Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи
статья на тему

Долганова Виктория Геннадьевна

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 63

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

                                                              учитель-логопед  Долганова В.Г.

                                         

                                         

Таганрог 2017

Чтобы коррекционная работа была максимально плодотворной необходим достаточно высокий уровень познавательной активности детей, высокий  уровень развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, а это требует комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе.

  Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

       Гласные звуки. 

 Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А:  руки перед грудью. Произносим звук А — широко разводим руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О — руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный.

У:  кисти рук у плеч. Произносим звук У — руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх,

приподнимаемся на носки.

Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Согласные звуки. 

Согласные звуки вызываются главным  образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (ф, х, с, ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).

Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике

напряженные.

П:  произнося слог ПА, резко опустить руки со сжатыми

кулаками вниз; одновременно произносить ПА-ПА-ПА.

Т: произнося слог ТА, резко разжать кулаки; одновременно

произносить ТА-ТА-ТА.

К: произнося слог КА, резко откинуть назад голову,

одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

Взрывные звонкие согласные. Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: руки согнуты в локтях. Произнося БА-БА-БА, расслабленно

встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь

вперед; произнося последний слог БА, резко, но расслабленно

опустить руки вниз.

Д: руки перед грудью. Произнося ДА-ДА-ДА, встряхивать

кистями рук перед грудью; произнося последний слог ДА, 

утвердительно кивнуть головой.

Г: произнося ГА-ГА-ГА, многократно соединять указательный и

большой пальцы рук; произнося последний слог ГА, соединить

указательный и большой пальцы рук.

 Смычно-проходные согласные. Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, медленные, плавные,

несколько напряженные.

М: руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог МА, 

на М руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление

воздуха, на А — руки свободно разводим в стороны.

 Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит

в другое.

Н: руки перед грудью ладонями к себе. Произносим слог НА —

руки вперед, ладонями вверх.

Л:  руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, делаем вращательные движения кистями рук.

Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень

напряженные.

Ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося

звук Ф, развести руки в стороны.

X: руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз.

Произнося звук X, руки вытянуть вперед.

С: руки перед грудью. Произнося звук С, руки опустить вниз или

развести в стороны.

Ш:  руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать

волнообразные движения сверху вниз.

Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие.

В: руки в стороны. Произнося звук В, слегка покачивать

выпрямленными руками и туловищем.

3: руки перед грудью. Произнося звук 3, производить

вибрирующие движения кистями рук перед грудью.

Ж: руки перед грудью. Произнося звук Ж, резким волнообразным

движением опустить руки вниз.

Вибрант. Произнося звук Р, согнутые перед грудью руки

вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно.

Аффрикаты. Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда

ребенок правильно произносит оба звука — «Т, С», «С, Ш». Сначала

нужно научить ребенка произносить оба согласных звука без

интервала.

ТС-ТС-ТС = Ц-Ц-Ц СШ-СШ-СШ = Щ-Щ-Щ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в работе с детьми с нарушениями речи

К вопросу дыхательной гимнастики педагоги в своей работе обращаются неоднократно. В данной стать этот вид деятельности рассматривается с точки зрения логопедической работы. ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с нарушениями речи»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимущ...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...