Программа для дополнительного образования "Волшебная кисточка" дл 5-6 лет
рабочая программа

 Перевалова Надежда Викторовна

Программа для дополнительного образования "Волшебная кисточка" дл 5-6 лет. 

Содержание программы, Календарно тематическое планирование и с пподробной входной  диогностической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagn._karta.doc76 КБ
Microsoft Office document icon kalendarka_volsh_mir_blank.doc149.5 КБ
Microsoft Office document icon kalend-tem_plan_volsh_mir.doc182 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Приложение № 3

                                                   Диагностическая карта  

                                                Курс «Волшебная кисточка»

Группа   ______________      возраст   5-7    лет     20           – 20           учебный год

Ф.И. ребенка

Показатели

Усвоение прогр. мат-ла

1 а

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

               Условные обозначения:

0 – не сформированы указанные показатели

1 – показатели находятся в стадии формирования

2 – показатели сформированы, но не автоматизированы

3 – показатели сформированы, автоматизированы



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование

2009 – 2010 учебный год

Перевалова Надежда Викторовна

Программа «Волшебный мир»,  1  год обучения  

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Даты

Примечание

(б/л, уч.сессия)

Гр. № 1

Гр. № 2

Гр. № 3

1

Путешествие по стране Рисовалии

2

2

Солнечная сказка

2

3

Листья-путешественники

2

4

Волшебное дерево

2

5

Цветной дождик

2

6

Цветик-разноцветик. Осенний букет

2

7

Сказочный осенний лес

2

8

На лесной полянке.  Пейзаж у озера

2

9

Кто в лесу живёт?

2

10

Животный мир

2

11

В гостях у Феи Рисовалии

2

12

Морозный узор. Окошки Зимушки-зимы

2

13

Волшебные снежинки

2

14

Игрушки на ёлку

2

15

В царстве Снежной Королевы

2

16

Дремлет лес под сказку сна

2

17

Ожившая сказка

2

18

Бабушкины сказки

2

19

Морской пейзаж

2

20

На дне морском

2

21

Мужская дружба

2

22

Чудо-букет

2

23

Мамина улыбка

2

24

Волшебница Весна

2

25

Весёлый орнамент

2

26

Деревня Ремёслово (лепка яйца, курочки)

2

27

Дымковская Барыня 

2

28

Яичко не простое, а пасхальное

2

29

Космическая фантазия

2

30

Курочка Ряба ( Городецкая роспись)

2

31

Городецкие кони

2

32

Праздничный салют над городом

2

33

Сказочная Жар-птица

2

34

Русские матрёшки

2

35

Чудо русского костюма

2

36

Итоговое занятие.

2

Резервное время

Всего часов:

72 ч.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование

2009 – 2010 учебный год

Программа «Волшебный мир»,  1  год обучения  

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Даты

Примечание

(б/л, уч.сессия)

Гр. № 1

Гр. № 2

Гр. № 3

1

Путешествие по стране Рисовалии

2

12.09.10

2

Солнечная сказка

2

19.09.10

3

Листья-путешественники

2

26.09.10

4

Волшебное дерево

2

03.10.10

5

Цветной дождик

2

10.10.10

6

Цветик-разноцветик. Осенний букет

2

17.10.10

7

Сказочный осенний лес

2

24.10.10

8

На лесной полянке.  Пейзаж у озера

2

31.10.10

9

Кто в лесу живёт?

2

07.11.10

10

Животный мир

2

14.11.10

11

В гостях у Феи Рисовалии

2

21.11.10

12

Морозный узор. Окошки Зимушки-зимы

2

28.11.10

13

Волшебные снежинки

2

05.12.10

14

Игрушки на ёлку

2

12.12.10

15

В царстве Снежной Королевы

2

19.12.10

16

Дремлет лес под сказку сна

2

26.12.10

17

Ожившая сказка

2

09.01.11

18

Бабушкины сказки

2

16.01.11

19

Морской пейзаж

2

23.01.11

20

На дне морском

2

30.01.11

21

Мужская дружба

2

06.02.11

22

Чудо-букет

2

13.02.11

23

Мамина улыбка

2

20.02.11

24

Волшебница Весна

2

27.02.11

25

Весёлый орнамент

2

06.03.11

26

Деревня Ремёслово (лепка яйца, курочки)

2

13.03.11

27

Дымковская Барыня 

2

20.03.11

28

Яичко не простое, а пасхальное

2

27.03.11

29

Космическая фантазия

2

03.04.11

30

Курочка-ряба ( Городецкая роспись)

2

10.04.11

31

Городецкие кони

2

17.04.11

32

Праздничный салют над городом

2

24.04.11

33

Сказочная Жар-птица

2

01.05.11

34

Русские матрёшки

2

15.05.11

35

Чудо русского костюма

2

22.05.11

36

Итоговое занятие.

