Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шерстяные штучки»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Шерстяные штучки» художественной направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\VZ\Downloads\ШШ тит.лист..jpeg

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

1.3.1.1. Учебно-тематический план 1 года обучения………………………

1.3.2.1. Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения …….

1.3.1.2. Учебно-тематический план 2 года обучения……………………

1.3.2.2. Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения …….

1.3.1.3. Учебно-тематический план 3 года обучения………………………

1.3.2.3. Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения …….

1.4. Планируемые результаты …………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………..

2.1. Календарный учебный график ……………………………………………

2.2. Условия реализации программы …………………………………………

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы …………………………………………………

2.6. Список литературы ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….

3

5

6

6

6

9

9

12

12

16

19

19

19

19

19

20

21

23

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 «Шерстяные штучки» разработана согласно требованиям следующих нормативных актов и государственных программных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Постановление от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648 –20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Департамента образования и науки КО №740 от 05.04.2019 г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г.
  • № АК-2563/05; «О методических рекомендациях»;
  • Локальные акты МБОУ ДО «ДЮЦ», Устав, Учебный план, Правила
  • внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 «Шерстяные штучки» художественной направленности. Программа является модифицированной и имеет два уровня: первый год – стартовый, второй и третий год – общекультурный базовый. Программа разработана в 2015 году, переработана в 2021 году.

Актуальность программы

В современном мире растет общественный интерес к традиционным формам,  ремеслам, фольклору, самодеятельному творчеству, праздникам и обычаям, художественным народным промыслам, в частности -  валянию. Обозначенный интерес поддерживается современной промышленностью, которая предлагает разнообразный выбор шерстяного волокна по качеству, фактуре, гамме расцветок, что не может не способствовать развитию творческой фантазии и желанию собственными руками воплотить задуманное в реальность. Актуальность программы ясно просматривается в укреплении связей ребенка с традиционной культурой, трудом и искусством, мудростью народа, в осмыслении многовековых традиций народного искусства и быта через освоение древнейшего народного ремесла валяния.

Важно, что обучающиеся получают от педагога посильные задания при многократном повторении одной или нескольких операций у них вырабатывается навык, проворство и ловкость в работе, воспитывается терпение и усидчивость приобретается мастерство. В процессе освоения приемов валяния у каждого валяльщика воспитываются необходимые качества: тщательность в работе, прилежание и терпение.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы прослеживаются по нескольким направлениям:

- программа позволяет познакомиться с валянием как с частью национальной художественной культуры, путем освоения практических умений и навыков изготовления изделий из шерстяных волокон различными способами валяния;

- изучение технологии мокрого валяния не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён шерстью домашней овцы.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся в возрасте 10 - 14 лет.  В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится.

Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.

Объем и срок освоения программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов - 576 (1-й год обучения – 144 часа, 2-й  и 3-й год обучения – по 216 часов в год).

Форма обучения: занятие в очной форме (Закон № 273 – ФЗ, гл.2, ст.17, п.2).

Занятия проводятся на русском языке.

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в разновозрастных группах.

Состав группы: постоянный, количество учащихся в группе 7-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на первом году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на втором и третьем году обучения с 10  минутным перерывом каждый час.

1.2. Цель и задачи программы

Цель образовательной программы «Шерстяные штучки» - создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение  технологии изготовления изделий из непряденой шерсти.

Задачи образовательной программы «Шерстяные штучки»:

Личностные:

- развить художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего мира и творческий потенциал;

- развить образное мышление и воображение.

Метапредметные:

- прививать любовь к природе, родному краю;

- воспитывать аккуратность, уважение к труду и друг к другу.

Образовательные (предметные):

- формировать у учащихся интерес к занятиям с шерстью; 

- изучить свойства шерсти;

- обучить основным приемам работы с шерстью;

- обучить приемам и технологиям изготовления  простых композиций.

1.3. Содержание программы

1.3.1.1.Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Валяние - вид декоративного творчества

24

14

10

1.1

История валяния.

