программа дополнительного образования Хочу все знать
рабочая программа (10 класс)

Руденко Марина Николаевна

программа проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._pr_dop_obraz_hochu_vse_znat.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Исследование создает новое знание.

Нил Армстронг

Упорство в научном исследовании приводит к тому, что я люблю называть «инстинктом истины».

 Луи Пастер

Программа дополнительного образования «Хочу все знать» представляет общеразвивающее направление и предназначена для учащихся 5-11 классов. Возраст обучающихся - 11-16 лет.  Количество обучающихся в группе - 15 человек. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа академических: 45мин.).

       

 Основная цель программы: формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через включение их в изучение актуальных проблем окружающей действительности, создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся через проектную деятельность.

Для достижения цели поставлены задачи:

  •   привлечь заинтересованных детей к учебно-исследовательской и проектной работе, исследованиям в различных областях знаний;
  • выявить основные интересы и склонности воспитанников в научно-исследовательской деятельности;
  • повысить мотивацию к познанию окружающего мира, путем активизации личностной позиции в образовательном процессе;
  • развить мыслительные  умения и навыки, способности к самообразованию;
  • формировать: умения и навыки работы с различными источниками информации; культуру устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию;
  • приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки обучающихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме;
  • освоить методику учебного исследования и проектной работы, самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.

Особенность программы состоит в ее ориентации на овладении обучающимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и  вообще для успешного обучения.

В процессе обучения,   у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

  • умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
  •  навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
  •  навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
  •  навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
  • умения оформлять проект.

Содержание обучения включает в себя пять блоков: 

Блок 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность

Блок 3. Подготовка к представлению и защите

Блок 4. Представление  и защита результатов  ПИД

Блок 5.  Знакомство с информационной средой для расширения возможностей развития проектных и иных творческих навыков

Показатели эффективности реализации программы:

  • нацеленность обучающихся на исследовательскую деятельность;
  • сформированность уровня отношений: я и наука,  я и творчество, я и Родина, я и мои друзья, я и взрослые;
  • активная жизненная позиция и активное участие в проектно-исследовательской деятельности;
  • владение способами самостоятельного приобретения необходимых знаний из различных источников информации, включая Интернет-ресурсы;
  • профессиональное самоопределение   способных и одаренных обучающихся в области проектно-исследовательской деятельности.

Фиксируемые умения:

  • выделение проблемы;
  • определение цели и задач исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • выделение объекта исследования;
  • определение структуры работы;
  • создание плана исследования;
  • умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования, анкетирование);
  • анализ адекватности выбранных методов задаче;
  • дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
  • корректирование программы исследования.

Планируемые результаты освоения программы.

         Обучающиеся должны научиться:  видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям; классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;  структурировать материал.

Сформированные действия.

        В ходе решения системы проектных задач,  у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:  рефлексировать  (видеть проблему); анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки; целеполагать  (ставить и удерживать цели);  планировать,  (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное, готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Главным является умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Результаты Личностные: формирование у детей мотивации к личностному  обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

Средства формирования -  организация на занятий парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результатам работы

Средства формирования: в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве  

Познавательные: умения учиться (развитие навыка решения творческих задач и навыка  поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Средства формирования: расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета;

Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Средства формирования: учитывать разные мнения и интересы;   обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее;  продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию,  как ориентир для построения действия.

        

По окончании программы обучающийся должен:

Уметь: осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания; решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования; работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание  необходимого материала; грамотно оформлять исследовательские работы; представлять (защищать) свои работы на различные  аудитории

Владеть: исследовательскими умениями и навыками, использовать компьютер для поиска информации и оформления письменной части проекта.

В ходе обучения обучающимися будут выполнена проектная или исследовательская работа (написание исследовательской работы, создание электронной презентации; самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий). Данные работы получают словесную оценку, так как программа  нацелена  на привитие интереса к ПИД, поощрение обучающихся, участвующих в ПИД - умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования); анализ адекватности выбранных методов задаче; дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой; корректирование программы исследования.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теор. часы

Практ. часы

1.

Блок 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

39

18

21

2.

Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность

35

3

32

3.

Блок 3. Подготовка к представлению и защите

7

-

7

4.

Блок 4. Представление  и защита результатов  ПИД

7

-

7

5.

Блок 5.  Знакомство с информационной средой для расширения возможностей развития проектных и иных творческих навыков.  Участие в конкурсах, олимпиадах

14

6

42

Итого часов

136

27

109

Содержание

Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы). Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка

Основные методы исследования:  анализ, описание, наблюдение, эксперимент и другие.

Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений.

Эксперимент. Виды эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов эксперимента.  

 Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы.  Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения.

Источники информации. Сбор и обработка информации

Практическая работа.  Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях науки, их достижения». Обсуждение найденных материалов.

Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке. Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов. Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.

 Практическая работа. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет

 Основные виды исследовательских работ. Требования к его оформлению

 Проектно-исследовательская деятельность.  Проект. Требования к оформлению проекта. Требования к оформлению работ (обобщение).  Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники. Критерии экспертной оценки работы (темы)

Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. Правила работы с техникой, техника безопасности. Компьютерные программы оформления работ. Компьютерное оформление реферата (Word). Компьютерное оформление проекта (PP). Работа по копированию и редактированию текстового и иллюстративного материала.

Индивидуальное исследовательское задание. Организация индивидуальной научно – исследовательской работы. Составление индивидуальной рабочей программы (алгоритм действия). Составление индивидуальной рабочей программы (составление плана исследования): выбор темы научного исследования.  Гипотеза.

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.

  • Введение: введение в проблему, основные цель и задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы.
  • Основная часть НИР: Методы исследования, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части.
  • Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Корректировка плана. Оформление результатов научного исследования. Самостоятельная работа над проектом.

