Адаптированная программа «Творческая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями»
рабочая программа
Проблемы адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в окружающем макро и микро мире приобретает в наше время особое значение.
Длительное время реабилитация инвалидов сводилась только к медицинской, которая лишала людей с ограниченными возможностями социальной значимости. В последнее время все более значительное место занимает социально-культурная реабилитация, использование эстетических средств художественной культуры, природных факторов.
Культура обладает мощным потенциалом воздействия как на инвалидов, так на пока здоровых детей, с целью не допустить инвализации или ухудшения здоровье.
Использование реабилитационных методик, содержащих сервисные творческие компоненты, повышает социальную и личностную значимость несовершеннолетнего ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_reabilitatsiya_detey_i_podrostkov_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_2.docx | 54.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»
АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА
«Творческая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями»
Составила: Педагог дополнительного образования
Райчева Марина Владимировна
г. Чехов
Актуальность программы.
Проблемы адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в окружающем макро и микро мире приобретает в наше время особое значение.
Длительное время реабилитация инвалидов сводилась только к медицинской, которая лишала людей с ограниченными возможностями социальной значимости. В последнее время все более значительное место занимает социально-культурная реабилитация, использование эстетических средств художественной культуры, природных факторов.
Культура обладает мощным потенциалом воздействия как на инвалидов, так на пока здоровых детей, с целью не допустить инвализации или ухудшения здоровье.
Использование реабилитационных методик, содержащих сервисные творческие компоненты, повышает социальную и личностную значимость несовершеннолетнего ребенка с ограниченными возможностями.
Использование в работе с детьми сочетание методов цветотерапии в сочетании с ароматерапией благотворно влияет на организм ребенка: воздействует на органы чувств, повышает иммунитет, работоспособность, влияет на общее состояние организма, влияет на мотивы поведения.
Занятия рисованием, лепкой, моделированием композиций, конструированием и другими видами творческой деятельности, дают возможность тренировки мелкой моторики, гармонизации деятельности групп мышц и управляющих ими первых импульсов. Кроме того, они способны активизировать деятельность всех мозговых процессов.
Занятия творческой деятельностью дают статистическое достоверное влияние на более благоприятное развертывание индивидуальности детей с ограниченными возможностями, устранение или снижение частоты отрицательных проявлений их личности.
Художественное творчество, общение с природой относится к занятиям, наиболее глубоко формирующими личность. Они воздействуют на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие инвалида.
Продуктивная творческая деятельность является одним из важнейших условий разрешения эмоционально-личностных проблем, способствует самопознанию и развитию человека. Она может стать элементом «борьбы за радость». Вовлечение в продуктивную творческую деятельность детей и подростков с ограниченными возможностями и членов их семей: родителей, братьев и сестер может сделать отношения в семье более теплыми, доверительными, будет способствовать развитию коммуникативных навыков, расширит социальные контакты.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья наравне со всеми одарены особыми уникальными задатками, необходимыми для художественного творчества. В деле воспитания нужно акцентировать внимание на раскрытие потенциальных творческих возможностей, создать благоприятную среду для развития внутреннего мира ребенка, что позволит снять внутреннее психическое напряжение и почувствовать себя счастливым. Благодаря этому для особого ребенка открывается окно в жизнь. Душа ребенка раскрывается навстречу Надежде, Вере и Любви. Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.
Кроме того в современных условиях, художественно-прикладная деятельность, может стать источником его самообеспеченности, так как занятия народными промыслами считаются наиболее гарантированными видами деятельности в условиях социально-экономического кризиса.
Знакомство с художественным творчеством, посещение и участие в творческих выставках дает благоприятную возможность социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, обогащение их социального опыта, развитие эмоционально-волевой сферы, позволяет реализовать принципы социальных возможностей.
Цели и задачи программы.
Цели:
- социальная реабилитация и адаптация детей в обществе по средствам творчества.
- приобщить детей к высоким нравственным ценностям.
- развивать чувственной и эмоциональной сферы детей с помощью приобщения их к искусству и участия в творческой деятельности.
Задачи:
- формирование нравственно-эстетического восприятия ребенком окружающего мира;
- воспитание творческой инициативы;
- развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета, композиции, творческого воображения и фантазии;
- ознакомление детей с различными видами творческой деятельности;
- создание положительной мотивации активного достижения поставленной цели;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психоэмоционального напряжения в процессе продуктивной деятельности и обучения со сверстниками;
- развитие разнообразных способностей, не затронутых дефектом через специальные коррекционные занятия;
- укрепление соматического здоровья по средствам ароматерапии, цветотерапии.