6

4

2

Стартовый контроль

1.2

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности для валяния. ТБ.

6

4

2

Текущий контроль

1.3

Правила вытягивания пасм и раскладки шерсти

12

6

6

Текущий контроль

2

Цветоведение

8

4

4

2.1

Цветовой круг. Основные и составные цвета.

8

4

4

Текущий контроль

3

Изготовление изделий из шерстяного волокна

28

12

16

3.1

Шерстяная аппликация.

16

6

10

Текущий контроль

3.2

Основные приемы рисования шерстью.

12

6

6

Текущий контроль

4.

Сухое валяние (фильцевание)

28

12

16

4.1

Основы фильцевания плоских изделий.

16

6

10

Текущий контроль

4.2

Основы фильцевания объемных изделий.

12

6

6

Текущий контроль

5

Мокрое валяние плоских форм

32

12

20

5.1

Основы валяния плоских форм.

16

6

10

Просмотр

5.2

Основы валяния полых изделий на шаблоне.

16

6

10

Текущий контроль

6

Комбинирование техник валяния

24

10

14

6.1

Простые декоративно-художественные композиции

8

4

4

Текущий контроль

6.2

Простые приемы комбинирования изделий, выполненных мокрым и сухим валянием.

16

6

10

Выставка творческих работ.

Итого часов:

144

64

80

1.3.2.1. Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения

Раздел 1.  Валяние - вид декоративного творчества

Тема 1.1. История валяния

Теория: Исторические сведения о появлении войлока и его использовании. Профессии, связанные с производством шерстяных материалов.  Традиционные и современные виды декоративно – прикладного творчества и промыслов России.

Практика: Рассматривание образцов материалов и готовых изделий. Распознавание и сортировка валяных разными способами изделий из всех представленных образцов.

Тема 1.2. Виды шерсти и ее разновидности 

Теория: Виды шерсти. Основные  характеристики, разновидность, применение. Инструменты и принадлежности для валяния.

Практика: Определение вида шерсти из предложенных образцов. Принадлежности, их эксплуатация.

Тема 1.3. Техника и приемы работы с шерстью

Теория: Знакомство с принадлежностями для работы с шерстью. Приемы работы. ТБ

Практика: Инструктаж по технике безопасности.

Форма контроля: творческая работа, стартовый контроль, текущий контроль.

Раздел 2.  Цветоведение

Тема 2.1. Цветовой круг

Теория: Знакомство с понятием "цветовой круг", спектр. Знакомство с основными и составными цветами.

Практика: Изготовление цветового круга.

Форма контроля: творческая работа, просмотр.

Раздел 3. Изготовление изделий из шерстяного волокна

Тема 3.1. Шерстяная аппликация

Теория: Этапы выполнения шерстяной аппликации. Подготовка шаблона, шерсти необходимых цветов.

Практика: Изготовление аппликации: проработка сюжета, подбор цвета, выкладывание картинки приемом валяния шариков, оформление работы.

Тема 3.2. Основные приемы рисования шерстью

Теория: Этапы выполнения панно в технике шерстяная акварель.

Практика: Выполнение эскиза. Изготовление деталей. Соединение деталей. Выкладка шерсти, смешивание цветов. Художественное оформление.

Форма контроля: творческая работа, текущий контроль, просмотр

Раздел 4. Сухое валяние (фильцевание)

Тема 4.1. Основы фильцевания плоских изделий.

Теория: Знакомство с техникой сухого валяния (фильцевания).

Практика: Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Тема 4.2. Основы фильцевания объемных изделий

Теория: Знакомство с техникой и приемами изготовления объемного изделия фильцеванием.

Практика: Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Форма контроля: текущий контроль, итоговая работа

Раздел 5. Мокрое валяние плоских форм

Тема 5.1. Основы валяния плоских форм

Теория: Основы техники мокрого валяния плоских форм.

Практика: Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Тема 5.2. Основы валяния полых изделий на шаблоне

Теория: Основы техники мокрого валяния полых изделий на шаблоне.

Практика: выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление. Выставка.

