Программа объединения «Музейное дело»
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Роль краеведения чрезвычайно велика. Молодой человек должен знать свой край. Только то, общество имеет будущее, которое не забыло свое прошлое. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием памятников истории культуры, природы. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeynoe_delo_kruzhok.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы
Согласовано Руководитель МС ____________________ МКУ ДО «ЦВР» Протокол № _____ от «___»_______ 20___г. | Утверждаю Директор МКУ ДО «ЦВР» Борисова Е.В. Приказ № ____ от «___»_______ 20___г. |
Программа объединения «Музейное дело»
Срок реализации программы 2016-2017 уч. год
Автор: Педагог дополнительного образования Бедушвиль Светлана Николаевна |
с. Бельск 2016 год
Пояснительная записка
Краеведение сегодня – это сложное самостоятельное направление науки во всем мире. Это источник обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить единство истории каждого села, с историей и жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Роль краеведения чрезвычайно велика. Молодой человек должен знать свой край. Только то, общество имеет будущее, которое не забыло свое прошлое. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием памятников истории культуры, природы. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Цель данной программы – привитие навыков музейного дела, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
- формирование важнейших практических и интеллектуальных навыков, таких как получение, отбор и систематизация материала, умение рассказать на базе накопленных материалов, навыки публичного выступления.
- Развитие способностей ребенка к публичным выступлениям, умению последовательно, доступным языком излагать изученный материал.
- Развитие и активизация психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятие и т.д.).
- Развитие творческой активности ребенка.
- Формирование культуры поведения.
- Формирование трудолюбия, наблюдательности, настойчивости, внимания.
- Формирование ценностного отношения к истории.
- Формирование и развитие коммуникативных качеств детей, умение работать в группе.
Программа объединения «Музейное дело» является авторской и составлена с учетом возрастных особенностей детей и наличия определенной аппаратуры, пособий и техники.
Программа адресована детям 11-17 лет (среднее и старшее звено). Количественный состав группы – переменный, около 10 человек. В группу принимаются все желающие, подходящие по возрасту дети.
Основные методы работы
- Наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий;
- Беседы, обсуждения;
- Интервью с жителями;
- Метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине)
- Сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции)
- Метод анкетирования
Формы работы
- Сбор материалов, отражающих историю села, школы;
- Работа с историческим источником с целью получения необходимой информации
- Обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов)
- Подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала
- Поиск и систематизация экспонатов
- Проведение тематических экскурсий, походов, прогулок
- Организация встреч с интересными людьми
- Проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю села, памятных мест
- Подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям
- Проведение внутримузейных мероприятий
Прогнозируемые результаты
В результате занятий по данной программе обучающиеся смогут научиться:
- Проводить беседы с местным населением
- Самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал
- Проводить экскурсии по школьному музею
- Описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов
- Составлять экспозиции
Обучающие будут знать:
- Историю своего села
- Историю школы
- Историю судеб замечательных людей села
- Правила оформления выставок, экспозиций
- Требования к фондовой работе в музее
- Методику проведения экскурсий
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, умение самостоятельно собрать и обработать информацию, участие в проведении экскурсий, составлении экспозиций. Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, патриотизма.
Для более полного усвоения материала, необходимо будет использовать фотоаппарат (видеокамеру) для фиксирования некоторых данных и для составления фотоотчета о проведенных мероприятиях. Хорошим подспорьем в работе может стать диктофон при беседах с местными жителями.
Художественная литература также пригодится для сбора материала в музей.
Неотъемлемой частью работы станет принтер, сканер, копир и компьютер.
Режим организации занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов |
2 ч. по 45 мин | 2 | 3 | 102 |
Учебно-тематический план кружка «Музейное дело»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1 | Введение. История и сущность музея | 4 | 7 | 9 |
2 | Фондовая работа | 9 | 17 | 21 |
3 | Собирательская (поисковая работа) | 6 | 15 | 16 |
4 | Исследовательская работа | 2 | 12 | 10 |
5 | Экспозиционная работа | 9 | 14 | 18 |
6 | Экскурсионная работа | 5 | 13 | 13 |
7 | Лекционная работа | 1 | 6 | 4 |
8 | Культурно-массовая работа | 4 | 9 | 11 |
ИТОГО: | 40 | 96 |
Содержание программы
- Введение. История и сущность музея.