- укрепление и развитие мелкой моторики.
Результаты, ожидаемые от реализации программы.
- Развитие жизненно важных познавательных навыков.
- Повышение самооценки личности.
- Развитие творческих способностей.
- Приобщение детей к активной жизни общества.
- Формирование коммуникативных умений.
- Расширение круга общения и культуры общения.
- Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, волевых качеств детей.
- Освоение детьми различных видов творческой деятельности.
- Развитие различных анализаторов, моторики, ощущений.
- Укрепление соматического здоровья.
Деятельность в рамках программы.
- Проведение диагностических и коррекционных занятий с детьми с учетом возрастных особенностей.
Продолжительность курса творческой реабилитации рассчитан на 3 месяца. Реабилитацию проходят дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астмой, заболеваниями желудочно-кишечного тракт, дети с глубокой умственной отсталостью и др.,
Занятия проводятся с каждой группой детей 2 раза в неделю в виде индивидуальных, групповых и коллективных. Проводятся консультации для родителей.
Занятия художественным творчеством относятся к наиболее глубоко формирующим личность. Они воздействуют на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие инвалида.
2. Работа кабинета реабилитации руки:
Во время работы с детьми используются нетрадиционные методы цветотерапии и ароматерапии, на занятиях учитывается влияние цвета на здоровье и заболеваемость детей. Доказано, что цвет обладает живительной и целительной силой, а также влияет на общее состояние здоровья, а более благотворное влияние на организм человека оказывает гармоничное сочетание цвета и запаха.
2.1 – работа с природным материалом.
По рекомендации врача используются эфирные масла.
Особое качество эфирных масел заключается в их действительности и безвредности. Масло добавляется в песок, опилки и т.д.
- – работа с бумагой (различные виды аппликации).
- – работа с пластилином.
- – работа с текстильным материалом (нить, ткань).
- – конструирование из бросового материала и бумаги.
- – оригами.
- – бисероплетение.
- – изготовление изделий в технике попье-маше.
- – работа с конструктором.
Занятия, проводимые в кабинете реабилитации руки, дают возможность тренировки мелкой моторики руки, гармонизации деятельности различных групп мышц, нервных импульсов, активизации мозговых процессов. Эти занятия рассчитаны на благоприятное развитие индивидуальности детей с ограниченными возможностями.
Формы работы.
1. Знакомство с материалами с их свойствами.
2. Освоение навыков работы с инструментами.
3.Организация посещений выставочных залов, музеев, экскурсий, тематических мероприятий.
4. Участие в творческих выставках, городских и областных фестивалях детского творчества детей с ограниченными возможностями.
5. Организация выставок детского творчества на базе Центра.
6. Конкурс семейного творчества « Мама, папа, я – творческая семья ».
7. Работа с детьми в летнем оздоровительном лагере на базе Центра.
8. Организация различных конкурсов на лучшую поделку.
9. Консультации, беседы, обучающие занятия с родителями, с целью ознакомления их с методами и приемами коррекционных занятий в домашних условиях.
Принципы программы.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Систематичность и последовательность.
3. Комплексность решения проблем.
4. Принципы свободы творческого самовыражения.
5. Принципы востребовательности и результатов труда.
Содержание программы.
1. Работа с природным материалом.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, на развитие внимания, благоприятно влияет на эмоциональный настрой детей, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера.
Виды деятельности:
- экскурсия в парк, знакомство с декоративными растениями. Сбор природного материала (листья, мох, шишки, желуди и т.д.).
- знакомство со способами хранения природного материала, засушивание растений: под прессом, горячим утюгом, в песке. Составление гербария.- знакомство с понятием и элементами «флористика» и её истории.
- технология изготовления аппликаций из засушенных цветов, листьев. Выполнение аппликаций по замыслу детей.
- изготовление игрушек из природного материала (мох, шишки, желуди, ракушки и т.д.). Работа по замыслу детей.
- аппликации с использованием песка, опилок, мха и другого природного материала.
-посещение и участие в городских и областных творческих выставках.
2. Работа с бумагой – аппликация.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. На занятиях дети знакомятся с техникой и способами обработки бумаги. Дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т.д.
Виды деятельности:
- из истории бумаги. Знакомство с различными видами бумаги.
- технология изготовления аппликации из бумаги.
Виды аппликаций:
- обрывная,
- силуэтная,
- объёмная.
- модульная (мозаика),
- симметричная,
- квиллинг,
- из геометрических фигур,
- из комочков мятой бумаги.
3. Конструирование.
