Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С. Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.
учебно-методический материал
Работа представляет собой разбор характерных проблем, возникающих у начинающего пианиста в процессе знакомства с творчеством И. С. Баха. В частности - вопросов, имеющих непосредственное отношение к выбору верной скорости исполнения музыкального материала.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка
преподавателя отделения «Фортепиано» МБУДО «ДМШ №2 им.В.К.Мержанова» г.Тамбова Каштан Е.В.
Тема: Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С.Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.
Процесс формирования и воспитания у детей верного подхода к выбору того или иного темпа при изучении произведений И.С.Баха является актуальной проблемой в фортепианной педагогике.
Темпы в музыке 16-17в.в. еще не приобрели качества индивидуальной характерности, которые сложились значительно позже в произведениях классиков и романтиков.
В самой природе баховской темы лежит возможность исполнения ее в различных темпах. Ведь даже сам Бах предназначал легкие клавирные пьесы не для концертов, а для учения. И педагог должен считать настоящим темпом инвенции, маленькой прелюдии, менуэта, марша- темп, который в данный момент полезнее всего для ученика.
Анализируя проблему выбора того или иного темпа в пьесах Баха, рассмотрим некоторые аспекты в процессе занятий с учеником на разных этапах изучения пьесы: от первоначально медленного- к среднему, и при необходимости- к быстрому. Важно научить ученика тому, чтобы именно понимание музыки он считал основным своим достижением. При этом на занятиях с учеником необходимо преодолевать стремление к быстрым темпам, являющееся серьезной помехой в учебе.
Правильным темпом является тот неспешный темп, в котором ученик лучше всего играет данное произведение. Значение сдержанных темпов проявляется на всех этапах работы. При разборе произведения сдержанного темпа требует стремление к ясному, устойчивому выполнению всех долей метра. Той же сдержанности темпа требует и стремление к постижению мелодии. Цель медленного темпа- дать ученику возможность вслушаться в течение музыки.
Далее можно постепенно переходить к среднему и, если необходимо, - к быстрому темпу исполнения. Практика показывает, что в большинстве случаев учащиеся имеют склонность играть баховское allegro слишком быстро, а adagio слишком медленно. Следует иметь в виду, что баховское adagio не должно быть нарочито растянутым, оно должно во всех случаях содержать некоторое движение. С другой стороны, баховские allegro не обладают той стремительностью и порывистостью, которые иной раз стараются им приписать некоторые пианисты. Присутствующая часто в исполнении ученика тенденция к ускорению оказывается связанной с ритмической вялостью, с неумением быстро считать. В этой связи – несколько слов об использовании в учебе метронома, который дает возможность проверять во время исполнения, насколько выдерживается темп в начале и в конце произведения. Не надо, однако, разрешать ученику играть целое произведение под метроном, это было бы вредно.
В заключении хотелось бы пожелать в отношении темпов изучать не только пианистов, но и мастеров органной и клавесинной игры, а также изучать баховские оратории, кантаты, инструментальные концерты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе
В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...
Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы
В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...
Некоторые аспекты проблемы профилактики всех видов химических зависимостей.
Обоснование необходимости проведения профилактической работы....
Беседа с родителями "Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе"
Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учрежде...
Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.
Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает п...
Исследование некоторых аспектов проблемы самостоятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Статья посвящена исследованию некоторых аспектов самостоятельности у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках истории в 7-8 классах. А так же некоторым приёмам повышающим развитие самос...