Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показывает каким может быть сценарий по организации воспитательной работы и дополнительного образования в условиях ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
Сафронов Эдуард Анатольевич, учитель технологии, педагог дополнительного образования, воспитатель старшей группы пансиона, первая квалификационная категория АНО ПОШП «Плесково», г. Москва, РФ
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
- Краткая аннотация работы
- Содержание
2.1 Введение
2.2 Инновационная деятельность педагога
2.3 Практический опыт инновационной работы
2.4 Заключение
- Список используемой литературы
- Краткая аннотация работы
Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показывает каким может быть сценарий по организации воспитательной работы и дополнительного образования в условиях ФГОС.
- Содержание
2.1 Введение
Указ президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» обязывает всех задействованных в сфере образования мобилизовать свои умственные, организационные и финансовые силы, приступить к реализации давно задуманных планов по повышению качества предоставляемых образовательных услуг не только в векторе основного общего образования, но и в не менее важных направлениях: дополнительное и дошкольное образование. Часть этого введения нуждается в некотором уточнении - под дошкольным образованием здесь подразумеваем, конечно, воспитательную работу. Однако работаю я воспитателем не дошкольников, а совершенно состоявшихся старших школьников. Поясню: школа, в которой работаю три года воспитателем, педагогом и педагогом дополнительного образования – представляет меньшинство образовательных локаций подобного формата: православная школа-пансион. Здесь дети проживают учебную неделю, получают начальное, основное общее и среднее образование, дополнительное образование. Проживание на пансионе под чутким присмотром воспитателей составляет обязательную часть в школе-пансионе.
2.2 Инновационная деятельность педагога
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.
Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.
2.3 Практический опыт инновационной работы
Предмет, который преподаю 5-8 классам – «Технология», предмет по дополнительному образованию – декоративно-прикладное творчество, руководитель «древодельной мастерской» для 5-11 классов (приходят, конечно и первоклассники заниматься), воспитатель старшей группы пансиона (9-11 классы). В результате этих совмещений получаем уникальную синергию, которая даёт потрясающие результаты. Именно этот опыт и раскрывает то, как может быть организованна инновационная работа в области воспитания и дополнительного образования детей.
Чтобы не быть голословным, спешу поделиться результатами на своём учительском сайте.
Так, основные тезисы федерального государственного образовательного стандарта – единое образовательное пространство и преемственность, хорошо укладываются и в канву дополнительного образования, и в сектор воспитательной работы. Приведу пример: проживая на пансионе, юноши пользуются предметами общего и индивидуального формата – шкафы, полки, спальные места, в трапезной – столы и скамьи, в храме – звонница. Перечисленные предметы находятся в ежедневном использовании и могут ломаться, выходить из строя, деформироваться. Конечно, в школе предусмотрены специалисты, в чьей компетенции находится обслуживание этих предметов. Но что можно сделать, когда ребята сами предлагают, под руководством воспитателя-педагога дополнительного образования починить, обновить, привести в рабочее состояние предметы общего обихода? Конечно, нужно поддержать созидательную инициативу.
Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.
Конечно, ФГОС и программа нашей образовательной организации предусматривают вариативность, а образовательная среда мультиформатна, трансформируема и полифункциональна. Это главные ключи для поддержки самых разных детских инициатив, направленных на полноценное воспитание настоящих хозяев своей земли, защитников Родины и глав полноценных традиционных семей.
Труд умственный и труд физический: такая дуальность в образовании неизбежна, и этот фактор определяет многое в формировании образовательной политики.
Приведу собственные примеры инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования, реализованные на базе нашей школы за последние 1,5 учебных сезона (прошлый год и половина этого, до карантина):
- изготовление кейса для гаджетов;
- модернизация мебели школьного театра: куб, скамья, царский трон, шкаф-тамбур;
- монтаж пеналов в начальной школе;
- обновление столешницы в приемной;
- обновление школьной уличной скамьи;
- обслуживание и уход за колокольней;
- ремонт и обновление скамеек для трапезной;
- изготовление судейского указателя.
Перечисленные социально-значимые проекты выполнены полностью или частично в самостоятельно выбранное ребятами свободное от учебы время, под надзором воспитателя-педагога.
2.4 Заключение
Резюмируя, отмечу, что мой опыт уникален таким симбиозом, и не многим коллегам по цеху удается совмещать подобные секторы деятельности из-за кадровой политики образовательной организации, однако и они проделывают не меньшую работу на ниве образования.
Уверен, что наблюдение за моей деятельностью со стороны учеников, оказывает формирующее у них же здоровый взгляд и правильный образ мужчины-труженика, многопрофильного специалиста, «многостаночника», что является важной и необходимой профориентационной особенностью для нашего времени.
- Список использованных источников и литературы
- Сайт Правительства РФ / http://government.ru/docs/all/
- Федеральный закон об образовании Консультант-плюс. http://www.consultant.ru/document/
- Федеральный институт развития образования. ФИРО РАНХиГС / https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos
- Приказ от 18 октября 2013 г. № 544 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)»
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» /https://fgos.ru/
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» /https://fgos.ru/
- Российская газета. «Об утверждении программы Десятилетия Детства»/ https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html
- Сайт учителя технологии, руководителя древодельной мастерской, воспитателя пансиона https://nsportal.ru/eduard-safronov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей...
Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...
Организация и проведение фольклорных праздников в учреждении дополнительного образования детей (творческий отчет)
Выявление возможности фольклорных праздников как средства приобщения обучающихся к народной культуре. Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов1.1.История возникновения ...
Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей
В статье описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров" в области гражданско- патриотического воспитания....
Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей
Статья раскрывает формы и методы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма - как особый вид пространства дл...
Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций оз...