Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга", художественная направленность.
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга", художественная направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_.docx | 81.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМ. Е.М.ЗЕЛЕНОВА
П.Г.Т. НОВОСЕМЕЙКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа принята на основании решения педагогического совета. Протокол №__ от «__»_______20___г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино ____________/Бутрина Н.М./ «_____»____________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Радуга»
художественная направленность
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Букаева Светлана Валентиновна
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга» разработана на основе «Закона об образовании РФ». Программа ориентирована на детей 5 – 7, и построена с учётом психолого - возрастных особенностей учащихся данного возраста. Программа «Радуга» художественной направленности, включает в себя три тематических модуля.
Декоративно – прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Использование в процессе обучения детей творческой деятельности подтверждает необходимость с детства прививать любовь к миру, обращать внимание ребенка на красоту всего живого, на его пользу, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.
Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга» предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы. Программа является ознакомительной.
Пояснительная записка
Введение
Творческая деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Использование в процессе обучения детей творческой деятельности подтверждает необходимость с детства прививать любовь к миру, обращать внимание ребенка на красоту всего живого, на его пользу, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.
В процессе творческой деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Творческая деятельность участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Творческая деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Нормативные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-Р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019г. №262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам";
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015г. №МО-16-09-01/826-ТУ
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы нетрадиционные методы и способы развития творческой деятельности: рисование отпечатками руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, рисование трафаретом при помощи поролоновой губки, лепка и аппликация пластилином, бумажная и объемная аппликация. Так же новизна программы определяется тем, что при разработке были учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению дошкольников, переход на личностно – ориентированную модель обучения. В программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста,
Актуальность и социальная значимость предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития дошкольников, так как в современных условиях количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения ещё достаточно велико. Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга» направлена на всестороннее развития личности ребенка, на развитие его творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой дошкольник создает новое, оригинальное, анализируя воображение, и реализует свой замысел, на средства для его воплощения. Таким образом, развитие в рамках образовательного направления с дошкольниками выступает, как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
Отличие данной дополнительной общеобразовательной программы от других программ заключается в том, что она носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, помогает освоить специфику социальных отношений, ориентирует на развитие потенциальных возможностей обучающегося, готовит переход от игровой деятельности к творческой и учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Целевая аудитория – дети дошкольного возраста, их родители (лица их заменяющие).
Для успешного развития творческой и свободной личности процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
- целостности
- удовлетворения потребностей детей и их родителей
- самореализации ребенка
- непрерывности образования.
Цель – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Обогатить конкретные начальные представления детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;
- Сформировать базовые понятия, навыки и основные базовые компетентности на начальном этапе;
- Приучить детей к дисциплине, самообслуживанию, уважению к педагогам и взрослым людям.
Воспитательные задачи:
- Сформировать нравственные и эстетические представления об общечеловеческих ценностях у детей;
- Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- Приобщить детей к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Развивающие задачи:
- Выявить и развить творческие способности;
- Развить внимание, память, сообразительность, мышление;
- Развить эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Режим занятий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга» рассчитана на дошкольников 5 – 7 лет, на 1 учебный год, 108 часов в год.
Программа содержит 3 модуля:
- Рисование – 1 раз в неделю 1 академический час.
- Аппликация – 1 раз в неделю 1 академический час.
- Лепка – 1 раз в неделю 1 академический час.
Все три модуля реализуются параллельно друг с другом, что предусматривающее последовательное освоение программы.
Число обучающихся в группе до 10 человек. Форма деятельности очная.
Формы организации учебного процесса.
Ведущей формой организации занятий является фронтальная. Наряду с фронтальной формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Это подготовка индивидуальных дополнительных заданий для детей, которые быстрее других справляются с основной задачей занятия, коррекционно – развивающее сопровождение детей, нуждающихся в дополнительной поддержке. Форма обучения очная. Уровень освоения программы – ознакомительный.
Формы деятельности детей: игровая; беседа; просмотр и обсуждение развивающих и обучающих мультфильмов; развлечения; конкурсы; выставки; экскурсии; творческие мастерские.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление таких положительных качеств, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие;
- Умение оценивать свои поступки и события
- Формирование чувства патриотизма
- Наличие устойчивого интереса к учебе
- Наличие этических качеств, основанных на уважении кдруг другу
- Готовность выполнять правила школьной жизни.