2

29.05.11

Резервное время

Всего часов:

72 ч.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского (юношеского) технического творчества «Флагман»

Утверждаю:

директор

МБОУ ДОД ЦД(ю)ТТ «Флагман»

_______________ Е.Н. Денисова

Дополнительная

образовательная программа

«Волшебная кисточка»

Тематическая направленность – художественно-эстетическая

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок реализации - 1 год обучения

Программа рассмотрена

и рекомендована

к утверждению

методическим советом учреждения

Протокол № 1

«05»  сентября 2011 г.

Утверждена педагогическим

советом учреждения

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Перевалова Н. В.

Протокол № 1

«08»  сентября 2011 г.

г. Новокузнецк, 2011 г.

Пояснительная  записка

Программа «Волшебная кисточка» является образовательной дополнительной программой социально-педагогической направленности.

Программа «Волшебная кисточка» предназначена для детей 5 -7 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы обусловлена тем, что формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей – одна из главных задач дошкольной педагогики. Большой потенциал для раскрытия детской творческой индивидуальности и эстетического развития дошкольника заключается в изобразительной деятельности.

Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (классического и народно-декоративного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Занятия построены в виде игры – путешествия по стране «Рисовали», в гости к краскам, кисточкам, Фее Рисовали, в сказочный осенний лес, в царство Снежной Королевы, в деревню Ремёслово. Основная цель этих превращений занятий в веселую игру – научить растущего человека фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе рисования у ребенка закрепляются основные сенсорные представления  (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая и т.п.). Рисование развивает у ребенка не только область чувств, но, что очень важно, координацию движений (работа пальцами).

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки: наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображения, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовывать самостоятельную изобразительную деятельность детей. На занятиях дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы, стремление достичь качественных результатов. При выполнении коллективных работ дети учатся договариваться об этапах работы над общей композицией рисунка.

      Цель занятий по программе «Волшебная кисточка» — воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
             
Задачи программы:

  1. познакомить с основными жанрами изобразительного искусства, особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного  искусства,   нетрадиционными техниками в рисовании; развивать навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению;
  2. способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру; развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности; развивать мелкую моторику, чувство цвета и пространства;
  3.  развивать аккуратность, ответственность, умение доводить начатое до конца, замечать недостатки своих работ и исправлять их;

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, учитывающий интересы детей и их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы занятий, независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, декоративное рисование и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, учесть познавательные и эстетические интересы детей.

Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа, продолжительность занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет: 30 минут с десятиминутным перерывом.

Ожидаемые результаты освоения программы

  1. В результате прохождения программного материала, обучающиеся в конце учебного года должны:
  • знать особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель и т.д.) и инструментов и уверенно используют их (умеют правильно держать кисточку, карандаш, проводить линии разной толщины, рисовать от руки простые геометрические фигуры, такие как круги, квадраты, треугольники, овалы);
  • уметь правильно выбирать и использовать формат листа (уметь располагать изображение по вертикали или по горизонтали в зависимости от характера изображаемого, правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа, передавать форму, пропорции, положение предметов);
  • уметь выделять изобразительные средства (форма, цвет, тон, размер, композиция);
  • уметь создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), передавая характерные особенности (форму, строение, цвет); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
  • уметь передавать в тематических рисунках пространство (ниже-выше, крупнее-мельче);
  • знать и уметь работать в традиционных (мазок, заливка, «по-сырому», сухая кисть, алла-прима, лессировка) и нетрадиционных техниках (примакивание, тычок, фотокопия, граттаж, кляксография, монотипия);
  • уметь использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов (определять теплые, холодные цвета и их оттенки и могут получать простые нюансы (от основного к более светлому или к более темному);
  • уметь выполнять узоры из геометрических форм, применять простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.);
  • знать применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи; основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • знать значение терминов: цвет, холодный цвет, теплый цвет, основные цвета, оттенок, контрастный и сближенный цвет, колорит, палитра, набросок, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, пейзаж, портрет, натюрморт, сюжет, фон, передний план, средний план, дальний план, перспектива, линия горизонта, композиция, композиционный центр.

