Методические рекомендации по дополнительной общеразвивающейпрограмме «Хозяйка чума»
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

Методические рекомендации

по дополнительной общеразвивающейпрограмме

«Хозяйка чума»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа-интернат»

Методические рекомендации

по дополнительной общеразвивающей программе

«Хозяйка чума»

Направление: педагогическое 

Возраст детей: 13 -18 лет

Срок реализации: 3,5 года

                                                               Автор – составитель:

СэротэттоА,А., воспитатель         

Педагог, реализующий программу:

Сэротэтто А.А., воспитатель

с. Панаевск

2018

Аннотация по дополнительной общеразвивающей программе

«Хозяйка чума»

Сегодняшняя реальность поставила перед государством в целом и перед системой образования Ямала в частности перспективную задачу: найти оптимальные формы организации обучения и воспитания детей тундровиков, чьи родители ведут кочевой образ жизни, с учетом уклада и образа жизни кочевого населения.

Дети КМНС, поступая на обучение в школы-интернаты, оказываются в заведомо невыгодном положении по сравнению с поселковыми сверстниками, так как не получили дополнительное образование по ведению хозяйства.

Оказавшись в отрыве от семьи, родной языковой среды, привычного уклада жизни, учащиеся упускают моменты обучения ведения хозяйства и изготовления одежды тем самым забывают традиционный уклад жизни своего народа. Следствием этого становятся потеря знаний родного языка и культуры своего народа.

  Исходя из вышеперечисленного педагоги МКОУ «Панаевская школа-интернат» приняли решение ввести методические рекомендации по дополнительной общеразвивающей программе «Хозяйка чума»

Пояснительная записка

  Обоснованием актуальности разработки методических рекомендаций по дополнительной общеразвивающей программе «Хозяйка чума» является проблема направлена на оказание помощи учащихся в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании учащихся, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость. У учащихся формируются навыки в приготовлении национальных ненецких блюд, эстетического оформления психологической подготовленности к обучению детей в условиях Севера 

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Культурное наследие ненецкого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системе воспитания школы-интерната будут эффективным 

        В курсе рассматриваются особенности приготовления и приема пищи народов Севера, взаимосвязь климатических условий и исторического формирования образа жизни народов ненцы и ханты, технологии приготовления разнообразных блюд этих народов и традиционные промыслы тундрового населения, традиции и обычаи народов ненцы и ханты. В ходе изучения курса, у воспитанниц, формируются вечные ценности и морально-этические нормы (нельзя быть неблагодарным по отношению к тому, в чьем доме ты ел хлеб, нельзя вкушать пищу второпях, нельзя непочтительно и расточительно относиться к природе, ведь она дает пищу и т.д.), уважение и почитание культуры своего народа, толерантность в отношении представителей иных народностей и культур.        

        По результатам исследования   были выявлены слабые показатели готовности выпускниц интернатов к самостоятельной жизни. Это объясняется социокультурными причинами бытия кочующих семей Севера.

Цель: оказать методическую помощь по реализации педагогического направления в образования «Хозяйка чума» обучающимся, воспитанницам интерната 7-11 классов, для работы приобщения воспитанниц к сохранению традиционного уклада и образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

 Ожидаемые результаты: данные методические рекомендации по дополнительной общеразвивающей программе «Хозяйка чума» позволят реализовать образовательную услугу, для работы приобщения воспитанниц к сохранению традиционного уклада и образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Данные методические рекомендации, могут представлять интерес для учителей по краеведению, воспитателей, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми коренных национальностей, чьи родители ведут кочевой образ жизни, по реализации педагогического направления в образовании «Хозяйка чума». В условиях модернизации системы образования этнокультурная программа актуальна в образовательном процессе.

Методические рекомендации по дополнительной общеразвивающей программы «Хозяйка чума», воспитанницам интерната 7-11 классов и предназначен для их профессионального самоопределения. Содержит формы, плана практики, информацию о поэтапном ее выполнении и форме итоговой работы. 

Данные материалы позволят подготовить к ведению хозяйства, приготовлению пищи, шитье одежды используя особенности культуры, педагогики, психологии, учебных предметов по национально-региональному направлению.

Методические рекомендации по дополнительной общеразвивающей программе «Хозяйка чума» предназначены для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой образ жизни, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для создания условий приобщения воспитанниц к сохранению традиционного уклада и образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

  • Под подготовкой обучающихся, воспитанников интерната для работы по Приобщение детей к родным (родовым) истокам семьи, присвоение общечеловеческих культурных ценностей и идентификация себя с определенной региональной культурой на основе культурного самоопределения.
  •  В идее подготовки обучающихся, воспитанников интерната для работы по сохранению традиционного образа жизни, природсообразность - жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. Коренными народами Севера, ведущими по большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях.

