Рабочая программа Шахматного кружка.
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Программа кружка расчитана для учащихся1-4 классов.Она предусматривает знакомство учащихся с историей шахмат,особеннотями игры,развитие логическго учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog_shahmaty.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ |
__________________ /Корнева Н.Н./ | МБОУ «Старокуклюкская ООШ» ЕМР РТ | «Старокуклюкская ООШ» ЕМР РТ |
Протокол №_________ | _____________________ /Бахметова Г.Р./ | ____________________ /Мельников И.Н./ |
Приказ № | ||
«_______»___________________2017г. | «_______»________________2017г. | от « » августа 2017г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокуклюкская основная общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Шахматы»
учителя Кузьмина Владимира Ивановича
первой квалификационной категории
по шахматам
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 29.08.2017 года
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.09(с изменениями приказ №1241 от 26.11.2010)
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- План внеурочной деятельности МБОУ «Старокуклюкская ООШ» на 2017 -2018 учебный год.
Программа соответствует всем нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПиНа.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Цели: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Научить правилам игры.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить различные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.
- Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление.
- Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащиеся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты освоения программы курса:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью тренера.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному тренером плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с тренером и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью тренера.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от тренера.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты освоения программы курса.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу первого года обучения дети должны
знать:
шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
-Ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита,
-Три стадии шахматной партии. Развитие и др.
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
К концу второго года обучения дети должны
знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля;
Уметь:
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем,
королем и ладьей из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Содержание курса 1 класс
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Учебно – методическая литература для учителя
И.Г.Сухин «Шахматы» в 2 частях, 2011 год
И.Г.Сухин Шахматы, первый год «Задачник», 2010 год
И.Г.Сухин пособие для учителя Учусь и учу». 2011 год
Рабочая тетрадь «Шахматы, первый год»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАСС
занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемый результат | Дата | |
План. | Факт. | |||||
1 | Шахматная доска | 2 | Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. | Учащиеся должны знать: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигурой;
Учащиеся должны уметь: - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал; -выявлять закономерности; | ||
2 | Шахматная доска | 2 | ||||
3 | Шахматная доска | 2 | ||||
4 | Шахматные фигуры | 2 | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. | |||
5 | Начальное положение | 2 | Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой. Познакомиться с понятием: партнеры. Организовывать комфортное отношение с партнерами по игре. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | |||
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | 2 | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Соблюдать основные правила личной гигиены. Уважать мнение и решение других Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. | |||
7 | Ладья. Задачи на расстановки. Игра | 2 | ||||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон | 2 | ||||
9 | Слон в игре. | 2 | ||||
10 | Ладья против слона. | 2 | ||||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | 2 | ||||
12 | Ферзь в игре | 2 | ||||
13 | Ферзь против ладьи и слона | 2 | ||||
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | 2 | ||||
15 | Конь в игре | 2 | ||||
16 | Конь против ферзя ладьи и слона. | 2 | ||||
17 | Знакомство с пешкой | 2 | ||||
18 | Пешка в игре | 2 | ||||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 2 | ||||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | 2 | ||||
21 | Король против других фигур | 2 | ||||
22 | Шах | 2 | Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Научиться рокировать. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Оценивать правильность ходов. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, уметь проводить элементарные комбинации. | |||
23 | Шах. | 2 | ||||
24 | Мат. | 2 | ||||
25 | Мат в один ход | 2 | ||||
26 | Мат в один, два хода. | 2 | ||||
27 | Ничья, пат. | 2 | ||||
28-29 | Рокировка | 2 | ||||
30 | Шахматная партия | 2 | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. | |||
31 | Игровая практика | 2 | ||||
32 | Шахматная партия | 2 | ||||
33-34 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа шахматного кружка "Два слона"
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному...
Программа шахматного кружка «Дебют».
Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, о...
Программа шахматного кружка «Стратегия».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих сто...
Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах...
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы....
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучениеигре в шахматы....
программа шахматного кружка
Программа "Юный шахматист"...