Форма контроля: творческая работа, текущий контроль, самостоятельная работа, просмотр.

Раздел 6. Комбинирование техник валяния  

Тема 6.1. Простые декоративно-художественные композиции

Теория: Общие принципы формообразования, создание разнообразных декоративных композиций.

Практика: Отработка технических приемов создания декоративно-художественных композиций. Подбор материалов и инструментов. Изготовление и соединение деталей. Художественное оформление готового изделия.

Тема 6.2. Простые приемы комбинирования изделий, выполненных мокрым и сухим валянием

Теория: Смешанная техника валяния, включающая детали изделия, выполненные мокрым  и сухим валянием.

Практика: Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Выкладка шерсти, смешивание цветов. Художественное оформление готового изделия.

Форма контроля: творческая работа, текущий контроль, самостоятельная работа, просмотр.

1.3.1.2. Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

1

Искусство валяния

18

12

6

1.1

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности для валяния.

9

6

3

Стартовый контроль

1.2

Приемы работы с шерстяным волокном.

9

6

3

Текущий контроль

2

Пропорции. Моделирование

27

17

10

2.1

Пропорции.

12

8

4

Текущий контроль

2.2

Моделирование.

15

9

6

Текущий контроль

3

Техника и приемы изготовления плоских изделий

46

12

34

3.1

Изготовление изделия на плоском шаблоне

14

6

8

Текущий контроль

3.2

Рисование шерстью

16

6

10

Текущий контроль

3.3

Раскладка шерсти под стекло

16

6

10

Текущий контроль

4

Сухое валяние (фильцевание)

46

12

34

4.1

Фильцевание по шаблону

20

6

14

Текущий контроль

4.2

Удобные типы заготовок

26

6

20

Выставка творческих работ.

5

Техника и приемы полуобъемных и объемных изделий мокрым валянием

43

12

31

5.1

Изготовление полуобъемных изделий

21

6

15

Текущий контроль

5.2

Изготовление объемных изделий

22

6

16

Текущий контроль

6

Комбинированные изделия

36

12

24

6.1

Приемы комбинирования изделий, выполненных мокрым и сухим валянием

18

6

12

Текущий контроль

6.2

Комбинирование валяния с различными видами рукоделия.

18

6

12

Текущий контроль

Итого часов:

216

72

144

1.3.2.2. Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

Раздел 1. Искусство валяния

Тема 1.1. Приемы работы с шерстяным волокном

Теория: Виды шерсти. Инструменты и принадлежности для валяния. Виды игл для валяния.  Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Отработка приемов работы с инструментами и материалами.

Тема 1.2. Приемы работы с шерстяным волокном

Теория: Способы валяния. Приемы работы с шерстяным волокном. Правила поведения в рабочем кабинете.

Практика: Самостоятельный выбор способа валяния при изготовлении художественного изделия, применение полученных знаний и навыков  для осуществления замысла.

Форма контроля: стартовый контроль, текущий контроль        

Раздел 2. Пропорции. Моделирование

Тема 2.1. Пропорции

Теория: Правила и понятия о пропорциях. «Золотое сечение», «Ряд Фибоначчи».

Практика: Определение пропорций изделия.

Тема 2.1. Моделирование. Дизайн.

Теория: Основы пластики (художественной обработки шерсти в плоских изображениях, объѐмных и полуобъѐмных конструкциях, фантазиях из предметных и абстрактных форм). Краткая характеристика, разновидность, применение.

Практика: Выполнение эскизов моделей  с опорой на фантазию, креативность мышления.

Форма контроля: просмотр, текущий контроль, самостоятельная работа         

Раздел 3. Техника и приемы изготовления плоских изделий

Тема 3.1. Изготовление изделия на плоском шаблоне

Теория: Этапы изготовления изделия на плоском шаблоне. Виды техник.

Практика: Выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Тема 3.2. Рисование шерстью

Теория: Плоские и рельефные мотивы. Жанры живописи (батальный, анималистка, пейзаж, натюрморт, портрет).

Практика: Творческая композиция на выбор.