Особенности школьных музеев. Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность. Профили школьных музеев. Когда появились первые музеи. Профили первых музеев. Деятельность первых музеев. Кунтскамера – первый музей в России. Выдающиеся музеи мира. Виртуальные экскурсии. Знакомство с выдающимися музеями других стран (Лувр, Дрезденская галерея). История возникновения музеев в России (Эрмитаж, Третьяковская галерея). Ведущие музеи страны. Конституция о защите и охране памятников истории и культуры. Музеи нашего села (история создания и экспозиции). Экскурсии в музей Дома Народного Творчества и школьный историко-краеведческий музей.
- Фондовая работа.
Основной и вспомогательный фонды. Классификация и систематизация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее. Задачи учетно - хранительской работы. Инвентарная книга. Правила ведения инвентарной книги. Разделы инвентарной книги. Проведение инвентаризации. Шифровка. Научное определение и описание предметов. Методика проведения шифровки и первичной обработки новых экспонатов. Составление этикетажа. Для чего нужны этикетки. Методика составления этикетажа. Паспортизация, сущность. Паспорт школьного музея. Критерии присвоения звания «Школьный музей». Что такое картотека музея. Виды картотек. Библиотечный фонд музея. Правила заполнения библиотечных формуляров.
- Собирательская (поисковая) работа.
Задачи поисковой работы. Связь с профилем и тематикой музея. Методика сбора и фиксации собранного материала. Учимся брать интервью. Как правильно записать и оформить воспоминания. Встречи с жителями села и окрестных деревень. Оформление поисковых работ, защита. Что такое архив. Его основные функции и задачи. Методика работы с документами в архиве.
- Исследовательская работа.
Выбор темы исследовательской работы. Этапы работы над темой. Структура исследовательской работы: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Оформление приложений. Создание презентации. Защита исследовательской работы.
- Экспозиционная работа.
Экспозиционная работа в музее. Порядок создания экспозиции. Принципы построения музейной экспозиции. Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Стенды и витрины. Тематико-экспозиционный план. Экспозиции школьного музея., их виды (постоянные, временные, выставки-передвижки). Распределение фонда музея. Составление этикеток. Оформление временных выставок, пояснительных текстов. Что такое экспонат и его роль в музее. Классификация экспонатов. Где располагать экспонаты. Работа с музейным экспонатом. Монтаж экспозиций.
- Экскурсионная работа.
Экскурсия – одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Особенности тематических и обзорных экскурсий. Методика составления и проведения экскурсии (определение темы, составление маршрута, работа над содержанием, написание текста экскурсии, заучивание текста). Проведение экскурсий для обучающихся разных возрастов (начальное звено 1-4 классы – 1 экскурсия, среднее звено 5-7 классы – 1 экскурсия, старшее звено 8-11 классы – 1 экскурсия)
- Лекционная работа.
Что такое лекция. Особенности тематических лекций. Составление библиографии, изучение литературы, подбор наглядности, написание текста лекции, его заучивание. Разработка лекций для обучающихся разного возраста.
- Культурно-массовая работа.
Особенности культурно-массовой работы в музее. Виды и формы культурно-массовой работы. Разработка мероприятий для обучающихся разных возрастов.
