Типы одаренности («Рабочая концепция одарённости»)
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье рассматриваются типы одаренности - «рабочая концепция одарённости»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_odarennosti_rabochaya_kontseptsiya_odaryonnosti.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы одаренности («Рабочая концепция одарённости»):
- Общая (интеллектуальная, умственная);
- Специальная
- Академическая
Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень умственных способностей).
Интеллектуальная одаренность – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. Высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др.
Обучающимся с интеллектуальным типом одаренности характерны:
- склонность к филосовскому осмыслению материала;
- нестандартность мышления;
- эрудированность в одной или нескольких областях науки;
- индивидуальный стиль деятельности;
- неровная успеваемость;
- несоответствие общему темпу работы;
- неспособность понять очевидное.
Успеваемость интеллектуально одаренных обучающихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
Академический тип одаренности (широкая способность к обучению, проявляющаяся в одной области знаний).
Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть обучающиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть обучающиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным). Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности, часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления.
Обучающимся с академическим типом одаренности характерны:
- высокая успеваемость;
- устойчивое внимание;
- хорошая память;
- высокая скорость мышления;
- безошибочное воспроизведение материала;
- активность;
- целеустремленность;
- эрудированность;
- богатый словарный запас;
- свобода в выражении мысли.
Специальная одаренность:
- художественная;
- музыкальная;
- спортивная;
- математическая.
- Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности (необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей). Высокая избирательность в отношении зрительных образов проявляется у детей в раннем детстве в крайне острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности видеть все вокруг в ярких красках. Замечать в окружающей нас действительности что-нибудь не обычное, красивое и запоминать это надолго. Почти все дети дошкольного возраста с удовольствием рисуют, лепят, занимаются аппликацией, вкладывая всю свою богатую фантазию в рисунки и поделки. Но главное для дальнейшего проявления художественной одаренности это, конечно же, обладание природными задатками. Художником нужно родиться, а этот дар редкий.
- Музыкальное дарование.
В области музыки признаки одаренности проявляются сравнительно рано. Высокая избирательность выражается в том, что самые сильные впечатления ребенка связанны со звуками, весь мир воспринимается ими как-бы наполненный звуками и музыкой. С раннего возраста у музыкально одаренного ребенка, всегда повышенное внимание к любому звучащему объекту. К двум трем годам такие дети могут точно интонировать услышанную мелодию, и забывают про игрушки, когда слышат музыку.
Маленькому Моцарту не было и двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его бросать игрушки и слушать.
Маленький Коля Римский- Корсаков бил в такт в игрушечный барабан, когда его отец играл на фортепьяно, и когда отец нарочно менял темп и ритм малыш тут же перестраивался. А через некоторое время уже подбирал на фортепьяно, услышанные от отца пьесы.
Подражание – это первая ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам придумать что-то свое (5-6 лет).
А.Н. Скрябин пытался сочинять на фортепьяно пяти лет от роду, еще не зная нот.
В возрасте шести лет Вольфганг Моцарт попросил отца записать сочиненную им пьеску. Конечно, в ней ощущалось подражание чужим образцам, отца и других композиторов, но это было никем не игранное, сочиненное. Мальчик еще не знал нотной грамоты, чтобы записать свои мысли, но он уже музыкально мыслил, учился выражать свои переживания через гамму звуков.
- Математическая и шахматная одаренность.
Так же как музыкально-художественная, математическая и шахматная одаренность проявляет себя рано. Многие дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, а в 4-5 некоторые одаренные дети с легкостью складывают и вычитают в уме двузначные и трехзначные числа. И дело здесь в сильной познавательной потребности. Избирательная познавательная активность выражается в повышенном внимании к числам и действиям с ними.
Хосе Рауль Капабланка – выдающийся кубинский гроссмейстер – научился играть, когда ему было пять.
С. Решевский – известный американский гроссмейстер – в четыре года. С пяти лет мальчик выступал с сеансами одновременной игры.
Гарри Каспаров научился играть в шахматы в пять лет.
Анатолий Карпов играет с четырех.
Шахматная игра требует внимательности, и умения быстро и логично мыслить.
- Психомоторная или спортивная одарённость
Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция одарённости
Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
Концепция личностно - ориентированного образования культурологического типа Е.В.Бондаревской
Доклад...
Типы одаренности («Рабочая концепция одарённости»)
В статье рассматриваются типы одаренности - «рабочая концепция одарённости»...
Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.
Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....