Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике
материал

Березкина Анна Михайловна

Голос является важнейшим инструментом актера, с помощью которого он воздействует на зрителя. Наш голос  может быть некрасивым, невыразительным , гнусавым, излишне высоким по тембру,  а может быть глубоким, ярким, выразительным, грудным, красивым. Это зависит от правильной постановки дыхания.  Звуки речи рождаются в процессе прохода воздуха  через голосовые связки,  Сам звук голоса зависит от осанки говорящего,  состояния его мышечного аппарата, а так же от развития его артикуляционного аппарата. Важнейшее значение для правильной постановки сценического голоса приобретает  сценической дыхание и артикуляционная гимнастика, позволяющая произносить заданный текст четко, правильно, объёмно, совершенствуя свою дикцию и речь. Существует комплекс специальных упражнений, направленных на развитие правильной сценической речи..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика21.79 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Голос является важнейшим инструментом актера, с помощью которого он воздействует на зрителя. Наш голос  может быть некрасивым, невыразительным , гнусавым, излишне высоким по тембру,  а может быть глубоким, ярким, выразительным, грудным, красивым. Это зависит от правильной постановки дыхания.  Звуки речи рождаются в процессе прохода воздуха  через голосовые связки,  Сам звук голоса зависит от осанки говорящего,  состояния его мышечного аппарата, а так же от развития его артикуляционного аппарата. Важнейшее значение для правильной постановки сценического голоса приобретает  сценической дыхание и артикуляционная гимнастика, позволяющая произносить заданный текст четко, правильно, объёмно, совершенствуя свою дикцию и речь. Существует комплекс специальных упражнений, направленных на развитие правильной сценической речи..

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.

Все упражнения повторяются по 5 раз.

  1. Растягивание языка.

Просунуть  язык между губ. Высунуть его как можно дальше. Держать ровно и прямо 3-5 секунд.

  1. Втянуть  язык, касаясь им неба, как при произнесении звука к. Задержать на 3 секунды.
  2. Растягивание и втягивание языка.

Соединить эти два действия.

  1. Подъем кончика языка

Коснуться  кончиком языка поверхности за верхними зубами.  Открыть  рот как можно шире. Задержите на 5 секунд.

  1. Подъем языка по нёбу

Кончик языка как в предыдущем упражнении. Двигать  его назад по нёбу до предела.

  1. Движение из стороны в сторону.

Кончик языка в левой стороне рта. Задержать на 5 секунд. Переместить в правую сторону. Задержать на 5 секунд.

  1. Сильно надавливать кончиком языка на вернее нёбо.
  2. Язык в щеки
  3. Широко открыть рот. Дотронуться кончиком языка верхнего нёба. Задержать на 5 секунд.
  4. «Птенчик». Открыть широко рот, язык лежит неподвижно.
  5. «Лопаточка». Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении  опустить на нижнюю губу.
  6. «Иголочка». Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  7. «Горка». Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен упираться в нижние резцы.
  8. «Чашечка». Загнуть вверх боковые края языка
  9. «Грибок». Язык прилипает к верхнему небу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

  1. «Трубочка-улыбка». Губы вытягиваются в хоботок,затем переводятся в широкую улыбку.
  2. «Ехидное лицо» - губы удерживаются в широкой улыбке, зубы не видны
  3. Крепко сжать губы и держать  так 5 секунд
  4. Не размыкая губ,  улыбнуться так широко, как только можно.  Сосчитать до 15
  5. «Бублик» - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом сомкнуты.
  6. «Оскал» - зубы сомкнуты. Приподнять верхнюю губу, а нижнюю опустить, обнажив зубы.
  7. «Рыбка». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  8. «Недовольная лошадка» Зубы и губы сомкнуты. Произнести звук «фрррр». Чешем верхние и нижние зубы губами
  9. Глубоко вдохнуть  и надуть  щеки. Затем вытянуть  губы в трубочку. Выдохнуть  воздух по частям в два-три приема.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК

  1. Надуть обе щеки одновременно
  2. Гонять воздух из правой щеки в левую
  3. Втянуть щеки между зубов
  4. Напряжение щек и губ с попыткой выталкивания изо рта воздуха
  5. Втягивание щек и одновременное смыкание и размыкание губ.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ

  1. Открыть  рот так широко, как только можно. Удерживать в таком состоянии в течении 5 секунд
  2. Двигать челюстью вправо и влево
  3. Подбородок положить на ладонь. Стильно надавливать на ладонь челюстью
  4. Попытаться  прикоснуться ухом к плечу, не поднимая плеч.
  5. Движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад – вперед, круговые.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЯГКОГО НЁБА

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних и нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позевыванием
  4. Имитация полоскания горла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата.

Содержит комплексы упражнений для развития подвижности губ, для губ и щёк, статические и динамически упражнения для языка, упражнения для развития подвижности нижней челюсти, для тренировки мышц глотк...

Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики

Материал даёт родителям или педагогам комплекс упражнений для развития моторной деятельности детей как дошкольников, так и школьников с небольшими изменениями методики проведения заданий....

Комплекс упражнений для вводной гимнастики и физкультурной паузы

Комплекс упражнений для вводной гимнастики и физкультурной паузы...

Комплекс упражнений для утренней гимнастики

Организация системной работы учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников...

Комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики

Комплексы  дыхательной и  артикуляционной гимнастики...

Разработка урока «Создание комплекса упражнений по оздоровительной гимнастике для различных групп обучающихся»

Разработка урока «Создание комплекса упражнений по оздоровительной гимнастике  для различных групп обучающихся»...