Познаем азы журналистики
методическая разработка (7 класс)
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить. Конечно же, большая роль отводиться педагогической поддержке в профессиональном самоопределении подростка. Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагога по оказанию помощи детям не только в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, но и с жизненным и профессиональным самоопределением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznaem_azy_zhurn.pptx | 482.7 КБ |
poznaem_azy_zhurnalistiki.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познаем азы журналистики Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Пирамида» МО Тимашевский район Колодий Ксения Андреевна Педагог дополнительного образования
Профессиональное самоопределение подростка 3 Представление о своем будущем Представление о будущем общества Самоопределение подростка
4 Помощь Общение Успешное продвижение в обучении Жизненное самоопределение Профессиональное самоопределение Педагогическая поддержка
Студия «Журналист» Цель создания студии: профессиональная ориентация детей в сфере журналистики. Направление работы: изучение основ журналистики и тележурналистики. 5
Знакомство с журналистскими профессиями 6 журналист с пец.кор фоторепортер обозреватель комментатор актер диктор
«Дневник социальной успешности» Социальное развитие; Рассказ о себе и о семье; Траектория личностного развития; Правила личностной эффективности обучающегося.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Познаем азы журналистики
К.А.Колодий, педагог дополнительного образования
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить. Конечно же, большая роль отводиться педагогической поддержке в профессиональном самоопределении подростка. Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагога по оказанию помощи детям не только в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, но и с жизненным и профессиональным самоопределением.
Сейчас бытует мнение, что чем больше у человека в его жизненном багаже профессий, тем шире возможность дальнейшего трудоустройства. И это немаловажно. Поэтому мы решили создать специализированную студию «Журналист», цель которой профессиональная ориентация детей в сфере журналистики. Направление работы студии определяется изучением основ журналистики и тележурналистики (в частности телеоператора, монтажера, журналиста). Для определения продуктивности работы в данном направлении мы взяли только 1 группу учащихся в возрасте 12 – 16 лет. Работают с детьми 2 педагога, каждый по своему профилю обучения.
Вся деятельность студии направлена на выявление творческих качеств личности, пробуждение и закрепление интереса к профессии журналиста, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации. Профессия журналист одна из самых престижных и востребованных в современном обществе. Она требует немало знаний в различных областях. Поэтому профильное обучение основам журналистской деятельности во многом выигрывает, позволяя на достаточно высоком, пусть и начальном уровне, подготовить учащихся к осознанному выбору будущей профессии, а в дальнейшем и к поступлению в СПО или ВУЗ.
Дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, познают особенности их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
Программы тесно взаимосвязаны. При разработке календарного учебного графика программ запланированы одинаковые темы («Разговорный стиль «Молодежный сленг», «Репортаж с места событий», «Интервью с интересным человеком», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т.д.). Таким образом, учащиеся постигают основы нескольких специальностей. Кроме того, через журналистику и интервьюирование дети знакомятся с другими профессиями взрослых (музееведом, учителем, продавцом, тренером и т.д). Создавая небольшие видеосюжеты или набрасывая статью о человеке определенной профессии или вида деятельности, которым тот увлекается, юный журналист или тележурналист (оператор, монтажер) непроизвольно знакомится с азами той деятельности, о которой собирается писать или создавать видео зарисовку. Подобная работа тоже может стать ступенькой в сложном вопросе по самоопределению ребенка. Таким образом, на сегодняшний день учащиеся студии могут проявить себя в любой деятельности, в любом направлении. Основной акцент делается на развитии самостоятельности и предпрофильной подготовке ребят в системе дополнительного образования. Изменилось мнение учащихся и о сути самой профессии «журналист».
