«Современное (инновационное) учебное занятие в дополнительном образовании»
материал

Пышненко Оксана Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Современное (инновационное) учебное занятие в дополнительном образовании»

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые инновационные формы проведения и организации занятий в системе дополнительного образования. Только в таком случае обучение пойдет обучающимся на пользу.

Формы дополнительного образования в основе  представляют собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств.

Каким же требованиям должны соответствовать занятия в дополнительном образовании: Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у обучающихся природных задатков и интересов. Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения. Основываться на различных дополнительных методиках.

Давайте вспомним, что такое инновации в обучении? Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Существует устойчивое мнение, что инновационный урок или учебное занятие сформировались на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Итак, на современном этапе инновационное учебное занятие – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения обучающихся на определенный период времени. Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность педагога на инновационном занятии раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании нетрадиционного хода занятия, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы обучающихся.

Как подготовить и провести инновационное учебное занятие в соответствии с требованиями времени – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед педагогом.

Предлагаем рассмотреть основные требования к современному занятию

  • Постановка и комплексное решение на занятиях обучающих, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов образовательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии, степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства.
  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия.
  • Современные технологии обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию Бланк анализа открытого занятия, разработанного в этом учебном году в рамках работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования. Открытое занятие Л.Б. Пинкиной анализировали согласно новым бланкам. Занятию присвоили высокий уровень по всем пунктам, это говорит готом, что наш с вами коллега проводит современные,  инновационные учебные занятия. Исходя из пунктов, которые оцениваются в ходе анализа открытого занятия, вам станет более наглядно ясно, как и чем должно отличаться современное занятие от традиционного.

Итак, современные технологии обучения – большой интерес для нас (педагогов дополнительного образования) представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Современные технологии обучения и воспитания включают в себя:

  • Технология коллективного творческого воспитания.
  • Технология коллективного взаимообучения.
  • Технология адаптивной системы обучения.
  • Технология полного усвоения.
  • Технология разноуровневого обучения.
  • Парковая технология образования.
  • Технология исследовательского обучения.
  • Технология интегрированного обучения.
  • Технология циклового обучения.
  • Технология игрового обучения.
  • Технология модульного обучения.

Подробно содержание перечисленных технологий представлено в методических рекомендациях «Технологии, используемые в работе педагогов ДО при проведении занятий и воспитательных мероприятий»

Современные технологии рассматривают ребенка – не объектом, а субъектом обучения, самостоятельного познания, а педагога – организатором, «дирижёром» процесса обучения;

  • обеспечивают активное воспроизводство учебного материала, развитие мышления, активности, творческих и познавательных способностей;
  • используют индивидуальные формы работы;
  • цели формируются через результаты, выраженные в действиях обучающегося, которые педагог оценивает;
  • знания являются средством развития способностей самопознания, самокоррекции, саморегуляции, а не самоценностью;
  • происходит овладение конкретными видами работ, востребованными на рынке труда.

Напомним, что педагогические технологии являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Успешность применения новой технологии на учебном занятии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

  1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
  2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
  3. научить детей новым методам работы;
  4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей. (Спасибо за внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»

«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

Современное инновационное учебное занятие в дополнительном образовании

Презентация знакомит с новыми современными формами учебных занятий...

Современные и инновационные тенденции на занятиях в дополнительном образовании через призму национальной системы учительского роста

В разработке атор с помощью приема денотатный граф знакомит с ключевыми понятиями национальной системой учительского роста....

Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"

laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...