программа дополнительного образования Хочу все знать
рабочая программа (10 класс)
программа проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._pr_dop_obraz_hochu_vse_znat.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Исследование создает новое знание.
Упорство в научном исследовании приводит к тому, что я люблю называть «инстинктом истины».
Программа дополнительного образования «Хочу все знать» представляет общеразвивающее направление и предназначена для учащихся 5-11 классов. Возраст обучающихся - 11-16 лет. Количество обучающихся в группе - 15 человек. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа академических: 45мин.).
Основная цель программы: формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через включение их в изучение актуальных проблем окружающей действительности, создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Для достижения цели поставлены задачи:
- привлечь заинтересованных детей к учебно-исследовательской и проектной работе, исследованиям в различных областях знаний;
- выявить основные интересы и склонности воспитанников в научно-исследовательской деятельности;
- повысить мотивацию к познанию окружающего мира, путем активизации личностной позиции в образовательном процессе;
- развить мыслительные умения и навыки, способности к самообразованию;
- формировать: умения и навыки работы с различными источниками информации; культуру устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию;
- приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки обучающихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме;
- освоить методику учебного исследования и проектной работы, самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.
Особенность программы состоит в ее ориентации на овладении обучающимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения.
В процессе обучения, у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
- умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
- навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
- навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
- навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
- умения оформлять проект.
Содержание обучения включает в себя пять блоков:
Блок 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности
Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность
Блок 3. Подготовка к представлению и защите
Блок 4. Представление и защита результатов ПИД
Блок 5. Знакомство с информационной средой для расширения возможностей развития проектных и иных творческих навыков
Показатели эффективности реализации программы:
- нацеленность обучающихся на исследовательскую деятельность;
- сформированность уровня отношений: я и наука, я и творчество, я и Родина, я и мои друзья, я и взрослые;
- активная жизненная позиция и активное участие в проектно-исследовательской деятельности;
- владение способами самостоятельного приобретения необходимых знаний из различных источников информации, включая Интернет-ресурсы;
- профессиональное самоопределение способных и одаренных обучающихся в области проектно-исследовательской деятельности.
Фиксируемые умения:
- выделение проблемы;
- определение цели и задач исследования;
- формулирование гипотезы;
- выделение объекта исследования;
- определение структуры работы;
- создание плана исследования;
- умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования, анкетирование);
- анализ адекватности выбранных методов задаче;
- дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
- корректирование программы исследования.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал.
Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач, у обучающихся могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему); анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки; целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать, (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное, готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Главным является умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Результаты Личностные: формирование у детей мотивации к личностному обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.
Средства формирования - организация на занятий парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам работы
Средства формирования: в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные: умения учиться (развитие навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Средства формирования: расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета;
Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Средства формирования: учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, как ориентир для построения действия.
По окончании программы обучающийся должен:
Уметь: осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания; решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования; работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание необходимого материала; грамотно оформлять исследовательские работы; представлять (защищать) свои работы на различные аудитории
Владеть: исследовательскими умениями и навыками, использовать компьютер для поиска информации и оформления письменной части проекта.
В ходе обучения обучающимися будут выполнена проектная или исследовательская работа (написание исследовательской работы, создание электронной презентации; самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий). Данные работы получают словесную оценку, так как программа нацелена на привитие интереса к ПИД, поощрение обучающихся, участвующих в ПИД - умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования); анализ адекватности выбранных методов задаче; дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой; корректирование программы исследования.
Учебно-тематический план
№п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теор. часы | Практ. часы |
1. | Блок 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности | 39 | 18 | 21 |
2. | Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность | 35 | 3 | 32 |
3. | Блок 3. Подготовка к представлению и защите | 7 | - | 7 |
4. | Блок 4. Представление и защита результатов ПИД | 7 | - | 7 |
5. | Блок 5. Знакомство с информационной средой для расширения возможностей развития проектных и иных творческих навыков. Участие в конкурсах, олимпиадах | 14 | 6 | 42 |
Итого часов | 136 | 27 | 109 |
Содержание
Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы). Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка
Основные методы исследования: анализ, описание, наблюдение, эксперимент и другие.
Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений.
Эксперимент. Виды эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов эксперимента.
Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения.
Источники информации. Сбор и обработка информации
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях науки, их достижения». Обсуждение найденных материалов.
Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке. Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов. Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Практическая работа. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет
Основные виды исследовательских работ. Требования к его оформлению
Проектно-исследовательская деятельность. Проект. Требования к оформлению проекта. Требования к оформлению работ (обобщение). Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники. Критерии экспертной оценки работы (темы)
Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. Правила работы с техникой, техника безопасности. Компьютерные программы оформления работ. Компьютерное оформление реферата (Word). Компьютерное оформление проекта (PP). Работа по копированию и редактированию текстового и иллюстративного материала.
Индивидуальное исследовательское задание. Организация индивидуальной научно – исследовательской работы. Составление индивидуальной рабочей программы (алгоритм действия). Составление индивидуальной рабочей программы (составление плана исследования): выбор темы научного исследования. Гипотеза.
Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.
- Введение: введение в проблему, основные цель и задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы.
- Основная часть НИР: Методы исследования, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части.
- Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Корректировка плана. Оформление результатов научного исследования. Самостоятельная работа над проектом.
Речевая компетенция обучающегося. Основы публичных выступлений. Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи. Практическое владение нормами литературного языка. Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста. Различные стили речи и жанры речевых высказываний. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории. Индивидуальный характер речи (словарь, интонация, образность). Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Психологический настрой на работу с аудиторией. Психологический аспект готовности к выступлению. Приемы саморегуляции. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека.
Представление и защита результатов ПИД. Рефлексия.
Выступление обучающихся на муниципальной, региональной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ.
Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, экскурсиях. Мероприятия блока №5 проводятся в течение учебного года по графику их проведения организаторами.
Календарно-тематическое планирование
Блок | № п/п | Наименование разделов и тем | теория | практика |
1 | 1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. | + | |
2-3. | Особенности исследовательской и проектной деятельности | + | ||
4. | Классификация проектов | + | ||
5. | Этапы работы над проектом и его структурные компоненты | + | ||
6. | Определение темы и выявление проблемы | + | ||
7-8. | Актуализация проблемы. Целеполагание | + | ||
8. | Предмет и объект исследования | + | ||
9-10. | Учимся разграничивать предмет и объект | + | ||
11. | Выдвижение гипотез | + | ||
12. | Правильное мышление и логика | + | ||
13. | Что такое парадоксы | + | ||
14-15. | Культура мышления и необходимые навыки | + | + | |
16. | Выявление склонностей учащихся к исследовательской и проектной деятельности | + | ||
17-18. | Классификация методов исследовательской и проектной деятельности и их характеристика | + | ||
19-20. | Наблюдение, опыт, эксперимент | + | ||
21. | Опрос, анкетирование, интервьюирование | + | ||
22. | Ассоциации, аналогии, сравнение | + | ||
23. | Анализ и синтез, индукция и дедукция | + | ||
24. | Продукт проекта как результат деятельности | + | ||
25. | Отбор материала по теме исследования | + | ||
26. | Работа в сети интернет | + | ||
27-28. | Как сделать интернет своим помощником | + | ||
