Программа шахматного кружка «Стратегия».
материал (8 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.
Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.
В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….
Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник. Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматный кружок Стратегия | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Апраксинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета учителей протокол № ______ от «____»________________2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Апраксинская СОШ» ___________________ Трошина Е.В. Приказ № ___ от «___»__________2020г. |
Программа шахматного кружка
«Стратегия»
8 класс
Составитель: Алякина Е.И.
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.
Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.
В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.
Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.
Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, шахматы наиболее близки и к культуре, и к спорту, и к науке. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, накал спортивной борьбы, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи им. Благодаря своей универсальности, они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и преумножили интерес к себе со стороны общества. В наше время шахматы прочно вошли в современную культурную жизнь. Кроме того, что они имеют такое великое количество поклонников, им посвящены десятки тысяч книг, проводятся тысячи соревнований по всему миру.
Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.
Настоящая программа предназначена для шахматных кружков и предусматривает изучение школьниками материалы по теории и истории шахмат, участие в школьных и районных соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитание общественной активности у кружковцев.
В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни, Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умении и навыков. Изучение программного материала для группы рассчитано на 5 лет.
Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.
1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
2-й и 3-й года занятий: закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами.
4-й и 5-й года занятий: развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными тактическими приемами легко-фигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.
Каждый кружковец старшей группы к концу обучения обязан знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.
Календарно-тематическое планирование
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Кл-во часов | |
История шахмат (1 ч.) | |||
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира. | 1 | |
Объяснение игры (3 ч.) | |||
2-4 | Шахматная доска и фигуры. Начальное положение фигур. Цель игры. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Обозначение полей. Запись положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Ценность шахматных фигур. Игровая практика | 3 | |
Цель игры (5 ч.) | |||
5-6 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ладья и король против короля. Игровая практика. | 2 | |
7-9 | Достижение мата. Мат в два хода в эндшпиле. Мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Игровая практика. | 3 | |
Шахматные комбинации (9 ч.) | |||
10-12 | Шахматная комбинация. Игровая практика. | 3 | |
13-15 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика. | 3 | |
16-18 | Комбинация для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте. Игровая практика. | 3 | |
Тактика и стратегия (5 ч.) | |||
19-21 | Эндшпиль. Основные маты. Типичные пешечные окончания. Примеры смешанных окончаний. Игра на пат. Пешечный прорыв. Игровая практика с проговариванием хода. | 3 | |
22-24 | Миттельшпиль. Пространство и подвижность. Пешечная конфигурация. Слон и его атакующие свойства. Ферзь в атаке. Ловушка и ловля фигуры. Приёмы активной защиты в миттельшпиле, контрудар. Игровая практика с проговариванием хода. | 3 | |
25-27 | Развитие дебюта. Игра всеми фигурами изначального положения. Борьба за центр. Стеснённое, неразвитое положение фигур – причина быстрого поражения. Открытые и полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Фланговые дебюты. Игровая практика с проговариванием хода. | 3 | |
28-29 | Дидактические задания «Выигрыш материала» Достижение материального перевеса. Защита, способы защиты. Уничтожение атакующей фигуры. Способы защиты, уход из под боя. Игровая практика по защите. | 2 | |
30-31 | Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации в дебюте. Игровая практика. | 2 | |
32=34 | Практическое применение изученных навыков. Внутришкольные соревнования. Районные соревнования. | 3 |
Используемая литература:
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: второй год обучения. 2009
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: третий год обучения. 2009
- И. Майзелис. Шахматы. Основы теории. 1960
- Х.Л. Мучник «Рассказы о комбинациях на шахматной доске» ФиС 1979 год
- И.Л. Робинович «Эндшпиль» 2 изд. Л. 1938 год
- Ю.Л. Авербах «Шахматные окончания» 2 изд ФиС 1980 год
- Я.В. Дамский «Контратака» ФиС 1979 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Шахматного кружка.
Программа кружка расчитана для учащихся1-4 классов.Она предусматривает знакомство учащихся с историей шахмат,особеннотями игры,развитие логическго учащихся начальных классов....
Рабочая программа шахматного кружка "Два слона"
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному...
Программа шахматного кружка «Дебют».
Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, о...
Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах...
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы....
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучениеигре в шахматы....
программа шахматного кружка
Программа "Юный шахматист"...