Речевая компетенция обучающегося. Основы публичных выступлений. Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи. Практическое владение нормами литературного языка. Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста. Различные стили речи и жанры речевых высказываний. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории.  Индивидуальный характер речи (словарь, интонация, образность). Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.  Психологический настрой на работу с аудиторией. Психологический аспект готовности к выступлению. Приемы саморегуляции.  Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека.

Представление  и защита результатов  ПИД.  Рефлексия.  

Выступление обучающихся на муниципальной,  региональной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ.

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, экскурсиях. Мероприятия блока №5 проводятся в течение учебного года по графику их проведения организаторами.

Календарно-тематическое планирование

Блок

№ п/п

Наименование разделов и тем

теория

практика

1

1.

Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.

+

2-3.

Особенности исследовательской и проектной деятельности

+

4.

Классификация проектов

+

5.

Этапы работы над проектом и его структурные компоненты

+

6.

Определение темы и выявление проблемы

+

7-8.

Актуализация проблемы. Целеполагание

+

8.

Предмет и объект исследования

+

9-10.

Учимся разграничивать предмет и объект

+

11.

Выдвижение гипотез

+

12.

Правильное мышление и логика

+

13.

Что такое парадоксы

+

14-15.

Культура мышления и необходимые навыки

+

+

16.

Выявление склонностей учащихся к исследовательской и проектной деятельности

+

17-18.

Классификация методов исследовательской и проектной деятельности и их характеристика

+

19-20.

Наблюдение, опыт, эксперимент

+

21.

Опрос, анкетирование, интервьюирование

+

22.

Ассоциации, аналогии, сравнение

+

23.

Анализ и синтез, индукция и дедукция

+

24.

Продукт проекта как результат деятельности

+

25.

Отбор материала по теме исследования

+

26.

Работа в сети интернет

+

27-28.

Как сделать интернет своим помощником

+

29-30.

Где еще можно добыть информацию

+

31.

Анализ собранного материала, подготовка текста работы

+

32.

Как проверить текст на антиплагиат

+

33.

Презентационный этап

+

34-35.

Как создать  презентацию

+

36.

Требования к публичному выступлению

+

37.

Как подготовить речь к защите проекта

+

38.

Критерии оценки проектных работ

+

5

39-40.

Где можно представить свой проект (конкурсы, конференции)

+

41-42.

Посещение районного центра для одаренных детей

+

43.

Дистанционное знакомство с областным центром для одаренных детей «Ступени успеха»

+

44.

Как пройти регистрацию  и подать заявку в «Ступени успеха»

+

45.

Дистанционное знакомство с всероссийским центром для одаренных детей «Сириус»

+

46.

Как пройти регистрацию  и подать заявку в «Сириус»

+

2

47.

Определение области научных интересов обучающихся

+

48.

Составление плана работы над проектом

+

49-50.

Практическая работа по определению проблемы, предмета, объекта, выдвижению гипотезы

+

51-52.

Сбор материала по теме проекта

+

53-54.

Работа в сети интернет

+

55.

Правила ТБ при проведении опытов

+

56-57.

Проведение эмпирических методов исследования

+

58.

Составление анкет

+

59.

Проведение анкетирования и опросов

+

60.

 Обработка анкетных данных

+

61.

Подготовка вопросов интервью

+

62.

Проведение интервью

+

63.

Оформление текста интервью

+

64-65.

Анализ экспериментальных данных

+

66.

Требования к оформлению работы

+

67.

Титульный лист

+

68-69.

Работа с текстом на компьютере

+

70.

Набор текста

+

71.

Виды диаграмм: круговые, столбиковые и другие

+

72-73.

Построение диаграмм, графиков, таблиц

+

74-75.

Создание продукта. Работа  над проектным продуктом

+

76.

Оформление проекта

+

77.

Подготовка презентации проекта

+

78-79.

Работа над презентацией

+

80-81.

Оформление презентации

+

3

82.

Подготовка работ для участия в дистанционных конкурсах

+

83-84.

Подготовка публичного выступления

+

85-86.

Как отвечать на вопросы во время защиты проекта

+

87-88.

Представление проектов на заседании объединения

+

4

89-90.

Презентация проектов на школьной научно-практической конференции

+

91.

Анализ  деятельности, правка и корректировка по замечаниям

+

92-94.

Презентация проектов на муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», «Ступени успеха»

+

95-96.

Анализ публичных выступлений, работа над ошибками

+

5

97-100.

Участие в ОВИО «Наше наследие»

+

101-104.

Участие в олимпиаде по ОПК

+

105-108.

Участие в ВСОШ

+

109-112.

Участие в олимпиаде «Покори воробьевы горы»

+

113-116.

Участие в олимпиаде «Аксиос»

+

117-120.

Участие в олимпиаде ДГТУ «Звезда»

+

121-122.

Неделя науки. Викторина по праву

+

123-124.

Неделя науки. Экологический КВН

+

125-126.

Неделя науки. Конкурс «Математический калейдоскоп»

+

127-128.

Неделя науки. Конкурс «Загадки истории»

+

129-130

Неделя науки. Конкурс «Тропами геологов»

+

131-132.

Подведение итогов работы объединения

+

133-136.

Экскурсия в краеведческий музей (лабораториум, музей науки)

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"

Адаптированная программа по подготовке детей к школе....

Программа деятельности кружка "Хочу все знать"

Организация внеурочной деятельности учащихся проходит через коллективные творческие дела. Они позволяют развивать организаторские способности учащихся, почувствовать себя лидерами. Главное в этой деят...

Программа для лагеря "Хочу все знать"

Программа реализуется через игру,способную пробудить детскую любознательность,вовлечь в активное освоение окружающего мира. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному кра...