Дополнительная общеразвивающая программа "Пластичный мир"
методическая разработка (5 класс)
Программа декоративно-прикладного творчества. В программе собрано несколько техник бумагопластики, лепка из соленого теста и полимерной глины, декоративное рисование: пластиином, жидким тестом, акрилом, точечная роспись. Программа нацелена на изучение техник по принципу от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastichnyy_mr.docx | 63.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета
Рекомендована Утверждена
методическим советом МБУДО «ЦДО Приказом по МБУДО ЦДО «Радуга»
«Радуга» г.Тайшета г.Тайшета
протокол №_______ «__»_________________2020года
«__»____________2020 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Пластичный мир»
Художественная направленность
Возраст обучающихся – 8-15 лет
Срок обучения – 3 года
Составитель программы:
Менщикова Г.С.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр дополнительного
образования «Радуга» г.Тайшета
г. Тайшет
2020г.
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Актуальность, педагогическая целесообразность
1.3.Отличительные особенности программы
- Содержательный раздел
2.1.Организация образовательной деятельности
2.2. Содержание образовательной деятельности
2.3.Планируемые результаты освоения программы
2.4.Формы подведения итогов реализации программы
- Организационный раздел
3.1.Условия реализации программы
3.2.Приемы и методы работы с детьми
- Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Пластичный мир» разработана в соответствии с положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета приказ №11/1 от 30.01.2017г.
Программа имеет художественную направленность и предназначена для получения школьниками расширенных знаний в области декоративно-прикладного искусства (технологии обработки бумаги, лепки из различных лепных масс, декоративное рисование).
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Мир вокруг нас пластичен и изменчив. Со времен становления первых видов искусства и до наших времен, человек создавал различные предметы быта, хранил и берег традиции своего народа, стараясь все же внести нечто новое. Мир не стоит на месте, и важной задачей педагога дополнительного образования становится общее развитие творческой, познавательной и исследовательской деятельности через знакомство со свойствами и качествами различных материалов, старыми и новыми способами обработки этих материалов, возможностью сочетания их между собой. Таким образом, значительно расширяются изобразительные, творческие возможности каждого ребенка. Зная множество способов обработки одного и того же материала, ребенок учится подбирать необходимые для данного вида творчества материалы и способы их декорирования, совмещать, на первый взгляд, несовместимые техники, добиваясь при этом положительных результатов своей деятельности. Этому может научить образовательная программа дополнительного образования детей «Пластичный мир».
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней собрано большое количество нестандартных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества, что способствует расширению кругозора обучающихся, осознанию масштабности и возможности применения различных материалов и их пластичности. Применение различных видов художественного творчества дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности. Целесообразностью данной программы является развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления и мотивации ребенка к познанию и творчеству; знакомство с национальной и мировой культурой, расширение общего кругозора. Помимо основных навыков, на занятиях дети знакомятся с историей, черчением, естествознанием, различными профессиями, что заметно ускоряет общее развитие детей.
Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ.
Программа составлена на основе анализа существующих авторских программ для внешкольных и образовательных учреждений по бумагопластике и лепке из соленого теста: образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Рукодельница» муниципального образовательного учреждения «Детско – юношеский центр» Советского района Алтайского края утверждена 28.08.2009 г. педагогическим советом; разработка образовательной программы комбинаторного типа «Тестопластика», автор Войнова Л. Н., рекомендована ИПКРО 19.04.2010; многочисленных методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и интернете и личного опыта. В процессе изучения существующих программ выяснилось: авторы используют в основном три–четыре техники художественной обработки бумаги и лишь один вид пластичных масс - соленое тесто, в то время как их существует намного больше. Содержание действующих программ нацелено либо на первоначальное знакомство, лишь с некоторыми техниками, или же слишком глубокое изучение отдельной техники, применяемое в специальных профессиональных учреждениях. Данная же программа объединяет техники, в основу которых положено изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. На первый взгляд несовместимые техники объединены одним общим принципом: развитие и совершенствование декоративно-прикладных навыков. Ребенок обучается не только техникам обработки материалов, но и способам воплощения собственных идей и задумок, трансляции их в жизнь. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей, изданных Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались, поэтому представленная программа является авторской.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для разновозрастных детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся расширить свои навыки, знания, умения, освоить разнообразные виды декоративно-прикладного творчества и технологической деятельности. Работа по данной программе предусматривает занятия с детьми с разными стартовыми способностями. Например, дети более старшего возраста 13-15 лет могут сами из предложенных блоков составить себе под руководством педагога, свой собственный образовательный маршрут на год из тем трёхгодичного курса, из которого убираются темы, уже изученные данным учеником когда либо. Такое обучение дает возможность ребенку расширить свои знания в данной области, не обременяя его надобностью повторно изучать уже известные ему техники. Программа отличается ещё и тем, что позволяет в условиях как учреждений дополнительного образования детей, так и общеобразовательной школы расширить возможности образовательной области технология. Программа имеет профориентационный компонент.