29-30. | Где еще можно добыть информацию | + | ||
31. | Анализ собранного материала, подготовка текста работы | + | ||
32. | Как проверить текст на антиплагиат | + | ||
33. | Презентационный этап | + | ||
34-35. | Как создать презентацию | + | ||
36. | Требования к публичному выступлению | + | ||
37. | Как подготовить речь к защите проекта | + | ||
38. | Критерии оценки проектных работ | + | ||
5 | 39-40. | Где можно представить свой проект (конкурсы, конференции) | + | |
41-42. | Посещение районного центра для одаренных детей | + | ||
43. | Дистанционное знакомство с областным центром для одаренных детей «Ступени успеха» | + | ||
44. | Как пройти регистрацию и подать заявку в «Ступени успеха» | + | ||
45. | Дистанционное знакомство с всероссийским центром для одаренных детей «Сириус» | + | ||
46. | Как пройти регистрацию и подать заявку в «Сириус» | + | ||
2 | 47. | Определение области научных интересов обучающихся | + | |
48. | Составление плана работы над проектом | + | ||
49-50. | Практическая работа по определению проблемы, предмета, объекта, выдвижению гипотезы | + | ||
51-52. | Сбор материала по теме проекта | + | ||
53-54. | Работа в сети интернет | + | ||
55. | Правила ТБ при проведении опытов | + | ||
56-57. | Проведение эмпирических методов исследования | + | ||
58. | Составление анкет | + | ||
59. | Проведение анкетирования и опросов | + | ||
60. | Обработка анкетных данных | + | ||
61. | Подготовка вопросов интервью | + | ||
62. | Проведение интервью | + | ||
63. | Оформление текста интервью | + | ||
64-65. | Анализ экспериментальных данных | + | ||
66. | Требования к оформлению работы | + | ||
67. | Титульный лист | + | ||
68-69. | Работа с текстом на компьютере | + | ||
70. | Набор текста | + | ||
71. | Виды диаграмм: круговые, столбиковые и другие | + | ||
72-73. | Построение диаграмм, графиков, таблиц | + | ||
74-75. | Создание продукта. Работа над проектным продуктом | + | ||
76. | Оформление проекта | + | ||
77. | Подготовка презентации проекта | + | ||
78-79. | Работа над презентацией | + | ||
80-81. | Оформление презентации | + | ||
3 | 82. | Подготовка работ для участия в дистанционных конкурсах | + | |
83-84. | Подготовка публичного выступления | + | ||
85-86. | Как отвечать на вопросы во время защиты проекта | + | ||
87-88. | Представление проектов на заседании объединения | + | ||
4 | 89-90. | Презентация проектов на школьной научно-практической конференции | + | |
91. | Анализ деятельности, правка и корректировка по замечаниям | + | ||
92-94. | Презентация проектов на муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», «Ступени успеха» | + | ||
95-96. | Анализ публичных выступлений, работа над ошибками | + | ||
5 | 97-100. | Участие в ОВИО «Наше наследие» | + | |
101-104. | Участие в олимпиаде по ОПК | + | ||
105-108. | Участие в ВСОШ | + | ||
109-112. | Участие в олимпиаде «Покори воробьевы горы» | + | ||
113-116. | Участие в олимпиаде «Аксиос» | + | ||
117-120. | Участие в олимпиаде ДГТУ «Звезда» | + | ||
121-122. | Неделя науки. Викторина по праву | + | ||
123-124. | Неделя науки. Экологический КВН | + | ||
125-126. | Неделя науки. Конкурс «Математический калейдоскоп» | + | ||
127-128. | Неделя науки. Конкурс «Загадки истории» | + | ||
129-130 | Неделя науки. Конкурс «Тропами геологов» | + | ||
131-132. | Подведение итогов работы объединения | + | ||
133-136. | Экскурсия в краеведческий музей (лабораториум, музей науки) | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
Адаптированная программа по подготовке детей к школе....
Программа деятельности кружка "Хочу все знать"
Организация внеурочной деятельности учащихся проходит через коллективные творческие дела. Они позволяют развивать организаторские способности учащихся, почувствовать себя лидерами. Главное в этой деят...
Программа для лагеря "Хочу все знать"
Программа реализуется через игру,способную пробудить детскую любознательность,вовлечь в активное освоение окружающего мира. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному кра...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать " 5-6 класс
Английский язык...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать "
Программаи кружка...