Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Лети, модель!"
учебно-методический материал

Егошин Игорь Леонидович

                                                      Аннотация

                               к программе «Лети, модель!».

       Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются авиамодели и спортивные модели ракет класса S.

  

   Программа составлена с учётом требований областного конкурса юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам.

 

    Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_leti_model.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

 Сергачского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Сергачская средняя общеобразовательная школа №1"

               Принята                                                                      Утверждена

 на педагогическом совете                                       приказом  директора                                                                                МБОУ "Сергачская СОШ №1"

                         

Протокол    №  7 от   24.08. 2020  года                    Приказ №54-о от 28.08.2020                                                                                              

                                               

                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

                                программа технической направленности

«Лети, модель!»

                                               

                                             

Срок реализации:   1 год.

Возраст обучающихся: с 7 лет.

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

                                                                              Егошин Игорь Леонидович,

высшая квалификационная категория.

г. Сергач

2020 г.

                                               

                           Оглавление:  

                                                                                                                              стр.

1. Пояснительная записка.__________________________________________3.

2. Учебныйплан._________________________________________________   6.

3.Учебно-тематическое планирование и содержание модулейпрограммы.__ 6.

3.3Модуль «Лети, модель!»._________________________________________6.

3.4 Модуль ракетомоделирование.___________________________________ 7.

4. Формы аттестации.______________________________________ ________9.

5. Календарный учебный график____________________________________10.

5.Оценочные материалы.__________________________________________ 21.

6.Методическое обеспечение программы.____________________________22.

7. Условия реализации программы.__________________________________23.

8. Список литературы._____________________________________________25.

8.1Список нормативно-правовой литературы._________________________25.

8.2 Список литературы для педагога._______________________________   25.

8.3 Список литературы для обучающихся.___________________________  25.

8.4 Интернет-ресурсы_____________________________________________25.

                   

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность: 

    На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Актуальность программы обусловлена существующей потребностью развития познавательного интереса у детей младшего и среднего школьного возраста  к различным видам техники,  к инженерно-техническим профессиям.

Направленность: Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность.   Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются  авиамодели, модели ракет класса S.

Отличительные особенности:   Программа «Лети, модель» состоит из двух модулей «Лети, модель!», «Ракетомоделизм».                            

   Каждый из модулей, реализуется как  образовательный маршрут в рамках подготовки к конкурсу «Лети, модель!»,  и соревнованиям  по ракетомоделизму  «Полёт к звёздам».

  Модули программы помогают обучающимся подготовиться к участию в этапах этих конкурсов и соревнований.

  Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством.  

    На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки. В практической деятельности изучаются технологии изготовления моделей, формируются навыки их изготовления,  планирования своей деятельности.

Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавляются дополнительные знания, изучение иных технологий изготовления модели. На финальных этапах обучающиеся изготавливают модель по собственному замыслу, по собственному проекту.  Возможна  также работа по образцу. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта.

Адресат: Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 лет). Группы формируются из учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе

   Цель: Формирование и развитие познавательного интереса к авиационной  и ракетной технике, подготовка и участие в конкурсе юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам».

Задачи:

Обучающие:

-формирование знаний и умений в области обработки материалов ручным инструментом;

-формирование навыков технического моделирования при создании моделей;

 Развивающие:

-знакомство и изучение истории авиамоделизма, спортивного авиамоделирования, Ракетомоделирования;

-сформировать навыки участия в соревнованиях;

Воспитательные:                                                                                               

 -воспитание технической культуры;                                                                             - воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Объём и с роки реализации:       

          Программа реализуется за один год обучения. На освоение программы отводится 72 часа , 2 часа в неделю.

 Формы и методы обучения:   

     Успешное проведение занятий достигается посредством основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности, принцип индивидуальности.

     Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; творческий; метод проектов.        

    Формы проведения занятий:

 -групповые и индивидуальные занятия;

-внутригрупповые соревнования по авиамоделированию и ракетомоделированию.

Режим занятий:                                                                                                                      1 раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 72 часа в год).                                   Планируемые результаты:

Обучающийся должен знать:

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей техники;

- основные простейшие технические термины;

- простейшие конструкторские понятия;

- основные узлы моделей;

- виды соединений деталей;

- способы изготовления моделей;

Обучающийся должен уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

- находить линии сгиба;

- владеть элементарными графическими навыками;

- изготавливать простейшие модели;

- организовать рабочее место.

- подбирать материал для модели;

- анализировать свою модель;

- обрабатывать конструкционные материалы;

- находить рациональный способ использования материала;

- самостоятельно находить техническое решение;

- самостоятельно выбирать дизайн модели;

- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

- конструктивно работать в коллективе.

