Программа шахматного кружка «Стратегия».
материал (8 класс)

Алякина Елена Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.

Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.

В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….

Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник. Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шахматный кружок Стратегия140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Апраксинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета учителей

протокол №  ______

от «____»________________2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Апраксинская СОШ»

___________________    Трошина Е.В.

Приказ № ___ от «___»__________2020г.

Программа шахматного кружка

«Стратегия»

8 класс

Составитель: Алякина Е.И.

2020 - 2021  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.

Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.

В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.

Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, шахматы наиболее близки и к культуре, и к спорту, и к науке. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, накал спортивной борьбы, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи им. Благодаря своей универсальности, они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и преумножили интерес к себе со стороны общества. В наше время шахматы прочно вошли в современную культурную жизнь. Кроме того, что они имеют такое великое количество поклонников, им посвящены десятки тысяч книг, проводятся тысячи соревнований по всему миру.

Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.

Настоящая программа предназначена для шахматных кружков и предусматривает изучение школьниками материалы по теории и истории шахмат, участие в школьных и районных соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитание общественной активности у кружковцев.

В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни, Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умении и навыков. Изучение программного материала для группы рассчитано на 5 лет.

Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.

1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.

2-й и 3-й года занятий: закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами.

4-й и 5-й года занятий: развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными тактическими приемами легко-фигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.

Обучение шахматной игре является   сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.

Каждый кружковец старшей группы к концу обучения обязан знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.

Календарно-тематическое планирование

(34 часа из расчета 1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Кл-во часов

История шахмат (1 ч.)

1

Происхождение шахмат.

Легенды о шахматах.

Шахматы проникают в Европу.

Чемпионы мира.

1

Объяснение игры (3 ч.)

2-4

Шахматная доска и фигуры.

Начальное положение фигур.

Цель игры.

Ходы шахматных фигур.

Шах, мат, пат.

Рокировка.

Взятие на проходе.

Превращение пешки.

Варианты ничьей.

Обозначение полей. Запись положения.

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Ценность шахматных фигур.

Игровая практика

3

Цель игры (5 ч.)

5-6

Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Ладья и король против короля.

Игровая практика.

2

7-9

Достижение мата.

Мат в два хода в эндшпиле.

Мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Игровая практика.

3

Шахматные комбинации (9 ч.)

10-12

Шахматная комбинация.

Игровая практика.

3

13-15

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Игровая практика.

3

16-18

Комбинация для достижения ничьей.

Патовые комбинации.

Комбинации на вечный шах.

Типичные комбинации в дебюте.

Игровая практика.

3

Тактика и стратегия (5 ч.)

19-21

Эндшпиль.

Основные маты.

Типичные пешечные окончания.

Примеры смешанных окончаний.

Игра на пат.

Пешечный прорыв.

Игровая практика с проговариванием хода.

3

22-24

Миттельшпиль.

Пространство и подвижность.

Пешечная конфигурация.

Слон и его атакующие свойства.

Ферзь в атаке.

Ловушка и ловля фигуры.

Приёмы активной защиты в миттельшпиле, контрудар.

Игровая практика с проговариванием хода.

3

25-27

Развитие дебюта.

Игра всеми фигурами изначального положения.

Борьба за центр.

Стеснённое, неразвитое положение фигур – причина быстрого поражения.

Открытые и полуоткрытые дебюты.

Закрытые дебюты.

Фланговые дебюты.

Игровая практика с проговариванием хода.

3

28-29

Дидактические задания «Выигрыш материала»

Достижение материального перевеса.

Защита, способы защиты.

Уничтожение атакующей фигуры.

Способы защиты, уход из под боя.

Игровая практика по защите.

2

30-31

Сочетание тактических приемов.

Патовые комбинации.

Комбинации в дебюте.

Игровая практика.

2

32=34

Практическое применение изученных навыков.

Внутришкольные соревнования.

Районные соревнования.

3

Используемая литература:

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: второй год обучения. 2009
  2. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: третий год обучения. 2009
  3. И. Майзелис. Шахматы. Основы теории.  1960
  4. Х.Л. Мучник «Рассказы о комбинациях на шахматной доске» ФиС 1979 год
  5. И.Л. Робинович «Эндшпиль» 2 изд. Л. 1938 год
  6. Ю.Л. Авербах «Шахматные окончания» 2 изд ФиС 1980 год
  7. Я.В. Дамский «Контратака» ФиС 1979 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Шахматного кружка.

Программа кружка расчитана для учащихся1-4 классов.Она предусматривает знакомство учащихся с историей шахмат,особеннотями игры,развитие логическго учащихся начальных классов....

Рабочая программа шахматного кружка "Два слона"

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному...

Программа шахматного кружка «Дебют».

Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, о...

Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах...

Программа шахматного кружка "Белая ладья"

Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы....

Программа шахматного кружка "Белая ладья"

Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучениеигре в шахматы....

программа шахматного кружка

Программа "Юный шахматист"...