Предпрофессиональная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной подготовки. Образовательная направленность – физкультурно-спортивная. Для детей 5-7 лет.
рабочая программа
Программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной подготовки разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующим работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 « Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР».)
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся.
Изложенный в программе материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:
- подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов и высокой квалификации для пополнения сборных команд различного уровня: сборных команд области, города, различных клубов;
-подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;
-улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности, для воспитанников, как основной группы здоровья, так и для детей с ограниченными физическими возможностями, а так же профилактику вредных привычек и правонарушений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Спортивная школа»
Принято на заседании методического совета протокол № ___ от «___» ___________ 2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МУ «Спортивная школа» ___________ А. В. Завьялов |
Согласовано Зам. директора по УВР ___________ Н. А. Максимова |
Предпрофессиональная программа
по настольному теннису
для групп спортивно-оздоровительной подготовки
Образовательная направленность – физкультурно-спортивная
Подготовил: тренер-преподаватель
МУ «Спортивная школа»
С.М. Белякова
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
г. о. Орехово-Зуево
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной подготовки разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующим работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 « Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР».)
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом занимающихся.
Изложенный в программе материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:
- подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов и высокой квалификации для пополнения сборных команд различного уровня: сборных команд области, города, различных клубов;
-подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;
-улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности, для воспитанников, как основной группы здоровья, так и для детей с ограниченными физическими возможностями, а так же профилактику вредных привычек и правонарушений.
Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке
Учебный план-график
распределения учебных часов
для групп
спортивно-оздоровительной подготовки
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | Всего часов | Количество часов по месяцам | |||||||||||
Сентяб | Окт | Нояб | Дек | Янв | Февр | Март | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | |||
1 | ТЕОРЕТИЯ | 15 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||
Инструктажи по безопасности | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
История развития настольного тенниса в России и мире | 1 | 1 | ||||||||||||
Хватка, стойка, инвентарь | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Простейшие способы передвижения | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Режим дня | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
2 | ПРАКТИКА | 65 | 6 | 8 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | ||
ОФП | 15 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |||
СФП | 25 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||
Техника элементов | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Тактика | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Игровая подготовка | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
Контрольные испытания | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
Медицинский контроль | ДОПУСК ДО ЗАНЯТИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ СПРАВОК ОТ ВРАЧА-ПЕДИАТРА | |||||||||||||
ИТОГО: | 80 | 8 | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 |
Основные направления этапа спортивно-оздоровительной подготовки
1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения физическими упражнениями.
5. Обучение основным приемам разминки и простейших физических упражнений.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.
- Привлечение максимального количества детей к занятиям физической культурой и спортом.
Программный материал
1. Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
2. Практическая подготовка.
Структура дифференциации в соответствии уровней сложности.
Этап | Физическое развитие | Развитие психологических навыков | Специальная общефизическая подготовка | Технико- тактическая подготовка |
Стартовый | Всестороннее общефизическое развитие с помощью игр, эстафет, других видов спорта с направленностью на развитие ловкости, координации, гибкости. | Обучение основным элементам игры без напряжения и накала. Формируемые УУД: личностные - формирование акцента на успех. | Обучение имитации ударов и перемещений, их сочетаний без применения дополнительных средств. | Основные элементы техники, игра на точность и стабильность, простейшие комбинации и элементарная тактика. |
Базовый | Использование игр с мячом: футбол, гандбол, баскетбол и других упражнений и игр на продолжение развития ловкости, координации. Развитие силы и подвижности ног. Скорость и реакция. | Формируемые УУД личностные - развитие мотивации и самооценки, стремление побеждать и анализировать поражение. Создание умеренных трудностей. | Имитация игровых действий с применением технических средств и с помощью тренера (набрасывание БКМ) | Совершенствование техники основных ударов и простых комбинаций. Освоение разных подач. Вращения. Разные зоны. Завершающие удары. Основы тактики игры. |
Продвинутый | Преимущественное развитие быстроты и реакции. Игры на развитие скорости. Закрепление координации и скорости. Тренировка силы с использованием веса тела. Увеличение роли Специальная ОФП. | Акцент на качестве исполнения, а не результате. Развитие умения выложиться, чувство соперничества. | Имитация ударов и перемещений с дополнительной нагрузкой, отягощениями. Имитация удара с применением технических средств и с помощью тренера. Тренировка в паре: спортсмен- тренер (партнёр). С применением тренажёра-робота. | Борьба со скованностью, тренировка хлёткости ударов, развитие тактического мышления, моделирование соревновательных ситуаций. |
2.1. Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации и варьируется в зависимости от уровня подготовленности детей. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся.
Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением абсолютных показателей.
Для этого применяются:
-комплексы общеразвивающих упражнений, направленных на развитие гибкости, координационных способностей, выносливости.
-спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости и быстроты.
- эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, координации и быстроты.
- Специальная физическая подготовка.
Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.
Для освоения ударных движений, передвижений используются имитационные упражнения. Применяются тренажеры и робот.
2.3. Технико-тактическая подготовка.
На возрастном уровне групп спортивно-оздоровительной подготовки, особенно для детей с ограниченными физическими возможностями, неправомерно требовать от воспитанников четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой. Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному. Для реализации этих принципов наиболее эффективными являются (в порядке повышения сложности) следующие упражнения:
-многократное повторение хватки ракетки и основной стойки игрока;
-различные виды жонглирования мячом;
-овладение базовой техникой работы ног;
-овладение техникой ударов справа и слева на столе;
-овладение техникой подач разными ударами;
-игра на счет разученными ударами;
-начальная работа по развитию тактического мышления.
2.4. Инструкторско-судейская подготовка.
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий.
Первые серьезные шаги в решении этих задач целесообразно начинать в группах спортивно-оздоровительной подготовки и продолжать активную инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. Задачи, решаемые в этом разделе подготовки, постоянно изменяются с повышением возраста, стажа и уровня спортивной квалификации:
1.Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее на занятиях.
2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении. Уметь провести разминку в группе.
3. Изучение основных правил игры, систем проведения соревнований.
4. Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи.
2.5. Психологическая подготовка.
Настольный теннис - высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом к состоянию покоя.
Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить следующие наиболее важные: двигательная реакция (простая и сложная), мышечно-двигательная чувствительность, устойчивость, интенсивность и объем внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, высокая мотивация на достижение спортивных успехов.
На разных этапах подготовки игроков в настольный теннис решаются различные задачи психологической подготовки.
На этапах начальной подготовки стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.
В процессе занятий следует отмечать наиболее дисциплинированных, двигательно - одаренных, активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть лидерами.
2.6. Контрольно-переводные испытания и соревнования.
Для перехода с одного учебного этапа на другой занимающиеся должны сдать контрольно-переводные испытания согласно требованиям данной программы. Контрольные нормативы необходимо выполнить по общей и специальной физической подготовке, а также по технико-тактической подготовке.
Участие в соревнованиях согласно календарного плана ДЮСШ.
2.7. Врачебный контроль.
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индивидуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий.
При приеме в спортивную школу воспитанники представляют справку о допуске к занятиям. Медицинские справки воспитанниками предоставляются дважды за учебный год.
2.8. Воспитательная работа.
Главной задачей этой работы является воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, а также волевых качеств у юных спортсменов.
Успешностью воспитательного процесса юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, то есть стремиться к расширению круга интереса своих учеников, постоянно анализировать его поведение и помогать в решении личных проблем.
