Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Лети, модель!"
учебно-методический материал
Аннотация
к программе «Лети, модель!».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются авиамодели и спортивные модели ракет класса S.
Программа составлена с учётом требований областного конкурса юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам.
Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_leti_model.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергачского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Сергачская средняя общеобразовательная школа №1"
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом директора МБОУ "Сергачская СОШ №1"
Протокол № 7 от 24.08. 2020 года Приказ №54-о от 28.08.2020
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа технической направленности
«Лети, модель!»
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: с 7 лет.
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Егошин Игорь Леонидович,
высшая квалификационная категория.
г. Сергач
2020 г.
Оглавление:
стр.
1. Пояснительная записка.__________________________________________3.
2. Учебныйплан._________________________________________________ 6.
3.Учебно-тематическое планирование и содержание модулейпрограммы.__ 6.
3.3Модуль «Лети, модель!»._________________________________________6.
3.4 Модуль ракетомоделирование.___________________________________ 7.
4. Формы аттестации.______________________________________ ________9.
5. Календарный учебный график____________________________________10.
5.Оценочные материалы.__________________________________________ 21.
6.Методическое обеспечение программы.____________________________22.
7. Условия реализации программы.__________________________________23.
8. Список литературы._____________________________________________25.
8.1Список нормативно-правовой литературы._________________________25.
8.2 Список литературы для педагога._______________________________ 25.
8.3 Список литературы для обучающихся.___________________________ 25.
8.4 Интернет-ресурсы_____________________________________________25.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Актуальность программы обусловлена существующей потребностью развития познавательного интереса у детей младшего и среднего школьного возраста к различным видам техники, к инженерно-техническим профессиям.
Направленность: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лети, модель!» имеет техническую направленность. Содержание программы предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются авиамодели, модели ракет класса S.
Отличительные особенности: Программа «Лети, модель» состоит из двух модулей «Лети, модель!», «Ракетомоделизм».
Каждый из модулей, реализуется как образовательный маршрут в рамках подготовки к конкурсу «Лети, модель!», и соревнованиям по ракетомоделизму «Полёт к звёздам».
Модули программы помогают обучающимся подготовиться к участию в этапах этих конкурсов и соревнований.
Участие в конкурсах и соревнованиях технической направленности, даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством.
На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки. В практической деятельности изучаются технологии изготовления моделей, формируются навыки их изготовления, планирования своей деятельности.
Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавляются дополнительные знания, изучение иных технологий изготовления модели. На финальных этапах обучающиеся изготавливают модель по собственному замыслу, по собственному проекту. Возможна также работа по образцу. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта.
Адресат: Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 лет). Группы формируются из учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе
Цель: Формирование и развитие познавательного интереса к авиационной и ракетной технике, подготовка и участие в конкурсе юных авиамоделистов «Лети, модель!», и областных соревнований по ракетомоделированию «Полёт к звёздам».
Задачи:
Обучающие:
-формирование знаний и умений в области обработки материалов ручным инструментом;
-формирование навыков технического моделирования при создании моделей;
Развивающие:
-знакомство и изучение истории авиамоделизма, спортивного авиамоделирования, Ракетомоделирования;
-сформировать навыки участия в соревнованиях;
Воспитательные:
-воспитание технической культуры; - воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Объём и с роки реализации:
Программа реализуется за один год обучения. На освоение программы отводится 72 часа , 2 часа в неделю.
Формы и методы обучения:
Успешное проведение занятий достигается посредством основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности, принцип индивидуальности.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; творческий; метод проектов.
Формы проведения занятий:
-групповые и индивидуальные занятия;
-внутригрупповые соревнования по авиамоделированию и ракетомоделированию.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 72 часа в год). Планируемые результаты:
Обучающийся должен знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей техники;
- основные простейшие технические термины;
- простейшие конструкторские понятия;
- основные узлы моделей;
- виды соединений деталей;
- способы изготовления моделей;
Обучающийся должен уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
- находить линии сгиба;
- владеть элементарными графическими навыками;
- изготавливать простейшие модели;
- организовать рабочее место.
- подбирать материал для модели;
- анализировать свою модель;
- обрабатывать конструкционные материалы;
- находить рациональный способ использования материала;
- самостоятельно находить техническое решение;
- самостоятельно выбирать дизайн модели;
- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
- конструктивно работать в коллективе.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Название модулей | Кол-во часов |
1. | «Лети, модель!» | 44 |
Промежуточная аттестация. | 2 | |
2. | Ракетомоделирование. | 57 |
Промежуточная и итоговая аттестация. | 2 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ.