- Формирование здорового образа жизни
- Проявление трудолюбия
- Проявление образного восприятия мира
Регулятивные:
- Учится определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- Учится действовать по образцу и заданному плану;
- Находит ошибки и корректирует их
- Планирует свою деятельность с помощью педагога и по его требованию
- Оценивает свою работу
Познавательные:
- Учится ориентироваться в своей системе знаний;
- Отличать новое от уже известного;
- Учится ориентироваться в учебном пособии;
- Преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к миру взрослых;
- Сравнивает, анализирует полученные знания
- Выделяет признаки основных понятий, действий с учетом программы
- Сравнивает, классифицирует и обобщает полученные знания
- Переводит символы и знаки в устную и письменную речь
Коммуникативные:
- Слушает педагога и выполняет его требования
- Сотрудничает с педагогом и детьми
- Умение легко входить в контакт с детьми и педагогом
- Умение вступать в диалог, поддерживать его
- Проявление чувства коллективизма при работе на занятиях
Виды и формы контроля.
Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения внутреннего мира, возможно при отслеживании достижений ребенка. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятия с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.
Поэтому особое место в образовательном процессе принадлежит диагностике усвоения учебного материала. В начале учебного года проводится начальная диагностика, в конце каждого модуля обучающийся выполняет конкурсную работу. Данные о результатах диагностики заносятся в диагностическую карту по модулям.
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения обучающихся в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
- Наблюдение за активностью обучающихся в различные периоды пребывания на занятии;
- Анализ продуктов детской деятельности.
Мониторинг детского развития включает в себя: развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Его основная задача – выявить индивидуальные особенности развития обучающегося, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за обучающимся и бесед с ним, конкурсных работ. На основании проведенных мероприятий составляется индивидуальная траектория его развития.
Формой фиксации личных результатов служат информационные карты. В них отражены результаты участия детей в творческих уроках, праздниках, конкурсных мероприятиях, акциях.
2. Учебно - тематический план программу
№ | модуль | всего часов | теория | практика | контроль |
Рисование | 36 | 4 | 30 | 2 | |
Аппликация | 36 | 4 | 30 | 2 | |
Лепка | 36 | 4 | 30 | 2 | |
Итого | 108 | 12 | 90 | 6 |
1 модуль «Рисование».
Цель – формирование у детей дошкольного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие названия цветов и элементарные правила их смешивания;
- Дать понятие об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- Дать названия материалов и инструментов;
- Научить правилам безопасности и личной гигиены.
- Научить правильно пользоваться кисточкой, карандашами.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к изобразительному искусству;
- Способствовать развитию детского творчества.
- развить мышление, память, воображение;
- Способствовать развитию рисования предметов с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа
Воспитательные:
- способствовать воспитанию трудолюбия;
- способствовать воспитанию интереса и любви к красоте природы;
- Вызвать интерес к занятиям рисования;
- сформировать положительную мотивацию к рисованию;
- воспитывать интерес к изучению изобразительного искусства;
- активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты
- Знают названия цветов и элементарные правила их смешивания;
- Знают основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- Отличают названия материалов и инструментов;
- Знают правила безопасности и личной гигиены.
- правильно держат кисточку, карандаши,
- рисуют предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
Компетенция: обучающиеся владеют навыками рисования простых композиций.
Учебно – тематический план 1 модуля «Рисование».
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
Вводное занятие. | 1 | 1 | |||
Начальное тестирование | 1 | 1 | |||
Упражнение на развитие руки - линии | 3 | 1 | 2 | ||
Три основных цвета художника | 2 | 1 | 1 | ||
Смешение красок | 5 | 1 | 4 | ||
«Осенние листья» | 1 | 1 | |||
«Осенний лес» | 1 | 1 | |||
Украшаем узором варежки | 1 | 1 | |||
Готовим зимнюю одежду (узор на шапочке и шарфике). | 1 | 1 | |||
Украсим терем Деда Мороза. | 1 | 1 | |||
Елочные игрушки | 1 | 1 | |||
Новогодний праздник | 1 | 1 | |||
Новогодний праздник | 1 | 1 | |||
«Зимний лес» | 1 | 1 | |||
Зимние забавы | 1 | 1 | |||
Узор на коврике | 1 | 1 | |||
Узор на тарелке | 1 | 1 | |||
Ваза с цветами | 1 | 1 | |||
Рыбка в аквариуме | 1 | 1 | |||
Подводное царство | 1 | 1 | |||
Весна идет | 1 | 1 | |||
Бабочка | 1 | ||||
Праздничный салют | 1 | 1 | |||
Любимая игрушка | 1 | 1 | |||
Любимая сказка | 1 | 1 | |||
Мое любимое животное. | 1 | 1 | |||
Летние фантазии | 1 | 1 | |||
Ура! Каникулы | 1 | 1 | |||
Конкурсная работа | 1 | 1 | |||
итого | 36 | 4 | 30 | 2 |
Содержание 1 модуля «Рисование».