Способами проверки ожидаемых результатов является проведение итоговых занятий, проводимых 2 раза в год (в конце первого полугодия и в конце учебного года), которые позволяют отследить динамику творческого развития дошкольника и степень овладения им программой.

Формой подведения итогов реализации программы.

         Педагогический контроль осуществляется с учетом уровня развития ребенка. Параметрами педагогического контроля выступают сформированность изобразительных знаний, умений, навыков, уровень развития эмоциональной сферы и творческого самовыражения.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация выставок творческих работ детей в середине и в конце учебного года, выставка-ярмарка художественных промыслов (апрель-май). Диагностические задания (прил. № 2) и наблюдение за работой детей, результаты которых фиксируются а таблицах (прил. № 3).

Учебно-тематический план

Тема разделов

Кол-во часов

Вводное занятие

2

1

Предметное рисование.

12

2

Сюжетное рисование

26

3

Рисование по замыслу

18

4

Декоративное  рисование

12

5

Праздники и подготовка к ним

2

Итого:

72

Содержание дополнительной образовательной программы

        Вводное занятие.

Дети знакомятся с правилами работы и поведения на уроке, техникой безопасности при работе с инструментами и материалами. Учатся организовывать рабочее место, правильно держать кисточку, пользоваться гуашевыми красками.

Раздел 1. Предметное рисование

В данном разделе ведется работа по совершенствованию умения детей изображать предметы по памяти и с натуры. У детей развиваются способности анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). Дошкольники знакомятся с понятием «набросок». Развивают наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и учатся передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Дошкольники учатся изображать природу по сезонам (деревья, животные, птицы), учатся замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный).У детей уточняются способы изображения человека, животных, птиц, рыб, деревьев и др. Изображения дополняются характерными деталями. Дети учатся представлять себе предмет в целом, составляющие его части, их возможное расположение. Большое внимание уделяется развитию свободы и точности движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Продолжается работа по формированию умения свободно владеть карандашом для выполнения линейного рисунка. Дети учатся плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Расширяется набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и масляная пастель, гелевая ручка и т.д.). Дошкольники продолжают учиться равномерно закрашивать рисунок; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Расширяется представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; детей учат создавать цвета и оттенки, передавать их в рисунке. Осваивают нетрадиционные техники рисования (примакивание, тычок и др.).

Раздел 2. Сюжетное рисование

Дети знакомятся с пейзажем, его особенностями. Учатся передавать в рисунке содержание литературных произведений, создавать образы, передавая действия персонажей; учатся композиционному расположению изображений в соответствии с содержанием выбранного для рисунка эпизода. Передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

В данном разделе дети знакомятся с понятиями «сюжет», «передний план», «средний план», «задний план», «перспектива», «линия горизонта». Уточнятся понятия «колорит», «оттенок».  

Проводится работа по формированию умения строить композицию рисунка; передавать разные положения и движения людей и животных, растений.

Дошкольники продолжают работать в нетрадиционных техниках рисования (монотипия, размытый рисунок). Развивается воображение. Закрепляется умение писать красками.

Раздел 3. Рисование по замыслу

В данном разделе продолжается работа по развитию и совершенствованию изобразительных движений руки ребенка, его возможности отражать в рисунках любые предметы и явления окружающей жизни, выражать свое отношение к ним.  Большое внимание уделяется развитию свободы творчества детей, работе в нетрадиционных техниках рисования (кляксография, монотипия, рисование «по-сырому», граттаж, витраж, фотокопия). У детей развиваются эстетические чувства, эмоции, переживания.

Раздел 4. Декоративное рисование

В данном разделе дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (матрешка, дымковская игрушка; городецкая, роспись); особенностями изображений, расцветки, композицией узора, колоритом, составляющими узор элементами, материалом, из которого сделано художественное изделие (глина, дерево). Дети создают узоры по мотивам народных росписей, составляют свои варианты узоров, придумывают новые мотивы, сохраняя основные характерные признаки того или иного вида декоративного искусства. Совершенствуется имеющийся опыт детей в рисовании узоров. Дошкольники учатся передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Продолжают создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах  предметов и игрушек.