Важным фактором для осуществления успешной воспитательной работы является:
- проведение традиционных турниров (традиционный турнир по ОФП, посвященный Новому году, турниры по настольному теннису, посвященные дню защитника Отечества и международному женскому дню, первенства города и ДЮСШ по настольному теннису);
- чествование победителей соревнований;
- ежегодное подведение итогов с поощрением лучших;
-освещение итогов соревнований в прессе, на телевидение;
- оформление фотогазет.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке
№ | Наименование упражнений | Возраст 5-7 лет | |
Девочки | Мальчики | ||
1. | Бег 30м с высокого старта (сек) | Без учета времени | |
2. | Челночный бег 3х10 м | Без учета времени | |
3. | Прыжок в длину с места (см) | 130 | 140 |
4. | Наклон вперёд из положения «Стоя ноги вместе» | Коснуться ладонями пола | Коснуться ладонями пола |
Контрольные нормативы по технико-тактической подготовке
№ | Технический прием | Кол-во ударов в серию | Оценка выполнения |
1. | Накат справа по диагонали | 15 и более 10-15 | хорошо удовлетворительно |
2. | Накат слева по диагонали | 15 и более 10-15 | хорошо удовлетворительно |
3. | Подачи справа (слева). Серия из 10 подач | 8 6 | хорошо удовлетворительно |
Условие перевода: выполнение 2-х нормативов из 4-х по ОФП и получение не менее 2-х оценок «хорошо» по технико-тактической подготовке.
Для воспитанников с ограниченными физическими возможностями: выполнение 1-го норматива из 4-х по ОФП и получение не менее 1-ой оценки «хорошо» по технико-тактической подготовке.
Литература:
1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС , 1982.
2. Амелин А.Н. , Пашинин В.А. Настольный теннис(Азбука спорта). - М.: ФиС, 1999.
3. Байгулов Ю.П. ,Романов А.Н. Основы настольного тенниса. - М.: ФиС, 1979.
4. Байгулов Ю. П. Настольный теннис . Вчера , Сегодня, завтра. - М.: ФиС, 2000.
5. Балайшите Л. От семи лет… (твой первый старт). - М.: ФиС, 1984.
6. Барчукова Г. В. Современный подход к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис. – М.: РГАФК, 1997.
7. Барчукова Г. В., Шпрах С.Д. Игра доступная всем. – М.: Знание, 1991.
8. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). – М.: ФиС, 1990.
9. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. – М.: Советский спорт,1989.
10. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. – М.: ГОЦИАЛИФК, 1984.
11. Богушас М.-В.М. Играем в настольный теннис : Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
12. Воронин Е.В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольном теннисе// Теория и практика физической культуры. – 1983. - № 10. – С. 52-54.
13. Голомазов С.В., Усмангалиев М. Ж. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе// Теория и практика физической культуры. – 1989. - №5. – С. 23-26.
14. Ефремова А.В. Нормирование нагрузок, направленных на развитие целевой точности технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации: Автореф. Дис. … канд. пед. наук / Акад. Физвоспитания и спорта Респ. Беларусь. – Минск, 1996. – 19 с.
15.Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2009. – 144с.
16.Правила настольного тенниса. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки
Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...
Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)
Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Каратэ Киокусинкай» для детей 6-17 лет
Дополнительная образовательная программа физкультурно-озборовительной направленности секции каратэ Кёкусинкай, 3-х часовая недельная нагрузка....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (срок реализации 4 года) модифицированная 2 группы направление физкультурно-спортивное
Наименование программы«Общая физическая подготовка»НаправлениеФизкультурно-оздоровительноеКлассификацияСпециальная; массовая; разновозрастная.Составитель программыСеменцова Е...
План – конспект тренировочного занятия по настольному теннису для группы спортивно – оздоровительной подготовки до 1-го года обучения
Тренировочное занятие преследует цель - привлечь детей 8-9 лет к настольному теннису, познакомить с основами техники игры, пропагандировать здоровый образ жизни....
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...
Предпрофессиональная программа по настольному теннису групп начальной физической подготовки. Образовательная направленность – физкультурно-спортивная. Для детей 7-10 лет.
Вопрос улучшения здоровья нации в современной России стоит как никогда остро. Проблемы оздоровления подрастающего поколения являются причиной для беспок...