Отличительные особенности программы.
Программа имеет отличие по следующим характеристикам:
-содержание программы представлено разными видами декоративно-прикладного творчества и абсолютно различных друг от друга применяемых материалов;
- программный материал расширен: декоративное рисование (рисование песком, пластилином, рисование на воде); по пластичным массам (тестопластика, пластика, пэппер-глей); по бумагопластике (папье-маше, объемная аппликация, кусудама).
- разработано содержание разделов: пластика, пеппер-глей, бумажные жгуты, папье-маше, рисование песком и солью, рисование на воде, рисование пластилином;
- введена апробация новой технологии обработки соленого теста «Кружевной ажур», рисование жидким тестом;
-добавлен культурологический раздел: историческое развитие бумажной, песочной, изобразительной техник, традиции и праздники русского народа;
Первый год отведен знакомству с простейшими видами декоративно-прикладного творчества и начальному изучению их основ (бумагопластика: аппликация, оригами, бумажная масса), лепка из пластики и соленого теста, декоративное рисование песком, солью, пластилином, рисование на воде). Дети знакомятся со свойствами материалов, получают вводный исторический экскурс по изучаемым техникам, учатся соблюдению техники безопасности.На втором году обучения изучаются основы лепки подходящие ко всем лепным массам, техника объемных аппликаций, сложные техники рисования пластилином и солью, изучают техники лепки из полимерной глины и теста, бумажной массы, требующие определенных навыков, знаний и умений, полученных на первом году. Третий год отведен изготовлению работ по собственным задумкам и эскизам с использованием уже изученных технологий, дополнительному изучению технологий требующих предельной внимательности, аккуратности (рисование горячим пластилином, многослойная аппликация, сумиганаши, рисование песочного видео и др.)Реализация программы рассчитана на базу мастерских художественных ремёсел учреждения дополнительного образования.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей с 8 до 15 лет без специальной художественной подготовки со сроком обучения 3 года.
По возрасту обучающиеся в группах распределяются следующим образом:
1 год: 8-11 лет.
2 год: 9-13 лет;
3 год: 10-15 лет.
Количество детей в группах не более 13 человек на первом году обучения, что соответствует количеству мест в учебном кабинете. В группах на втором и третьем году обучения не более 10 человек в связи с усложнением изучаемых технологий и выполнением более сложных заданий.
После освоения программы «Пластичный мир», возможны последующие года обучения в группе одаренных детей по программе «Творческая шкатулка».
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется 3 (три) года обучения, 96 недель, 24 месяца.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная. Программа включает в себя как практические, так и теоретические занятия.
Режим проведения занятий
1 год обучения - 128 часов, по два часа 2 раза в неделю, каждое занятие по 40 минут с 10-минутной переменой между ними.
2 год обучения - 192 часа, по 3 часа два раза в неделю, занятия по 40 минут с двумя 10- минутными переменами.
3 год обучения - 192 часа, по 3 часа два раза в неделю, занятия по 40 минут с двумя 10- минутными переменами.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальности через приобщение к искусству обработки различных пластичных материалов и их декорирования, применения в творчестве.
Задачи:
Обучающие:
- дать основы обработки бумаги и ознакомить с историей ее появления;
- дать основы обработки и знания истории появления лепных масс;
- дать основы теории и истории декоративного рисования;
- обучить технологическим приемам обработки изучаемых материалов;
- обучить правилам техники безопасного труда;
Развивающие:
- развить коммуникативные способности, посредством создания коллективных работ и работ в малых группах;
- способствовать развитию творческого мышления,эстетического вкуса и пространственного воображения;
- сформировать навыки самостоятельной работы по составлению эскизов и схем будущих работ;
- способствовать развитию волевых качеств посредством создания работ с отдаленным результатом.
Воспитательные:
- воспитать аккуратность, бережливость, внимание, целеустремленность, трудолюбие.
- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Комплекс основных характеристик программы.
Объём и содержание программы.
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 512 часа.
Первый год обучения.
Вводное занятие - 2 часа.
Знакомство с детьми, правила ТБ по дороге от дома к Центру. Введение в образовательную программу, распорядок, планирование на учебный год, экскурсия по Центру.
- Бумагопластика - 12 часов.
Исторический экскурс, сорта бумаги: газетная, писчая, чертежная и т.д. Свойства бумаги (сминаемость, прочность, влагоустойчивость и т.д.), практическое занятие. Основные инструменты при работе с бумагой. ТБ, навыки аккуратного вырезания (по прямой, по косой, по кривой, вырезание прорезное). Упражнение «Дорога к дому». Правила работы с ножницами. Отработка вырезания по шаблонам: листья, многолепестковые цветы, травинки).
