Студия художественного слова "Вдохновение"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
(наименование общеобразовательного учреждения)
Одобрена Методическим Советом школы: Председатель МС школы ___________________/_____________________ / Протокол №______от «_____»____________2019 | Утверждаю: Директор МБОУ «Селенгинская СОШ» ____________________/С.С. Шалькова/ Приказ №____от«_____»_________2019 |
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЗВАНИЕ СТУДИЯ «ВДОХНОВЕНИЕ»
(наименование дисциплины)
ВОЗРАСТ СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 2019-2020
СОСТАВИТЕЛЬ ВЛАСОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ, СТАЖ 21 год
(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)
с. Солонцы
2019
Пояснительная записка
- Обоснование актуальности программы.
В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлеченные поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. А ведь русская литература дала миру, своим читателям великое богатство «волшебных звуков, чувств и дум» поэзии. Она всегда пробуждала «души прекрасные порывы», учила видеть красоту и бороться за неё.
Невыносимо видеть, что это богатство проходит мимо тех, кому оно необходимо. Хочется не только заинтересовать юных стихами, литературой вообще, но и научить привносить в них опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, заряжать ими слушателей. Необходимо развивать в кружковцах не только интерес к поэзии, но и понимание её непреложных законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность. Для этого они должны осознать великое предназначение поэзии, учиться понимать её природу, знать её законы и язык, уметь доносить до слушателя чувства, переживания, заключенные в стихотворении.
- Адресность программы.
Программа художественной студии «Вдохновение» предназначена для учащихся среднего школьного возраста, конкретно для учащихся 5- 9 классов и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Сроки реализации – 2019-2020 учебный год. Каждое занятие имеет практическую и теоретическую часть.
- Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи:
- Развивать интерес к поэзии, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность;
- Формировать духовные качества личности через познание поэтических произведений;
- Воспитывать эмоциональную культуру общения.
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов. Это позволит даже из закомплексованного и не слишком эмоционального ребенка создать творческую личность с художественным воображением и грамотной литературной речью.
- Практическая направленность.
Через приобщение к искусству слова научить радоваться, грустить, спорить, постигать истину, переживать и сопереживать, владеть словом, мимикой, жестами.
- Условия активности учащихся.
- Индивидуализация и дифференциация процесса (возможность вариантов самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности);
- Расширение пространства социальной деятельности детей (включение их в различные формы публичных презентаций, а также в социально-значимые программы районного и республиканского уровня);
- Организация пространства рефлексии и мыследеятельности (организация игр).
- Переход от «предметного» к «способному» освоению материала (овладение учащимися рядом универсальных способов деятельности: творчество, исследование, проектирование; и возможностью применения этих способов при освоении того или иного материала).
- Условия для реализации программы:
- Помещение для занятий выразительным чтением;
- Большой зал для проведения праздников;
- Аудио, видеотехника.
- Интеграция.
С литературой – художественные произведения (лирика, проза, драма);
С музыкой – музыкальные произведения (в особенности стихотворения, положенные на музыку: романсы, оды и т.п.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
- Осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
- Формы контроля.
Контролировать выполнение программы можно по практической работе. Проведение праздников, конкурсов, вечеров с участием чтецов – это и есть главный результат работы. Прежде всего обращается внимание на свободное поведение детей на сцене, на четкую дикцию, мимику, жесты.
- Ожидаемые результаты.
Предметные результаты в эстетической сфере:
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Результат – максимальное раскрытие индивидуальных способностей, дарований человека и формирование на этой основе профессионально и социально компетентной, творческой, мобильной личности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тематика раздела | Количество часов | теория | практика |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | В каждом слове – бездна пространства… | 5 | 2 | 3 |
3 | Волшебная страна Стихландия | 7 | 4 | 3 |
4 | «Слова, светящиеся как звезды…» | 7 | 2 | 5 |
5 | Поэзия! Ты - служба крови… | 14 | - | 14 |
ИТОГО | 34 | 9 | 25 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тематика раздела, урока | Количество часов | Дата |
1 | Введение Занятие 1: Что изучает студия «Вдохновение». Техника безопасности. | 1 | |
2 | В каждом слове – бездна пространства… Занятие 2: Что такое актерское мастерство? Играем этюды и миниатюры. Занятие 3: Что же такое настоящие стихи? Занятие 4: Зачем нужна поэзия? Практическая работа по стихотворению Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Занятие 5: Чудо поэтического слова: развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи. Занятие 6: Учимся владеть голосом. | 5 | |
3 | Волшебная страна Стихландия Занятие 7-8: Ритмические законы стиха. Занятие 9: Законы соблюдения межстиховой паузы. Практическая работа со стихотворением Б. Ахмадуллиной «Мои товарищи». Занятие 10: Рифма, ритм, стихотворный размер. Занятие 11: Создаем рифмованные строки. Занятие 12: Закон авторского ударения в слове. Закон соблюдения количества слогов в строке. Занятие 13: Практическое занятие по определению ритма, рифмы, стихотворного размера и других особенностей стиха. | 7 | |
4 | «Слова, светящиеся как звезды…» Занятие 14-15: Роль первичного чтения. Впечатление, настроение, интонация. Занятие 16-17: Постижение поэтического слова и образа (опорного и ударного). Занятие 18: Как учить стихи. Практическое занятие по освоению техники чтения. Занятие 19-20: Учим голос «летать». Практическое занятие по обучению чтению. | 7 | |
5 | Поэзия! Ты - служба крови… Занятие 21: Практическая работа по стихотворению А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» Занятие 22: Практическая работа по стихотворению Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова» Занятие 23: Практическая работа по стихотворению в прозе (И.С. Тургенев) Занятие 24: Практическая работа по стихотворению А.А. Блока «Россия» Занятие 25: Практическая работа по стихотворению С.А. Есенина «Письмо матери». Занятие 26: Практическая работа по стихотворениям А. Ахматовой и М.Цветаевой. Занятие 27: Практическая работа по стихотворениям В. Маяковского. Занятие 28: Практическая работа над стихотворением Б.Ш. Окуджавы «Грузинская песня». Занятие 29: Практическая работа над стихотворениями Б.Ш. Окуджавы «Батальонное полотно» и «А мы с тобой, брат, из пехоты…». Занятие 30: Работа над стихотворением Б.Ахмадуллиной «По улице моей который год…». Музыка в постижении стихотворения. Занятие 31: Работа над стихотворением Б. Пастернака «Зимняя ночь». Музыка в постижении стихотворения. Занятие 32: Работа над поэзией В. Высоцкого. Авторская песня Занятие 33: Работа над стихотворениями поэтов Бурятии (Б. Дугаров, Н. Нимбуев и др.) Занятие 34: Творческий отчет членов кружка. | 15 | |
ИТОГО | 34 | ||
Культурно-образовательное событие: Школьный конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии». | ноябрь | ||
Культурно-образовательное событие: Литературная композиция «Слово за колючей проволокой…» | январь | ||
Культурно-образовательное событие: Литературно-музыкальная композиция «Юноши Росси присягают» (поэзия воинов горячих точек) | февраль | ||
Культурно-образовательное событие: Поэтический вечер «Песни тех военных лет России» | май |
Содержание учебного курса
Раздел 1: В каждом слове – бездна пространства…
В этом разделе юные любители поэзии попытаются разобраться в том, почему лирическое произведение рождает так много мыслей, чувств, переживаний и ассоциаций. Предполагается работа над словесными образами, созданными великими мастерами слова.
Раздел 2: Волшебная страна Стихландия
В этом разделе ребята освоят понятия: стихотворная речь, ритм, рифма, стихотворный размер, строфа, с тем, чтобы эти знания помогли увидеть, услышать, понять то, что в стихотворении является главным.
Раздел 3: «Слова, светящиеся как звезды…»
В данном разделе кружковцы научатся находить опорные и ударные слова и строки в лирическом произведении. Без них невозможно понять основную мысль, идею стихотворения. Юные любители поэзии должны усвоить, что такие слова и строки несут яркий, необычный поэтический образ.
Раздел 4: Поэзия! Ты - служба крови…
Этот раздел поможет постичь все тонкости того или иного произведения. Часть часов посвящена знакомству с мастерством чтецов, актеров. Здесь предполагается прослушивание и просмотр видео- и аудиозаписей.
Практические занятия позволят готовить чтецов для выступления на школьных концертах, на конкурсах.
Итогом занятий будут творческие отчеты членов кружка о проделанной работе, выступления в конкурсах чтецов, на литературных вечерах, создание альманахов, проба пера.
Методическое обеспечение
- Диск «Энциклопедия по литературе» с разделом «Авторское чтение».
- Произведения поэтов 19 века
- Произведения поэтов 20 века
- Произведения поэтов Бурятии.
- Произведения современных поэтов.
- Музыкальные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048 в рамках внеурочной деятельности.
Статья: Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048в рамках внеурочной деятельности....

СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА СПбГДТЮ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИЗОСТУДИЕЙ "ПРЕОБРАЖЕНИЕ".
Работа над выставочно-образовательным проектом взаимно обогащает чтецов и художников. Дает возможность почувствовать взаимосвязь изобразительного и поэтического искусства, общность законов постр...

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ СЦЕНАРИЕМ СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
В студии художественного слова всегда есть учащиеся с разным уровнем подготовки. Как объединить такой коллектив в общей работе, как отобрать поэтический материал - на примере творчества Осипа Мандельш...

Творческий отчёт о работе клубов и студий художественно-эстетического направления (работа с одарёнными детьми)
В презентации дан материал о достижениях детей, о работе клубов и студий. Все они созданы для того, чтобы дети могли реализовать свой творческий потенциал....

Работа студии художественного и декоративно-прикладного творчества в каникулярное время
Мероприятие СОШ №79,которые проходили в весенние каникулы:-работа школьного библиотечного клуба-работа школьного спортивного клуба-работа кружков дополнительного образования:танцевального,ИЗО...

Программа студии художественного слова "Мастерская". "Актерское мастерство"
Учебная программа дополнительного образования. Ознакомительный уровень. два года....

Образовательная программа студии художественного слова "Мастерская" "Художественное чтение.
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное чтение". Базовый уровень, 1 год....