Программа дополнительного образования "Здравушка" (проект)
рабочая программа на тему
Проект программы дополнительного образования для детей 5 – 8 лет со вторичным иммунодефицитным состоянием в условиях кратковременного пребывания (детского санатория)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира»
Рекомендовано педагогическим советом «Утверждаю»
« » __________ 20 г. Главный врач Галат О.В.
Протокол № ____ « » __________ 20 г.
Проект программы
дополнительного образования детей
«Здравушка»
Для детей 5 – 8 лет
со вторичным иммунодефицитным состоянием
в условиях кратковременного пребывания
Автор-составитель
Ифанова Елена Валерьевна
Музыкальный руководитель
ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3
г. Владимира»
г. Владимир
2013 г.
Пояснительная записка.
- Актуальность.
В последнее время в обществе стал подниматься вопрос о создании условий для оптимального взаимодействия между здравоохранением, образованием и социально-психологическими службами. И, если совсем недавно темы здоровья подрастающего поколения обсуждались только в медицинских кругах, то сегодня задача здоровьесбережения является приоритетной в педагогике.
Перспективным направлением поиска путей и подходов к ребёнку с вторичным иммунодефицитным состоянием является, несомненно, музыкально-педагогическая реабилитация, а незаменимым инструментом – разнообразная музыкальная деятельность, и особенно – фольклор.
Фольклор, являясь мощным средством пробуждения эмоциональной отзывчивости, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями, заключенными на уровне подсознания, генетического кода, помогает в создании атмосферы психологического комфорта при работе с больными и ослабленными детьми. А так же выступает мощным средством оздоровления, что неоднократно подтверждено многочисленными исследованиями ученых.
- Практическая значимость.
Фольклор, как категория полифоничная и многофункциональная, обладает уникальными терапевтическими возможностями.
Пение:
- развивает органы дыхания, голосовые связки, тембрацию, артикуляцию и дикцию;
- корректирует установку дыхательной мускулатуры организма, создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию;
- обеспечивает качественное функционирование сердечнососудистой системы.
Музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы):
- помогают уменьшить или совсем снять внутреннюю скованность;
- учат координации движений,
- развивают ориентировку в пространстве, чувство ритма, речеслуховую память;
- помогают выработке правильного ритма дыхания;
- способствуют снижению утомляемости, снятию физического и психического напряжения.
Малые фольклорные формы (заклички, потешки, календарные песни…)
- логоритмическая активная терапия;
- общая ритмизация организма.
Русские народные игры - «витамины душевного благополучия»:
- развитие эмоциональной и коммуникационной сферы;
- источник насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения;
- неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности
Игра на народных инструментах:
- включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
- развивает мелкую моторику рук;
- общая ритмизация организма.
Русский костюм:
- терапия цветовыми сочетаниями, характером узора;
- психотерапевтическая направленность надевания костюма.
Активная музыкально-фольклорная деятельность помогает формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение, что существенно повышает субъективное качество жизни и объективно способствует оздоровлению и гармонизации и тела, и души.
- Вид программы.
Данная программа сформирована на основе региональной программы «Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников», разработанной педагогическим коллективом ДОУ №85 и прогимназии № 73 под руководством профессора ВГПУ Яковлевой Д.С., и адаптирована к условиям кратковременного пребывания ослабленных детей.
Кроме того, при создании Программы, автор руководствовалась основными положениями особого междисциплинарного научно-практического направления Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО «Развивающая педагогика оздоровления» (руководитель - доктор психологических наук В.Т. Кудрявцев).
А так же «Программой музыкально-терапевтических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой (Москва, РУДН)
- Цели и задачи программы.
Цель:
Духовно-нравственное и физическое оздоровление ослабленных детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение к народной культуре.
Задачи:
- Формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение.
- Приобщать к духовно-нравственным смыслам и ценностям своего народа.
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа, к освоению музыкального народного языка.
- Отличительные особенности программы.
Ключевым фактором, определяющим направление психолого-педагогической реабилитации, является кратковременность пребывания детей в санатории – заезд длится 5 недель.
Таким образом, календарный год разбит на 10 заездов.
В каждом заезде выбрана ключевая тема православного народного календаря, доступная для восприятия детям возраста 5-8 лет.
В каждом заезде любой ребенок этого возраста в свободное от лечебных процедур время может активно поучаствовать в работе кружка.
За основу работы был взят принцип «проживания».
Иначе он назван профессором РГПУ им. А.И. Герцена И.М.Титовой «методом моделирования аутентичной ситуации», когда моделируется ситуация из народной жизни: рядовая, праздничная или фрагмент традиционного действа календарного цикла, а дети и взрослые вовлекаются в процесс моделирования. Выстраивается эстетическая среда и композиционная драматургия ситуации, она «проживается» в действии всеми участниками. Это дает возможность ребенку пережить, своего рода духовно «прожить» определенную историческую и культурную ситуацию, а впоследствии соотносить с ней свой личный опыт, опыт своей семьи.
Для преодоления психологических перегрузок, возникающих при таком погружении, используется метаметодический подход. В основе его лежит интеграция образовательных областей. Цель его – сформировать целостное представление о народной культуре и освоить ее комплексно. Это обусловлено целостностью, неразрывной взаимосвязью элементов народной культуры.
Для осуществления такого подхода задействуются узкие специалисты санатория – логопед, педагог компьютерного класса, педагог по труду и творчеству, психолог – и воспитатели.