Аппликация. Виды аппликации. Способ изготовления данных аппликаций. Способы наклеивания аппликации на основу, Способы наметки прямой и косой линии без линейки. Открытки к празднику «День учителя» в технике простая, рваная аппликация и резаная мозаика. ТБ при работе с ножницами и клеем. Изготовление бумаги: способы получения бумаги - презентация, беседа на тему охраны окружающей среды, вторичное использование ненужных остатков бумаги для изготовления основы будущих изделий, изготовление бумаги из ненужных кусочков гофротары и различных добавок (сухих цветов, блесток, ниток).
2.Тестопластика - 4 часа.
История появления, условия безопасной работы. Способы обработки. Пробный замес теста, окрашивание, лепка (капелька, шарик) - правильное скатывание простейших фигур способ склеивания деталей теста между собой, создание фантазийного панно из цветного теста, сушка.
- Декоративное рисование - 4 часа.
Эбру - способ рисования на воде. Просмотр видео о рисовании. Создание рисунка с плавными разводами, набрызгом, переливами для создания фона для будущих работ, перенос рисунка на ткань. Бумагу. Сушка
- Бумагопластика - 10 часов.
Китайское искусство складывания бумаги «Оригами», история появления, способ складывания правильного квадрата из листа А4, графический язык оригами. Составление волшебной «говорящей» открытки. Панно оригами на стену,работа по схеме отработка приемов складывания, сборка панно. Коллективное панно с бабочками-оригами для кабинета. Способы скадывания по схеме, сборка панно на основе, ранее расписанной в технике эбру, либо на созданном из остатков бумаги листе.
5.Тестопластика - 12 часов.
Оттиски на поверхности изделия. Составление фантазийного (авангардного) панно при помощи оттисков. Сушка. Уход за изделиями из соленого теста. Лакировка ранее изготовленного панно. Лепка (лепесток - капелька, плоский лепесток -лепешка ладонью, зерно). Создание коллективной композиции «Цветочное лето» по готовому эскизу из цветного теста. Сушка.Орнамент. Знакомство с орнаментами, как элементом декоративно- прикладного творчества. Ритм. Упражнение по созданию орнаментов на бумаге по трафаретам. Мини выставки Лепка простых листьев и элементов. Выполнение простых и сложных цветов. Изготовление рамки для фото на поверхности фоторамки из слепленных ранее цветов. Сушка
6.Пластилиновая живопись - 8 часов.
Рисование пластилином, просмотр презентации, история появления, виды. ТБ.Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Знакомство со спектром цвета, холодные и теплые цвета. Упражнение «Радуга» по созданию дополнительных цветов из трех основных (красный, синий, желтый).Контраст, нюанс.Создание картины на новогоднюю тематику в технике пластилиновый витраж. Подбор,либо создание собственного эскиза. Обработка стеклянной основы. Рисование витражной основы контуром, маркером, либо жгутиками пластилина. Прорисовка внутренних частей картины. Оформление в раму
7.Бумажные жгуты- 12 часов.
Использование салфеток для изготовления бумажных жгутов, составление на выбор (салфеточниц, ваз из бутылок, тарелочек- в технике папье-маше, фоторамок для украшения интерьера) в стиле русских народных росписей подготовка основы. Закручивание жгута с помощью влажного полотенца, создание цветов с острым и тупым краем,ТБ при работе с клеем ПВА. Создание элементов рисунка по предложенным схемам и шаблонам. Сушка. Создание коллективной цветочной композиции - дерева «Топиари» из цветов и листьев, вырезанных заранее, ствол дерева из бумажных жгутов (либо розы из бумажной массы, ствол и листья из жгутов). Создание основы в технике папье-маше. Лепка цветов и листьев на основе, сушка
8.Цветоведение - 6 часов.
Правильное сочетание цветов. Палитры сочетания цветов и их применение в работе. Подбор кистей и красок.Роспись ранее созданных изделий из теста и бумажных трубочек. Оформление изделий в рамы
9. Пластика - 6 часов.
Знакомство с пластикой, свойства материала. Инструменты. Техника безопасности.Бусины круглой формы в солевой технике. Объемная аппликация «цветы» на бусинах. Создание отверстий для соединения бусин. Запекание «на ежике». ТБ при работе с полимерной глиной. Сборка браслета «Лава», Бусины квадратной формы, брелок из квадратных бусин: робот (кошечка в коробке - для девочек). Запекание. Лакировка рельефных бусин с помощью кисти. Сборка брелка.
10. Пластилиновая живопись - 8 часов.
Изготовление основы для картины «Весна, весна победная) в виде неба, неба и земли (с облаками, тучами, плавным переходом цвета). Прямая аппликация Изготовление картины на фоторамке «Весна, весна победная». Изготовление колбасы с рисунком лепестковпо готовым эскизам
11.Тестопластика - 8 часов.
Создание панно с использованием упавших веток по предложенным эскизам Лепка дополнительных элементов на основе.Изготовление сложных листьев. Работа по шаблонам. Изготовление различных фруктов, ягод по технологическим картам. Подготовка и роспись основы.Сушка
12.Рисование песком (солью) - 10 часов.