Тема 3.3. Раскладка шерсти под стекло

Теория: Основные принципы и приемы создания декоративно-художественных композиций: размерные, цветовые соотношения деталей и элементов.

Практика: Создание фона, изготовление деталей, соединение  выполненных частей, художественное оформление композиции.

Форма контроля: Просмотр, текущий контроль, самостоятельная работа

Раздел 4. Сухое валяние (фильцевание)

Тема 4.1. Фильцевание по шаблону

Теория фазности. Приемы и методы фильцевания цельного объемного изделия.

Тема 4.2. Удобные типы заготовок

Теория: Заготовки «Облачко», «Чебурек», «Блинчик».

Практика: Изготовление деталей изделия с опорой на заготовки.

Форма контроля: Выставка, текущий контроль, самостоятельная работа

Раздел 5. Техника и приемы полуобъемных и объемных изделий мокрым валянием

Тема 5.1. Изготовление полуобъемных изделий

Теория: Приемы валяния с использованием вспомогательных приспособлений (жесткой, шероховатой, пористой поверхностей) и инструментов полых форм на усложненном шаблоне.

Практика: Использование алгоритма послойного валяния полых форм для достижения необходимого результата.

Тема 5.2. Изготовление объемных изделий

Теория: Организация рабочего места для мокрого валяния. Перпендикулярная раскладка. Приёмы сваливания полотна. Техника безопасности при их применении. Шаблоны

Практика: Цветок - выполнение эскиза. Подбор материалов и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Форма контроля: Просмотр, текущий контроль, самостоятельная работа.

Раздел 6. Комбинированные изделия

Тема 6.1. Приемы комбинирования изделий, выполненных мокрым и сухим валянием

Теория: Принципы создания сложных художественных композиций по соотношению размерных показателей, цветовой гаммы, фактурному разнообразию, расположению элементов, придания эстетического вида законченной композиции. создание сложносоставной объемной аппликации.

Практика: Изготовление и подбор элементов композиции по размерным показателям, цветовой гамме, необходимому фактурному разнообразию; расположение и закрепление элементов для законченной композиции.

Тема 6.2. Комбинирование валяния с различными видами рукоделия

Теория: Составление авторских и коллективных композиций праздничной тематики, современных дизайнерских композиций и дополнений к одежде, интерьеру, аксессуары.

Практика: Создание сложносоставной объемной аппликации, изготовление авторских и коллективных композиций праздничной тематики (сложных, более высокого мастерства), современных композиций по дизайну и дополнений к одежде, интерьеру, аксессуарам.

Форма контроля: Творческая работа, текущий контроль, самостоятельная работа.

1.3.1.3. Учебно-тематический план 3 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Искусство валяния

15

9

6

1.1

История валяния

6

3

3

Стартовый контроль

1.2

Современные тенденции в валянии

9

6

3

Текущий контроль

2

Художественный войлок

48

12

36

2.1

Набивной войлочный рисунок

12

3

9

Текущий контроль

2.2

Трафаретная живопись

12

3

9

Текущий контроль

2.3

Панно мокрым валянием

12

3

9

Текущий контроль

2.4

Картины - сухая раскладка под стекло

12

3

9

Текущий контроль

3

Техника шибори

39

9

30

3.1

Узелковая техника

15

3

12

Текущий контроль

3.2

Техника  сквозного прошивания

12

3

9

Текущий контроль

3.3

Техника сосбаривания

12

3

9

Текущий контроль

4

Техника нуновойлок

30

12

18

4.1

Техника валяния “нуновойлок”

9

6

3

Текущий контроль

4.2

Марля в  нуновойлоке

9

3

6

Текущий контроль

4.3

Техника «сендвич» в нуновойлоке

12

3

9

Текущий контроль

5

Эксперименты с фактурой

36

9

27

5.1

Валяная ниткографика

12

3

9

Текущий контроль

5.2

Фактурный войлок

12

3

9

Выставка творческих работ.

