Фонетическая ритмика в дошкольном отделении.
календарно-тематическое планирование

Полозова Оксана Анатольевна

Планирование работы по методике Власовой Т.М. и Пфафенродт А.Н.

Ритм - это одна из первооснов жизни, а ритмическая способность - одна из универсальных базовых способностей человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_d.s._kruzhok_fon.ritmika.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятий по фонетической ритмике в ДО

СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ п/п

Содержание занятий

Примечание

1.

1. Работа над речевым дыханием:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания: выработка сильного и длительного выдоха, используя игровые приемы;
  2. Работа над фонационным дыханием: выработка сильного длительного   выдоха на материале звуков, слогов и слов.

2. Работа над голосом: вызывание голоса с помощью игровых приемов;

  1. Произношение в слогах и словах гласных и согласных звуков с нормальной высотой и силой голоса;
  2. изменять силу голоса и длительность гласных в связи с ударением;

3. Работа над звуками речи, используя элементы фонетической ритмики.

1. Работа над речевым дыханием:

  1. сдувание со стола ваты, бумаги, игра с цветами, посудой;
  2. ф_ф_ф_ - прерывистый выдох; длительный выдох ф___;
  3. произнесение звуков, слов с движениями рук или с помощью особых приемов ( ауканье, баюканье куклы, лепетное называние животных);

2. Работа с речевым тренажером «ИТНОН - М» (работа над силой и высотой голоса);

3. Знакомство с движениями из фонетической ритмики: гласные и согласные звуки речи: исходное положение звуков, характер движений звуков.

2.

1.Дыхательные упражнения:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания;
  2. Фонационное дыхание: «Ф», «В»

2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко);        

3.Звуки:  гласные звуки 1-го ряда;  согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»;

4.Работа над интонацией:

1.Дыхательные упражнения:

  1. диафрагмальный тип дыхания (нижне- реберный) – упражнения выполняются «лежа», «сидя», «стоя» и в движении;
  2. фонационные дыхания могут усложняться: на выдохе произносим звук с остановкой и без, на одном выдохе произносим сочетания согласных и гласных звуков: Ф_В_М_Н_ и другие.

2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие.

3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики.

4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты.

3.

1.Дыхательные упражнения:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания;
  2. Фонационное дыхание: «Ф», «В»

2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко);      

3.Звуки:  гласные звуки 1-го ряда;  согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»;

4.Работа над интонацией:

1.Дыхательные упражнения:

  1. диафрагмальный тип дыхания (нижне- реберный) – упражнения выполняются «лежа», «сидя», «стоя» и в движении;
  2. фонационные дыхания могут усложняться: на выдохе произносим звук с остановкой и без, на одном выдохе произносим сочетания согласных и гласных звуков: Ф_В_М_Н_ и другие.

2. Голос. Изменение силы голоса, использование речевых игр.

3. вырабатывать навык отраженного звукопроизношения; отработка произношения слов, включающих основные звуки, заменяемые основными.

4.Использование естественных жестов, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.  

4.

1.Дыхательные упражнения:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания;
  2. Фонационное дыхание.

2.Работа над голосом:

3.Звуки:  гласные звуки 1-го ряда;  согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»;

4.Работа над интонацией:

Говорить голосом нормальной разговорной громкости. Речевой материал произносится слитно, используя естественные движения. Начинается работа над логическим ударением.

5.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Звуки речи (работа над гласными, артикуляционные упражнения). Темп.

4.Интонация. Мимика лица. Логическое ударение (работа над ритмом).

 

Дыхательные упражнения могут выполняться под музыку. Работая над звуками речи, интонацией важно чтобы  речевой материал проговаривался голосом нормальной разговорной громкости.

6.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Звуки речи А-О-У-И-Э. Темп.

4. Ритм. Изменение силы и высоты голоса.

5. Интонация.

7.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Звуки речи А-О-У-И-Э. Темп.

4. Ритм. Изменение силы и высоты голоса.

5. Интонация.

8.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Ритм. Изменение силы голоса.

4.Звуки П-Б-М

5.Темп. Логическое ударение.

Выполнение ритма в статике и в движении, изменяя при этом силу голоса.

9.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Ритм. Изменение силы голоса.

4.Звуки П-Б-М, Т-Н.

5.Темп. Логическое ударение.

10.

1.Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3.Изменение силы голоса.

4. Звуки С.

5.Интонация.

6.Ритм без выраженного ударения.

 Вдох – прерывистый выдох – С_С_С_С….; вдох – прерывистый выдох заканчивается длительным выдохом – С_С_С_С______; при работе с ритмом используются музыкальные инструменты.

11.

1. Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3.Ритм. Ритм в движении. Звук Х.

4. Звуки Ф – В, В. Логическое ударение. (П – Б, Т – Д).