Рисование полуобъемных картин из песка, соли (на выбор). Просеивание, очистка. Разделение по размерам. Нанесение песка на поверхность. Многослойное рисование. Виды применяемого клея. Создание работы по готовым эскизам на свободную тему. Способы окрашивания (примакивание, роспись, окраска кистью). Сравнительный анализ.Рисование картины. Сушка. Роспись. Создание собственного эскиза на свободную тему. Рисование картины, роспись.
13.Культурология - 10 часов. Знакомство с праздниками народного календаря. Традиции русского народа. Русский народный быт.
14.Выставочная и оформительская деятельность - 16 часов. Подготовка эскизов, изготовление работ к выставкам, конкурсам по темам не предусмотренным основной программой. Подготовка текста для защиты работ на конкурсах.
Второй год обучения.
Вводное занятие - 3 часа.
ТБ. Правила поведения на дороге. Правила поведения на занятиях, знакомство с уставом Центра. План работы на год. Проверка готовности. Презентация работ, сделанных обучающимися в течении предыдущих лет. Правила пожарной безопасности, экскурсия по центру с повторением мест нахождения пожарных выходов Центра и способов эвакуирования при пожаре.
- Бумагопластика - 15 часов.
Полуобъемная и объемная аппликация. Способы придания объема. Открытка с объемным цветком-розой. Изготовление панно «В память о лете». Изготовление работы на осеннюю тематику с изображением объемных листьев. Самостоятельное изготовление шаблонов по задуманному эскизу. Вырезание деталей, сборка на основу.
- Тестопластика - 9 часов.
Изготовление подковы, украшенной фруктами, ягодами. Работа по готовым шаблонам. Способы запекания теста в печи. ТБ. Мелкие хлебобулочные изделия. Составление коллективной композиции «У самовара», совместная работа с педагогом. Сушка
- Папье – маше. Точечная роспись - 15 часов.
Значение слова папье-маше. Инструменты, материалы. Способы изготовления. Создание эскиза для панно «Маска», история масок. Изготовление маски для панно. Лепка на готовой основе. Сушка. Изготовление основы в технике мятая бумага. Окрашивание основы и маски. Применение дополнительных материалов для отделки, точечная роспись. Сборка на основе Лакировка акриловым лаком.
- Пластилиновая живопись. Рисование шариками и жгутиками - 15 часов.
Зарисовка предварительного эскиза с прорисовкой (полной или частичной) будущей фактуры изделия. Получение жгутиков одинаковой толщины. Прорисовка фона основным цветом. Рисование шариками
и жгутиками. Обработка картины лаком.
- «Объемное оригами» - 9 часов.
Изготовление панно «Геометрия» с обьемными элементами на стену. Изготовление отдельных элементов. Сборка на основе, виды клея для работ.
- Тестопластика. Украшения и сувениры - 9 часов.
Изготовление сувениров и украшений различными способами (конструктивный, пластический, комбинированный). Изготовление подковы с объемным домовым. Формообразование, лепка на подложке. Плетеная шкатулка, ваза - на выбор. Сушка
- Пластика - 12 часов.
Создание подвески для ключей. Создание брелков из бусин и дополнительно слепленных элементов (тортики, кеды). Работа по инструкционным картам. Обжиг. ТБ. Сборка брелоков.Плавный переход цвета. Изготовление бусин-листиков без прожилок, бусин- розочек с реалистичным переходом цвета. Акварельная техника. Создание «акварели» на основе. Хранение неиспользованных колбас. Температура запекания, шлифовка, полировка, лакировка. Лакировка бусин окунанием. Сборка браслета, чёток из изготовленных бусин, основы работы с проволокой, леской, шнуром.
- Цветоведение - 3 часа.
Роспись ранее слепленных работ из теста и бумаги. Смешивание цветов.
9. «Живая бумага» (торцевание, цветы из салфеток) - 12 часов. Торцевание, инструменты и материалы. ТБ. Коллективное (индивидуальное) панно на свободную тему. Изготовление работ на тему «День победы»с использованиемгвоздик из салфеток.
10. Тестопластика - 12 часов.
Пейзаж. Изготовление панно «Дерево - времена года», либо пейзажа по выбору (весна, лето, осень, зима). Стилизация. Сушка. Изготовление натюрморта «Рог изобилия». Изготовление полой объемной основы с дальнейшим наполнением фруктами, цветами. Лепка сложных форм (гранат, кукуруза, георгины, астры). Подготовка основы для панно. Сборка всех частей с помощью клея.
11. Лепная масса «Пэппер - глей» - 9 часов.
История пеппер-глей. Способ создания бумажной массы. Объемные игрушки. Плоское и объемное изображение предметов. Панно «Морские глубины». Лепка на основе.
12. Цветоведение - 3 часа.