В своей деятельности реализация по дополнительной общеразвивающей программе «Хозяйка чума» руководствуются следующими правовыми актами:

  • Закон РФ «Об образовании», Закон ЯНАО «Об образовании», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
  • Конвенция ООН «О правах ребёнка».
  • Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Устав Панаевской школы-интерната.
  • Программа развития Панаевской школы-интерната (2010-2015 гг.).
  • «Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале» тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Аверьянова, Клавдия Николаевна.
  • Методические рекомендации Няруй Валентины Нёлёковны, кандидата педагогических наук, кафедры развития национально-регионального образования, заместитель директора по этнообразовательным системам Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования Департамента образования Администрации автономного округа. Автор учебников, пособий и сценариев художественных фильмов.
  • Статья 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Основной целью курса рассматриваются особенности приготовления и приема пищи народов Севера, взаимосвязь климатических условий и исторического формирования образа жизни народов ненцы и ханты, технологии приготовления разнообразных блюд этих народов и традиционные промыслы тундрового населения, традиции  и обычаи  народов ненцы и ханты. В ходе изучения курса, у воспитанниц, формируются вечные ценности и морально-этические нормы (нельзя быть неблагодарным по отношению к тому, в чьем доме ты ел хлеб, нельзя вкушать пищу второпях, нельзя непочтительно и расточительно относиться к природе, ведь она дает пищу и т.д.), уважение и почитание культуры своего народа, толерантность в отношении представителей иных народностей и культур.

Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Количество часов, отведенных на практическую часть вдвое больше, чем теоретических часов.

Информационный блок проходит в форме бесед, лекций, с использованием мультимедийных презентаций. Здесь воспитанницы могут получить основные сведения об особенностях питания народов Севера, правилах приготовления отдельных блюд, сервировке стола, особенностях быта ненцев и ханты. Изучение программы курса также нацеливает воспитанниц на работу. с разными источниками информации, изучение культуры, традиций и обычаев народов Севера

                  Основными задачами подготовки воспитанниц:

  • Изучать традиции и обряды народов Севера;
  • Познакомиться с этнографическим материалом, связанным с традиционным образом ведения домашнего хозяйства народов ненцы и ханты;
  • Изучить особенности национальной кухни народов Севера;
  • Пропагандировать национальную культуры ненцев, ханты;
  • Определить связь этнографических особенностей с географической средой;
  • Воспитать национальное самосознание, уважение к культуре, традициям и образу жизни народов Крайнего Севера.

          Психологическая готовность к школьному обучению и воспитание положительного отношения к школе у младших братьев и сестер, в условиях предшкольного образования будут наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней;
  • создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности;
  • создание и использование специализированных учебно-методических комплектов, отражающие этнокультурные традиции народов КМНС;
  • понимание воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
  • педагогическое просвещение родителей, ведущих кочевой (полукочевой) образ жизни, по вопросам е психологической готовности старшеклассниц самостоятельной жизни.

         Главное - создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны кочевых учителей, воспитателей, обучающихся, воспитанников интерната.

         При разработке и реализации мероприятий рекомендуется следовать следующим целям: формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания воспитательных программ, реализуемых в школе-интернате; достижение воспитанниками успешной социальной адаптации в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к своей семье, роду, народу, Родине, трудолюбия; формирование стремления к ведению здорового образа жизни; создание основы для последующего освоения выбранной профессии.                                 В качестве основных задач работы семейных воспитательных групп школы-интерната рекомендуются следующие: обучение, воспитание, социальная адаптация детей в условиях отрыва от семейного воспитания, их всестороннее развитие с учетом этнопедагогики и этнопсихологии; создание условий, максимально приближенных к домашним, способствующих полноценной психологической, социально-трудовой адаптации, охране прав и интересов здоровья и жизни, физического развития воспитанников; создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования; расширение социальных контактов детей, вовлечение их в процесс социальной интеграции с целью максимально возможной социализации; формирование нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микро- и макросоциуме; обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников.                                              

     В основу деятельности необходимо закладывать мероприятия по: выработке практических навыков самообслуживающего труда (уборка помещений, стирка, приготовление пищи с сохранением традиционного рациона питания и др.) для лучшей адаптации к самостоятельной жизни с учетом правил санитарной гигиены. общению, этике, культуре поведения; выработке определенных навыков поведения в критических ситуациях; обучению ведению домашнего хозяйства с учетом этнонациональных особенностей (установка и разбор чума, выделка и обработка мехового сырья и шкур, пошив изделий, национальной одежды и обуви, головных уборов из меха и кожи, плетение тынзяна, изготовление средств передвижения – нарты, хореи, лодки, управление малой механизированной техникой, мини- электростанциями, изготовление изделий декоративно - прикладного искусства и др.); обучению основам оленеводства, рыболовства, охотоведения (умение ловить оленей, ставить рыболовные сети, капканы, силки); моделированию рыночных отношений (возможна организация практики по оленеводству, рыболовству, охотоведению).   Хозяйке чума в своей деятельности рекомендуется использовать учебные пособия, художественную, энциклопедическую, справочную, методическую литературу, в том числе аудиовизуальные и электронные средства на родных языках коренных малочисленных народов Севера, в том числе диалектах, для эффективной реализации основных образовательных программ с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Ямала.

