"Игра как способ решения проблем подросткового общения на занятиях по туризму и скалолазанию"
статья
Статья про важность и необходимость игровых методик на занятиях с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_kak_sposob_resheniya_problem_salikova.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как способ решения проблем подросткового общения
на занятиях по туризму и скалолазанию
Здоровая психологическая атмосфера важна в любом коллективе. И особенно важно сформировать и поддержать её в организованных детских группах. Ведь здоровый психологический климат является важным условием для гармоничного развития личности каждого ребёнка, для достижения поставленных им целей и получения результатов. Это, в свою очередь, необходимо для развития общества в целом. Для формирования соответствующих условий необходимо свести к минимуму возможность возникновения проблем общения в детском возрасте и научиться грамотно и эффективно их решать.
В группах по туризму и скалолазанию я выявила несколько проблем общения. Наиболее ярко выраженными оказались неспособность некоторых подростков работать в команде и нетерпение старших ребят по отношению к младшим, когда те не могут быстро выполнить кажущееся на первый взгляд лёгким задание.
Одним из способов решения этих проблем является применение большего числа игровых методик для развития личных качеств обучающихся и сплочения детского разновозрастного коллектива.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Дети и подростки (да и взрослые) играют с большим удовольствием всегда и везде. Поэтому в образовательном процессе рекомендуется чаще использовать именно игровые методики. На занятиях по туризму и скалолазанию игры используются постоянно. Правда, в основном, они носят спортивную направленность и являются эпизодическими.
Для решения некоторых проблем в подростковом общении, в частности, для сглаживания возрастных и социальных различий, я попробовала провести несколько занятий, целиком превращённых в игру. В основном, это были ролевые игры. Как пример: обычное занятие по текущей теме разбивается на несколько этапов, в каждом из которых участники выбирают себе определённые роли – тренер, судья, болельщик, врач, постановщик дистанции, мастер и т.п. Каждой роли выдаются конкретные задачи, с которыми подростки должны справиться. Моделируется любая спортивная ситуация, например, срыв участника на дистанции. И подростки начинают действовать. После проведения игры, идёт обсуждение действий каждого участника. Затем роли меняются, описывается следующая ситуация, и процесс повторяется. Как показала практика, даже самые застенчивые подростки с удовольствием включаются в игру и забывают, что у них существуют какие-либо проблемы. Занятие заканчивается незаметно, и дети с нетерпением ждут следующего. Такой подход к проведению занятий позволяет укрепить дисциплину, раскрепоститься застенчивым подросткам, помогает осознать каждому участнику игрового процесса свою значимость, удовлетворить потребность самовыражения, развивает творческие способности, активизирует познавательные способности. В процессе ролевой игры происходит моделирование реальных ситуаций, и обучающиеся получают богатый жизненный опыт. И при возникновении подобных ситуаций в жизни дети уже будут знать, как себя необходимо вести.
С помощью ролевых игр можно преподнести детям практически любой, даже достаточно серьёзный материал. Занятия проходят в форме ситуационно-ролевых игр с элементами спортивных, подвижных и дидактических игр. Игровой процесс ведётся как по командам, так и всей группой совместно. Подростки получают большой опыт взаимодействия друг с другом и овладевают новыми знаниями в интересной для них игровой форме.
Помимо ролевых игр в своей работе для решения проблем подросткового общения я стала применять различные настольные игры («Сет», «Эрудит», «Лягушки», «Шахматы», «Твистер» для пальцев рук и т.п.) и головоломки, многообразие которых даёт подросткам возможность самовыразиться и найти «друзей по интересам». Что замечательно – во многие настольные игры могут играть обучающиеся любого возраста как небольшими группами, так и всей учебной группой.
Сплочают коллектив и улучшают настроение и достаточно известные игры «Мафия», «Контакт», «С кем я еду на север», которые можно проводить в начале занятия, пока подтягиваются опаздывающие участники группы.
И, конечно же, подвижные игры. Простые «Пятнашки», «Чай-чай, выручай», «Светофор», «Белые медведи» позволяют детям сгладить и возрастные различия и просто поднимают настроение каждому участнику коллектива.
Говорить о значимости игровых методик можно бесконечно. Ведь они несут в себе и образовательную, и воспитательную, и развивающую функции. Обучение детей с помощью игр особенно актуально именно в подростковом возрасте, когда «потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению» [Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.: ил.] В игре в комфортных для ребёнка условиях и порой незаметно для него происходит процесс социализации, ребёнок получает большие навыки в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий и способы решения проблемно - развивающего обучения на занятиях кружка «Мой друг компьютер».
Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Применение информационных технологий для развития мышления учащихся и способы решения проблемно - развивающего ...
Пример написания письма на английском языке по теме "Problem-solving"(способы решения проблем).
Пример описания восстановления доступа к электронному почтовому ящику....
Родительское собрание "Эффективные способы влияния на поведение ребенка. Решение проблем детской дисциплины"
Цель: выработать у кровных родителей умение конструктивно взаимодействовать с ребенком.Задачи: – познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины в соответствии с их возраст...
«АППЛИКАТУРА, КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»
В данной работе освещаются способы работы над аппликатурой на примере некоторых этюдов для начинающих пианистов....
Проект «Партнер» Социальное партнерство – как способ решения проблем занятости и развития рынка услуг в нашем селе.
в проекте предпринята попытка социализации школьников через организацию рынка услуг в селе...
Игра как метод решения учебных проблем
Обмен опытом. Как я использую на уроках информатики деловую игру....
Способы решения педагогических и детских проблем при организации работы с одаренными детьми в среде дополнительного образования
Многие взрослые люди думают, что одаренный ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет проблем в образовательно...