Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения
статья
педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_v_dopolnitelnom_obrazovanii_s_tochki_zreniya_lichnostno.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка. Учебное занятие было и остается основным элементом образовательного процесса в дополнительном образовании (также как урок – в школе), но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу.
Чем разнообразнее субъектный опыт, тем больше у педагога возможности его использовать в обучении, но для этого он должен предоставлять воспитанникам возможность пользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, предлагаемое педагогом (там, где это возможно) должно иметь словесное, графическое, предметно – иллюстрированное решение. Ребёнок вправе выбрать какое-либо одно и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию. Это особенно важно в старших классах, где дидактический материал разнообразен по содержанию, форме и объему.
Большое значение для организации личностно – ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам: летопись, былины, мемуары, описание очевидцев, художественные произведения, различные справочные материалы и т. п. Педагогу важно предоставить ученику право работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучении. При изучении художественной литературы, на занятиях музыкой, изобразительным искусством можно выявить индивидуальные предпочтения обучающихся к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения должны учитываться педагогом, использоваться в процессе учебной и творческой работы на занятиях. Единообразие, шаблон здесь просто недопустимы. Работа на занятии с субъектным опытом ребенка требует от педагога специальной подготовки: не просто изложения материала, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить), где они по вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые педагог затем начинает «отрабатывать» их с позиции дидактических целей занятия. Он должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Именно такое занятие мы называем личностно – ориентированным. В ходе его педагог не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно – значимым.
Взаимодействуя с учениками в ходе занятия, педагог не опасается неправильных ответов (если это не контрольное занятие), привлекает к работе всех воспитанников (а не только хорошо успевающих), обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать – «давайте договоримся, что в это понятие (термин), мы вкладываем определенный смысл (содержание) и будем в дальнейшем его придерживаться».
Итак, цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения педагогом этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной и творческой деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе учебной группы;
- стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего воспитаннику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности воспитанника не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения детей.
Дополнительное образование уже предполагает личностно ориентированную направленность, так как в нём присутствует свобода выбора ребёнком направления обучения и отсутствует в нём давление и принуждение, что делает дополнительное образование детей привлекательным в любом возрасте – и в шесть лет, и в семнадцать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе
В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами личностно-ориентированного образования, созданием организ...
Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...
Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...
Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...
Современное инновационное учебное занятие в дополнительном образовании
Презентация знакомит с новыми современными формами учебных занятий...
Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения
Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения. ( доклад на педсовете)...