В работе с детьми можно использовать издания, разработанные государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа образовательным учреждением «Региональный институт развития образования»

 Список рекомендуемой литературы:

  1. Этнокалендарь Ямала. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение»,2013.
  2.  Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера -   Северные просторы, 1999.- 288с.
  3. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров/ А.В. Головнев.- Екатеринбург,1995.-175с.
  4. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты/ В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина.- Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская  Фирма,1992.-136с.
  5. Соколова З.П. Путешествие в Югру/З.П. Соколова.- М.: Мысль,1982.-173 с.
  6. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Г.П. Харючи; под ред. Н.В.Лукиной.  - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- 228с.
  7. Харючи С.Н. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций/ С.Н. Харючи, Г.П. Харючи.- Тюмень: Феликс, 2005. – 248с.
  8. Ямал: грань веков и тысячелетий/ авт.- сост. Ю.Морозов.- Салехард: Артвид, СПБ.: Русская коллекция, 2000. – 656 с.: ил.
  9. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М., 2000.
  10. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М., 1992.
  11. Советы на каждый день: Домоводство. Кулинария. Лечебник. – Калининград, 1993.
  12. Угинчене Я. Бабушкины угощения/ – Пер. с лит. Э. И. Артискж. – Мн.: Полымя, 1994.
  13.  Вануйто Г.И. Вако’ хобцокоця”: Ңарка ненэця” нюху” толабада книжкаця = Загадки Вако: Книга для чтения взрослыми ненецким малышам. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 35.: ил.- (Комплект мини-книжек «Ямалко» («Тундровичок Ямала»).
  14.  Приобщение детей к национальной культуре через фольклор и песни народа ханты: Пособие для воспитателя / Сост. Возелова Л.Г. /- Салехард: Редакционно-издательский центр ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. - 40 с.
  15. Приобщение воспитанников интерната семейного к духовным и культурным ценностям народа ханты в рамках учебно-воспитательной работы»: Пособие для воспитателя / Сост. Возелова Л.Г. / - Салехард: Редакционно-издательский центр ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. - 43 с.
  16. «Вануйто Э.Б. Народная медицина ненцев. Элективный курс. - Салехард: Редакционно-издательский центр ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 21 с.
  17. Завадская Л.М. Прописи по ненецкому языку в 1 классе. - М.: изд. центр «Вентана-Граф», 2008. – 60 с
  18.  Вануйто Г.И. Русско-ненецкий разговорник. Пособие для слабо владеющих и не владеющих ненецким языком. – М.: изд. центр «Вентана-Граф», 2012. - 78 с.
  19.  Няруй В.Н. Ненецко-русский этнопедагогический словарь.Методическое пособие для воспитателей школ-интернатов. - М.: изд. Центр «Вентана-Граф», 2012. - 47 с.
  20. Вануйто Г.И. Словарь личных имен ненцев. Методическое пособие для педагогов школ-интернатов. – Томск: изд-во Томского университета, 2002. – 112 с.
  21.  Езынги С.А. Русско-ненецкий математический словарь. – М.: изд.центр «Вентана-Граф», 2007. - 108 с.
  22. учебно-методическое пособие для учителя хантыйского языка. / Сост. Г.Г.Попова - СПб.: «Вентана Граф», 2008. - 35 с.
  23. Оленеводство Ямала: Методическое пособие для учителей школ Ямало-Ненецкого автономного округа.
  24. Краеведение. Сборник материалов из опыта работы учителей-наставников победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. - Салехард: Редакционно-издательский центр ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 56 с.
  25.  Тетрадь по курсу «Культура народов Ямала» разработана в соответствии с содержанием учебника «Культура народов Ямала». / Сост. Алдакаева Н.Г. / - Салехард: Редакционно-издательский центр ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 55 с.
  26. Шугубаева А. Занимательное краеведение для младших школьников: Учебное пособие для учащихся начальной школы. - Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2008. – 28 с.

«Хозяйка чума»: Методические рекомендации. –

Панаевск: Методическая служба, 2018. – 8с.

        

        

629707, ЯНАО, Ямальский район с. Панаевск, ул. Обская д. 6, тел/факс: (34996) 21-1-37

с. Панаевск

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\')

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2015-2016 учебный год...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\')

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2016-2017 учебный год...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\') (2017- 2018 учебный год)

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2017-2018 учебный год...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, ...