5.3

Шаблон-книжка в 3D валянии

12

3

9

Текущий контроль

6

Скульптурное валяние шерсти

48

12

36

6.1

Валяние на каркасе

18

3

15

Текущий контроль

6.2

Авторские игрушки

12

3

9

Текущий контроль

6.3

Валяние  с наполнителем

12

3

9

Текущий контроль

6.4

Мультяшность в валянии

6

3

3

Текущий контроль

Итого часов: 

216

54

162

1.3.2.3. Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения

Раздел 1. Искусство валяния

Тема 1.1. История валяния

Теория: История развития художественного валяния. Демонстрация изделий.

Практика: Рассматривание образцов материалов и готовых изделий. Распознавание и сортировка валяных разными способами изделий из всех представленных образцов. Знакомство с видами валяной одежды и обуви по иллюстрациям и визуально.

Тема 1.2. Современные тенденции в валянии

Теория: Особенности национального валяния. Клубы и персоналии. Список магазинов для покупки материалов.

Практика: Самостоятельный выбор материалов  и инструментов.

Форма контроля: стартовый контроль, текущий контроль        

Раздел 2. Художественный войлок

Тема 2.1. Набивной войлочный рисунок

Теория: Художественная обработка шерсти в плоских изображениях. Поэтапное выполнение работы.

Практика: Выполнение эскизов моделей, элементов изделия. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 2.2. Трафаретная живопись

Теория: Шаблоны трафаретов. Поэтапное выполнение работы. Декорирование элементов одежды.

Практика: Подбор образа, изготовление трафарета. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 2.3. Панно мокрым валянием

Теория: Эскиз изделия по фотоматериалам. Приёмы сваливания полотна. Вертикально-горизонтальная  раскладка. Техника безопасности при работе с мыльным раствором.

Практика: Подбор необходимых материалов. Раскладка шерсти в соответствии с эскизом изделия. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 2.4. Картины - сухая раскладка под стекло

Теория: Жанры живописи (батальный, анималистка, пейзаж, натюрморт, портрет). Различия жанра живописи. Составление эскиза изделия по фотоматериалам.

Практика: Распределение шерстяных волокон в определенных направлениях по основе, выкладывание основных композиционных частей, доработка акцентов. Финальная доработка под стекло.

Форма контроля: Творческая работа, просмотр.

Раздел 3. Техника шибори

Тема 3.1. Узелковая техника

Теория: Создание объемных элементов и фактур на префельте путем обматывания шариков, бусин  различного размера. Объемные элементы — шарики, цветы и краторы или чашечки. Процент усадки.

Практика: Подготовка префельта – свалять полотно до полуготовности, прополоскать, высушить. Размещение шариков или бусин снизу и плотная обвязка их синтетической нитью с лицевой стороны. Заваливание. Различные разрезы, при извлечении шариков или бусин для создания шариков, цветов и краторов или чашечек. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 3.2. Техника  сквозного прошивания 

Теория: Создание объемных элементов и фактур сшиванием префельта плотной синтетической нитью. Широкий шаг наметки основа для создания крупного элемента - волны. Процент усадки.

Практика: Подготовка префельта – свалять полотно до полуготовности, прополоскать высушить. Прошивание широким стежком заготовки изделия в зависимости от эскиза. Стягивание, заваливание, сушка. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 3.3. Техника сосбаривания 

Теория: Создание  каракулевой фактуры сшиванием префельта плотной синтетической нитью. Процент усадки.

Практика: Подготовка префельта – свалять полотно до полуготовности, прополоскать высушить. Прошивание мелким стежком заготовки изделия в зависимости от эскиза. Стягивание, заваливание, сушка. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Форма контроля: Творческая работа, текущий контроль, просмотр.

Раздел 4. Техника нуновойлок

Тема 4.1. Техника валяния “нуновойлок” 

Теория: Нуновойлок — это ткань+войлок. Виды ткани, пригодные для валяния: шелк, шифон, органза, тонкий хлопок, лен, трикотаж, марля.

Практика: Сравнение материалов, изготовление образцов.

