РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Курс «По странам и континентам» входит в состав внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_po_stranam.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25/11
ПРИНЯТО решением методического совета МАОУ СОШ № 25/11 Протокол заседания № «___»___2018 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ СОШ № 25/11 от «____»_______2018 №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«По странам и континентам»
5 класс
2018г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по данному курсу «По странам и континентам» для 5 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 г. № 26-ЗС
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Образовательной программой МАОУ СОШ № 25\11 на 2017 - 2018 учебный год
- Положением МАОУ СОШ № 25\11 «О рабочих программах учителей-предметников»
Планирование по курсу «По странам и континентам» составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования
Программа курса внеурочной деятельности «По странам и континентам» направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. В помощь обучающимся в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду и выработки своего индивидуального опыта жизнедеятельности в ней учитывается важность использования педагогического потенциал социального окружения.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Следовательно, данный курс реально востребован в педагогической практике, соответствует современным целям, задачам, логике развития образования, социально-образовательному заказу и проводимой политики в области образования Российской Федерации
Рабочая программа курса
Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Внеурочная деятельность включает проведение часов общения, просмотров и обсуждений кинофильмов, сюжетно-ролевых игр. Программа «По странам и континентам» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 25/11, курс «По странам и континентам» входит в состав внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, одному из пяти направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. нравственного и патриотического содержания, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, туристско-краеведческих экспедиций, социально-значимых проектов, акций, национально-культурных праздников, встреч с интересными людьми; КТД; творческих и исследовательских проектов.
Срок реализации программы:1 год (5 класс).
Цели, задачи изучения курса внеурочной деятельности «По странам и континентам», 5 класса
Цели курса:
- Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела;
- сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры;
Задачи:
Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
Познакомить детей с традициями и обычаями изучаемого народа.
Дать представление о жизни человека: жилище, одежда, быт.
Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
- Планируемые результаты изучения курса «По странам и континентам»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы «По странам и континентам», является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально-критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения программы «По странам и континентам», являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения программы «По странам и континентам», являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о различных видах достопримечательностей;
- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
- об уровне жизни в различных государствах;
- о традициях и обычаях населения стран мира;
- о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- виды достопримечательностей;
- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- разбираться в вопросах определения достопримечательностей
- работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности.
Конечным результатом реализации курса внеурочной деятельности «По странам и континентам» являются две промежуточные практические работы и одна итоговая – на последнем занятии, где учащийся выполняет роль экскурсовода по объектам природного и культурного наследия мира.
III. Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс (34 часа)
№ п/п темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Основные виды деятельности обучающихся (формируемые УУД) | Планируемые формы занятий |
Раздел 1. География - НАУКА (1 ч.) | История формирования географической науки. | Проблемно-ценностное общение | Час общения. Самостоятельный поиск информации |
Раздел 2. Земля и её изображение (2 ч.) | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Ориентирование на местности | Проблемно-ценностное общение Социальное творчество Игровая Познавательная | Беседы. Просмотр и обсуждение видеоматериала, сообщения. Работа над проектами: «Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки» |
Раздел 3. История географических открытий (11 ч.) | Экспедиция Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики». Путешественники древности. Морские путешествия викингов. Путешествие Марко Поло в Китай. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Плавание Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. История открытия Австралии Джеймсом Куком. Русские путешественники и первопроходцы. Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды. | Проблемно-ценностное общение Игровая Познавательная | Беседы. Сообщения Показательные выступления, Работа над общим проектом «Атлас несуществующих земель и загадочных карт». |
Раздел 4. Путешествие по планете Земля (19 ч.) | Мировой океан Тайны глубин Мирового океана; Океания – острова, затерянные в океане. Евразия – музей природы Россия - путешествия по стране. Китай - что он дал миру и чем удивляет сейчас. Индия - таинственная и неповторимая Загадочная Африка Природные рекордсмены Африки Северная Америка – знакомый незнакомец США – страна, не имеющая государственного языка. Канада - вторая по площади страна мира Мексика - страна контрастов Южная Америка – материк чудес В дебрях Амазонки. Бразилия. Аргентина. Тайны Огненной Земли. Чили. Остров Пасхи: загадки истории. Перу. По следам цивилизаций. Австралия - страна-материк. Национальные парки Австралии. Большой барьерный риф. Антарктида - ледяной купол планеты. Обитатели ледяных пустынь. | Проблемно-ценностное общение Познавательная Туристско-рекреационное проектирование | Просмотр и обсуждение видео путешествий. Час общения. Работа с документами. Сюжетно-ролевые игры духовно-нравственного содержания. Презентации, творческие проекты. Работа с ресурсами сети Интернет. Защита творческих проектов: «Страна, в которой я мечтаю побывать», «Этот континент меня удивил», «Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света»». |
Раздел 5. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (1 ч.) | Туристско-рекреационный потенциал Земного шара | Проблемно-ценностное общение Игровая Познавательная | Игра-викторина «Клуб путешественников» |
IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«По странам и континентам»,
5 класс - 34 часа
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | География - НАУКА | 1 |
2 | Земля и её изображение | 2 |
3 | История географических открытий | 11 |
4 | Путешествие по планете Земля | 19 |
5 | Туристско-рекреационный потенциал Земного шара | 1 |
КТП
Календарно-тематическое планирование
5 класс 34 часа
№ п/п темы (раздела) | Дата проведения занятия | Название темы (раздела) | |
план. | факт. | Раздел 1. География - НАУКА (1 ч.) | |
История формирования географической науки. | |||
Раздел 2. Земля и её изображение (2 ч.) | |||
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. | |||
Ориентирование на местности | |||
Раздел 3. История географических открытий (11 ч.) | |||
Экспедиция Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики». | |||
Путешественники древности. | |||
Морские путешествия викингов. | |||
Путешествие Марко Поло в Китай. | |||
Хождение за три моря Афанасия Никитина. | |||
Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. | |||
Плавание Христофора Колумба. | |||
Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. | |||
История открытия Австралии Джеймсом Куком. | |||
Русские путешественники и первопроходцы. | |||
Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды. | |||
Раздел 4. Путешествие по планете Земля (19 ч.) | |||
Тайны глубин Мирового океана; | |||
Океания – острова, затерянные в океане. | |||
Евразия – музей природы | |||
Россия - путешествия по стране. | |||
Китай - что он дал миру и чем удивляет сейчас. | |||
Индия - таинственная и неповторимая | |||
Загадочная Африка | |||
Природные рекордсмены Африки | |||
Северная Америка – знакомый незнакомец | |||
США – страна, не имеющая государственного языка. | |||
Канада - вторая по площади страна мира | |||
Мексика - страна контрастов | |||
Южная Америка – материк чудес | |||
В дебрях Амазонки. Бразилия. | |||
Аргентина. Тайны Огненной Земли. | |||
Чили. Остров Пасхи: загадки истории. | |||
Перу. По следам цивилизаций. | |||
Австралия - страна-материк. Большой барьерный риф. | |||
Антарктида - ледяной купол планеты. Обитатели ледяных пустынь. | |||
Раздел 5. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (1 ч.) | |||
Туристско-рекреационный потенциал Земного шара |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" для 5-6 классов
Рабочая программа по информатике составлена для 5-6 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Коррекционно- развивающие занятия" 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов
Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю
Занятия внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие логическог...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...