«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
проект
Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:
- получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка и его интересах;
- помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной всесторонне развитой личности. Педагоги очень часто испытывают трудности различного характера недостаточности:
- навыков полноценного общения с родителями;
- коммуникативной компетенции;
-профессионального опыта (недостаточный стаж работы). В преодолении этих трудностей, повышению эффективности взаимодействии педагога с родителями ученика, играет большую роль методическая служба УДО.
Одна из проблем в деятельности ПДО это- снижение посещаемости обучающихся к концу учебного года. Решением этой проблемной ситуации является повышение заинтересованности родителей к образовательной программе объединения по интересам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 55.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Центр детского творчества
Сабинского муниципального района РТ»
Тема: «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
Авторы проекта:
Валеева Раиля Дамировна
Мустафина Айзиля Илгизаровна
Богатые Сабы
2016 год
Актуальность
Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:
- получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка и его интересах;
- помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной всесторонне развитой личности. Педагоги очень часто испытывают трудности различного характера недостаточности:
- навыков полноценного общения с родителями;
- коммуникативной компетенции;
-профессионального опыта (недостаточный стаж работы). В преодолении этих трудностей, повышению эффективности взаимодействии педагога с родителями ученика, играет большую роль методическая служба УДО.
Одна из проблем в деятельности ПДО это- снижение посещаемости обучающихся к концу учебного года. Решением этой проблемной ситуации является повышение заинтересованности родителей к образовательной программе объединения по интересам.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.
Задачи:
- Диагностика ситуации и определение методов;
- обучение педагогов дополнительного образования традиционным и современным формам взаимодействия с родителями;
- разработка методических рекомендаций для педагогов: «Методическое сопровождение организации помощи родителя для активного их участия в процессе дополнительного образования»;
- организация мониторинга навыков взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями.
Срок реализации проекта
- Данный проект рекомендован для реализации в течение одного учебного года в любом объединении по интересам.
- В проекте принимают участие: педагоги дополнительного образования, обучающиеся в возрасте 10-15 лет и их родители.
План реализации проекта
План реализации проекта проводится в соответствии с планом работы педагога дополнительного образования в течение всего учебного года. В ходе реализации проекта методистами регулярно оказывается методическая помощь и занятия по поиску и внедрению эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями в разных направлениях работы.
План деятельности по проекту
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки проведения |
| |||
Анкетирование педагогов Методист сентябрь | |||
2.Обучение педагогов дополнительного образования традиционным и современным формам взаимодействия с родителями | |||
2.1. | Родительское собрание «Знакомство с объединением по интересам». | ПДО | сентябрь |
2.2. | Создание сайта или группы объединения в социальных сетях | Методист | август |
| |||
3.1. | Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении | методист | в течение учебного года |
3.2. | Определение источников | методист | август |
3.3. | Работа с источниками | методист, ПДО | сентябрь |
| |||
4.1. | Открытый семинар- практикум по теме: «Как взаимодействовать с родителями?» Методы и формы взаимодействия. | методист, ПДО | ноябрь |
4.2. | Подготовка и проведение мастер-класса для педагогов на тему: «Эффективные формы взаимодействия с родителями» | методист, ПДО | декабрь |
4.3. | Мониторинг для педагогов после обучения | методист | май |
4.4. | Совместный семейный праздник «Мое семейное древо», «Мама-главное слово», «Папа все может» и др. | методист, ПДО | в любой месяц на усмотрение педагога |
4.5. | Активизация участия родителей в организации каникулярного времени (осенние, зимние, весенние, летние каникулы) | методист, ПДО | октябрь, январь, март, июнь- август |
4.6. | Родительское собрание «Итоги работы за учебный год». Поощрение лучших и активных родителей. | методист, ПДО | апрель или май |
4.7. | Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг | методист, ПДО | май |
4.8. | Организация полезного времяпровождения родителей в период ожидания ими ребёнка с занятий. | ПДО, педагог-организатор | по расписанию занятий |
Бюджет проекта
№ | Мероприятия | Предполагаемые затраты | Источник финансирования | Сумма |
1 | Анкетирование педагогов | Бумага- 1 уп *250руб Распечатка анкет 15л*5руб Ручки 15шт*5 руб | 400 руб | |
Покупка принтера 5000 руб Заправка катриджей -350 руб | 5350 руб | |||
2 | Родительское собрание «Знакомство с объединением по интересам». | - | - | - |
3 | Создание сайта или группы объединения в социальных сетях | - | - | - |
4 | Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении | - | - | - |
5 | Определение источников | - | - | - |
6 | Работа с источниками | - | - | - |
7 | Открытый просмотр семинара- практикума по теме: «Как взаимодействовать с родителями?» Методы и формы взаимодействия. | Распечатка докладов. 2 доклада по 5 страниц.1лист-2 руб Блокноты 15 шт-70 руб Ручки 15шт*5 руб | 1155 руб | |
8 | Подготовка и проведение семинара (мастер-класса) для педагогов на тему: «Эффективные формы взаимодействия с родителями» | Доска магнитная 1шт*500 руб Магниты 15шт- 150 руб | 650 руб | |
9 | Мониторинг для педагогов после обучения | 15шт по 3 листа*2 | 90 руб | |
10 | Совместный семейный праздник «Мое семейное древо», «Моя 7Я» и др. | |||
11 | Родительское собрание «Итоги работы за учебный год». Поощрение лучших и активных родителей. | Дипломы 15 шт*30 руб | 450 руб | |
12 | Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг | Распечатка анкет 15 шт*2 руб | 30 руб. | |
Общая сумма | 61984,82 руб |
Источники финансирования: внебюджетные средства, привлечение частных инвесторов, спонсировании и благотворительные средства, грантовые проекты.
