

Наблюдение

№65

2

Баллистические ракеты. Основные элементы.

каб. 4

Наблюдение

№66

1

Полет, участок траектории взлета ракет.

каб. 4

Наблюдение

№67

2

Методы расчета полетов ракет.

каб. 4

Наблюдение

№68

2

Запуск готовых моделей ракет.

каб. 4

Наблюдение

№69

1

Замер характерных точек траектории полета.

каб. 4

Наблюдение

№70

2

Разработка макета пусковой шахты.

каб. 4

Наблюдение

№71

2

Изготовление опорных элементов пусковой шахты.

каб. 4

Наблюдение

№72

1

Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения.

каб. 4

Наблюдение

Март -20 ч.

№73

2

Замер и нарезка заготовок для пусковой шахты.

каб. 4

Наблюдение

№74

2

Сборка и настройка пусковой шахты.

каб. 4

Наблюдение

№75

1

Разработка электрической схемы для пускового устройства.

каб. 4

Наблюдение

№76

2

Изготовление короба для пускового устройства.

каб. 4

Наблюдение

№77

2

Сборка и настройка пускового устройства.

каб. 4

Наблюдение

№78

1

Изготовление пиротехнических запалов.

каб. 4

Наблюдение

№79

2

Проверка и настройка наземного оборудования.

каб. 4

Наблюдение

№80

2

Правила безопасности на старте. Порядок работы на старте. Правила дорожного движения.

каб. 4

Опрос

№81

1

Запуски моделей ракет на высоту полета.

каб. 4

Наблюдение

№82

2

Запуски моделей ракет на продолжительность полета. S-3

каб. 4

Наблюдение

№83

2

Запуски моделей ракет на продолжительность полета. S-6

каб. 4

Наблюдение

№84

1

Запуски моделей ракет на продолжительность полета.S-9

каб. 4

Наблюдение

Апрель- 20 ч.

13.40-16.25

№85

2

Запуски моделей ракет на продолжительность полета.S-4

каб. 4

Наблюдение

№86

2

Запуски моделей копий. S-5

каб. 4

Наблюдение

№87

1

Запуски моделей копий. S-7

каб. 4

Испытания

№88

2

Контроль запусков, разбор ошибок.

каб. 4

Опрос

№89

2

Запуски моделей ракет на реализм полета.

каб. 4

Контрольный полет

№90

1

Контроль и слежение за моделями.

каб. 4

Контрольный полет

№91

2

Послеполетный разбор.

каб. 4

Контрольный полет

№92

2

Правила проведения соревнований

каб. 4

Контрольный полет

№93

1

Отбор моделей для участия в соревнованях.

каб. 4

Контрольный полет

№94

2

Разработка полетного чемодана.

каб. 4

Контрольный полет

№95

2

Изготовление тары для перевозки моделей.

каб. 4

Опрос

№96

1

Отбор технической документации для участия в соревнованиях.

каб. 4

Наблюдение

Май 17 ч.

№97

2

Заправка моделей ракет с парашютом.

каб. 4

Наблюдение

№98

2

Заправка моделей ракет со стримером.

каб. 4

Наблюдение

№99

1

Подготовка двигателей и вышибной системы.

каб. 4

Испытания

№100

2

Тренировочные запуски.

каб. 4

Опрос

№101

2

Тренировочные запуски.

каб. 4

Контрольный полет

№102

1

Тренировочные запуски.

каб. 4

Контрольный полет

№103

2

Тренировочные запуски.

каб. 4

Контрольный полет

№104

2

Укладка моделей

каб. 4

Контрольный полет

№105

1

Проверка оборудования

каб. 4

Контрольный полет

№106

2

Соревнования по ракетомоделизму.

каб. 4

Контрольный полет

№107

2

Итоговая выставка

каб. 4

Опрос

№108

1

Подведение итогов учебного года.

каб. 4

Наблюдение

                                    Итого:

180

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (юношеского)  ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ЮНОСТЬ”

Адрес: Россия, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад,        проезд Новозагорский, д. 3А         тел: (496) 540-49-38 e-mail: unostcdtt@mail.ru

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                                  

Педагогический совет                                                                                                                                                                                                                      

протокол №________                                                                                                                                                                                        от «____» __________201__г.    

 УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО ЦДТТ «Юность»

___________ О.Л.Краснов

«____» __________ 201__г.

Учебно-календарный план базовый уровень 2 года обучения

к дополнительной общеразвивающей  программе  «Ракетомоделирование» на 2019 - 2020 учебный год

Занятия

Название темы, раздела

Место проведения

Форма аттестации

Дата

Время

Форма

Часы

(кол-во)

Сентябрь – 20 ч.

№ 1

2

Понятие о методе моделирования как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения.

каб. 4

Опрос

№2

2

Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка

каб. 4

Игра

№3

1

Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения.