3.1Модуль «Лети, модель!»
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практ |
«Лети, модель!» | 44 | 12 | 32 | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 2 | - |
2 | Виды авиамоделей. Теория полета. | 2 | 2 | - |
3 | Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги. | 8 | 2 | 6 |
4 | Изготовление модели планера. | 20 | 3 | 17 |
5 | Регулировка и запуск модели. | 4 | - | 4 |
6 | Подготовка и проведение соревнований. | 6 | 1 | 5 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 |
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.
2. Виды авиамоделей. Теория полета.
Теоретическая часть. Виды авиамоделей. Теория полёта.
3. Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.
Теоретическая часть. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их назначение. Материалы для создания моделей планера.
Практическая часть. Изготовление модели планера .
4. Изготовление модели Теоретическая часть.
Спортивный планер История авиамоделизма. Свойства воздуха: давление, вес, плотность. Как человек научился летать. Понятие о подъёмной силе крыла. Правила проведения соревнований по авиамоделированию на дальность полета. Практическая часть. Изготовление модели планера.
5. Регулировка и запуск модели.
Практическая часть. Лётные испытания моделей. Регулировка модели, запуск.
6. Подготовка и проведение соревнований.
Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.
Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.
7. Итоговое занятие.
8. Промежуточная аттестация.
3.2Модуль «Ракетомоделирование».
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практ |
Ракетомоделирование.Ракеты. | 57 | 7 | 50 | |
1 | Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6) | 8 | 1 | 30 |
2 | Парашюты для моделей ракет. Термозащита. | 7 | 1 | 6 |
3 | Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели. | 7 | 1 | 6 |
4 | Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет. | 1 | 1 | - |
5 | Теория полета моделей ракет. | 1 | 1 | - |
6 | Наземное оборудование для запуска моделей ракет. | 1 | 1 | - |
7 | Бортовая и наземная пиротехника. | 1 | 1 | - |
8 | Запуски моделей ракет. | 4 | - | 4 |
9 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 |
Промежуточная аттестация. | 2 | - | 2 |
1. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. (S-3, S-6)
Теоретическая часть. Что такое ракетомодельный спорт. Элементы ракеты, технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме.
Практическая часть. Приемы и варианты изготовления отдельных частей модели ракеты, сборка. Покраска и отделка модели.
2. Парашюты для моделей ракет. Термозащита.
Теоретическая часть.Парашют и его изобретатель. Виды парашютов. Применяемые материалы для изготовления парашюта. Система выброса (отстрела) парашюта. Современные парашюты.
Практическая часть Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фалла, амортизатора. Сборка, укладка парашюта. Испытание парашюта. Сбросы. Термозащита и отстрел парашюта.
3. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.
Теоретическая часть. Лента, крыло, воздушный шар и другие системы спасения. Применяемые материалы. Системы выброса и защиты.
Практическая часть. Изготовление ленты. Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система отстрела. Испытание системы, сбросы, безопасность труда.
4. Ракетные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет.
Теоретическая часть. Понятие о реактивной силе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет.
Безопасность труда при работе с микроракетным двигателем твердого топлива.
Практическая часть. Установка двигателя на модель ракеты. Способы скрепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.
5. Теория полета моделей ракет.
Теоретическая часть. Модель ракеты и её аэродинамика, обтекаемость, сопротивляемость и его составляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Метеорология её явление в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям
4.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы текущей аттестации: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, моделей, оценка качества модели в движении, самопроверка.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
освоения уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Лети, модель!» проводится по результатам групповых соревнований по авиамоделированию в первом полугодии, и ракетомоделированию во втором полугодии.
Проводится после освоения соответствующего модуля программы, согласно положения о промежуточной, итоговой аттестации МБоУ «Сергачская СОШ№1».
6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Результаты межгрупповых соревнований заносятся в протоколы.
1. Протокол
групповых соревнований по авиамоделизму.
№ | Ф.И.О. участника | Коэффициент сложности модели. | 1тур | 2тур | 3тур | Общий результат | Место | Уровень освоения программы. |
Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).
Практические испытания проводятся в виде соревнований на дальность полёта модели (1метр = 1 баллу).
Общий результат складывается из суммы баллов за три тура полёта модели на дальность, умноженную на коэффициент сложности.
1.Общий балл 1-20 – низкий уровень освоения.
2. Общий балл 20 – 30 средний уровень освоения.
3. Общий балл более 30 – высокий уровень освоения.
2. Протокол
групповых соревнований по ракетомоделированию.