5. Звук С, Логическое ударение.

При формировании произнесения звонких согласных ребенок учится расслаблять мышцы. Продемонстрировать состояние напряженности или расслабления. Повторить упражнение в сопровождении проговаривания того или иного звука.

12.

1. Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3.Ритм. Ритм в движении. Звук Х.

4. Звуки Ф – В, В. Логическое ударение. (П – Б, Т – Д).

5. Звук С, Логическое ударение.

6. Интонация.

СТАРШАЯ ГРУППА

№ п/п

Содержание занятий

Примечание

1.

1.Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3.Ритм. Темп.

4.Изменение силы и высоты голоса.

5.Логическое ударение.

6.Звуки Ф-В, В.

7.Интонация.

Данный материал сложен для этой группы детей. Пользуемся содержанием работы первых занятий средней группы детей.

1.Дыхательные упражнения:

  1. диафрагмальный тип дыхания (нижне- реберный) – упражнения выполняются «лежа», «сидя», «стоя» и в движении;
  2. фонационные дыхания могут усложняться: на выдохе произносим звук с остановкой и без, на одном выдохе произносим сочетания согласных и гласных звуков: Ф_В_М_Н_ и другие.

2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие.

3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики.

4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты.

2.

1.Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3.Ритм. Темп.

4.Изменение силы и высоты голоса.

5.Логическое ударение.

6.Звуки Ф-В, В.

7.Интонация.

3.

1. Дыхательные упражнения.

2.Речевое дыхание.

3. Ритм. Темп.

4.Изменение силы голоса. Звук М.

5.Логическое ударение. Звук С.

6.Звуки П-Б, Т-Д.

7.Работа над интонацией.

4.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Ритм. Темп. ( ПА- ПА, ПА-ТА, ТА-ТА, ТА-ПА…).

4.Изменение силы и высоты голоса.

5.Звуки С – Т.

6.Интонация. Звуки М, Н.

7. Звуки К – Х. Логическое ударение.

5.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Ритм. Темп. ( ПА- ПА, ПА-ТА, ТА-ТА, ТА-ПА…).

4.Изменение силы и высоты голоса.

5.Звуки С – Т.

6.Интонация. Звуки М, Н.

7. Звуки К – Х. Логическое ударение.

6.

1. Дыхательные упражнения. Работа над слитностью речи.

2.Речевое дыхание и слитное произношение.

3. Изменение силы голоса.

4. Изменение высоты голоса.

5.Звуки К – Х интонация.

6. Звуки М, Н. Интонация.

7. Звук С. Интонация.

8. Звук Р (движение звука).

Произнесение речевого материала в верхней, средней и низкой тесситуре. Работа с речевым тренажером «ИНТОН -М».

7.

1. Дыхательные упражнения. Работа над слитностью речи.

2.Речевое дыхание и слитное произношение.

3. Изменение силы голоса.

4. Изменение высоты голоса.

5.Звуки К – Х, интонация.

6. Звуки М, Н. Интонация.

7. Звук С. Интонация.

8. Звук Р (движение звука).

Произнесение речевого материала в верхней, средней и низкой тесситуре. Работа с речевым тренажером «ИНТОН -М».

8.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание. Ритм (папоПУ  папоПУ  ПАпа  Папа  папоПУ, татоТУ  татоТУ  ТАта  ТАта  татоТУ).

3. Голос. Логическое ударение.

4. Звуки К – Х. Интонация. «Петушок поет – ку-ка-ре-ку! Курочек зову….».

5. Звук Ж.

Ритм синхронно проговаривается вместе с педагогом, дирижируя и выделяя ударный слог голосом и более сильным взмахом руки. Затем, ритм проговаривается в движении.      

9.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Изменение высоты голоса. ( МУ_ - МУ_! Кто кричит? – Маленький теленок!  …).

4.Звуки К – Х; Г. Интонация. Логическое ударение.

5. Темп.

6. Звуки Ш, Ж.

При работе над речевым дыханием используется прием наращивания слогов. На занятии применяем принцип наглядности.

10.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Изменение высоты голоса. ( МУ_ - МУ_! Кто кричит? – Маленький теленок!  …).

4.Звуки К – Х; Г. Интонация. Логическое ударение.

5. Темп.

6. Звуки Ш, Ж.

7. Развитие творческих способностей ребенка.

11.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Звуки Я, И – Ы.

4. Изменение высоты голоса.

5. Звуки П – Б, Т – Д, М.

6. Ритм.

7.Звук Л.

8 Звуки К – Г, Интонация.

9. Звук Ш.

Звук Л: речевой материал должен быть знаком детям. Говорим короткие предложения в сопровождении естественных движений: Она сидела. – Он стоял. Она упала. – Он бежал.  

12.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Звуки Я, И – Ы.

4. Изменение высоты голоса.

5. Звуки П – Б, Т – Д, М.