       

                   

                                           2.УЧЕБНЫЙ  ПЛАН.

Название модулей

Кол-во часов

1.

«Лети, модель!»

44

Промежуточная аттестация.

2

2.

Ракетомоделирование.

57

Промежуточная и итоговая аттестация.

2

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ.

3.1Модуль «Лети, модель!»

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

     «Лети, модель!»                                                            

44

12

32

1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

                                 2        

                        -

2

Виды авиамоделей. Теория полета.

2

2

-

3

Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

8

2

6

4

Изготовление модели планера.

20

3

17

5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

6

Подготовка и проведение соревнований.

6

1

5

7

Итоговое занятие.

2

2

-

Промежуточная аттестация.

          2

-

           2

1.Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.  

2. Виды авиамоделей. Теория полета.

Теоретическая часть. Виды авиамоделей. Теория полёта.

3. Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

Теоретическая часть. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их назначение. Материалы для создания моделей планера.

Практическая часть.  Изготовление модели  планера .

4. Изготовление модели Теоретическая часть.

Спортивный планер История авиамоделизма. Свойства воздуха: давление, вес, плотность. Как человек научился летать. Понятие о подъёмной силе крыла. Правила проведения соревнований по авиамоделированию на дальность полета.                                                                                     Практическая часть. Изготовление модели планера.

5. Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

6.  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.

7. Итоговое занятие.

8. Промежуточная аттестация.    

3.2Модуль «Ракетомоделирование».

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практ

  Ракетомоделирование.Ракеты.                                                

57

7

50

1

Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)

8

1

30

2

Парашюты для моделей ракет. Термозащита.

7

1

6

3

Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.

7

1

6

4

Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.

1

1

-

5

Теория полета моделей ракет.

1

1

-

6

Наземное оборудование для запуска моделей ракет.

1

1

-

7

Бортовая и наземная пиротехника.

1

1

-

  8

Запуски моделей ракет.

4

-

4

  9

Итоговое занятие

4

-

4

Промежуточная аттестация.

2

-

2

                               

                 

  1.              

1.  Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)

Теоретическая часть.  Что такое ракетомодельный спорт.  Элементы ракеты, технические   требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме.

Практическая часть. Приемы и варианты изготовления отдельных частей модели ракеты, сборка. Покраска и отделка модели.

2. Парашюты для моделей ракет. Термозащита.

Теоретическая часть.Парашют и его  изобретатель. Виды парашютов. Применяемые материалы для изготовления парашюта. Система выброса (отстрела) парашюта. Современные  парашюты.

Практическая часть Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фалла, амортизатора. Сборка, укладка парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Термозащита и отстрел парашюта.

3. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.

Теоретическая часть. Лента,  крыло, воздушный шар и другие системы спасения. Применяемые материалы. Системы выброса и защиты.

Практическая часть. Изготовление ленты.  Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система  отстрела. Испытание системы, сбросы, безопасность труда.

4. Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.

Теоретическая часть. Понятие о реактивной силе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет.

Безопасность труда при работе с микроракетным двигателем твердого топлива.

Практическая часть. Установка двигателя на модель ракеты.  Способы скрепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.

5. Теория полета моделей ракет.

Теоретическая часть. Модель ракеты и её аэродинамика, обтекаемость, сопротивляемость и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Метеорология её явление в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям

                           

                     

                            4.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.  

                 

Формы текущей аттестации: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, моделей, оценка качества модели в движении, самопроверка. 

 Формы промежуточной и итоговой аттестации:

 освоения уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)  программы «Лети, модель!» проводится по результатам групповых соревнований по авиамоделированию в первом полугодии, и ракетомоделированию во втором полугодии.

  Проводится после освоения соответствующего модуля программы, согласно положения о промежуточной, итоговой аттестации МБоУ «Сергачская СОШ№1».  

 

             

                                    6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

   Результаты межгрупповых соревнований заносятся в протоколы.

                                          1. Протокол

                      групповых соревнований по авиамоделизму.

Ф.И.О. участника

Коэффициент сложности модели.

1тур

2тур

3тур

Общий результат

Место

Уровень освоения программы.

Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).

Практические испытания проводятся в виде соревнований на дальность полёта модели (1метр = 1 баллу).

Общий результат складывается из суммы баллов за  три тура полёта  модели на дальность, умноженную на коэффициент сложности.

1.Общий балл 1-20 – низкий уровень освоения.

2. Общий балл 20 – 30 средний уровень освоения.

3. Общий балл более 30 – высокий уровень освоения.

                                                     

                                                 2. Протокол

                      групповых соревнований по ракетомоделированию.