Роспись ранее слепленных работ из теста и бумаги
13.Рисование жидким тестом. Техника «Кружевной ажур» - 12 часов. Способы создания ажурных рисунков. Пробный замес теста, используя знания о свойствах вспомогательных материалах (клей, крахмал, подсолнечное масло). Предварительная окраска теста. Использование шприца, кондитерского конверта в создании ажурных рисунков. Отсадка теста в шприц. Упражнение «Меткий кондитер», аккуратность и точность выполнения. Создание квадратов с ажурным рисунком для изготовления ажурного подсвечника. Сборка куба из высохших квадратов. «Пасхальное чудо». Создание ажурного рисунка на яйцах самостоятельное изготовление подставки для яйца в любой изученной технике.
14. Декоративное рисование - 18 часов.
Рисование горячим пластилином, картина «Розовый букет», либо одуванчики. Рисование при помощи фена. Создание основыдля картинырисование картины горячим пластилином, панно на тему «Мой прежний мир». Создание панно из пластилина в изученных техниках с изображением традиционных русских – народных праздников, сцен из жизни русского народа, традиционных русских одежд, национальных росписей (на выбор)
15. Пластика - 9 часов.
Техника «Миллефиори». Техника «Калейдоскоп». Техника миллефиори, сane (колбаса), применение колбас. ТБ. Простые колбасы (улитка, шар в шаре, рис переход цвета, квадраты). Сжатие колбасы до нужного размера. Покрытие бусины срезами колбас.Техника «Калейдоскоп». Способ создания простейшего калейдоскопа. Из изготовленных ранее колбас. Создание подвесок, бусин с калейдоскопом. Сборка браслетов, бус.
16. Культурология, профориентация - 9 часов.
Культура внешнего вида. Праздники народного календаря (праздник урожая, Новый год, Грачевник, Масленица). Знакомство с промыслами и ремеслами русского народа. Знакомство с новыми профессиями (кондитер, пекарь, скульптор, художник). Беседа о сувенирах и украшениях, правила выбора подарка. Правила поведения за столом. Правила поведения на массовых мероприятиях. Правила поведения в музее.
17. Выставочная и оформительская деятельность, изучение проектной деятельности. Проектная деятельность - 18 часов.
Подготовка и оформление изделий к выставкам по темам, не предусмотренным основной программой. Подготовка и выполнение проектов: разработка, структура проекта, выполнение, подготовка документации к защите, подготовка презентации проекта. Выполняется по замыслу ребенка: коллективный, индивидуальный, с исследовательской деятельностью в области культурологии, истории или технологии .
Третий год обучения.
Вводное занятие - 3 часа.
План работы на год. Просмотр презентации. Обсуждение заинтересовавших техник. ТБ по дороге от дома до Центра. Правила внутреннего распорядка
- Бумагопластика - 9 часов.
Многослойная аппликация. Подбор необходимого эскиза. Изготовление работ по тематике русских народных сказок, былин. Подготовка шаблонов и трафаретов. Создание многослойной аппликации. Оформление основы изделия из ткани. Сборка работ на основе.
- Тестопластика - 12 часов.
Игрушки разных регионов России. «Натюрморт» с изображением русской-народной утвари и русских народных игрушек. Подготовка эскиза. Способы лепки и декорирования, композиционное решение изделий. Свободный выбор техник и материалов. Отработка лепки мелких деталей, придание точных форм (листья на деревьях, тычинки цветов, вылепленные глаза, нос, волосы и т.д.).
3.Пластилиновая живопись - 12 часов.
Рисование мазками, имитация картинной живописи. Знакомство с работами признанных художников. Создание на выбор по одной из понравившихся картин. Рисование горячим пластилином при помощи шприцов. Рисование картины Вангога «Звездная ночь». Подготовка основы
- Цветоведение - 6 часов.
Роспись изделий из теста. Правильный подбор цветовых сочетаний, подбор цвета для основы изделия. Сборка панно.
- Рисование песком, солью - 15 часов.
Презентация «Песок, история, легенды». Что такое песок. Разноцветный песок. Поющие барханы - легенды с нимсвязанные. Рисование в бутылках, рамках. История появления песочных сувениров. Способы окраски песка. Замена песка солью (целесообразность). Создание цветного песка, соли. Хранение. Способы рисования (насып, промины, четкая прорисовка деталей при помощи специальных инструментов). Изготовление инструментов своими руками. Пробное рисование в небольших бутылках насыпом. Способ закупорки верхней части рисунка. Создание сувенира – бутылки с проминами. Исправление ошибок. Итоговая работа - создание рисунка – пейзажа зимней тематики. Четкость прорисованных линий. Дополнительные инструменты
- Шары «Кусудама» - 9 часов.
История появления шаров. Способы сложения модулей для шаров. Скрепление модулей. Создание шаров на выбор по технологическим картам. Выставка работ.
7.Пластика - 18 часов.
Построение сложного рисунка в колбасе (cane). Построение сложного рисунка в колбасе (cane). Колбаса «тигровая», «леопардовая». Создание полуобъемных подвесок, бус, либо браслетов из изготовленных колбас. Дополнительные инструменты для создания бусин разной формы. Завивание вихря, придание формы чечевицы. Создание подвески.Перевод рисункана пластику. Создание подвески, сережек, брелоков (на выбор) с переведенными рисунками.Техника «Филигрань». Создание рисунка при помощи экструдера. Знакомство с древними русскими украшениями. Стилизация, создание эскиза и украшения в данной технике. Применение золочения,серебрения.