Календарно-тематическое планирование
(всего – 102 ч., 3ч. в неделю)
№ | Наименование разделов | Общее кол-во часов | В том числе | Дата | |
Теоретич | Практич | ||||
Введение. История и сущность музея (9 часов) | |||||
1 | Вводное занятие. Школьный музей: новые ресурсы | 1 | 1 | ||
2 | История музейного дела | 1 | 1 | ||
3 | Выдающиеся музеи мира | 1 | 1 | ||
4 | Познакомимся с музеями (виртуальные экскурсии). Виртуальная экскурсия в Лувр | 1 | 1 | ||
5 | Виртуальная экскурсия в Дрезденскую галерею | 1 | 1 | ||
6 | Виртуальная экскурсия в Эрмитаж | 1 | 1 | ||
7 | Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею | 1 | 1 | ||
8 | Особенности школьных музеев. Экскурсия в историко-краеведческий музей МКОУ СОШ с. Бельск | 1 | 1 | ||
9 | Экскурсия в музей дома народного творчества | 1 | 1 | ||
Фондовая работа (21 час) | |||||
10 | Фонды музея. Научная организация фондовой работы | 1 | 1 | ||
11-13 | Учет и хранение музейных фондов | 3 | 1 | 2 | |
14-16 | Инвентарная книга, ее основные разделы | 3 | 1 | 2 | |
17-20 | Шифрование музейных предметов | 4 | 1 | 3 | |
21-24 | Составление этикетажа | 4 | 1 | 3 | |
25-26 | Паспортизация музея | 2 | 1 | 1 | |
27-30 | Картотека и библиотека школьного музея | 4 | 1 | 3 | |
Собирательская (поисковая) работа (16 часов) | |||||
31 | Собирательская (поисковая) работа в школьном музее. Методика поисковой работы | 1 | 1 | ||
32-33 | Оформление поискового задания | 2 | 1 | 1 | |
34-36 | Интервью | 3 | 1 | 2 | |
37-40 | Запись и оформление воспоминаний | 4 | 1 | 3 | |
41-42 | Методика сбора и фиксации поискового материала | 2 | 1 | 1 | |
43-46 | Методика работы в архиве | 4 | 1 | 3 | |
Исследовательская работа (10 часов) | |||||
47-48 | Выбор темы исследовательской работы. Этапы работы над темой | 2 | 1 | 1 | |
49-56 | Работа над темой исследования | 8 | 1 | 7 | |
Экспозиционная работа (18 часов) | |||||
57 | Экспозиционная работа в музее. Принципы построения музейной экспозиции | 1 | 1 | ||
58-59 | Тематико-экспозиционный план | 2 | 1 | 1 | |
60 | Экспозиции школьного музея, их виды | 1 | 1 | ||
61 | Экспозиционная работа, ее особенности | 1 | 1 | ||
62 | Распределение фонда музея | 1 | 1 | ||
63-64 | Составление этикеток | 2 | 1 | 1 | |
65-69 | Оформление временных выставок, пояснительных текстов | 5 | 1 | 4 | |
70-71 | Работа с музейным экспонатом | 2 | 1 | 1 | |
72-74 | Монтаж экспозиций | 3 | 1 | 2 | |
Экскурсионная работа (13 часов) | |||||
75 | Значение и виды краеведческой экскурсии | 1 | 1 | ||
76 | Этапы подготовки экскурсии | 1 | 1 | ||
77 | Музейные понятия, используемые при подготовке и проведении экскурсий | 1 | 1 | ||
78-79 | Разработка тематического плана экскурсий | 2 | 1 | 1 | |
80-82 | Работа по составлению программы экскурсии | 3 | 1 | 2 | |
83-85 | Оформление и защита экскурсий | 3 | 1 | 2 | |
86 | Проведение экскурсий | 1 | 1 | ||
87 | Анализ проведенных экскурсий, рефлексия | 1 | 1 | ||
Лекционная работа (4 часа) | |||||
88 | Основы лекционной работы | 1 | 1 | ||
89-90 | Разработка лекций | 2 | 1 | 1 | |
91 | Проведение лекций | 1 | 1 | ||
Культурно-массовая работа (11 часов) | |||||
92 | Культурно-массовая работа | 1 | 1 | ||
93-97 | Разработка мероприятий | 5 | 1 | 4 | |
98-100 | Проведение мероприятий | 3 | 1 | 2 | |
101 | Анализ и рефлексия проведенных мероприятий | 1 | 1 | ||
102 | Итоги работы за год | 1 | 1 |
Список литературы
- Ресурсы сети интернет
- Материалы и экспонаты историко-краеведческого музея МКОУ СОШ с. Бельск
- Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района.-Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.-272 с.
- Ковальская Т.В. Бельск – село заповедное.- Восточно-сибирское книжное издательство, 1991
- Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Учебное пособие по краеведению.-Иркутск, 1983.
- 300 лет селу Бельску, 1991
- Ярина Я. А память прошлое хранит…- Иркутск, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...
Программа кружка Музейное дело
Музейное дело...
программа курса "Музейное дело"
Программа объединения дополнительного образования "Музейное дело". Оформление школьной музейной комнаты...
Статья "Профессиональные пробы в Школе музейного дела Патриотического объединения «ЛЕНРЕЗЕРВ»
Обобщен опыт сотрудничества школы с Патриотическим объединением "ЛЕНРЕЗЕРВ". Реализация проекта "Искусство помнить"...
Рабочая программа кружка "Музейное дело"
Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...
Программа "Основы музейного дела"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯУровень программы: традиционный. Возраст учащихся:...