Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Лети, модель!"
учебно-методический материал
Аннотация
к программе «Лети, модель!».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются авиамодели и спортивные модели ракет класса S.
Программа составлена с учётом требований областного конкурса юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам.
Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергачского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Сергачская средняя общеобразовательная школа №1"
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом директора МБОУ "Сергачская СОШ №1"
Протокол № 7 от 24.08. 2020 года Приказ №54-о от 28.08.2020
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа технической направленности
«Лети, модель!»
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: с 7 лет.
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Егошин Игорь Леонидович,
высшая квалификационная категория.
г. Сергач
2020 г.
Оглавление:
стр.
1. Пояснительная записка.__________________________________________3.
2. Учебныйплан._________________________________________________ 6.
3.Учебно-тематическое планирование и содержание модулейпрограммы.__ 6.
3.3Модуль «Лети, модель!»._________________________________________6.
3.4 Модуль ракетомоделирование.___________________________________ 7.
4. Формы аттестации.______________________________________ ________9.
5. Календарный учебный график____________________________________10.
5.Оценочные материалы.__________________________________________ 21.
6.Методическое обеспечение программы.____________________________22.
7. Условия реализации программы.__________________________________23.
8. Список литературы._____________________________________________25.
8.1Список нормативно-правовой литературы._________________________25.
8.2 Список литературы для педагога._______________________________ 25.
8.3 Список литературы для обучающихся.___________________________ 25.
8.4 Интернет-ресурсы_____________________________________________25.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Актуальность программы обусловлена существующей потребностью развития познавательного интереса у детей младшего и среднего школьного возраста к различным видам техники, к инженерно-техническим профессиям.
Направленность: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются авиамодели, модели ракет класса S.
Отличительные особенности: Программа «Лети, модель» состоит из двух модулей «Лети, модель!», «Ракетомоделизм».
Каждый из модулей, реализуется как образовательный маршрут в рамках подготовки к конкурсу «Лети, модель!», и соревнованиям по ракетомоделизму «Полёт к звёздам».
Модули программы помогают обучающимся подготовиться к участию в этапах этих конкурсов и соревнований.
Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством.
На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки. В практической деятельности изучаются технологии изготовления моделей, формируются навыки их изготовления, планирования своей деятельности.
Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавляются дополнительные знания, изучение иных технологий изготовления модели. На финальных этапах обучающиеся изготавливают модель по собственному замыслу, по собственному проекту. Возможна также работа по образцу. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта.
Адресат: Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 лет). Группы формируются из учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе
Цель: Формирование и развитие познавательного интереса к авиационной и ракетной технике, подготовка и участие в конкурсе юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам».
Задачи:
Обучающие:
-формирование знаний и умений в области обработки материалов ручным инструментом;
-формирование навыков технического моделирования при создании моделей;
Развивающие:
-знакомство и изучение истории авиамоделизма, спортивного авиамоделирования, Ракетомоделирования;
-сформировать навыки участия в соревнованиях;
Воспитательные:
-воспитание технической культуры; - воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Объём и с роки реализации:
Программа реализуется за один год обучения. На освоение программы отводится 72 часа , 2 часа в неделю.
Формы и методы обучения:
Успешное проведение занятий достигается посредством основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности, принцип индивидуальности.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; творческий; метод проектов.
Формы проведения занятий:
-групповые и индивидуальные занятия;
-внутригрупповые соревнования по авиамоделированию и ракетомоделированию.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 72 часа в год). Планируемые результаты:
Обучающийся должен знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей техники;
- основные простейшие технические термины;
- простейшие конструкторские понятия;
- основные узлы моделей;
- виды соединений деталей;
- способы изготовления моделей;
Обучающийся должен уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
- находить линии сгиба;
- владеть элементарными графическими навыками;
- изготавливать простейшие модели;
- организовать рабочее место.
- подбирать материал для модели;
- анализировать свою модель;
- обрабатывать конструкционные материалы;
- находить рациональный способ использования материала;
- самостоятельно находить техническое решение;
- самостоятельно выбирать дизайн модели;
- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
- конструктивно работать в коллективе.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Название модулей | Кол-во часов |
1. | «Лети, модель!» | 44 |
Промежуточная аттестация. | 2 | |
2. | Ракетомоделирование. | 57 |
Промежуточная и итоговая аттестация. | 2 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ.