Ф.И.О. участника

1тур

2тур

3тур

Общий результат

Место

Уровень освоения программы.

Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).

Практические испытания проводятся в виде соревнований на продолжительность полёта моделей ракет класса S-3-a (1секунда = 1 баллу).

Общий результат складывается из суммы баллов за  три тура полёта  модели на продолжительность полёта.

1.Общий балл до 160 – низкий уровень освоения.

2. Общий балл 161-320 средний уровень освоения.

3. Общий балл 320-480 – высокий уровень освоения.

           

      7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Модуль или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательной деятельности

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Лети, модель!                                                          

Практические занятия,

проект,  соревнования, беседы.  

Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ.

Чертежи, технологические карты  моделей;

видео-уроки.

Шаблоны для разметки деталей.

Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование

  Ракетомоделирование

Практические занятия,

проект,  соревнования, беседы.  

Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ.

Чертежи, технологические карты  моделей

Шаблоны для разметки деталей, оправки токарный станок, токарный станок по дереву, Компьютер, принтер, 3D-принтер.

Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование

                       

                     

                          8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

                   Материально – техническое обеспечение:

1.Мастерская для занятий «Технология обработки древесины», оборудованная в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.

2.Технологическая оснащенность мастерской:

  1. Верстаки - 1 шт.;
  2. Набор инструментов («Юный столяр») – 2 шт.;
  3. Лобзики – 7 шт.;
  4. Станок токарные СТД –   - 1 шт.;
  5. Станок токарный -1 шт.;
  6. Ручная дрель 1шт.;
  7. Коловорот ;
  8. Рубанки – 7 шт.;
  9. Напильники разного профиля;
  10. Комплекты ручных и токарных стамесок по числу рабочих мест;
  11. Долота разной ширины по числу рабочих мест;
  12. Киянки по числу рабочих мест;
  13. Ножовки – 4 шт.;
  14. Пилы лучковые – 2 шт.;
  15. Ножовки по металлу – 2 шт.;
  16. Наборы сверл по дереву и металлу;
  17. Молотки слесарные – 2 шт.;
  18. Комплекты отверток разного профиля;
  19. Комплект рычажного инструмента (плоскозубцы, пассатижи, кусачки);
  20. Комплект линеек, угольников, штангенциркулей;                            
  21. Ножницы;
  22. Образцы моделей из древесины, бумаги, картона, пластика, пенопласта;
  23. Столы, стулья ;

24.Канцелярские ножи;

25.Станок деревообрабатывающий.

           3. Материалы:

1. Клей ПВА; «Титан»

2. Карандаши простые;

3. Белая бумага (для шаблонов);

4. Пиломатериал: липовый, сосновый;

5. Гвозди, шурупы разные;

6. Проволока;

7. Шлифовальная бумага;

8. Лакокрасочные материалы;

9. Пенопласт, пластик, фанера.

4.Наглядные и технологические пособия:

  1. Тексты правил безопасности труда для инструктажей;
  2. Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;
  3. Шаблоны моделей;
  4. Чертежи, технологические карты  моделей;
  5. Фотографии детских работ.

                                 

                                             9. Список литературы.

              9.1 Нормативно-правовая база:

                   Нормативно-методические и правовые документы

1. Нормативно-методические материалы образовательной организации дополнительного образования: сборник / составители С.А. Фадеева, Е.В. Боровская. – Нижний Новгород, 2014. – 79 с.

2. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей) программы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» г. Нижний Новгород, 2017 г.

                                             9.2 Для педагогов:

1.  Гаевский О.Г. Авиамоделирование/ О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990

2. Рожков В.С. Авиамодельный кружок / В.С. Рожков. _М.:Просвещение,1978

                                     

                                          9.3 Для обучающихся:

 1. Гаевский О.Г. Авиамоделирование /О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990

2. Гаевский О.Г Летающие модели планеров/О.Г. Гаевский. – М.:ДОСААФ, 1990

3.Рожков  В.С.Авиамодельный кружок /В.С. Рожков. –М.: Просвещение, 1995.

4.Рожков  В.С.Спортивные модели ракет /В.С. Рожков. –М.: ДОСААФ, 1984.

5.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-1-М.: 2006

6.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-2-М.: 2006

7.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-3-М.: 2006

8. Полтавец Г.А. Основы аэродинамики моделей ракет- М.: МАИ 2005.

5. Эльштейн П. Конструктору моделей ракет/ Эльштейн П.- М.: Мир, 1978.

                                             9.4 Интернет-ресурсы

http://konstantin.in/category/raketnyj-modelizm

 

 

           

           

         

     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...