8.Рисование на воде - 12 часов.
Сумиганаши. История. Способ создания рисунков в данной технике. Способ пересадки капель на воду. Применение составов для увеличения вязкости воды. Набрызг. Способы растяжки рисунка (наружу, внутрь). Пробное создание рисунков. Просмотр видео с рисованием. Создание примерного эскиза. Пробное воссоздание на воде. Итоговая работа- создание картины по собственной задумке.
9.«Пейп-арт» - 12 часов.
Ажурное панно из бумажных трубочек, выкладывание по контуру в технике филигрань, создание эскиза, подготовка основы, выполнение работы. Роспись
- Папье – маше - 12 часов.
Фантазийные панно из окрашенной бумажной массы, просмотр презентации с примерами работ. Создание собственного эскиза, приготовление бумажной массы, изготовление бумажных листов, фигур для создания панно. Сушка, склейка на основе, полуобъемное рисование бумажной массой. Сборка на основе.
11.Точечная роспись - 12 часов.
Рисование по кругу. Использование трафаретов. Подготовка основы. Способы нанесения трафаретных линий. Пробное рисование, способы снятия неудавшихся росписей. Роспись тарелочки, коробочки по кругу.
12.«Живая бумага» - 15 часов
Цветы из гофрированной бумаги: шиповник, ромашка, пион. Изготовление и использование шаблонов в работе. Пробное изготовление, сборка коллективного панно. Создание панно по собственной задумке. Свободный выбор темы для панно и техник изготовления, с возможным добавлением бумажных жгутов и бумажной массы.
13.Рисование жидким тестом - 9 часов.
Рисование жесткой кистью. Замес жидкого теста. Окраска теста. Хранение созданных «красок». Знакомство с шедеврами мирового искусства. Выбор подходящей картины. Способ нанесения краски мазками. Применение прочной основы. Сушка. Лакировка.
14. Рисование песком - 9 часов.
Рисование песочного видео. Способы рисования песком. Прорисовка, процарапывание, Рисование насыпом. Пробное рисование. Способы переходов из одного элемента в другой. Пробное создание переходов. Зарисовка в тетрадь. Отработка приемов рисования. Создание на бумаге сценария. Прорисовка картинок на бумаге. Пробное рисование. Пробная запись. Отсмотр. Отработка неудавшихся моментов. Окончательная запись видео.
15. Культурология, профориентация - 9 часов.
Профессии художник, декоратор, художник-оформитель, дизайнер. Правила поведения на коллективных мероприятиях. Праздники народного календаря.
16.Выставочная и оформительская деятельность, выполнение проектов, творческих защит - 18 часов.
Оформление работ к выставкам по темам не предусмотренным программой, подготовка творческих защит, подготовка проектов.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу 1-го года обучения обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- получают начальные знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- знают правила ТБ при работе с ножницами, клеем, соленым ьестом, полимерной глиной (пластикой)
- учатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- получают сведения об истории возникновения и развития изучаемых техник
- знают о важности сохранения окружающей среды посредством вторичного использования материалов.
К концу 2 года обучения обучающиеся получают следующие знания и умения:
- Знают основы работы с изучаемыми материалами
- получают сведения об истории становления данных промыслов;
- знают и применяют в работе ТБ при работе с данными материалами,
- умеют выполнятьзарисовки будущих изделий;
- умеют пользоваться различными материалами и инструментами;
- стремятся проявлять творчество в создании изделий и самостоятельно совершенствовать изученные технологические приемы;
К концу 3-го года обучения обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
-расширяют свои знания в цветоведении;
- знакомятсяс шедеврами мировой культуры;
- владеют основными техническими приемами декоративного рисования, лепки, бумагопластики;
- знают основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов;
- умеют проявлять свою индивидуальность, начинают вырабатывать свой индивидуальный образ работ;
- самостоятельно подготавливают свои работы для выставки и объективно оценивают их качество.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Учебный план 1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Бумагопластика | 12 | 3 | 9 |
3 | Тестопластика | 4 | 1 | 3 |
4 | Декоративное рисование | 4 | 1 | 3 |
5 | Бумагопластика | 10 | 2 | 8 |
6 | Тестопластика | 12 | 2 | 10 |
7 | Пластилиновая живопись | 8 | 1 | 7 |
8 | Бумагопластика, бумажные жгуты | 12 | 3 | 9 |
9 | Цветоведение | 6 | 1 | 5 |
10 | Пластика | 6 | 1 | 5 |