3.1Модуль «Лети, модель!»
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практ |
«Лети, модель!» | 44 | 12 | 32 | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 2 | - |
2 | Виды авиамоделей. Теория полета. | 2 | 2 | - |
3 | Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги. | 8 | 2 | 6 |
4 | Изготовление модели планера. | 20 | 3 | 17 |
5 | Регулировка и запуск модели. | 4 | - | 4 |
6 | Подготовка и проведение соревнований. | 6 | 1 | 5 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 |
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.
2. Виды авиамоделей. Теория полета.
Теоретическая часть. Виды авиамоделей. Теория полёта.
3. Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.
Теоретическая часть. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их назначение. Материалы для создания моделей планера.
Практическая часть. Изготовление модели планера .
4. Изготовление модели Теоретическая часть.
Спортивный планер История авиамоделизма. Свойства воздуха: давление, вес, плотность. Как человек научился летать. Понятие о подъёмной силе крыла. Правила проведения соревнований по авиамоделированию на дальность полета. Практическая часть. Изготовление модели планера.
5. Регулировка и запуск модели.
Практическая часть. Лётные испытания моделей. Регулировка модели, запуск.
6. Подготовка и проведение соревнований.
Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.
Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.
7. Итоговое занятие.
8. Промежуточная аттестация.
3.2Модуль «Ракетомоделирование».
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практ |
Ракетомоделирование.Ракеты. | 57 | 7 | 50 | |
1 | Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6) | 8 | 1 | 30 |
2 | Парашюты для моделей ракет. Термозащита. | 7 | 1 | 6 |
3 | Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели. | 7 | 1 | 6 |
4 | Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет. | 1 | 1 | - |
5 | Теория полета моделей ракет. | 1 | 1 | - |
6 | Наземное оборудование для запуска моделей ракет. | 1 | 1 | - |
7 | Бортовая и наземная пиротехника. | 1 | 1 | - |
8 | Запуски моделей ракет. | 4 | - | 4 |
9 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 |
Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 |
1. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)
Теоретическая часть. Что такое ракетомодельный спорт. Элементы ракеты, технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме.
Практическая часть. Приемы и варианты изготовления отдельных частей модели ракеты, сборка. Покраска и отделка модели.
2. Парашюты для моделей ракет. Термозащита.
Теоретическая часть.Парашют и его изобретатель. Виды парашютов. Применяемые материалы для изготовления парашюта. Система выброса (отстрела) парашюта. Современные парашюты.
Практическая часть Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фалла, амортизатора. Сборка, укладка парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Термозащита и отстрел парашюта.
3. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.
Теоретическая часть. Лента, крыло, воздушный шар и другие системы спасения. Применяемые материалы. Системы выброса и защиты.
Практическая часть. Изготовление ленты. Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система отстрела. Испытание системы, сбросы, безопасность труда.
4. Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.
Теоретическая часть. Понятие о реактивной силе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет.
Безопасность труда при работе с микроракетным двигателем твердого топлива.
Практическая часть. Установка двигателя на модель ракеты. Способы скрепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.
5. Теория полета моделей ракет.
Теоретическая часть. Модель ракеты и её аэродинамика, обтекаемость, сопротивляемость и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Метеорология её явление в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям
4.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы текущей аттестации: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, моделей, оценка качества модели в движении, самопроверка.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
освоения уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Лети, модель!» проводится по результатам групповых соревнований по авиамоделированию в первом полугодии, и ракетомоделированию во втором полугодии.
Проводится после освоения соответствующего модуля программы, согласно положения о промежуточной, итоговой аттестации МБоУ «Сергачская СОШ№1».
6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Результаты межгрупповых соревнований заносятся в протоколы.
1. Протокол
групповых соревнований по авиамоделизму.
№ | Ф.И.О. участника | Коэффициент сложности модели. | 1тур | 2тур | 3тур | Общий результат | Место | Уровень освоения программы. |
Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).
Практические испытания проводятся в виде соревнований на дальность полёта модели (1метр = 1 баллу).
Общий результат складывается из суммы баллов за три тура полёта модели на дальность, умноженную на коэффициент сложности.
1.Общий балл 1-20 – низкий уровень освоения.
2. Общий балл 20 – 30 средний уровень освоения.
3. Общий балл более 30 – высокий уровень освоения.
2. Протокол
групповых соревнований по ракетомоделированию.
