Конспект урока "Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов"
план-конспект занятия (10, 11 класс)

Татьяна Лапшова

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

по теме: «Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

по теме: «Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов».

Класс

Профильный

Тема урока

«Знакомство с некоторыми разрядами лекарственных препаратов»

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель

Ознакомить с понятием лекарства и лекарственные препараты, их классификацией, составом и значением; сформировать понимание опасности неправильного применения лекарств.

Задачи:

образовательные:

Расширить знания учащихся о лекарственных препаратах, формах, группах.  Сформировать у учащихся навыки элементарной медицины; продолжить формировать умения делать выводы.

развивающие:

Развить коммуникативные умения в ходе групповой работы, научить применять знания, полученные на уроке химии в повседневной жизни.

воспитательные:

Показать практическое значение лекарственных препаратов; содействовать воспитанию любознательности, навыков активного взаимодействия.

Методы обучения

Словесные (беседа, диалог);

Наглядные (работа с таблицами);

Индуктивные (развитие умения общаться, высказывать и доказывать свою точку зрения);

Дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, применение полученных знаний, обобщение).

Оборудование

Мультимедийная установка, мультимедийная  презентация, аптечка с лекарственными препаратами, спиртовки, спички, глюконат кальция.

  Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.  (2 минуты)

Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует?

Дети здороваются с учителем, отвечают кого нет в классе.

  1. Психологический настрой к уроку. Сообщение темы урока. (4 минуты)

- На прошлом занятии мы с вами изучали признаки здоровья, основные правила сохранения и укрепления здоровья, а также факторы, укрепляющие его. Всё это несомненно связано с нашей сегодняшней темой. Мы за эти 2 часа познакомимся с некоторыми разрядами лекарственных препаратов и их значением в нашей жизни.

Просмотр слайда № 1.

-Дети внимательно слушают. Открывают тетрадь, записывают число и тему урока.

  1. Основной этап, изучение нового материала (63 минут).

Демонстрационный опыт.

- Сейчас я вам покажу один интересный опыт. Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.

     Просмотр слайда №2.

Ученики внимательно слушают учителя, наблюдают за опытом и записывают формулы в тетради.

Работа с материалом на слайде; работа с тетрадью.

- Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства

- Лекарства (лекарственные средства) — это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных. Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению. Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.
- Фармакология - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.
- В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты.

Просмотр слайда № 3.

-Аптека, фармацевт, рецепт, лекарство, врач.

Ученики слушают рассказ учителя,

Работа с материалом на слайде; работа с тетрадью.

- Все лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы: неорганические и органические. Те и другие получаются из природного сырья и синтетически. Сырьем для получения неорганических препаратов являются горные

породы, руды, газы, вода озер и морей, отходы химических производств. Сырьем для синтеза органических лекарственных препаратов служат

природный газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина.

- Лекарственные формы - это формы, придаваемые лекарственным препаратам для удобства их применения. Лекарственные формы изготовляют в аптеках или на фармацевтических предприятиях. Различают жидкие, мягкие и твердые лекарственные формы, а также лекарственные формы для инъекций.

- Лекарственные вещества разделяют по двум классификациям:

фармакологическая и химическая. Первая классификация более удобна для медицинской практики. Согласно этой классификации, лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы.

1. Снотворные успокаивающие

(седативные); 2. сердечно – сосудистые; 3. анальгезирующие (болеутоляющие),

жаропонижающие и противовоспалительные;

 4. Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.)

5. местно-анестезирующие;

6. антисептические;

7. диуретические; 8. гормоны;

9. витамины и др.

В основу химической классификации положено химическое строение и

свойства веществ, причем в каждой химической группе могут быть вещества с

различной физиологической активностью. Антисептики — вещества, способные предупредить или приостановить развитие микроорганизмов (бактерий, грибов), но не разрушающие их. (йод, фурацилин, перманганат калия). Противомикробные препараты – лекарственные средства природного или полусинтетического происхождения, подавляющие рост и развитие или вызывающие гибель различных видов бактерий, хламидий, грибов, простейших, вирусов и т.д. Антибиотики - органические вещества, образуемые микробами и другими более высокоразвитыми растительными веществами и организмами, обладающие способностью угнетать или убивать микробы. Получают антибиотики из культурной жидкости, в которой находятся образующие их микроорганизмы, а также синтетическим путем. Антибиотики понижают жизнеспособность микробов, нарушая у них обмен веществ.

Анальгетики - лекарственные препараты, которые избирательно подавляют болевые ощущения. Они способны временно снять не только боль, но и жар, мышечное напряжение. Причем, анальгетики не воздействуют на причину недомогания, а лишь облегчают состояние человека, если боль нестерпима или нарушает его жизненный ритм. Различают наркотические и ненаркотические анальгетики.
Снотворные средства – угнетают центральную нервную систему, по характеру близки к наркозным средствам, но менее активны. Вызывают сон, близкий к физиологическому, ускоряют его наступление, нормализуют глубину и длительность. Ноотропные препараты– улучшают действие мозга (память, мышление, восприятие), улучшают энергетические и другие обменные процессы в мозге. Антиаллергические средства - вызывают образование в организме антител, которые провоцируют аллергическую реакцию.  Категорически запрещается принимать лекарство одновременно с алкогольными напитками или в состоянии алкогольного опьянения, так как это может усугубить побочное вредное воздействие лекарства. Например, ядовитость снотворных, относящихся к барбитуратам, алкоголь повышает более чем в 50 раз. Недопустимо одновременное употребление ацетилсалициловой кислоты и алкоголя (от простуды!), ибо последний раздражает слизистую оболочку желудка и усиливает отрицательное действие лекарства. Злоупотребление некоторыми медикаментами или их самовольное применение приводит подчас к заболеванию, наиболее распространенной формой которого является аллергия. Особенно опасны в этом отношении антибиотики, при сверхчувствительности даже ничтожная их доза может оказаться опасной для жизни.

     Просмотр слайда № 4-27.

- Ученики слушают рассказ учителя, просматривают слайды мультимедийной презентации, записывают основную информацию.

  1. Рефлексия (20 минут).

             Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами успели рассмотреть основные группы лекарственных препаратов. Узнали их назначение, показания и противопоказания. И сейчас я хочу вместе с вами составить вывод к нашему уроку. Давайте порассуждаем, какие же плюсы и минусы у лекарственных веществ. Я даю вам 5 минут на рассуждение. Вы записываете их в тетрадь в виде таблицы, затем мы вместе со всеми обсуждаем данный вопрос, дополняем свои записи.

        Просмотр слайда № 28.

-Дети с интересом выполняют задание учителя.

  1. Организационный момент. (1 минута)

-Ребята, спасибо за внимание!

   

       Просмотр слайда № 29.

- Встают, собирают вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обнаружение витаминов . Анализ лекарственных препаратов.

определение витамина А, В, С в продуктах питания....

Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»

Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и  ре...

Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений

Статья "Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений" рассчитана для учеников химико-биологических классов, медицинских лицеев, может быть использована для внеклассного меро...

Конспект урока Лекарственные препараты

Конспект внеклассного мероприятия  в 11 классе на тему: "Лекарственные препараты"....

Методическая разработка «Качественное определение содержания химических веществ в лекарственных препаратах»

В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа....

Тема 2 "Лекарственные препараты, биологические активные добавки - источник опасности здоровью."

Рассматриваются вопросы влияния БАД на жизнедеятельность человека....

Кроссворд Состав лекарственных препаратов

Кроссоврд можно применять для проверки знания состава наиболее часто применяемых лекарственных препаратов...