Логическим завершением таких занятий является фольклорный праздник (развлечение), объединяющий детей всех возрастов (от 3 до 8 лет) с посильным участием каждого возраста и каждого ребенка. Именно участие в нем является итоговым мероприятием работы кружка. Такой праздник аккумулирует в себе все виды искусства, художественной и проектной деятельности.
Участие в создании итогового творческого продукта активизирует все психические процессы, а, кроме того, производит арт-терапевтический эффект.
- Режим занятий.
Занятия проходят в свободное от медицинских процедур время 1-2 раза в неделю в музыкальном зале.
Занятия для детей 5-6 лет длительностью 25-30 мин.
Занятия для детей 7-8 лет длительностью 30-35 мин.
Итоговое мероприятие – в рамках общесанаторского или группового.
Режим занятий на 1 заезд
Таб.1
№ недели | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. | Знакомство с духовным смыслом праздника | 10 мин | 20-25 мин |
2. | Знакомство с народными традициями праздника | 15 мин | 15-20 мин |
3. | Знакомство с особенностями костюмов, праздничных блюд и т.д. | 10 мин | 20-25 мин |
4. | Итоговое мероприятие | - | 40 мин |
Учебно-тематический план на год
Таб.2
№ | Месяц заезда | Тематическое содержание | Итоговое мероприятие |
1. | январь-февраль | Рождество. Святки. | Праздник «Святки» |
2. | февраль-март | Масленица. | Праздник «Веселая масленица». Спектакль кукольного театра. |
3. | март-апрель | Сóроки. | Развлечение «Жаворонушки» |
4. | апрель-май | Пасха. | Праздник «Светлое Христово Воскресенье». Спектакль кукольного театра. |
5. | июнь | Троица. | Развлечение «Троицкие хороводы» |
6. | июль | Св. Петр и Феврония. | Проект «Под покровом Петра и Февронии». Театрализованная постановка. |
7. | август | Спасы. | Развлечение «Спасовки» |
8. | сентябрь-октябрь | Воздвижение. | Развлечение «Ярмарка» |
9. | октябрь-ноябрь | Покров. Казанская. | Развлечение «Покровские гулянья» Праздник «День воинской славы России» |
10. | ноябрь-декабрь | Св. Кузьма и Демьян. | Посиделки «Кузьминки – об осени поминки» |
.
- Содержание изучаемого курса.
Каждая тема осваивается по технологии, описанной в Таб.1.
Каждое занятие содержит теоретическую часть, в доступной форме, с использованием современных мультимедийных технологий раскрывающую особенность данной темы.
Основную же часть занятия составляет активная практическая форма организации процесса – освоение фольклорного компонента через игру-«проживание».
Формы итоговых мероприятий - праздники, развлечения, посиделки, театрализованные постановки.
- Результативность.
Данная система проходила апробацию в ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира» на протяжении 5 лет.
Об эффективности сложившейся системы может свидетельствовать коэффициент оздоровления, неизменно повышающийся за эти годы.
*Коэффициент оздоровления высчитывается врачами санатория (см. Таб. 3)
Таб.3
Созданная система дополнительного образования подчинена цели духовно-нравственного, физического и психического благополучия ребенка, а следственно, способствует повышению качества оздоровления.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Для реализации программы разработаны:
- Мультимедийные презентации
- Сценарии итоговых мероприятий
- Комплект ознакомительных буклетов для родителей по всем темам
- ЭОР
- Дидактические игры
- Фонотека
- Видеотека
- Игротека
В процессе реализации программы используются:
- Мультимедийный проектор с экраном
- Компьютер
- Русские народные костюмы для девочек и мальчиков
- Комплекты русских народных деревянных и шумовых инструментов
- Атрибуты антуража (ширмы, деревья, цветы, птицы, утварь…)
- Кукольный театр
- Список литературы:
1.. Аникин В.П. "Русский фольклор", "Русское народ¬ное поэтическое творчество". Ленинград, "Просвещение", 1987 г.
2. Аникин В.П. Мудрость народная. Выпуск I "Мла¬денчество. Детство". Выпуск II "Детство, отрочество". Мо¬сква, "Художественная литература", 1991 г.
3. Аникин В.П. "Русские пословицы и поговорки". Москва, "Художественная литература", 1988 г.
4. Громыко М.М. "Мир русской деревни". Москва, "Молодая гвардия", 1991 г.
5. Забылиный М. "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996 г.
6. "Красно солнышко" в творческом поиске, (мето¬дические рекомендации по использованию фольклора как средства воспитания детей и взрослых). Выпуск I. Влади¬мир, 1998 г.
7. Науменко Г. "Жаворонушки" №№1-5. М., "Совет¬ский композитор", 1981-89 гг.
8. Некрылова А.Ф. "Круглый год". М., "Правда", 1989 г.
9. Новицкая М.Ю. "Человек и природа в народной культуре". Москва, 1994 г.
10. . Пармон Ф.М. "Русский народный костюм". М., "Ленпромбытиздат", 1994 г.
11. Пушкина С. "Русские народные песни Москов¬ской области". М., "Советских композитор", 1988 г.
12. Стаковская Л.В. "300 подвижных игр для оздо¬ровления детей". М., "Новая школа", 1994 г.
13. "Где это видано, где это слыхано?" М., "Советская Россия", 1979 г.
14. "На Буяне, славном острове". М., "Детская литература", 1988 г
15. А. В. Терещенко «История культуры русского народа», М., «ЭКСМО», 2007г
«Если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту»
Афанасьева Алла Борисовна,
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры художественного образования ребенка
Российского Государственного педагогического
университета им. А.И.Герцена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...