6. Ритм.

7.Звук Л.

8 Звуки  К - Г. Интонация. Темп.

9. Звук Ш. Развитие творческих способностей ребенка.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

№ п/п

Содержание занятий

Примечание

1.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Звуки П – Б, Т – Д, М, Н.

4. Ритм.

5. Голос.

6. Интонация.

7. Звук Л.

8. Звуки С – З.

Материал сложен для данной группы детей. На втором занятии используется материал средней группы.

2.

1. Работа над речевым дыханием:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания: выработка сильного и длительного выдоха, используя игровые приемы;
  2. Работа над фонационным дыханием: выработка сильного длительного   выдоха на материале звуков, слогов и слов.

2. Работа над голосом: вызывание голоса с помощью игровых приемов;

  1. Произношение в слогах и словах гласных и согласных звуков с нормальной высотой и силой голоса;
  2. изменять силу голоса и длительность гласных в связи с ударением;

3. Работа над звуками речи, используя элементы фонетической ритмики.

1. Работа над речевым дыханием:

  1. сдувание со стола ваты, бумаги, игра с цветами, посудой;
  2. ф_ф_ф_ - прерывистый выдох; длительный выдох ф___;
  3. произнесение звуков, слов с движениями рук или с помощью особых приемов ( ауканье, баюканье куклы, лепетное называние животных);

2. Работа с речевым тренажером «ИТНОН - М» (работа над силой и высотой голоса);

3. Знакомство с движениями из фонетической ритмики: гласные и согласные звуки речи: исходное положение звуков, характер движений звуков.

3.

1.Дыхательные упражнения:

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания;
  2. Фонационное дыхание: «Ф», «В»

2.Работа над голосом: изменение силы голоса (понятия : тихо – громко);        

3.Звуки:  гласные звуки 1-го ряда;  согласные звуки: «М» , «П», «Н», «Т»;

4.Работа над интонацией:

1.Дыхательные упражнения:

  1. диафрагмальный тип дыхания (нижне- реберный) – упражнения выполняются «лежа», «сидя», «стоя» и в движении;
  2. фонационные дыхания могут усложняться: на выдохе произносим звук с остановкой и без, на одном выдохе произносим сочетания согласных и гласных звуков: Ф_В_М_Н_ и другие.

2. Работа с речевым тренажером «ИНТОН - М» шкала изменения основного тона голоса; музыкальные инструменты – бубен, барабан и другие.

3. Исходное положение звуков – движения из фонетической ритмики.

4.Речевой материал: слова (мама, папа и др.), фразы (мама там и др.), небольшие тексты.

4.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Темп.

4.  Ритм.

5. Звуки С – З. Интонация.

6. Звук Л. Логическое ударение.

7. Звуки К, К – Г. Интонация. Темп.

1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания, фонационные упражнения.

2. Называть цвета, увеличивая количество проговариваемых слов на одно выдохе. Проговаривание сопровождать дирижированием руки.

3.Проговариваем числительные, чередуем медленное и быстрое произнесение.

5.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3.Темп.

4.  Ритм.

5. Звуки С – З. Интонация.

6. Звук Л. Логическое ударение.

7. Звуки К, К – Г. Интонация. Темп.

Звук Л: с помощью естественных движений говорить предложения, выделяя ударом ноги, движением руки и голосом логическое ударение: Я сидел, а ТЫ стояла и т.д.

6.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Звуки С – З. Ритм.

4. Звук Л.

5. Речевое дыхание и слитное произношение фраз, с использованием приема наращивания слогов.

6. Интонация.

7.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание и слитность речи.

3. Звук З.

4. Звуки Я, Е.

5 Работа над голосом.

6. Логическое ударение.

8.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание и слитность речи.

3. Звук З.

4. Звуки Я, Е.

5 Работа над голосом.

6. Логическое ударение.

9.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание. Звук З. Игра. (козлята и зайчата).

3. Логическое ударение.

4. Звуки Я, Е, Ю.

5.Ритм. Ритм в движении.

6. Звук Р.

10.

1.Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание. Звук З. Игра. (козлята и зайчата).

3. Логическое ударение.

4. Звуки Я, Е, Ю.

5.Ритм. Ритм в движении.

6. Звук Р.

11.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Гласные – йотированные.

4. Темп.

5. Звук Ц.

6. Интонация. Развитие творческих способностей ребенка.

12.

1. Дыхательные упражнения.

2. Речевое дыхание.

3. Гласные – йотированные.

4. Темп.

5. Звук Ц.

6. Интонация. Развитие творческих способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.

В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти ...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.

Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа для внеурочной деятельности по фонетической ритмике для работы в 3 (специальном) коррекционном классе 7 вида...

"Фонетическая ритмика"

Комплекс упражнений по фонетической ритмике....

Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.

Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....