11 | Пластилиновая живопись | 8 | 1 | 7 |
12 | Тестопластика | 8 | 1 | 7 |
13 | Рисование песком (солью). | 10 | 2 | 12 |
14 | Культурология | 10 | 2 | 8 |
15 | Выставочная и оформительская деятельность | 16 | 2 | 14 |
ИТОГО | 128 | 25 | 103 |
Учебный план 2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 1 | 2 |
2 | Бумагопластика | 15 | 4 | 11 |
3 | Тестопластика | 9 | 1 | 8 |
4 | Папье – маше. Точечная роспись | 15 | 3 | 12 |
5 | Пластилиновая живопись. Рисование шариками и жгутиками. | 15 | 3 | 12 |
6 | «Обьемное оригами» | 9 | 1 | 8 |
7 | Тестопластика. Украшения и сувениры | 9 | 1 | 8 |
8 | Пластика | 12 | 3 | 9 |
9 | Цветоведение | 3 | 0,5 | 2,5 |
10 | «Живая бумага» | 12 | 1 | 11 |
11 | Тестопластика | 12 | 2 | 10 |
12 | Лепная масса « Пэппер - глей» | 9 | 1 | 8 |
13 | Цветоведение | 3 | 0.5 | 2.5 |
14 | Рисование жидким тестом. Техника «Кружевной ажур». | 12 | 2 | 10 |
15 | Декоративное рисование | 18 | 3 | 15 |
16 | Пластика | 9 | 2 | 7 |
17 | Культурология, профориентация | 9 | 4 | 5 |
18 | Выставочная и оформительская деятельность, изучение проектной деятельности | 18 | 5 | 13 |
ИТОГО | 192 | 38 | 154 |
Учебный план 3 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | |
2 | Бумагопластика. | 9 | 2 | 7 |
3 | Тестопластика | 12 | 3 | 9 |
4 | Пластилиновая живопись.Рисование мазками, имитация картинной живописи. | 12 | 2 | 10 |
5 | Цветоведение. | 6 | 1 | 5 |
6 | Рисование песком, солью | 15 | 3 | 12 |
7 | Шары «Кусудама» | 9 | 1 | 8 |
8 | Пластика | 18 | 3 | 15 |
9 | Рисование на воде | 12 | 2 | 10 |
10 | «Пейп-арт» | 12 | 2 | 10 |
11 | Папье – маше | 12 | 3 | 9 |
12 | Точечная роспись | 12 | 2 | 10 |
13 | «Живая бумага», цветы из гофрированной бумаги | 15 | 3 | 12 |
14 | Рисование жидким тестом | 9 | 1 | 8 |
15 | Рисование песком | 9 | 2 | 7 |
16 | Культурология, профориентация | 9 | 4 | 5 |
17 | Выставочная и оформительская деятельность, выполнение проектов, творческих защит | 18 | 3 | 115 |
ИТОГО | 192 | 38 | 154 |
Формы подведения итогов реализации программы.
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
1 год обучения | ||
Первое полугодие | Приобретение начальных знаний, умений, навыков в изучаемых техниках | Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Участие в выставке новогодней тематики. |
Второе полугодие | Получение знаний и приобретение навыков в изучаемых техниках. Изготовление работ и их декоративное оформление. | Опросник по пройденным темам. Самоанализ: обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке и первых своих работ. Участие в ежегодной итоговой выставке – конкурсе. |
2 год обучения | ||
Первое полугодие | Получение основных знаний и приобретение навыков в изучаемых техниках. Закрепление навыков чтения технологических карт и выполнения зарисовок | Выполнение творческих изделий. Демонстрация лучших работ на выставке для родителей, новогодней выставке работ, участие в конкурсах |
Второе полугодие | Закрепление знаний, умений, навыков в изучаемых техниках | Выполнение самостоятельной работы по готовым эскизам. Участие в ежегодной итоговой выставке. Участие в течение 1-2 полугодия во всевозможных интернет конкурсах. Проверка в виде игры – соревнования |
3 год обучения | ||
Первое полугодие | Получение основных знаний и приобретение дополнительных навыков в технике декоративного рисования, лепки, бумагопластики | Самооценка и самоконтроль. Зачет теоретических знаний при помощи кроссвордов. Выполнение самостоятельных работ по собственным эскизам. Промежуточные опросы в течение полугодия. |
Второе полугодие | Приобретение умений, навыков в технике декоративного рисования, лепки, бумагопластики. Проявление собственного творческого начала в работах | Индивидуальный зачет. Участие в итоговой выставке за учебный год. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся. Защита творческих и проектных работ. |
Способы проверки результатов.
В конце I полугодия проводится выставка работ, выполненных самостоятельно. По окончанию учебного года проводится тест «Проверь себя» (приложение № 1) на выявление уровня знаний по теме предмета, а также тестирования на знание предмета в игровой форме (соревнования, кроссворды, шарады, сканворды, упражнения, карточки по теме пройденного материала).
Диагностика.
Уровни овладения основными знаниями, умениями, навыками:
Базовый уровень- это обеспечение минимального стандарта знаний, умений, навыков:
1. Знает операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает небольшие трудности, которые устраняет при помощи консультации педагога.