Детское конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
На занятиях конструктивной деятельностью дети получают представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам, но в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Таким образом формируется умение анализировать окружающий мир, повышается осознанность для собственных действий.
Техническое конструирование – это действие практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение простейших моделей из строительных деталей.
Виды конструирования:
- конструирование из строительного материала;
- LEGO конструирование;
- конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы
крепления;
- конструирование из геометрических фигур.
Художественное конструирование
В конструировании из бумаги самым важным является научить ребенка различным способам превращения листа бумаги в объёмную форму: сгибанию, разрезанию, склеиванию.
Конструирование из других дополнительных материалов (спичечные коробки, различные коробочки, капсулы от киндер-сюрпризов, втулки от бумажных салфеток и др.) воспитывает у детей интерес и любовь к труду, развивает воображение, мышление, навыки и способности конструирования.
На занятиях дети учатся использовать старые, ненужные вещи и материалы. Дают им новую жизнь.
Виды деятельности:
- выполнение объёмных изделий из бумаги (на основе конуса, пирамиды);
- выполнение игрушек из бросового материала (коробочки, капсулы от киндер-сюрпризов, бутылочки, пуговицы и многое др.);
- изготовление новогодних игрушек.
4. Знакомство детей с искусством «Оригами».
Дети знакомятся с японским искусством складывания бумаги – оригами. Занятия оригами решают многие педагогические задачи, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти.
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинирует.
- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам «материалу» (бумаге).
- способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие.
Виды деятельности:
- технология изготовления оригами.
- знакомство с базовыми формами «косынка», «стрела», «водяная бомбочка» и др.
- выполнение работы детьми.
- коллективная работа.
5. Работа с пластичным материалом.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкости рук.
Лепка из теста.
Тесто – приятный на ощупь экологически безвредный и не аллергенный материал. Оно не липнет к рукам и очень пластично. Готовые фигурки можно расписывать любыми красками.
Лепка из теста прививает детям различные полезные навыки: разрабатываются пальцы, улучшается координация движений, дети могут фантазировать и изобретать.
Виды деятельности:
- Знакомство детей с приготовлением теста, его свойствами.
- изготовление мелких орнаментальных деталей и композиция из них.
- объемная лепка.
- изготовление украшения, медальонов.
Лепка из пластилина.
Виды деятельности:
- из истории пластилина. Знакомство с пластилином, его свойствами, приемами лепки.
- технология изготовления плоских пластилиновых картинок.
- объемная лепка.
6. Текстильные материалы.
Занятия с текстильным материалом (кусочки ткани, нити различных видов, шнурки, тесемки и т.д.) увлекательны и разнообразны. Они развивают образное мышление, воображение, раскрывают творческие способности детей.
Дети видят результаты своей деятельности, которые можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета необходимого в быту.
Виды деятельности:
- знакомство детей с разновидностью тканей, нитей, их свойствами;
- аппликация из цельных нитей;
- аппликация из резаных нитей, распущенных нитей;
- аппликация из обычной ткани, из жатой ткани;
- изготовление игрушек из ниток;
- изготовление народных кукол из лоскутков.
7. Бисероплетение.
На занятиях бисероплетения дети знакомятся с историей бисера. Учатся из него выполнять прекрасные и неповторимые изделия. Ведь фенечки, колье из бисера сейчас являются модными и оригинальными украшениями.
Изготовленные украшения, яркие брелки, кулоны, просто игрушки доставляют детям большую радость, они используют эти изделия в своей повседневной жизни, их можно подарить друзьям, близким. Во время работы с бисером у детей хорошо развивается мелкая моторика рук, воображение, усидчивость, терпение.
Полученные умения, навыки и знания дети в дальнейшем могут использовать как дополнительный трудовой доход.
Виды деятельности:
- знакомство с историей бисероплетения.
Рассмотрение иллюстраций и поделок из бисера.
- технология плетения простой фенечки.
Выполнение работы детьми.
- изготовление брелка, броши или игрушки.
8. Поделки из макаронных изделий.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала Необычные поделки из макаронных изделий все больше и больше пользуются популярностью благодаря своей простоте и красоте.
Работа с применением макаронных изделий способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений
9. Изготовление изделий в технике папье-маше.
Папье-маше по-французски – жевания бумага. Оно делается из старых газет или из приготовленной бумажной массы, из которой формируются различные изделия. При высыхании они становятся жесткми и прочными. Их можно расписать на любой вкус.
Виды деятельности:
- знакомство с техникой папье-маше.
- изготовление атрибутов для кукольного театра.
- раскрашивание изделий.