Тема 4.2. Марля в нуновойлоке

Теория: Эскиз изделия по фотоматериалам. Приёмы сваливания полотна. Тонкая раскладка по марле. Техника безопасности при работе с мыльным раствором.

Практика: Подбор необходимых материалов. Раскладка шерсти в соответствии с эскизом изделия по марле. Увалка полотна, полоскание, сушка.  Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 4.3. Техника "сэндвич" в нуновойлоке

Теория: Подбор материалов: волокна, ленточки шифона, нитки, префельт.

Практика: Раскладка шерсти по шаблону, выкладывание узоров из подготовленных материалов. Увалка полотна, полоскание, сушка. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Форма контроля: Просмотр, текущий контроль, самостоятельная работа

Раздел 5. Эксперименты с фактурой

Тема 5.1. Валяная ниткографика

Теория: Основа - нитки из вискозы и шелка. Самостоятельное скручивание вискозы в нити. Технология выполнения изделия.

Практика: Распечатка рисунка, приклеивание скотча липкой стороной вверх, приклеивание ниток по рисунку. Раскладка шерсти по рисунку. Увалка полотна, полоскание, сушка. Художественное оформление изделия.

Тема 5.2. Фактурный войлок

Теория: Основа – шнур для макраме, либо грубая пряжа, тюль. Технология выполнения изделия.

Практика: Подготовка основы - приклеивание шнура через равные промежутки к липкой поверхности. Раскладывание тонким слоем шерсти, заваливание. На готовую основу выкладываем тюль по замыслу. Художественное оформление изделия.

Тема 5.3. Шаблон-книжка в 3D валянии

Теория: Гибкий пластик для шаблона-книжки в 3D валянии. Технология выполнения изделия с блокираторами.

Практика: Подготовка шаблона с несколькими блокираторами. Раскладывание тонким слоем шерсть на каждую сторону блокиратора. Контроль раскладки по центру, заваливание, полоскание, сушка. Художественное оформление изделия.

Форма контроля: Творческая работа, текущий контроль, самостоятельная работа.

Раздел 6. Скульптурное валяние шерсти

Тема 6.1. Валяние на каркасе 

Теория: Тип проволоки – медная разного диаметра. Типы каркаса: на каждую деталь изделия, цельный каркас. Прием протягивания проволочки по контуру каркаса. Виды уваливания по проволоке: иглой, мокрым валянием, приклеиванием.

Практика:  Разработка эскиза  изделия. Выбор типа проволоки, каркаса. Изготовление деталей изделия. Уваливание деталей. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 6.2. Авторские игрушки

Теория:  Нюансы скульптурного валяния шерстяной миниатюры. Миниатюрная скульптура – путь от простой формы к сложному рельефу поверхности. Подвижное соединение деталей игрушки. Ошибки и способы их исправления.

Практика: Общая схема и порядок работы. Изготовление деталей головы и туловища. Сборка деталей изделия. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.  

Тема 6.3. Валяние  с наполнителем

Теория: Базовая техника «сухое валяние»  с внутренним наполнителем. Экономия шерсти. «Модульный принцип» и важные правила соединения деталей изделия. Качество поверхности.

Практика: Лепка образа из пластилина. Подготовка основы с внутренним наполнителем, деталей. Соединение деталей в единое целое. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Тема 6.4. Мультяшность в валянии

Теория: Приемы создания узнаваемых образов. Выразительное личико и фигурка.   Использование разных типов заготовок.

Практика: Лепка образа из пластилина. Подготовка деталей и заготовок. Соединение деталей в единое целое. Художественное оформление, декорирование и украшение изделия.

Форма контроля: Творческая работа, текущий контроль, самостоятельная работа.

1.4. Планируемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся могут знать:

- историю возникновения народного промысла;

- виды и свойства шерсти;

- основные приемы работы с шерстью;

- несколько видов валяния;

- понятие соразмерности (пропорция, масштаб, контраст, нюанс, равновесие);

- имеют представление о композиции.