2. Знает, но не всегда применяет технику безопасности работы с изученным материалом и инструментами.
3. Создает работы по технологическим картам, не внося свою личную задумку.
Творческий уровень - это углубленное изучение технологий с выполнением творческих заданий.
1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, при выполнении совершает незначительные ошибки, которые устраняет самостоятельно.
2. Экономно использует материал, умеет работать с необходимыми шаблонами и трафаретами.
3. С помощью педагога создает эскизы, свои задумки воплощает в работах.
4. Знает технику безопасности, применяет её на практике.
5. Участвует в тематических выставках.
Продвинутый уровень - предусматривает сотворчество педагога и ребенка, возможно по индивидуальному маршруту.
1 . Свободно выполняет операции, предусмотренные программой.
2. Самостоятельно изготавливает шаблоны и трафареты, необходимые для работы.
3. Вносит собственные задумки в эскиз, самостоятельно воплощает их в изделии.
4. Стремится изучить и внести в собственную работу другие виды обработки материалов.
5. Знает ТБ и применяет полученные знания в творчестве.
6. Участвует в тематических выставках и интернет- конкурсах по декоративно- прикладному искусству.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение программы.
Обучение по программе ведет педагог, дополнительного образования:
- обладающий знаниями и умениями по профилю декоративно-прикладное творчество;
- знающий возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста;
- имеющий навыки работы с детским коллективом.
Материально-техническое оснащение программы
1. Кабинет, соответствующий требованиям Сан Пин.
2. Мебель (столы, стулья, классная доска, стенды или полки для выставок).
3. Наглядные пособия и материалы: журналы, книги педагога по прикладному творчеству; методическая продукция (программа, рабочая программа с календарно-тематическим планированием); тесты, упражнения, задания, таблицы, кроссворды, технологические карты, наглядность, шаблоны, трафареты, разработанные и подобранные педагогом; образцы готовых изделий.
4. ТСО: компьютер.
5. Инструменты: ножницы, нож по бумаге, стек, кисти подготавливаются детьми; воронка для рисования песком, кондитерские шприцы (изготавливаются на занятиях).
Приемы и методы работы с детьми.
Принципы обучения
- эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;
- учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
- последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
- возможность дальнейшего широкого применения полученных знаний и опыта в жизни.
Методы обучения.
- репродуктивный (воспризводящий, работа по образцам)
-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, поделок, иллюстраций)
- проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми)
- эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения)
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческий (используются творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, лепных масс, а так же истории становления данных видов промысла).
В учебно-воспитательный процесс, включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
- экскурсии в краеведческий музей и на природу;
- чаепития;
- открытые уроки, «День открытых дверей»;
- урок- соревнование;
- урок-эксперимент;
- праздник « Посвящение в кружковцы».
Списки литературы.
Для педагога:
- Коллажи и панно/ Марьина Ю. — М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. —96 с: ил. – («Школа флористики»).
- Лучшие поделки из соленого теста/Е.С. Рубцова.- Ростов н/Д:Владис;М.:РИПОЛклассик, 2009-240сю, с ил.-(Красивые вещи своими руками).
- Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества/ Светлана Соколова; ил. С. Шишкина._М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007.-688с.:ил.-(Книга для всей семьи).
Пер. с нем. -М.: Мой Мир ГмБХ& Ко. КГ, 2006. -64 с.: ил.
- Поделки и сувениры из природных материалов / Грунд-ТорпеХайди
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол. -М.: Мой Мир ГмБХ& Ко. КГ, 2006. -112 с.: ил. -(Украшаем дом).
- Соленое тесто /Хананова И. П. Х-19. -М.: СТ-ПРЕСС КНИГА. 104 С.: ИЛ. -(Золотая библиотека увлечений).
- Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками./ Антипова М. А.-Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-192с., с илл.
- Фантазии из соленого теста. Серия: Азбука рукоделия / Елена Рубцова Издательство: Эксмо, 2007 г. , 64 стр.
- Цветы (аппликация из бумаги). Комплект технологических карт «Шаг за шагом». Наглядно- методическое пособие к программе «Цветные ладошки»/Лыкова И.А. ООО «Карапуз –дидактика», 2007г.
Для обучающихся:
- Делаем игрушки сами./РумянцеваЕ.А.-М.: Айрис- пресс, 2004. – 192с.:цв. Ил.- 9Внимание: дети!).
- Лепим с мамой. Азбука творчества./ И.А. Лыкова.-М.,Изд. дом «Карапуз», 2009г.
- МАМА, Я УМЕЮ ЛЕПИТЬ/КуцаковаЛ.В.-М.:Мой Мир ГмбХ&Ко.КГ.2007.-96с.:ил.-(Учимся играя)
- Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества/ Светлана Соколова; ил. С. Шишкина._М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007.-688с.:ил.-(Книга для всей семьи).
- Соленое тесто. Большая книга поделок/К. Силаева, И. Михайлова ,М.:Изд-воЭксмо, 2004.- 224 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...