Фонетическая ритмика в дошкольном отделении.
календарно-тематическое планирование
Планирование работы по методике Власовой Т.М. и Пфафенродт А.Н.
Ритм - это одна из первооснов жизни, а ритмическая способность - одна из универсальных базовых способностей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_d.s._kruzhok_fon.ritmika.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятий по фонетической ритмике в ДО
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ п/п | Содержание занятий | Примечание |
1. | 1. Работа над речевым дыханием:
2. Работа над голосом: вызывание голоса с помощью игровых приемов;
3. Работа над звуками речи, используя элементы фонетической ритмики. | 1. Работа над речевым дыханием:
2. Работа с речевым тренажером «ИТНОН - М» (работа над силой и высотой голоса); 3. Знакомство с движениями из фонетической ритмики: гласные и согласные звуки речи: исходное положение звуков, характер движений звуков. |
2. | 1.Дыхательные упражнения:
2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко); 3.Звуки: гласные звуки 1-го ряда; согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»; 4.Работа над интонацией: | 1.Дыхательные упражнения:
2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие. 3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики. 4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты. |
3. | 1.Дыхательные упражнения:
2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко); 3.Звуки: гласные звуки 1-го ряда; согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»; 4.Работа над интонацией: | 1.Дыхательные упражнения:
2. Голос. Изменение силы голоса, использование речевых игр. 3. вырабатывать навык отраженного звукопроизношения; отработка произношения слов, включающих основные звуки, заменяемые основными. 4.Использование естественных жестов, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п. |
4. | 1.Дыхательные упражнения:
2.Работа над голосом: 3.Звуки: гласные звуки 1-го ряда; согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»; 4.Работа над интонацией: | Говорить голосом нормальной разговорной громкости. Речевой материал произносится слитно, используя естественные движения. Начинается работа над логическим ударением. |
5. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Звуки речи (работа над гласными, артикуляционные упражнения). Темп. 4.Интонация. Мимика лица. Логическое ударение (работа над ритмом). |
Дыхательные упражнения могут выполняться под музыку. Работая над звуками речи, интонацией важно чтобы речевой материал проговаривался голосом нормальной разговорной громкости. |
6. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Звуки речи А-О-У-И-Э. Темп. 4. Ритм. Изменение силы и высоты голоса. 5. Интонация. | |
7. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Звуки речи А-О-У-И-Э. Темп. 4. Ритм. Изменение силы и высоты голоса. 5. Интонация. | |
8. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Ритм. Изменение силы голоса. 4.Звуки П-Б-М 5.Темп. Логическое ударение. | Выполнение ритма в статике и в движении, изменяя при этом силу голоса. |
9. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Ритм. Изменение силы голоса. 4.Звуки П-Б-М, Т-Н. 5.Темп. Логическое ударение. | |
10. | 1.Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3.Изменение силы голоса. 4. Звуки С. 5.Интонация. 6.Ритм без выраженного ударения. | Вдох – прерывистый выдох – С_С_С_С….; вдох – прерывистый выдох заканчивается длительным выдохом – С_С_С_С______; при работе с ритмом используются музыкальные инструменты. |
11. | 1. Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3.Ритм. Ритм в движении. Звук Х. 4. Звуки Ф – В, В. Логическое ударение. (П – Б, Т – Д). 5. Звук С, Логическое ударение. | При формировании произнесения звонких согласных ребенок учится расслаблять мышцы. Продемонстрировать состояние напряженности или расслабления. Повторить упражнение в сопровождении проговаривания того или иного звука. |
12. | 1. Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3.Ритм. Ритм в движении. Звук Х. 4. Звуки Ф – В, В. Логическое ударение. (П – Б, Т – Д). 5. Звук С, Логическое ударение. 6. Интонация. |
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п | Содержание занятий | Примечание |
1. | 1.Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3.Ритм. Темп. 4.Изменение силы и высоты голоса. 5.Логическое ударение. 6.Звуки Ф-В, В. 7.Интонация. | Данный материал сложен для этой группы детей. Пользуемся содержанием работы первых занятий средней группы детей. 1.Дыхательные упражнения:
2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие. 3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики. 4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты. |
2. | 1.Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3.Ритм. Темп. 4.Изменение силы и высоты голоса. 5.Логическое ударение. 6.Звуки Ф-В, В. 7.Интонация. | |
3. | 1. Дыхательные упражнения. 2.Речевое дыхание. 3. Ритм. Темп. 4.Изменение силы голоса. Звук М. 5.Логическое ударение. Звук С. 6.Звуки П-Б, Т-Д. 7.Работа над интонацией. | |
4. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Ритм. Темп. ( ПА- ПА, ПА-ТА, ТА-ТА, ТА-ПА…). 4.Изменение силы и высоты голоса. 5.Звуки С – Т. 6.Интонация. Звуки М, Н. 7. Звуки К – Х. Логическое ударение. | |
5. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Ритм. Темп. ( ПА- ПА, ПА-ТА, ТА-ТА, ТА-ПА…). 4.Изменение силы и высоты голоса. 5.Звуки С – Т. 6.Интонация. Звуки М, Н. 7. Звуки К – Х. Логическое ударение. | |
6. | 1. Дыхательные упражнения. Работа над слитностью речи. 2.Речевое дыхание и слитное произношение. 3. Изменение силы голоса. 4. Изменение высоты голоса. 5.Звуки К – Х интонация. 6. Звуки М, Н. Интонация. 7. Звук С. Интонация. 8. Звук Р (движение звука). | Произнесение речевого материала в верхней, средней и низкой тесситуре. Работа с речевым тренажером «ИНТОН -М». |
