Программа шахматного кружка «Дебют».
материал (5 класс)
Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.
1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматный кружок Дебют | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Апраксинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета учителей протокол № ______ от «____»________________2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Апраксинская СОШ» ___________________ Трошина Е.В. Приказ № ___ от «___»__________2020 г. |
Программа шахматного кружка
«Дебют».
3-5 классы
Составитель: Алякина Е.И.
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.
Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.
В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали….Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.
Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.
Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, шахматы наиболее близки и к культуре, и к спорту, и к науке. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, накал спортивной борьбы, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи им. Благодаря своей универсальности, они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и преумножили интерес к себе со стороны общества. В наше время шахматы прочно вошли в современную культурную жизнь. Кроме того, что они имеют такое великое количество поклонников, им посвящены десятки тысяч книг, проводятся тысячи соревнований по всему миру.
Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.
Настоящая программа предназначена для шахматных кружков и предусматривает изучение школьниками материалы по теории и истории шахмат, участие в школьных и районных соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитание общественной активности у кружковцев.
В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни, Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умении и навыков. Изучение программного материала для группы рассчитано на 5 лет.
Каждый новый учебный год решаются определенные задачи.
1-й год занятий: привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
2-й и 3-й года занятий: закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами.
4-й и 5-й года занятий: развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными тактическими приемами легко-фигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах.
Каждый кружковец старшей группы к концу обучения обязан знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
I год обучения.
Дети должны знать шахматные термины, название шахматных фигур.
Уметь ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и совокупности с другими фигурами, без нарушения шахматного кодекса, правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать, объявлять шахматы, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Кл-во часов | |
Волшебный мир шахмат (1 ч.) | |||
1 | Волшебный мир шахмат. | 1 | |
Шахматная доска (2 ч.) | |||
2 | Шахматная доска. | 1 | |
3 | Шахматная нотация. | 1 | |
Шахматные фигуры (15 ч.) | |||
4 | Начальное положение. | 1 | |
5 | Пешка. Место пешки в начальном положении. Дидактические игры. | 1 | |
6 | Ход пешки. Дидактические игры. | 1 | |
7 | Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические игры. | 1 | |
8 | Ладья против ладьи. Дидактические игры. | 1 | |
9 | Ладья против пешек. Дидактические игры. | 1 | |
10 | Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Дидактические игры. | 1 | |
11 | Слон против слона. Слон против ладьи. Слон против пешек. Дидактические игры. | 1 | |
12 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Дидактические игры. | 1 | |
13 | Ферзь против ферзя (догонялки). Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против пешек. Дидактические игры. | 1 | |
14 | Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические игры. | 1 | |
15 | Конь против других фигур. | 1 | |
16 | Ценность фигур, выгодно – невыгодно. Пешка – мера веса шахматной фигуры. Ферзь = 9 пешкам, ладья = 5 пешкам, конь и слон = 3 пешкам. Дидактические игры. | 1 | |
17 | Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Дидактические игры. | 1 | |
18 | Король против фигур и пешек. Дидактические игры. | 1 | |
Шах (2 ч.) | |||
19 | Шах. Нападение на короля – шах. Что такое шах? Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания: объяви всевозможные шахи. | 1 | |
20 | Скрытый шах. Двойной шах. | 1 | |
Мат (10ч.) | |||
21 | Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат? Дидактическая игры: «шах или мат», «мат в один ход».. | 1 | |
22 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Можно или нельзя рокировать. | 1 | |
23 | Мат в один ход. Более сложные случаи. Дидактические задания. | 1 | |
24 | Ничья. Пат. Вечный шах. Дидактические задания. | 1 | |
25 | Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями короля. | 1 | |
26 | Мат королем и ферзем. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки. Дидактические задания: «мат в один ход», «мат в два хода». | 1 | |
27 | Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры. | 1 | |
28 | Связка. Дидактические задания. | 1 | |
29 | Спёртый мат. Детский мат. Как защититься от детского мата. Дидактические задания. | 1 | |
30 | Опасная диагональ. Мат в один ход, в два хода. (На скорость) | 1 | |
Атака (3 ч.) | |||
31 | Перевес в развитии. Атака на застрявшего в центре короля. Дидактические задания: «ловушки». | 1 | |
32 | Атака на короля. | 1 | |
33 | Атака. Позиции. Рокировки. | 1 | |
Повторение (1 ч.) | |||
34 | Повторение. Итоговый тест. | 1 |
Используемая литература:
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. 2009
- Шахматы. Начальный курс. 5-6 классы: учебник / П.А. Чернышев. М.И. Викерчук, И.В. Глек, А.С. Виноградов; под ред. И.В. Глека. – М.: Дрофа, 2020.
- Х.Л. Мучник «Рассказы о комбинациях на шахматной доске» ФиС 1979 год
- Х.Л. Мучник «Первые шахматные уроки» М. 1980 год
- И. Майзелис. Шахматы. Основы теории. 1960
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Шахматного кружка.
Программа кружка расчитана для учащихся1-4 классов.Она предусматривает знакомство учащихся с историей шахмат,особеннотями игры,развитие логическго учащихся начальных классов....
Рабочая программа шахматного кружка "Два слона"
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному...
Программа шахматного кружка «Стратегия».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих сто...
Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах...
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы....
Программа шахматного кружка "Белая ладья"
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучениеигре в шахматы....
программа шахматного кружка
Программа "Юный шахматист"...