Раздел 5. Праздники и подготовка к ним.

Данный раздел предполагает разучивание с детьми стихов к праздникам, оформление выставки с детскими работами.

Резервные занятия

 Занятия, которые могут быть использованы в качестве дополнительных, углубляющих знания, умения и навыки по изобразительной деятельности.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

При реализации раздела «Вводное занятие» можно предложить детям игру-упражнение «Дорисуй картину», игры «Цветной мир», «Цветовая угадай-ка»,  «Палитра», «Красочки», «Круги внимания»..

Реализуя раздел «Предметное рисование», осенью проводятся занятия по изображению осенней природы, составляются предметные и декоративные композиции из листьев. Зимой  проводится занятие по рисованию заснеженных деревьев.

Необходимо обращать внимание детей на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем переходить к анализу предмета, выделяя форму основной части, затем – остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение – вновь обратить внимание дошкольников на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление о нем.

На занятиях по «Предметному рисованию» можно предлагать детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа (акварель и гуашь, акварель и пастельные или восковые мелки, гуашь и пастель, использовать фломастеры).

Рекомендуется использовать следующие методы и приемы: рассказ, объяснение, словесная инструкция, художественное слово, показ способов изображения, поощрение, индивидуальное задание, рассматривание иллюстраций и образцов. На занятиях следует широко использовать игровые приемы: в начале идет создание ситуации (с героями сказки или истории), а в конце проигрывание истории. В работе с детьми необходимо создавать ситуацию успеха, находить моменты для поощрения. Руководство изобразительной деятельностью основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:

- творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например, «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);

- поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например, «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);

- приёмы, направленные на самообучение детей (например, «Научись рисовать котенка, а потом научишь Сашу рисовать его» и т.п.);

- анализ детьми самостоятельной деятельности.

При показе важно обращать внимание на характер движения руки. Необходимо применять специальные упражнения для отработки определенных движений: «Штриховка», «Опасная река», «Веселые дорожки» и т.д.

На занятиях по «Сюжетному рисованию» при знакомстве детей с перспективой предлагать детям задания на расположение изображения на листе в соответствии с реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – дальний план; передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.).

Для того, чтобы передавать образы предметов и явлений, дети должны овладеть способами изображения предметов разнообразных форм, приобрести новые знания о пространственном положении, о градациях по высоте, по длине, толщине. С этой целью учим детей перед обследованием предметов перед изображением сравнивать их между собой по свойствам, а также сопоставлять части предмета (игры-упражнения: «Рисунки из фигур», «Самый наблюдательный», «Пирог для Вини-Пуха»).

С целью развития представлений детей о композиции, детям необходимо  предлагать выбирать для рисунка разный  формат бумаги, разные по величине предметы (игры-упражнения: «Составь композицию», «Составь натюрморт»). На занятиях надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения, предлагать детям на выбор бумагу разных оттенков. Это поможет ребенку выразить свое отношение к изображаемому объекту, будет способствовать формированию образных представлений.

Большое внимание следует уделять формированию у детей умения выражать в речи свои впечатления.  Необходимо расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. С этой целью показывать репродукции картин, рассказывать сказки о художниках и их произведениях, а также дидактические игры (игр: «О чем рассказала картина»,  «Портрет художника», «Веселый  художник», «История о красках», «Рисунок по кругу», «Рисунки вокруг нас» и т.д.). При знакомстве детей с видами живописи рекомендуем использовать следующие картины: натюрморты И.Хруцкого, В.Машкова с изображением фруктов, А.Сарьяна с изображением цветов; пейзажи И.Левитана («Золотая осень», «Весна. Большая вода»), И.Айвазовского («Штиль», «Девятый вал», «Черное море»), А.Саврасова («Зима», «Грачи прилетели»), И.Шишкина («Рожь», «Зима»), В.Васнецова («Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке» и др. Расширять представление о художниках-иллюстраторах детской книги, знакомя с творчеством В.Конашевича, В.Лебедева, Г.Мавриной.

Важно у детей пробудить их фантазию. Для этого можно использовать элементы соревнования: кто больше увидит фантастических существ или животных и придумает о них самую интересную сказку или историю. Занятия нетрадиционными техниками рисования (кляксография, граттаж, монотипия, печать растением и т.д.) очень увлекательны и способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний рекомендуется использовать дидактические игры: «Какое дерево лист потеряло», «Понаблюдай и нарисуй», «Проведи, не отрывая руки», «Времена года», «Части суток», «Пейзаж», а также элементы игры-драматизации (передача образов животных, птиц или сказочных героев).