Совершенствуется умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращается внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
передается положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по передается движения фигур. Овладение композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
2 модуль «Аппликация»
Цель - развитие художественно – творческих способностей детей
Задачи:
Образовательные:
- Научить правилам безопасности и личной гигиены.
- Дать понятие материалов и инструментов и работы с ними;
- Научить пользоваться инструментами для аппликации;
- Научить вырезать простые фигуры из бумаги;
- Научить выполнять простейшую композицию.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к аппликации;
- Способствовать развитию детского творчества.
- развить мышление, память, воображение;
- развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа
Воспитательные:
- способствовать воспитанию трудолюбия;
- способствовать воспитанию интереса и любви к красоте природы
- Вызвать интерес к занятиям аппликацией;
- сформировать положительную мотивацию к занятиям аппликацией;
- активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
- умеют пользоваться ножницами;
- знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;
- передают различие предметов по величине;
- вырезают простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы);
- знают названия и свойства основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
- Знают правила склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
- создают простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
- составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
Компетенция: обучающиеся владеют навыком составления простой композиции из бумаги.
Учебно – тематический план 2 модуля «Аппликация».
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
Начальное тестирование | 1 | 1 | |||
Знакомство с бумагой | 2 | 1 | 1 | ||
Вырезание из бумаги | 2 | 1 | 1 | ||
Вырезаем геометрические фигуры | 3 | 1 | 2 | ||
Аппликация геометрических фигур | 3 | 3 | |||
Отрывная аппликация | 4 | 1 | 3 | ||
Осенняя ветка | 1 | 1 | |||
Строим дом из кирпичей | 1 | 1 | |||
Перевозим груз | 1 | 1 | |||
Елочка | 1 | 1 | |||
Новогодняя открытка | 1 | 1 | |||
Парусные лодки | 1 | 1 | |||
Ваза | 1 | 1 | |||
Высотный дом | 1 | 1 | |||
Аппликация «Открытка папе» | 1 | 1 | |||
Аппликация «волшебные полоски» | 1 | 1 | |||
Открытка для мамы | 1 | 1 | |||
Аппликация «Весна» | 2 | 2 | |||
Узор в квадрате | 1 | 1 | |||
Воздушные шары | 1 | 1 | |||
Аппликация Любимая сказка | 3 | 3 | |||
Аппликация «У солнышка в гостях» | 2 | 2 | |||
Конкурсная работа | 1 | 1 | |||
Итого | 36 | 4 | 30 | 2 |
Содержание 2 модуля «Аппликация».
Название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены; использование материалов , которыми можно вырезать и приклеивать; правильно держать ножницы, выполнять ими формообразующие движения; вырезание простых фигур (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.); создание изображения аппликации различными способами, составление композиции из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок); создание простых по композиции и содержание сюжета (лес, ёжик бежит по дорожке, сказка, тарелка с фруктами, летящие самолеты); составление узоров на полоске, в квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине; Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники). Вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недостающие элементы до готовой поделки (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин). Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.
3 модуль «Лепка»
Цель - Формирование творческой активности, художественного вкуса.
Задачи:
Образовательные:
- Научить правилам безопасности и личной гигиены.
- Дать понятие материалов и инструментов и работы с ними;
- Научить пользоваться инструментами и материалами для лепки ;
- Научить лепить простые фигуры из пластилина;
- Научить выполнять простейшую композицию.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к лепке;
- Способствовать развитию детского творчества.
- развить мышление, память, воображение;
- развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа
Воспитательные:
- способствовать воспитанию трудолюбия;
- способствовать воспитанию интереса и любви к красоте природы;
- Вызвать интерес к занятиям лепкой;
- сформировать положительную мотивацию к занятиям лепкой;
- активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
- умеют пользоваться пластилином;
- знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;
- научить отделять кусочки пластического материала;
- лепят простые фигуры (шарики, полоски, «колбаски»);
- создают простые по композиции и содержанию сюжеты;
- создают простейшую композицию («божья коровка на листке и т.д.);
- разукрашивают пластилином по трафарету;
Компетенция: обучающиеся владеют навыком составления простой композиции из пластилина.