Когда ребята только пришли в студию, 57% считали, что в этой профессии главное быть известным, иметь достойную заработную плату (54%) и иметь возможность карьерного роста (68.5%). Сейчас же, попробовав свои силы, узнавая все тонкости и особенности работы журналиста, корреспондента, они со всей серьезностью относятся к своей деятельности и считают, что главное в их профессии – это объективность в освещении фактов и доступность информации (66.6%). Учащиеся видят, что журналистика – это социально значимая профессия, и уверены, что необходимо быть настоящим профи, чтобы грамотно и интересно доносить до людей новости. То есть во время формирования профессиональной мотивации изменились и ценностные ориентации учащихся. Но все же и заработная плата, по их мнению, должна быть на достойном уровне (53%), так как они на собственном опыте почувствовали, что журналистика – это серьезная работа, требующая большой сам.
Помимо изучения основ профессии «журналист» большое вниман ие в работе студии уделяется такому вопросу как социализация личности ребенка, т.к. человек – носитель модели определенного поведения, при которой прослеживается его самостоятельность, собственное Я как принципиально жизненную линию поведения. Для этого нами в работе используется «Дневник социальной успешности», разработанный педагогами Академического лицея г. Томска. Работая с Дневником, учащиеся знакомятся с разнообразными приемами и способами рефлексии, самооценивания и самообучения, овладевая образовательными, профессиональными, социальными, семейными компетенциями и др. Что, используя Дневник, делают учащиеся:
1.Определяют вектор своего социального развития, позволяющий обучающемуся определить принятый им смысл жизни.
2.Составляют рассказ о себе и своей семье, способствующий осознанию ребенком некоторых общественно-значимых акций, социальных ролей, социального портрета семьи и др.
3. Траектория личностного развития (хочу «я стремлюсь», могу «я умею и планирую», делаю «я пробую себя в делах и занятиях») позволяет подростку проектировать деятельность на основе собственных планов, стремлений, возможностей и интересов. Здесь учащемуся предлагается на только проектировать, но составить Карту своего будущего для того, чтобы разработать стратегию личностного поведения на разных этапах достижения поставленной цели, определить социальное пространство для своей работы.
4. Правила личностной эффективности обучающегося позволяют оценить подростку свои дела, поступки, действия и упорядочить их, формируя при этом собственные правила.
В итоге обучающемуся предлагается выявить сформированность со-циально-контекстных компетенций, под которыми понимается совокупность характеристик личности (знаний, умений, навыков, опыта деятельности и творчества, мотивации достижения успеха) необходимых для продуктивной жизнедеятельности в условиях социальной реальности. Учащийся в ходе самооценки выявляет собственные ведущие «жизненные» умения, которые помогут ему в личностном становлении и развитии.
А теперь давайте определим что главного мы знаем о профессиях. А помогут нам в этом разобраться игры.
1. «Креативное мышление».
- Кем могли работать в наши дни
- Волк из сказки «Семеро козлят» (Пародистом)
Красная шапочка (Социальным работником),
Баба-Яга (Летчик),
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет (Ювелир),
Попугай Кеша (Артист).
2. «САМАЯ-САМАЯ»
А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора (приложение 3)
Назовите профессии:
- Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
- Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
- Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
- Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)
- Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
- Самая чистая (уборщица, дворник...)
- Самая смешная (клоун, пародист...)
- Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
- Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
- Самая железная (металлург, токарь, литейщик...)
3. Викторина
Назовите основные виды деятельности главных героев в нижеследующих кинофильмах и телесериалах.
1. Простая история. 2. Чужая родня. 3. Председатель. 4. Дом, в котором ты живешь. 5. Весна на Заречной улице. 6. Высота. 7. 72 метра. 8. Улицы разбитых фонарей. 9. Не родись красивой. 10. Моя прекрасная няня
Занимательные игры
4. Игра «Семь нот».
Участникам игры предлагается перечислить профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛ(Ь), ЛЯ, СИ. Например, добытчик, редактор, мимеограф, фармацевт и т.д. Нота ЛЯ используется внутри слова, например, столяр, маляр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
"Познай себя, познай других."
Через сказкотерапию культивировать сплочению коллектива, побуждению самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний личных проблем и развитию самооценки.Также этот классный час имеет...
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Познай самого себя и ты познаешь мир
Особенности формирования линости в процессе общения....
Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики
В статье анализируется киберспортивная журналистика как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...