Необходимо организовывать выставки детских работ, которые являются важным моментом сравнения ребенком своих работ с работами других детей. Желательно организовывать их по результатам каждого занятия, привлекая к обсуждению и родителей, что стимулирует работоспособность детей и повышает их интерес к рисованию.

Подведение итогов проводится в форме организации экспозиции детских работ в конце учебного года. Также осуществляется диагностика через выполнение детьми диагностических заданий (прил. № 1) и наблюдения за работой детей, результаты которой фиксируются в диагностической таблице (прил. № 2).

Список литературы для педагогов

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  2. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / авт.-сост. М.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.
  3. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М., Слепцова, В.Ю., Смагина, Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
  4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.: цв. вкл. – ISBN 5-86775-273-9.
  5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл. – ISBN 978-5-86775-320-7.
  6. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников / сост. Е.В. Фрицлер. – Волгоград: Учитель, 2009. – 203 с.: ил.
  7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 176 с.: цв.вкл.

Список литературы для родителей

  1. Евдокимова, М.М. Рисунки и подарки к праздникам: рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / М.М. Евдокимова. – М.: Дрофа, 2007. – 31 с.: ил. - (Дошкольник. Изобразительная деятельность).
  2. Румянцева, Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2006.  – 32 с.: ил. – (Дошкольник. Изобразительная деятельность).
  3. Сахарова, О.М. Я учусь рисовать. / О.М. Сахарова. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. - 32с.: ил – (Серия «Готовимся к школе»).
  4. Шматова, О.Н. Самоучитель по рисованию гуашью / О.Н. Шматова. – М.: Эксмо, 2006. – 124 с.: ил.  – (Учимся рисовать с Ольгой Шматовой).
  5. Шматова, О.Н. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых / О.Н. Шматова. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.: ил.  – (Учимся рисовать с Ольгой Шматовой).

Приложение № 1

Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

сентябрь

3

1

Вводное занятие

2

4

2

Путешествие по стране «Рисовали»

2

октябрь

1

3

Солнечная сказка

2

2

4

Листья-путешественники

2

3

5

Волшебное дерево

2

4

6

Цветной дождик

2

ноябрь

1

7

Цветик-разноцветик. «Осенний букет»

2

2

8

Сказочный осенний лес

2

3

9

На лесной полянке.  Пейзаж у озера

2

4

10

Кто в лесу живёт?

2

декабрь

1

11

Животный мир

2

2

12

В гостях у Феи Рисовалии

2

3

13

Морозный узор. Окошки Зимушки-зимы

2

4

14

Волшебные снежинки

2

5

15

Игрушки на ёлку

2

январь

1

16

В царстве Снежной Королевы

2

2

17

Дремлет лес под сказку сна

2

3

18

Ожившая сказка

2

4

19

Бабушкины сказки

2

февраль

1

20

Морской пейзаж

2

2

21

На дне морском

2

3

22

Мужская дружба

2

4

23

Чудо-букет

2

март

1

24

Мамина улыбка

2

2

25

Волшебница Весна

2

3

26

Весёлый орнамент

2

4

27

Деревня Ремёслово (лепка яйца, курочки)

2

апрель

1

28

Дымковская Барыня 

2

2

29

Яичко не простое, а пасхальное

2

3

30

Космическая фантазия

2

4

31

Курочка-ряба ( Городецкая роспись)

2

5

32

Городецкие кони

2

май

1

33

Праздничный салют над городом

2

2

34

Сказочная Жар-птица

2

3

35

Русские матрёшки

2

4

36

Итоговое занятие

2

Итого

72

Приложение № 2

Диагностические задания

                    Раскрась акварельными красками основные и составные цвета, а также тёплые и холодные цвета.

     

 Определи недостающие цвета.

        +         =        (оранжевый)

        

        +        =        (зеленый)

        +        =        (фиолетовый)

        +        =        (зеленый)

        +        =        (синий, белый)        

        +                         =        (красный)

+        =                        (зеленый)

В какой росписи выполнены эти игрушки? Назови основные элементы росписи.

            Как называются эти элементы городецкой росписи?

 

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.

Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...