Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.
методическая разработка по теме
В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению детей с нарушением слуха. Прием фонетической ритмики является основой для формирования произношения во верботональной системе реабилитации глухих детей. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики необходимо учитывать, что не всякое движение может быть использовано для стимуляции любого звука. Принцип создания разнообразных форм движений и их вариации для стимуляции определенного звука в параметрах времени, усиления и напряжения. Исходя из фонетического анализа того или иного звука определяется соответственный процесс этому звуку, качество движения для его стимуляции.
(В приложениях приведены возможные варианты движений для стимуляции некоторых звуков.)
С помощью фонетической ритмики у детей вызываются звуки, они учатся с выражением, с правильным ударением. Все движения в фонетической ритмике рассматриваются как стимуляция для формирования и коррекции произносительных навыков. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда звук, слог, слово правильно реализуется в самостоятельной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizheniya_dlya_stimulyacii.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ВЕРБОТОН»
«Некоторые варианты движений для стимуляции звуков»
Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказали, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально-полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей является обучение его словесной речи.
В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению детей с нарушением слуха.
Суть верботонального метода заключается в том, что основное внимание уделяется развитию у детей слухового восприятия и речи, исходя из внутренних возможностей каждого ребенка. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений к формированию познания: речь развивается из глобального движения всего тела. А так как этот участок (тело) у глухих детей не нарушен, то для того чтобы научить малыша с нарушение слуха произношению нужно помочь ему в этот момент действовать движением тела (макроматорикой) стимулировать микроматорику.
Прием фонетической ритмики является основой для формирования произношения во верботональной системе реабилитации глухих детей. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики необходимо учитывать, что не всякое движение может быть использовано для стимуляции любого звука. Принцип создания разнообразных форм движений и их вариации для стимуляции определенного звука в параметрах времени, усиления и напряжения. Исходя из фонетического анализа того или иного звука определяется соответственный процесс этому звуку, качество движения для его стимуляции.
(В приложениях приведены возможные варианты движений для стимуляции некоторых звуков.)
С помощью фонетической ритмики у детей вызываются звуки, они учатся с выражением, с правильным ударением. Все движения в фонетической ритмике рассматриваются как стимуляция для формирования и коррекции произносительных навыков. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда звук, слог, слово правильно реализуется в самостоятельной речи. Конечная цель занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.
Приложение 1
КАЧЕСТВО ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ
ЗВУКОВ (ЧЕРЕЗ ЛОГОТОМЫ)
Логотомы | Интенсивность | Напряженность | Время | Направление | Качество движения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПА | слабо | напряженно | кратко | от себя | Прикосновение прысканье |
БА | слабо | слегка напряженно | удлиненно | вниз | Незавершенное расслабление |
МА | слабо | слегка напряженно | удлиненно | от себя | скольжение |
ТА | слабо | напряженно | кратко | от себя | Удар, бичевание |
ДА | слабо | слегка напряженно | удлиненно | от себя | Незавершенное расслабление |
НА | слабо | слегка напряженно | удлиненно | от себя | Незавершенное расслабление |
ЛА | слабо | слегка напряженно | кратко | круговые движения | Кружение |
ВА | слабо | слегка напряженно | удлиненно | от себя | скольжение |
РА | сильно | напряженно | длительно | от себя | скольжение |
ФА | сильно | напряженно | удлиненно | от себя | прижимание |
КА | сильно | напряженно | кратко | от себя | Расслабление |
ГА | слабо | слегка напряженно | кратко | от себя | Расслабление |
СА | сильно | напряженно | длительно | от себя | Сдавливание |
ЦА | сильно | напряженно | кратко | от себя | Быстрые толчки |
ША | слабо | слегка напряженно | длительно | вниз | Легкое прижимание, переходящее в постепенное расслабление |
ЧА | сильно | напряженно | кратко | от себя | Бичевание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ЗА | сильно | слегка напряженно | удлиненно | вниз | Постепенное расслабление |
ЖА | сильно | слегка напряженно | удлиненно | зигзагооб- разное | Постепенное расслабление |
ХА | сильно | напряженно | удлиненно | вниз | Прижимание |
JA JO JУ JЭ | от сильного к слабому | от напряжения к расслаблению | долгое крещендо | вверх, переходя- щее на движения для гласно звука | Постепенное расслабление |
Приложение 2
№ п/п | Физические факторы движения | Качество движения (термин, определяющий качество движения) | ||
интенсивность | пространство | время | ||
1 | сильно | прямо | быстро | «удар» |
2 | сильно | прямо | медленно | «придавливание «прижимание» |
3 | легко | прямо | быстро | «прикосновение» |
4 | легко | прямо | медленно | «скольжение» |
5 | сильно | не прямо | быстро | «бичевание» |
6 | сильно | не прямо | медленно | «скручивание» |
7 | легко | не прямо | быстро | «прысканье» «брызгание» |
8. | легко | не прямо | медленно | «парение» «незавершенное расслабление» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....
Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.
Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...
Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.
Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....
Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи
В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....
пособие по воспитанию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики у детей 5-7лет с ффнр
упражнения и речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики...
презентация и мастер -класс по для учителей-логопедов по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики
раскрывается значение воспитания звуковой культуры речи, способы использования в работе фонетической ритмики...
Фонетическая ритмика. Формирование произносительной стороны устной речи.
10 занятий по формированию и закреплению произносительных навыков у младших школьников и дошкольников старшего возраста, имеющих нарушение слуха. Каждое занятие может быть разбито на несколько ч...