Учебно – тематический план 3 модуля «Лепка».
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
Вводное занятие. | 1 | 1 | |||
Начальное тестирование | 1 | 1 | |||
Техника безопасности, инструменты, материалы | 1 | 1 | |||
Правила работы с пластилином | 1 | 1 | |||
Знакомство с базовыми формами. | 1 | 1 | |||
Скатывание шариков, палочек, колбасок | 1 | 1 | |||
Лепка грибочков | 1 | 1 | |||
Гусеница | 1 | 1 | |||
Листик. | 1 | 1 | |||
Дружные улитки. | 1 | 1 | |||
Лепка на картоне «Осенние листья» | 2 | 2 | |||
Лепка на картоне «Осенняя композиция» | 3 | 3 | |||
Уточка | 2 | 2 | |||
Ежик | 2 | 2 | |||
Новогодняя елочка | 1 | 1 | |||
Весёлые снеговики. | 2 | 2 | |||
Зайчик | 2 | 2 | |||
Божья коровка | 1 | 1 | |||
Лепка на картоне «Дерево» | 2 | 2 | |||
Лепка на картоне «Котенок» | 2 | 2 | |||
«Мимоза» | 2 | 2 | |||
Лепка композиции «Весенняя полянка» | 2 | 2 | |||
Лепка композиции «Лето» | 2 | 2 | |||
Конкурсная работа | 1 | 1 | |||
Итого | 36 | 4 | 30 | 2 |
Содержание 3 модуля «Лепка».
учатся отделять кусочки пластического материала, раскатывание их прямыми или круговыми движениями между ладонями и на доске (клеенке), расплющивать полученные формы, сворачивать палочку-колбаску в круг-кольцо, соединять детали между собой, прижимать детали друг к другу. Знакомятся: с названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина), с принципами лепки простейших форм (шар, палочка), с простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски, с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Методическое обеспечение программы
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Задача педагогов — формировать у детей 5 - 6 лет предучебный тип позиции, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности с взрослым — учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, как физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы, тип личности (мыслительный и художественный), Позиция педагога предполагает корректирование неблагоприятных вариантов развития ребенка, организация специфических видов детской деятельности, задействование диалогического общения с позиций сотрудничества и партнерства. Большое значение имеет личность педагога.
Оказывается, что представление шестилетнего ребенка об окружающей его действительности зависит от социально-психологических условий.
Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит, прежде всего, от социального окружения (семьи, общения с родными и близкими, друзьями), эмоциональных отношений, национальных традиций, места жительства и других факторов. Тем более не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о формировании коллективной и групповой работы и общественных навыков. Именно поэтому основной задачей педагога является выявление пробелов в развитии ребенка и их коррекция. Ведь для ребенка, психологически не готового к обучению, учеба представляет серьезную нагрузку, которая может нежелательно отразиться на его здоровье.
Для формирования мотивационной готовности к школе педагогам необходимо:
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать общение дошкольников и школьников.
4. Использовать загадки на школьную тему.
5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее?»
Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Как правило, учебная мотивация возникает естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, и конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам сам стремится научиться читать и считать, что говорит о возникновении у него учебной мотивации.
Возможность обучения детей с ОВЗ, других особых социальных групп
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в учреждениях дополнительного образования. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы с данной группой детей по программе «Радуга» используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование.
Реализация рабочей программы дополнительного образования детей
«Радуга» позволяет расширить опыт эффективного общения, обучить детей способам конструктивного и нормативного взаимодействия.
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самооценки дошкольного периода детства в кружковой работе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становления личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Главным образом, в формировании режима и структуры занятий чередуются виды учебной деятельности (рассказ, новая тема, практическая деятельность), просмотр мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы.
На уроках предусмотрены ритмические перемены, физкульт. минутки, целью которых является обеспечение учащихся необходимой двигательной активностью.
Также на занятиях проводятся динамические паузы на развитие моторики и укрепление осанки. Так же проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках занятия (физкультминутки, гимнастика для глаз или другие).
На занятиях программы «Радуга» используются современные образовательные технологии.
Игровые технологии:
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени (особенно это относится к детям не посещающим ДОУ). В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Здоровьесберегающие технологии:
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни. Поэтому задача педагогов и родителей — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь.