Могут уметь:

- правильно обращаться с инструментами (техника безопасности);

- правильно, грамотно составлять композицию на заданную тему;

- оформить на плоскости правильно фон;

- разместить все предметы на декоративной плоскости, используя понятие «перспектива в пространстве»;

- выполнять  раскладку для плоскостных и объемных изделий;

- создать несложную композицию или изделие из природного материала -  шерсти.

К концу второго года обучения учащиеся могут знать:

- художественные промыслы, виды декоративно-прикладного искусства;

- понятие соразмерности (пропорция, масштаб, контраст, нюанс, равновесие);

- основные понятия композиции;

- как составлять композиции из шерсти; могут умело использовать эти понятия в своих эскизах;

- отличия раскладки шерсти для мокрого валяния и для сухого.

Могут уметь:

- правильно обращаться с инструментами (техника безопасности);

- правильно и грамотно составлять композицию на заданную тему;

- подбирать подходящий вид шерсти для изготовления поделок;

- оформить на плоскости правильно фон;

- разместить все предметы на декоративной плоскости, используя понятие «перспектива в пространстве».

Могут владеть:

- приемами раскладки шерсти;

- технологией изготовления поделок фильцеванием;

- технологией плоского и объёмного валяния;

- валянием мини - скульптур из шерсти.

К  третьему году обучения учащиеся могут знать:

- понятие соразмерности (пропорция, масштаб, контраст, нюанс, равновесие);

- понятие перспективы в пространстве.

Могут уметь:

- разместить все предметы на декоративной плоскости, используя понятие «перспектива в пространстве»;

- применять полученные навыки в изготовлении сложных  изделий комбинированной формы, цветовой гаммы различных оттенков, сложной фактуры с использованием инструментов и приспособлений;

- свалять декоративную скульптуру из шерсти.

Могут владеть:

- технологией изготовления  декоративных изделий, предметов быта и сувениров;

- технологией изготовления  изделий в технике трафаретная живопись, шибори, нуновойлок;

- приемами  выкладывания картин и сложных декоративно - художественных

композиций;

- смогут применить традиционные виды рукоделия в современном дизайне одежды, интерьере, аксессуарах.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарно-учебный график

Количество учебных недель – 36 недель;

Количество учебных дней – 168 дней;

Продолжительность каникул – 106 дней;

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 1 сентября по 31 мая.

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы: простые карандаши, бумага, картон, ножницы, пластилин, шерсть для валяния различных цветов, сливер, вискоза, марля, емкости для мыльного раствора, иглы для фелтинга для учащихся, поролон,   иглы швейные,  нитки швейные, бусины.

2. Информационное обеспечение: ноутбук педагога с точкой доступа в интернет.

3. Кадровое обеспечение:

Утина Евгения Александровна, педагог дополнительного образования. Имеет 1-ю квалификационную категорию. Опыт работы педагогом ДО - 7 лет. Участник «Кузбасского образовательного форума 2019» на выставке «Экспо - Сибирь 2020», участник регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2020.

2.3. Формы аттестации / контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Готовая работа, грамота, диплом, свидетельство, сертификат,   журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, отзыв детей и родителей и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Выставка, готовое изделие, творческая работа, конкурс, открытое занятие и др.

2.4. Оценочные материалы

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.  

Промежуточный контроль проводится в виде творческого просмотра.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике.

2.5. Методические материалы

При реализации программы используются различные методы и формы обучения: беседа, инструктаж, объяснение, демонстрация трудовых приемов и наглядных пособий, наблюдение, практическая самостоятельная работа, коллективная и индивидуальная проектная работа, выставки, конкурсы.

На занятиях используется разнообразный дидактический материал:

- наглядные пособия: образцы готовых изделий

- раздаточный материал: схемы, шаблоны, рисунки, журналы, книги и журналы по изготовлению изделий и сувениров из шерсти, технологические карты.

Методические разработки занятий по каждой основной теме программы.

Диагностический материал: тесты, анкеты, кроссворды.

2.6. Список литературы

Основная литература:

- для педагога:

1. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград: Учитель, 2008 г. - 23 с.

2. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.: Педагогическое общество России – 2005 г. – 118 с.  

3.Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003 г.- 47 с.

4. Плоское валяние: И. А. Кокарева - Санкт-Петербург, АСТ-Пресс Книга, 2014 г.- 96 с.

5. Фелтинг. Курс для начинающих. Идеи и проекты: — Санкт-Петербург, Контент, 2015 г.- 128 с.

6. Цветочные картины из шерсти и войлока. Пейзажи и натюрморты: Мой Маккей — Москва, Контент, 2015 г.- 128 с. 8. Цветы из шерсти. Оригинальные модели в технике фелтинг: Ангелика Вольк Герхе — Москва, Контент, 2013 г.- 96 с.

- для учащихся:

1. Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой: Карстен Зельке — Санкт Петербург, Арт-Родник, 2014 г.- 80 с.

2. Волшебные фигурки из шерсти. Сказочные персонажи в технике фелтинг: Кристине Шэфер — Москва, Контент, 2013 г.- 96 с.

3. Забавные самоделки из шерсти: Е. Курчак, Л. Заец — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 64 с.

4. Игрушки и зверушки своими руками. Техника валяния шерсти: Лори Шарп — Санкт-Петербург, Книжный клуб «Клуб семей», 2013 г.- 126 с.

5. Игрушки из войлока: Ксения Шинковская — Москва, АСТ-Пресс Книга, 2013 г.- 80 с. 6. Игрушки из шерсти. Пошаговый мастер-класс. Забавные котики: Елена Смирнова — Москва, Питер, 2013 г.- 32 с.

Интернет-ресурсы

1. Смирнова Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния–СПб.: Питер, 2012- 128с. https://avidreaders.ru/book/igrushki-iz-shersti-shag-za-shagom.html

2. Смирнова Е. Стильные аксессуары и украшения. Валяние из шерсти. - СПб.: Питер, 2016. - 64с. https://www.labirint.ru/books/496631/

3. Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства (книга 1) - М., «Мода и рукоделие», 2008.- 80с. https://www.twirpx.com/file/554875/

4. Зайцева А. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2011.- 208с. https://www.labirint.ru/books/301762/

5. Кнаке. Ж. Картины из фетра своими руками. Практическое руководство / Пер. с нем.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.-32с. https://www.labirint.ru/books/161494/

6. Кокарева И.А. Живописный войлок: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009-120с. https://www.labirint.ru/books/198434/

Приложение 1

Мониторинг

Достижения учащихся (участие в конкурсах)

высокий уровень – 3 балла (Призовое место в областных, всероссийских конкурсах).

средний уровень – 2 бала (Призовое место в районных или участие в областных конкурсах).

низкий уровень – 1 балл (Призовое место в ОУ или участи в районных конкурсах).

 нулевой уровень – 0 баллов

2. Уровень обученности (освоение программы) 

высокий уровень – 3 балла. (По всем показателям работа завершена, выполнено композиционное и цветовое решение работы, присутствует высокий уровень освоения техники и оригинальность исполнения)

средний уровень – 2 балла. (Не по всем показателям работа завершена, не полностью выполнено композиционное и цветовое решение работы, присутствует хороший уровень освоения техники, отсутствует оригинальность исполнения)

низкий уровень – 1 балл. (Работа не завершена по многим показателям, отсутствует композиционное и цветовое решение работы, присутствует частичный уровень освоения техники)

нулевой уровень – 0 баллов. (Работа сознательно не выполнена)

3. Творческая активность (самостоятельная работа).

высокий уровень – 3 балла. (Работает самостоятельно, редко обращается за помощью к педагогу).

средний уровень – 2 балла. (Работает самостоятельно, часто обращаясь за помощью к педагогу).

 низкий уровень – 1 балл. (Работает с педагогом по алгоритму).

нулевой уровень – 0 баллов. (Работает только в паре с педагогом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Дизайнерские штучки»

Рабочая программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству через дизайнерскую деятельность и носит образовательный характер....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...