Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.
методическая разработка по теме

Евтихова Татьяна Геннадьевна

В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению детей с нарушением слуха. Прием фонетической ритмики является основой для формирования произношения во верботональной системе реабилитации глухих детей. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики необходимо учитывать, что не всякое движение может быть использовано для стимуляции любого звука. Принцип создания разнообразных форм движений и их  вариации для стимуляции определенного звука в параметрах времени, усиления и напряжения. Исходя из фонетического анализа того или иного звука определяется соответственный процесс этому звуку, качество движения для его стимуляции.

(В приложениях приведены возможные варианты движений для стимуляции некоторых звуков.)

         С помощью фонетической ритмики у детей вызываются звуки, они учатся с выражением, с правильным ударением. Все движения в фонетической ритмике рассматриваются как стимуляция для формирования и коррекции произносительных навыков. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда звук, слог, слово правильно реализуется в самостоятельной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizheniya_dlya_stimulyacii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ВЕРБОТОН»

«Некоторые варианты движений для стимуляции звуков»

        Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказали, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально-полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей является обучение его словесной речи.

        В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению детей с нарушением слуха.

        Суть верботонального метода заключается в том, что основное внимание уделяется развитию у детей слухового восприятия и речи, исходя из внутренних возможностей каждого ребенка. В научной литературе   доказана филогенетическая связь между развитием движений к формированию познания: речь развивается из глобального движения всего тела. А так как этот участок (тело) у глухих детей не нарушен, то для того чтобы научить малыша с нарушение слуха произношению нужно помочь ему в этот момент действовать движением тела (макроматорикой)  стимулировать микроматорику.

        Прием фонетической ритмики является основой для формирования произношения во верботональной системе реабилитации глухих детей. При вызывании звуков с помощью фонетической ритмики необходимо учитывать, что не всякое движение может быть использовано для стимуляции любого звука. Принцип создания разнообразных форм движений и их  вариации для стимуляции определенного звука в параметрах времени, усиления и напряжения. Исходя из фонетического анализа того или иного звука определяется соответственный процесс этому звуку, качество движения для его стимуляции.

(В приложениях приведены возможные варианты движений для стимуляции некоторых звуков.)

        С помощью фонетической ритмики у детей вызываются звуки, они учатся с выражением, с правильным ударением. Все движения в фонетической ритмике рассматриваются как стимуляция для формирования и коррекции произносительных навыков. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда звук, слог, слово правильно реализуется в самостоятельной речи. Конечная цель занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Приложение 1

КАЧЕСТВО ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ

ЗВУКОВ (ЧЕРЕЗ ЛОГОТОМЫ)

Логотомы

Интенсивность

Напряженность

Время

Направление

Качество

движения

1

2

3

4

5

6

ПА

слабо

напряженно

кратко

от себя

Прикосновение

прысканье

БА

слабо

слегка

напряженно

удлиненно

вниз

Незавершенное

расслабление

МА

слабо

слегка

напряженно

удлиненно

от себя

скольжение

ТА

слабо

напряженно

кратко

от себя

Удар,

бичевание

ДА

слабо

слегка

напряженно

удлиненно

от себя

Незавершенное

расслабление

НА

слабо

слегка

напряженно

удлиненно

от себя

Незавершенное

расслабление

ЛА

слабо

слегка

напряженно

кратко

круговые

движения

Кружение

ВА

слабо

слегка

напряженно

удлиненно

от себя

скольжение

РА

сильно

напряженно

длительно

от себя

скольжение

ФА

сильно

напряженно

удлиненно

от себя

прижимание

КА

сильно

напряженно

кратко

от себя

Расслабление

ГА

слабо

слегка

напряженно

кратко

от себя

Расслабление

СА

сильно

напряженно

длительно

от себя

Сдавливание

ЦА

сильно

напряженно

кратко

от себя

Быстрые

толчки

ША

слабо

слегка

напряженно

длительно

вниз

Легкое прижимание,

переходящее в

постепенное

расслабление

ЧА

сильно

напряженно

кратко

от себя

Бичевание

1

2

3

4

5

6

ЗА

сильно

слегка

напряженно

удлиненно

вниз

Постепенное расслабление

ЖА

сильно

слегка напряженно

удлиненно

зигзагооб-

разное

Постепенное расслабление

ХА

сильно

напряженно

удлиненно

вниз

Прижимание

JA

JO


от сильного к слабому

от напряжения к расслаблению

долгое крещендо

вверх, переходя-

щее на движения для гласно звука

Постепенное

расслабление

Приложение 2


п/п

Физические факторы движения

Качество движения

(термин, определяющий качество движения)

интенсивность

пространство

время

1

сильно

прямо

быстро

«удар»

2

сильно

прямо

медленно

«придавливание

«прижимание»

3

легко

прямо

быстро

«прикосновение»

4

легко

прямо

медленно

«скольжение»

5

сильно

не прямо

быстро

«бичевание»

6

сильно

не прямо

медленно

«скручивание»

7

легко

не прямо

быстро

«прысканье»

«брызгание»

8.

легко

не прямо

медленно

«парение»

«незавершенное

расслабление»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.

Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...

Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.

Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....

пособие по воспитанию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики у детей 5-7лет с ффнр

упражнения и речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики...

презентация и мастер -класс по для учителей-логопедов по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики

раскрывается значение воспитания звуковой культуры речи, способы использования в работе фонетической ритмики...

Фонетическая ритмика. Формирование произносительной стороны устной речи.

10 занятий по формированию и закреплению произносительных навыков у младших школьников и дошкольников старшего возраста, имеющих нарушение слуха.  Каждое занятие может быть разбито на несколько ч...