Главным образом, в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Поэтому в данной программе предусмотрены не только ритмические перемены, физкульт. минутки и динамические паузы, целью которых является обеспечение воспитанников необходимой двигательной активностью, но и вышеперечисленные мероприятия по профилактике здоровьесбережения.
Мы стараемся приучать детей заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих, формировать элементарные представления о том, что полезно, а что вредно и почему.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни
Коммуникационные технологии:
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятия по программе «Рисование» с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учащимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество
Материально – техническое обеспечение
Программа составлена с учётом возможностей Центра детского творчества:
- Наличие материально-технической базы: учебный кабинет;
- Книги, цветные карандаши, альбомы.
Аудиокассеты со сказками, настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников анкеты, тесты по определению уровня воспитанности,
диагностические карты, дидактические игры, DVD диски с обучающими мультфильмами.
- Компьютер для показа учебных занятий, подготовки к занятию, для оформления необходимой информации и рабочей документации.
- Модем для выхода в интернет.
- фотоаппарат для фиксации готовых работ, мастер – классов, праздников.
Литература
Для педагога
- «Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей дошкольного возраста. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. : Баласс, 2012.
- Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/Авт. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Денякина Л.М., Чиндилова О.В. - М. : Баласс, 2008- 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения : теория и практика : Р.Н. Бунеев. – М. : Баласс, 2009.
- Бунеев, Р.Н. Учёт психолого-педагогических принципов нового поколения в образовательной системе / Р.Н. Бунеев. // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла. Сборник материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Ба-ласс, Издательский дом РАО, 2003.
- Образовательная система «Школа 2100» – качественное образо-
вание для всех : сб. материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006.
- Образовательная система «Школа 2100» : сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2008.
- Основная образовательная программа. «Детский сад 2100». –
М. : Баласс, 2012.
- Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Методическое издание. Автор - составитель Верещагина Н.В.(Подготовительная к школе группа)- ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». С-П., 2011 г.
- Интернет – ресурсы
Приложение
Информационная карта учащегося
Ф.И.О_________________________________________________
Дата рождения__________________________________________
ТО «_____________________», Руководитель________________
Дата вступления в объединение____________________________
№ | Мероприятие | Дата проведения | Место проведения | Название выполненной работы | Результат |
Диагностическая карта
Творческое объединение «Школа раннего развития»,
Педагог ______________, ___________ уч. год
Рисование
№ | Фамилия, имя учащегося | ||||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. |
Диагностическая карта
Творческое объединение «Школа раннего развития»,
Педагог ______________, ___________ уч. год
Лепка
№ | Фамилия, имя учащегося | ||||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. |
| ||||||
9. |
Диагностическая карта
Творческое объединение «Школа раннего развития»,
Педагог ______________, ___________ уч. год
Аппликация
№ | Фамилия, имя учащегося | Описание картины | Закономерность | Анализ, сравнение, вывод | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
|
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.
Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми .
В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:
-цветах;
- формах;
- величине.
Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.
1 задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
3 задание «Найди предметы в группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
4 задание «Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла - Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
5 задание «Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
6 задание «Домик для собачки»:
Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.
-А теперь послушайте стихотворение про собачку.
-Что делает собачка? (охраняет дом)
-Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла - ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Качественная характеристика уровней освоения сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Конспекты дидактических игр к педагогической диагностике
1 задание «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»
Цель: Выявить умение детей вставлять предметы данной формы (круглые, квадратные, прямоугольные) в соответствующие отверстия.
Пособия: Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
3 задание «Найди предметы в группе»
Цель: Выявить умения находить предметы в окружающей обстановке, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
4 задание «Чудесный мешочек»
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
5 задание «Светит солнышко»
Цель: Выявить умение ребенка правильно называть величину (длинные и короткие лучики).
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, банки с водой, кисти и салфетки.
Ход игры:
Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко».
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Порадоваться вместе с ребятами ярким рисункам.
6 задание «Домик для собачки»
Цель: Выявить умение рисовать предмет квадратной и круглой формы, правильно передавать относительную величину частей предмета.
Пособия: ½ альбомного листа, восковые мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.
Детки угадывают с помощью наводящих вопросов.
-А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Пес»:
У крыльца лохматый пес,
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор.
-Что делает собачка? (охраняет дом)
-Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
В процессе рисования напомнить об аккуратном использовании краски, красивом закрашивании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"
Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
Обобщение опыта работы...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Волшебная бумага»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии "Волшебная бумага" для детей от 7до 12 лет. Срок реализации 2 года....