Нозологический фактор в работе кабинета реабилитации рук.
При планировании осуществлении работы кабинета реабилитации руки особое внимание уделяется учету нозологического фактора, то есть специфике течения конкретного заболевания у конкретного ребенка и изменения психо-эмоциональной сферы, вызванной характером патологии. Кроме того, учитывается и такое явление как устойчивое патологическое состояние.
При каждом конкретном заболевании существует ряд структорно-функциональных особенностей, требующих особого подхода и условий. Так, например, при бронхиальной астме следует избегать видов деятельности, связанных с воздействием сенсибилизирующих факторов, провоцирующих приступ болезни, то есть работы с рядом природных материалов (сухоцветы, гербарный материал и т.д.), мехом, клеящими веществами с резким запахом («Момент» и прочие), лаками, красками на основе химических красителей и прочие. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата учитывается необходимость формирования правильного двигательного стереотипа.
На первое место выходит обеспечение оптимального обустройства рабочего места, способствующего поддержанию правильной позы. Этому способствует тщательный подход мебели, а также использование специальных приспособлений типа вертикализаторов (при ДЦП), которые значительно облегчают процесс обучения.
Конкретные рекомендации по ограничению видов деятельности по нозологическому фактору приведены в таблице.
Литература.
1. И.А. Лыкова, «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», Издательство: ООО «Карапуз-Дидактика» - 2007.
2. И.А. Лыкова, «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», Издательство: ООО «Карапуз-Дидактика» - 2008.
3. И.А. Лыкова, «Изобразительное творчество в детском саду», Издательский дом «Карапуз» - 2008.
4. И.А. Лыкова, «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», Издательство: ООО «Карапуз-Дидактика» - 2008.
5. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, «Аппликация в детском саду», Ярославль. Издательство: «Академия развития» - 2001.
6. Е.А. Янушко, «Аппликация с детьми раннего возраста. 1-3 года», Издательство: «Мозаика-синтез» - 2006.
7. Е.А. Янушко, «Лепка с детьми раннего возраста», Издательство: «Мозаика-синтез» - 2006.
8. Д.Н. Колдина, «Лепка с детьми 4-5 лет», Издательство: «Мозаика-синтез» - 2006.
9. Б. Рейд, «Обыкновенный пластилин», Издательство: «Аст-Пресс» (М.) – 1998.
10. Э. Кгульяну, И.Я. Базик, «Что можно сделать из природного материала», Москва, Издательство: «Просвещение» - 1991 г.
11. Ф.П. Филенко, «Природные материалы на уроках труда», Москва, Издательство: «Просвещение» - 1971 г.
12. З.А. Боготеева, «Занятия аппликацией в детском саду», Издательство: Москва «Просвещение» - 1998.
13. И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова, «Аппликация в начальных классах», Издательство: «Просвещение» - 1983.
14. Т.Г. Казакова, «Развитие у дошкольников творчества», Издательство: «Просвещение» - 1983.
15. И. Петрова, «Учебно-методическое пособие. Объемная аппликация», Издательство: «Детство-пресс» - 2007.
16. Е.Е. Цанутилина, «100 поделок из ненужных вещей», Издательство: издательство «Академия Развития, Академия И К°» - 1999.
17. Г.И. Долженко, «100 поделок из бумаги», Издательство: издательство «Академия развития» Ярославль – 2006.
18. З.А. Боготеева, «Чудесные поделки из бумаги», Издательство: Москва «Просвещение» - 1992.
19. С. Соколова, «Школа оригами», Издательство: 2006.
20. С. Соколова, «Театр оригами. Игрушки из бумаги», Издательство: Академия «Умелые руки». – 2006.
21. Н.Б. Халезова, «Лепка в детском саду», Издательство: Москва, "Просвещение" - 1978 г.
22. Б. Базулина, И.В. Новикова, «Бисер», Издательство: «Академия Развития» - 2011 г.
23. М. Лякунина, «Бисер», Издательство: - 1998.
24. Р. Гибсон, «Наши руки не для скуки».
25. В.С. Горичева, М.И. Нагиева, «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Издательство: «Академия развития», «Академия К0» - 1998.
26. М. Антипова, «Соленое тесто», Издательство: М.: Эксмо.2004г.
27. Г.С. Швайко, «Занятия изобразительной деятельности в детском саду». Издательство: Москва «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.
Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в обще...
доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
теоретический и практический материал для педагогов и родителей...
Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...
Статья на тему "Коррекция и профилактика агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения»
Целью работы было изучить детскую агрессию и ее причины....
Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями (дополненная)
Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»
Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения, посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...