№ | Ф.И.О. участника | 1тур | 2тур | 3тур | Общий результат | Место | Уровень освоения программы. |
Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).
Практические испытания проводятся в виде соревнований на продолжительность полёта моделей ракет класса S-3-a (1секунда = 1 баллу).
Общий результат складывается из суммы баллов за три тура полёта модели на продолжительность полёта.
1.Общий балл до 160 – низкий уровень освоения.
2. Общий балл 161-320 средний уровень освоения.
3. Общий балл 320-480 – высокий уровень освоения.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Модуль или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательной деятельности | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Лети, модель! | Практические занятия, проект, соревнования, беседы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ. | Чертежи, технологические карты моделей; видео-уроки. | Шаблоны для разметки деталей. | Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование |
Ракетомоделирование | Практические занятия, проект, соревнования, беседы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ. | Чертежи, технологические карты моделей | Шаблоны для разметки деталей, оправки токарный станок, токарный станок по дереву, Компьютер, принтер, 3D-принтер. | Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование |
8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Материально – техническое обеспечение:
1.Мастерская для занятий «Технология обработки древесины», оборудованная в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.
2.Технологическая оснащенность мастерской:
- Верстаки - 1 шт.;
- Набор инструментов («Юный столяр») – 2 шт.;
- Лобзики – 7 шт.;
- Станок токарные СТД – - 1 шт.;
- Станок токарный -1 шт.;
- Ручная дрель 1шт.;
- Коловорот ;
- Рубанки – 7 шт.;
- Напильники разного профиля;
- Комплекты ручных и токарных стамесок по числу рабочих мест;
- Долота разной ширины по числу рабочих мест;
- Киянки по числу рабочих мест;
- Ножовки – 4 шт.;
- Пилы лучковые – 2 шт.;
- Ножовки по металлу – 2 шт.;
- Наборы сверл по дереву и металлу;
- Молотки слесарные – 2 шт.;
- Комплекты отверток разного профиля;
- Комплект рычажного инструмента (плоскозубцы, пассатижи, кусачки);
- Комплект линеек, угольников, штангенциркулей;
- Ножницы;
- Образцы моделей из древесины, бумаги, картона, пластика, пенопласта;
- Столы, стулья ;
24.Канцелярские ножи;
25.Станок деревообрабатывающий.
3. Материалы:
1. Клей ПВА; «Титан»
2. Карандаши простые;
3. Белая бумага (для шаблонов);
4. Пиломатериал: липовый, сосновый;
5. Гвозди, шурупы разные;
6. Проволока;
7. Шлифовальная бумага;
8. Лакокрасочные материалы;
9. Пенопласт, пластик, фанера.
4.Наглядные и технологические пособия:
- Тексты правил безопасности труда для инструктажей;
- Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;
- Шаблоны моделей;
- Чертежи, технологические карты моделей;
- Фотографии детских работ.
9. Список литературы.
9.1 Нормативно-правовая база:
Нормативно-методические и правовые документы
1. Нормативно-методические материалы образовательной организации дополнительного образования: сборник / составители С.А. Фадеева, Е.В. Боровская. – Нижний Новгород, 2014. – 79 с.
2. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» г. Нижний Новгород, 2017 г.
9.2 Для педагогов:
1. Гаевский О.Г. Авиамоделирование/ О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990
2. Рожков В.С. Авиамодельный кружок / В.С. Рожков. _М.:Просвещение,1978
9.3 Для обучающихся:
1. Гаевский О.Г. Авиамоделирование /О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990
2. Гаевский О.Г Летающие модели планеров/О.Г. Гаевский. – М.:ДОСААФ, 1990
3.Рожков В.С.Авиамодельный кружок /В.С. Рожков. –М.: Просвещение, 1995.
4.Рожков В.С.Спортивные модели ракет /В.С. Рожков. –М.: ДОСААФ, 1984.
5.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-1-М.: 2006
6.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-2-М.: 2006
7.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-3-М.: 2006
8. Полтавец Г.А. Основы аэродинамики моделей ракет- М.: МАИ 2005.
5. Эльштейн П. Конструктору моделей ракет/ Эльштейн П.- М.: Мир, 1978.
9.4 Интернет-ресурсы
http://konstantin.in/category/raketnyj-modelizm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905524-1489657231.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-694188-1445545902.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983224-1512639624.jpg)
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...