каб. 4

Опрос

№4

2

Физико-механические свойства материалов. Требования к материалам для моделей ракет.

каб. 4

Опрос

№5

2

Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки

каб. 4

Наблюдение

№6

1

Подбор материалов для изготовления моделей ракет

каб. 4

Просмотр

№7

2

Категории и классы моделей ракет по Правилам соревнований в России и Правилам ФАИ

каб. 4

Опрос

№8

2

Модели на высоту полета S1 и S2. Модели на продолжительность полета S3 и S6. Технологическая оснастка.

каб. 4

Опрос

№9

1

Намотка корпусов и головных обтекателей.

каб. 4

Наблюдение

№10

2

Покрытие лаком основных частей.

каб. 4

Наблюдение

№11

2

Обрезка на станке корпусов, конусов и головных обтекателей.

каб. 4

Наблюдение

№12

1

Вышкуривание после пролачивания.

каб. 4

Наблюдение

Октябрь - 20 ч.

№13

2

Сборка на стапеле деталей с применением направляющих.

каб. 4

Наблюдение

№14

2

Вырезание стабилизаторов из бальзового шпона.

каб. 4

Наблюдение

№15

1

Изготовление профиля на стабилизаторах.

каб. 4

Наблюдение

№16

2

Покрытие лаком поверхностей стабилизаторов.

каб. 4

Наблюдение

№17

2

Приклейка стабилизаторов к корпусу ракеты.

каб. 4

Наблюдение

№18

1

Изготовление подвязочной системы.

каб. 4

Наблюдение

№19

2

Намотка пыжей и строп

каб. 4

Наблюдение

№20

2

Сборка модели в конечный вид.

каб. 4

Наблюдение

№21

1

Изготовление стопорных колец.

каб. 4

Наблюдение

№22

2

Изготовление парашютов.

каб. 4

Наблюдение

№23

2

Изготовление стримеров.

каб. 4

Наблюдение

№24

1

Укладка системы спасения в модель ракеты.

каб. 4

Наблюдение

Ноябрь – 20ч.

№25

2

Запуски моделей ракет.

каб. 4

Контрольный полет

№26

2

Баллистические ракеты. Полет, участки траектории. Упрощенный метод расчета баллистической кривой.

каб. 4

Опрос

№27

1

Запуск готовых моделей ракет.

каб. 4

Контрольный полет

№28

2

Запуск готовых моделей ракет.

каб. 4

Контрольный полет

№29

2

Определение траектории полета.

каб. 4

Наблюдение

№30

1

Выбор схемы моделей. Вычерчивание чертежа.

каб. 4

Наблюдение

№31

2

Намотка балки под ракетоплан.

каб. 4

Наблюдение

№32

2

Изготовление киля и стабилизатора.

каб. 4

Наблюдение

№33

1

Вычерчивание крыла и закрылков.

каб. 4

Наблюдение

№34

2

Распилка и изготовление профиля типа плоско-выпуклое.

каб. 4

Наблюдение

№35

2

Изготовление крючков и стабилизирующих площадок.

каб. 4

Наблюдение

№36

1

Приклейка пилона и контейнера на основную балку.

каб. 4

Наблюдение

Декабрь - 20ч.

№37

2

Изготовление натяжной системы.

каб. 4

Наблюдение

№38

2

Покраска крыла и оперения.

каб. 4

Наблюдение

№39

1

Полировка стыков и мест приклейки частей ракетоплана.

каб. 4

Наблюдение

№40

2

Высверливание центральной оси и изготовление крепежного болта.

каб. 4

Наблюдение

№41

2

Регулировка центра тяжести.

каб. 4

Наблюдение

№42

1

Регулировка центра давления.

каб. 4

Наблюдение

№43

2

Регулировка крена и наклона.

каб. 4

Наблюдение

№44

2

Корректировка модели ракетоплана.

каб. 4

Наблюдение

№45

1

Тренировочный запуск ракетопланов.

каб. 4

Контрольный полет

№46

2

Работы Н.E. Жуковского. Планирующий полет.

каб. 4

Тестирование

№47

2

Подъемная сила крыла. Лобовое сопротивление.

каб. 4

Тестирование

№48

1

Аэродинамическое качество. Устойчивость модели. Понятие о центровке.

каб. 4

Тестирование

Январь - 20 ч.

№49

2

Расчет профиля крыла

каб. 4

Проверочная работа

№50

2

Технология изготовления моделей-копий.

каб. 4

Опрос

№51

1

Технологическая оснастка (оправки, шаблоны).

каб. 4

Опрос

№52

2

Разработка чертежа модели.

каб. 4

Наблюдение

№53

2

Изготовление шаблонов под корпуса.

каб. 4

Наблюдение

№54

1

Подготовка болванок и намотка корпусов.

каб. 4

Наблюдение

№55

2

Вышкуривание поверхности после намотки.