Возможные риски
риск | преодоление |
Отсутствие интереса к образовательной программе | Анкетирования, раздача брошюр (памяток, образовательных программ) |
ссылка на занятость и участие в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации | установление связи и сотрудничество с классными руководителями обучающихся. Проведение совместных мероприятий, праздников, экскурсий и др. |
Показатели эффективности проекта
№ | Показатель | единица | Значение | |
2016 | 2017 | |||
1 | Подготовка и проведение мастер-класса, брейн-ринга, круглого стола, онлайн-тестирование, «Дополнительное образование – взгляд родителей» | Мероприятие | - | 1 |
2 | Анкетирование. Удовлетворенность родителей образовательными услугами объединения по интересам | анкета | 0 | 1 |
3 | Результативность совместного участия родителей и обучающиеся в праздниках, в творческих конкурсах, соревнованиях, слетах и др. разных уровней | количество | по плану УДО | по плану УДО |
4 | Охват родителей | количество | 0 | 1 |
Ожидаемый результат
Деятельность педагогов дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, изучить и развить интересы.
Роль методиста совместно с педагогами психологами помочь педагогам:
- выявление причин и поиска оптимальных путей взаимодействия ПДО с родителями
- в понимании индивидуальных особенностей детей и развитии их способностей;
-приобретение навыков взаимодействия с родителями в соответствии с возрастными особенностями их детей.
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов;
-повышение результативности совместной деятельности через проведение мониторинга.
Совместная деятельность и взаимодействие поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. В работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитание, которое позволит воспитать гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.
Вывод: используемые педагогом формы работы с родителями (семьей) обучающихся будут способствовать:
- повышению среди родительской общественности значимости и роли дополнительного образования в системе общего образования :
-создание условий для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;
- активизации просветительской работы с родителями по семейному воспитанию;
- расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка;
- удовлетворению запроса родителей в образовательных услугах;
- планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.
Цель и задачи проектной работы: «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями» вполне могут быть достигнуты в указанные сроки и внесены в досрочную программу деятельности ПДО.
Литература
1. Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист «Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей». МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
2.Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
3.Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.112–119.
4.Каухова, А. Г. Содержание, формы и методы работы с родителями / А. Г. Каухова, Г. С. Мальморкина // Классный руководитель. – 2000. - № 5. – С.111-114.
5. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 годы
6. Тавстуха О.Г., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
Приложение №1
Методические рекомендации
- Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Познакомьте родителей с программой курса «Семьеведение», используемой в вашей работе.
3. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
4. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
5. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
9. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Приложение №2
Методика изучения удовлетворенности родителей работой учреждении дополнительного образования
Цель исследования – изучение мнения родителей, работой учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
- Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий.
- Определить, насколько удовлетворены родители обучающихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
- Выявить эмоциональное отношение родителей, обучающихся к учреждению дополнительного образования детей.
Исследование проводится на родительском собрании родительской конференции. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.
Уважаемые родители!
Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей и взаимодействия педагогов, и родителей.
Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению деятельности УДО.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.
Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.
Заранее благодарим и желаем успеха!
- Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий УДО? (нужно подчеркнуть)
А) да, постоянно
Б) да, эпизодически
В) нет, не участвовал
Г) затрудняюсь ответить
2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в данном учреждений?
А) в основном нравятся
Б) нравятся, но не во всем
В) в основном не нравятся
Г) затрудняюсь ответить
3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?
А) в основном удовлетворительные
Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет
В) в основном неудовлетворительные
Г) затрудняюсь ответить
4. Что Вас привлекает и не привлекает в УДО? (напишите своё мнение)
__________________________________________________________________
5. Ваши предложения по организации совместных с родителями воспитательных и праздничных мероприятий в УДО.
__________________________________________________________________
Приложение № 3
Анкета для родителей
Цель- установление взаимодействия ПДО с родителями
- Часто ли должны проводиться родительские собрания? (да, нет, не могу ответить )
- Все ли родительские собрания вы посещаете? (да, нет, не всегда)
- Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания? (да, нет, не могу ответить)
- Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях? (напишите)
Примечания: нужно подчеркнуть
Приложение № 4
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с проведёнными ниже вопросами и ответьте на них как считаете нужным. Вариант ответа обведите кружком. Анонимность ответов полностью гарантируется.
1. Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с учреждением дополнительного образования «____________»?
- конечно, да (с педагогом дополнительного образования, администрацией, психологом);
- скорее да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- нет, не вижу в этом необходимости.
2. Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными:
- родительское собрание;
- открытые занятия;
- беседы с родителями;
- совместные дела детского и родительского коллективов;
- педагогические конференции, круглые столы;
- другое (напишите свой вариант) _________________________________
Какие формы взаимодействия Вы хотели ввести в практику нашего объединения? ________________________________________________________
3. Как Вы считаете, что можно было бы организовать интересного для Ваших детей? ___________________________________________________
4. Что Вам было бы интересно делать совместно с детьми в условиях нашего объединения? ________________________________________
5. В каких соревнованиях, конкурсах, спектаклях, праздниках Ваша семья приняла бы участие? ___________________________________________
6. Чем Вы реально можете помочь педагогу Вашего объединения или в целом? ________________
7. Встречаете ли Вы трудности в воспитании детей? Какие? ____________
8. Готовы ли Вы к совместной работе с педагогами или конкретно с педагогом Вашего объединения, для преодоления этих трудностей? ___________________________________________
9. Оцените работу объединения, которое посещает ваш ребенок по следующей шкале:
1) Удовлетворен полностью
2) Удовлетворен частично
3) Затрудняюсь ответить
4) Не удовлетворен частично
5) Не удовлетворен полностью
Приложение № 5
(социологическое исследование)
Изучение удовлетворённости родителей работой объединения по интересам
(проводится в конце 1 полугодия учебного года)
Цель- изучения мнения родителей об эффективности работы объединения по интересам.
- Что вы знаете о дополнительном образовании?
- Удовлетворены ли вы работой объединения по интересам (кружка, секции и др.) (да, нет, сомневаюсь ответить)
- Что бы вы хотели внести в работу объединения?
- Доволен ли ваш ребёнок занятиями? (да, нет, сомневаюсь ответить)
Приложение №6
Анкета для ПДО по организации взаимодействия с родителями.
- Какие цели Вы ставите перед собой по организации работы с родителями?
_______________________________________________________________
- В какой форме методической работы по данному направлению Вы нуждаетесь?
_______________________________________________________________
- Каким образом Вы самостоятельно изучаете (планируете построить) взаимодействие с родителями?
- Слушаю информационно-аналитические программы, новости по ТВ, интернет
- Читаю научно-педагогические популярные издания
- Посещаю семинары, родительские собрания, родительские конференции
- Другими способами (напишите, пожалуйста) _______________________________________________________
- Оказывает ли Вам помощь в процессе работы методист УДО?
- Да
- Оказывает по личной просьбе
- Затрудняюсь ответить, пока не обращался/не обращалась
- Опишите вкратце какая помощь оказали____________________________
- Знакомы ли с нормативно-правовыми документами направленными на семейное воспитание активизации родителей в учебно-воспитательном процессе УДО?
- Да
- нет
- В какой профессиональной информации по данному направлению Вы испытываете наибольшую потребность?
- Нормативно-правовая база деятельности УДО
- Основы психологии работе с детьми, включая семейное воспитание
- Педагогические основы деятельности специалиста УДО
- Другая информация (напишите)_______________________________
- Нуждаетесь ли Вы в учебно-методическом материале по данному направлению (программы, учебные пособия, методические пособия, практические пособия, практические материалы (сценарии, игры, тесты и др.) (перечислите)_________________________________________________
- В чем, на Ваш взгляд, чаще всего состоит причина отсутствия «обратной связи» с родителями ______________________________________________
- Есть ли среди родителей обучающихся лидеры, активисты организаторы, готовые помощь в повышении эффективности взаимодействия с родителями:
- Да
- Нет
- Не готова ответить
И в заключении сообщите, пожалуйста сведения о себе:
1.педагогический стаж: 2.квалификационная категория:
01.0-5 лет 01. высшая
02. 6-15 лет 02. первая
03. 16-25 лет 03. Соответствует должности
04. более 25 лет 04. Нет
3.образование
01.высшее
02. средне-специальное
03.среднее общее
04. два и более высших
Дата заполнения анкеты: «__»_________20___г.
Большое спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями
Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...
Формы эффективного взаимодействия педагогов и родителей
Исследование на выявления эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей...
Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...
Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...
«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями, посредством современных технологий в ДОУ»»
Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родитель смогут определить единство...
Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...
Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями учащихся как мотивационный ресурс образовательной деятельности
В детской школе искусств участие родителей в жизни обучающихся сейчас является как никогда актуальным. Актуальность обусловлена разнообразием творческих направлений, где может проявить себя ребе...