№ | Ф.И.О. участника | 1тур | 2тур | 3тур | Общий результат | Место | Уровень освоения программы. |
Оценочные уровни (шкала оценки знаний и умений).
Практические испытания проводятся в виде соревнований на продолжительность полёта моделей ракет класса S-3-a (1секунда = 1 баллу).
Общий результат складывается из суммы баллов за три тура полёта модели на продолжительность полёта.
1.Общий балл до 160 – низкий уровень освоения.
2. Общий балл 161-320 средний уровень освоения.
3. Общий балл 320-480 – высокий уровень освоения.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Модуль или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательной деятельности | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Лети, модель! | Практические занятия, проект, соревнования, беседы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ. | Чертежи, технологические карты моделей; видео-уроки. | Шаблоны для разметки деталей. | Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование |
Ракетомоделирование | Практические занятия, проект, соревнования, беседы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: показ технологических приёмов, работа по образцу. Практические: выполнение практических работ. | Чертежи, технологические карты моделей | Шаблоны для разметки деталей, оправки токарный станок, токарный станок по дереву, Компьютер, принтер, 3D-принтер. | Опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей, оценка качества модели в полёте, самопроверка, соревнование |
8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Материально – техническое обеспечение:
1.Мастерская для занятий «Технология обработки древесины», оборудованная в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.
2.Технологическая оснащенность мастерской:
- Верстаки - 1 шт.;
- Набор инструментов («Юный столяр») – 2 шт.;
- Лобзики – 7 шт.;
- Станок токарные СТД – - 1 шт.;
- Станок токарный -1 шт.;
- Ручная дрель 1шт.;
- Коловорот ;
- Рубанки – 7 шт.;
- Напильники разного профиля;
- Комплекты ручных и токарных стамесок по числу рабочих мест;
- Долота разной ширины по числу рабочих мест;
- Киянки по числу рабочих мест;
- Ножовки – 4 шт.;
- Пилы лучковые – 2 шт.;
- Ножовки по металлу – 2 шт.;
- Наборы сверл по дереву и металлу;
- Молотки слесарные – 2 шт.;
- Комплекты отверток разного профиля;
- Комплект рычажного инструмента (плоскозубцы, пассатижи, кусачки);
- Комплект линеек, угольников, штангенциркулей;
- Ножницы;
- Образцы моделей из древесины, бумаги, картона, пластика, пенопласта;
- Столы, стулья ;
24.Канцелярские ножи;
25.Станок деревообрабатывающий.
3. Материалы:
1. Клей ПВА; «Титан»
2. Карандаши простые;
3. Белая бумага (для шаблонов);
4. Пиломатериал: липовый, сосновый;
5. Гвозди, шурупы разные;
6. Проволока;
7. Шлифовальная бумага;
8. Лакокрасочные материалы;
9. Пенопласт, пластик, фанера.
4.Наглядные и технологические пособия:
- Тексты правил безопасности труда для инструктажей;
- Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;
- Шаблоны моделей;
- Чертежи, технологические карты моделей;
- Фотографии детских работ.
9. Список литературы.
9.1 Нормативно-правовая база:
Нормативно-методические и правовые документы
1. Нормативно-методические материалы образовательной организации дополнительного образования: сборник / составители С.А. Фадеева, Е.В. Боровская. – Нижний Новгород, 2014. – 79 с.
2. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» г. Нижний Новгород, 2017 г.
9.2 Для педагогов:
1. Гаевский О.Г. Авиамоделирование/ О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990
2. Рожков В.С. Авиамодельный кружок / В.С. Рожков. _М.:Просвещение,1978
9.3 Для обучающихся:
1. Гаевский О.Г. Авиамоделирование /О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990
2. Гаевский О.Г Летающие модели планеров/О.Г. Гаевский. – М.:ДОСААФ, 1990
3.Рожков В.С.Авиамодельный кружок /В.С. Рожков. –М.: Просвещение, 1995.
4.Рожков В.С.Спортивные модели ракет /В.С. Рожков. –М.: ДОСААФ, 1984.
5.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-1-М.: 2006
6.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-2-М.: 2006
7.Минаков В. И.Спортивные модели-копии ракет. Учебное пособие.Т-3-М.: 2006
8. Полтавец Г.А. Основы аэродинамики моделей ракет- М.: МАИ 2005.
5. Эльштейн П. Конструктору моделей ракет/ Эльштейн П.- М.: Мир, 1978.
9.4 Интернет-ресурсы
http://konstantin.in/category/raketnyj-modelizm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...