7. | 1. Дыхательные упражнения. Работа над слитностью речи. 2.Речевое дыхание и слитное произношение. 3. Изменение силы голоса. 4. Изменение высоты голоса. 5.Звуки К – Х, интонация. 6. Звуки М, Н. Интонация. 7. Звук С. Интонация. 8. Звук Р (движение звука). | Произнесение речевого материала в верхней, средней и низкой тесситуре. Работа с речевым тренажером «ИНТОН -М». |
8. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. Ритм (папоПУ папоПУ ПАпа Папа папоПУ, татоТУ татоТУ ТАта ТАта татоТУ). 3. Голос. Логическое ударение. 4. Звуки К – Х. Интонация. «Петушок поет – ку-ка-ре-ку! Курочек зову….». 5. Звук Ж. | Ритм синхронно проговаривается вместе с педагогом, дирижируя и выделяя ударный слог голосом и более сильным взмахом руки. Затем, ритм проговаривается в движении. |
9. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Изменение высоты голоса. ( МУ_ - МУ_! Кто кричит? – Маленький теленок! …). 4.Звуки К – Х; Г. Интонация. Логическое ударение. 5. Темп. 6. Звуки Ш, Ж. | При работе над речевым дыханием используется прием наращивания слогов. На занятии применяем принцип наглядности. |
10. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Изменение высоты голоса. ( МУ_ - МУ_! Кто кричит? – Маленький теленок! …). 4.Звуки К – Х; Г. Интонация. Логическое ударение. 5. Темп. 6. Звуки Ш, Ж. 7. Развитие творческих способностей ребенка. | |
11. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Звуки Я, И – Ы. 4. Изменение высоты голоса. 5. Звуки П – Б, Т – Д, М. 6. Ритм. 7.Звук Л. 8 Звуки К – Г, Интонация. 9. Звук Ш. | Звук Л: речевой материал должен быть знаком детям. Говорим короткие предложения в сопровождении естественных движений: Она сидела. – Он стоял. Она упала. – Он бежал. |
12. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Звуки Я, И – Ы. 4. Изменение высоты голоса. 5. Звуки П – Б, Т – Д, М. 6. Ритм. 7.Звук Л. 8 Звуки К - Г. Интонация. Темп. 9. Звук Ш. Развитие творческих способностей ребенка. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
№ п/п | Содержание занятий | Примечание |
1. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Звуки П – Б, Т – Д, М, Н. 4. Ритм. 5. Голос. 6. Интонация. 7. Звук Л. 8. Звуки С – З. | Материал сложен для данной группы детей. На втором занятии используется материал средней группы. |
2. | 1. Работа над речевым дыханием:
2. Работа над голосом: вызывание голоса с помощью игровых приемов;
3. Работа над звуками речи, используя элементы фонетической ритмики. | 1. Работа над речевым дыханием:
2. Работа с речевым тренажером «ИТНОН - М» (работа над силой и высотой голоса); 3. Знакомство с движениями из фонетической ритмики: гласные и согласные звуки речи: исходное положение звуков, характер движений звуков. |
3. | 1.Дыхательные упражнения:
2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко); 3.Звуки: гласные звуки 1-го ряда; согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»; 4.Работа над интонацией: | 1.Дыхательные упражнения:
2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие. 3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики. 4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты. |
4. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Темп. 4. Ритм. 5. Звуки С – З. Интонация. 6. Звук Л. Логическое ударение. 7. Звуки К, К – Г. Интонация. Темп. | 1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания, фонационные упражнения. 2. Называть цвета, увеличивая количество проговариваемых слов на одно выдохе. Проговаривание сопровождать дирижированием руки. 3.Проговариваем числительные, чередуем медленное и быстрое произнесение. |
5. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3.Темп. 4. Ритм. 5. Звуки С – З. Интонация. 6. Звук Л. Логическое ударение. 7. Звуки К, К – Г. Интонация. Темп. | Звук Л: с помощью естественных движений говорить предложения, выделяя ударом ноги, движением руки и голосом логическое ударение: Я сидел, а ТЫ стояла и т.д. |
6. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Звуки С – З. Ритм. 4. Звук Л. 5. Речевое дыхание и слитное произношение фраз, с использованием приема наращивания слогов. 6. Интонация. | |
7. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание и слитность речи. 3. Звук З. 4. Звуки Я, Е. 5 Работа над голосом. 6. Логическое ударение. | |
8. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание и слитность речи. 3. Звук З. 4. Звуки Я, Е. 5 Работа над голосом. 6. Логическое ударение. | |
9. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. Звук З. Игра. (козлята и зайчата). 3. Логическое ударение. 4. Звуки Я, Е, Ю. 5.Ритм. Ритм в движении. 6. Звук Р. | |
10. | 1.Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. Звук З. Игра. (козлята и зайчата). 3. Логическое ударение. 4. Звуки Я, Е, Ю. 5.Ритм. Ритм в движении. 6. Звук Р. | |
11. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Гласные – йотированные. 4. Темп. 5. Звук Ц. 6. Интонация. Развитие творческих способностей ребенка. | |
12. | 1. Дыхательные упражнения. 2. Речевое дыхание. 3. Гласные – йотированные. 4. Темп. 5. Звук Ц. 6. Интонация. Развитие творческих способностей ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.
В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти ...
Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....
Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.
Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...
Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"
Рабочая программа для внеурочной деятельности по фонетической ритмике для работы в 3 (специальном) коррекционном классе 7 вида...
"Фонетическая ритмика"
Комплекс упражнений по фонетической ритмике....
Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.
Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....
Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи
В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....