каб. 4

Наблюдение

№56

2

Покрытие лаком корпусов.

каб. 4

Наблюдение

№57

1

Разработка 3d модели головного обтекателя.

каб. 4

Наблюдение

№58

2

Печать головного обтекателя на 3D принтере.

каб. 4

Наблюдение

№59

2

Вышкуривание поверхности головного обтекателя.

каб. 4

Наблюдение

№60

1

Покрытие лаком головного обтекателя.

каб. 4

Наблюдение

Февраль – 20ч.

№61

2

Изготовление внутренней системы модели-копии.

каб. 4

Наблюдение

№62

2

Обрезка и состыковка корпусов.

каб. 4

Наблюдение

№63

1

Распил гаргрот и обрезка в размер.

каб. 4

Наблюдение

№64

2

Вышкруивание и выведение профиля гаргрот.

каб. 4

Наблюдение

№65

2

Покрытие лаком и полировка гаргрот.

каб. 4

Наблюдение

№66

1

Изготовление сварных швов по корпусу модели-копии.

каб. 4

Наблюдение

№67

2

Выпиливание стабилизаторов из карбона.

каб. 4

Наблюдение

№68

2

Полировка стабилизаторов и подгонка под размер.

каб. 4

Наблюдение

№69

1

Изготовление капельных обтекателей и подложки.

каб. 4

Наблюдение

№70

2

Разработка чертежа барометра на модель-копию.

каб. 4

Наблюдение

№71

2

Изготовление свечи зажигания.

каб. 4

Наблюдение

№72

1

Приклейка стабилизаторов и гаргрот на корпус.

каб. 4

Наблюдение

Март -20 ч.

№73

2

Сборка мелких деталей на головном обтекателе.

каб. 4

Наблюдение

№74

2

Сборка модели в конечный вид.

каб. 4

Наблюдение

№75

1

Доработка недочетов и изъянов.

каб. 4

Наблюдение

№76

2

Покраска модели-копии.

каб. 4

Наблюдение

№77

2

Изготовление вышибной системы.

каб. 4

Наблюдение

№78

1

Заправка модели-копии и стендовая оценка.

каб. 4

Наблюдение

№79

2

Запуски моделей-копий.

каб. 4

Наблюдение

№80

2

Оборудование для запуска моделей ракет: пульт управления запуском, направляющая штанга, воспламенитель.

каб. 4

Опрос

№81

1

Изготовление воспламенителей.

каб. 4

Наблюдение

№82

2

Изготовление направляющей штанги.

каб. 4

Наблюдение

№83

2

Сборка пульта и электропроводов.

каб. 4

Наблюдение

№84

1

Проверка зарядки и работоспособности пульта.

каб. 4

Наблюдение

Апрель- 20 ч.

13.40-16.25

№85

2

Настройка направляющей шахты.

каб. 4

Наблюдение

№86

2

Проверка пирозапалов на электроцепи.

каб. 4

Наблюдение

№87

1

Пробные запуски ракет.

каб. 4

Испытания

№88

2

Техника безопасности и правила работы на стартах.

каб. 4

Опрос

№89

2

Запуски моделей ракет на высоту полета.

каб. 4

Контрольный полет

№90

1

Запуски моделей ракет на продолжительность полета.

каб. 4

Контрольный полет

№91

2

Запуски моделей ракет на реализм полета.

каб. 4

Контрольный полет

№92

2

Запуски моделей копий.

каб. 4

Контрольный полет

№93

1

Контроль и слежение за моделями.

каб. 4

Контрольный полет

№94

2

Послеполетный разбор.

каб. 4

Контрольный полет

№95

2

Правила проведения соревнований

каб. 4

Опрос

№96

1

Отбор моделей для участия в соревнованях.

каб. 4

Наблюдение

Май 17 ч.

№97

2

Изготовление тары для перевозки моделей.

каб. 4

Наблюдение

№98

2

Отбор технической документации для участия в соревнованиях.

каб. 4

Наблюдение

№99

1

Подготовка запасных моделей ракет.

каб. 4

Испытания

№100

2

Заправка моделей ракет с парашютом.

каб. 4

Опрос

№101

2

Заправка моделей ракет со стримером.

каб. 4

Контрольный полет

№102

1

Подготовка двигателей и вышибной системы.

каб. 4

Контрольный полет

№103

2

Тренировочные запуски.

каб. 4

Контрольный полет

№104

2

Укладка моделей и проверка работоспособности пульта.

каб. 4

Контрольный полет

№105

1

Соревнования по ракетомоделизму.

каб. 4

Контрольный полет

№106

2

Ремонт моделей ракет после соревнований.

каб. 4

Контрольный полет

№107

2

Безопасность дорожного движения

каб. 4

Опрос

№108

1

Подведение итогов

каб. 4

Наблюдение

                                    Итого:

180


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...