Занятие в системе дополнительного образования "Звукоподражательные слова"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Данное занятие построено на основе нетрадиционной педагогической технологии - системы педагогической режиссуры. Учащиеся работают в малых группах с новым для них языковым материалом. Задания направлены на активизацию самостоятельной творческой работы, на развитие нестандартного мышления, на повышение интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukopodrazhatelnye_slova.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тимохина И.В.

Педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназии № 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия по теме:

«Звукоподражательные слова в русском языке»

Данное занятие построено на основе нетрадиционной педагогической технологии – системы педагогической режиссуры. Учащиеся работают в малых группах  с новым для них учебным материалом, входящим в программу кружка «В мире русского слова». Задания направлены на активизацию самостоятельной творческой работы, на развитие нестандартного мышления, на повышение интереса к предмету. Система педагогической режиссуры позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия.

Занятие целесообразно провести при изучении тем «Фонетика», «Междометие», возможно, в системе занятий развития речи перед написанием сочинения на темы: «Я слышал, как...», «Музыка весны» и т.п.

Цели занятия:

1) дать понятие о звукоподражательных словах, их роли в тексте;

2) активизировать творческий подход к решению проблемы;

3) развивать умения групповой работы;

4) повысить интерес к предмету.

Оборудование: 1) набор карточек с заданиями;

2) набор карточек с текстом для анализа;

3) чистые листы А4 для групповых записей.

Парты для групповой работы расставлены заранее.

Ход занятия.

  1. Работа проводится в малых группах (представляется групповой результат, ответы участники группы озвучивают по очереди).
    Тема урока не объявляется. Оговаривается форма работы.
    Дается
    задание № 1: «Какие звуки вы встречаете в неодушевленной природе весной, летом, осенью, зимой? Воспроизведите их. Что вы произнесли: звуки или слова?»
    На выполнение задания – 3 минуты. (Задание читается учителем!)
  2. Социализация.
    Слушаем ответы групп – ориентируем вопросом: «Догадались ли, что за звуки?»
  3. Задание № 2. Вопрос: «Какие слова в русском языке включают в себя подражание природным звукам? Похожи на них по звучанию? Запишите их (глаголы, существительные)». На выполнение задания – 3 минуты.
  4. Социализация.
    Слушаем ответы групп. В процессе слушания записи дополняются, создаётся запас слов.
  5. Задание № 3. Вопрос: «Какие звуки издают животные? Воспроизведите их. Какие слова в русском языке включают в себя подражание этим звукам? Запишите их. Можете ли вы определить, к какой части речи они принадлежат?». На выполнение задания – 5 минут.
  6. Слушаем ответы групп.
  7. Задание № 4. «Перечитайте записанные слова. Напишите небольшой рассказ на основе данных слов. Приготовьтесь прочитать выразительно. Используйте жесты, мимику, телодвижения». На выполнение задания – 10 минут.
  8. Социализация. Группы представляют результат работы. Текст озвучивается. Ориентируем вопросом: «Какие звукоподражательные слова услышали?»
  9. Задание № 5. Анализ художественного текста. Можно ввести понятие звукописи, аллитерации, ассонанса, если учащиеся их заметят. Даётся текст с заданием (например, из рабочей тетради по русскому языку Брусиной А.Е.). На выполнение задания – 7 минут. «Найдите в данном тексте слова, основанные
    на подражании звукам, которые мы слышим в природе, или звукам, которые издают люди, животные, неодушевленные предметы»

Осень, осень – свистит ветер с моря... Сердито гудят прибрежные камни. Сухой шорох деревьев тревожен, они качают вершинами, сгибаются... Ночная птица металась в застывшей тишине над степью. Над чёрной рекой посвистывали её крылья, точно шёлк, когда его гладит ветер.

Колокол торопливо крикнул дважды и замолчал, оставив в воздухе печальный струнный звук…

(М. Горький)

  1. Слушаем ответы групп.
  2. Задание № 6. Вопрос: «Можно ли отнести слова типа «кап-кап», «мяу», «буль-буль-буль» к самостоятельным частям речи (именам существительным, глаголам...)? Или они образуют отдельную группу?
    Как появились в русском языке эти звукоподражательные слова? С какой целью они вводятся в текст? Сформулируйте тему занятия». На выполнение задания – 7 минут.
  3. Слушаем ответы групп.
  4. Подведение итогов занятия. Педагог читает/ комментирует/ рассказывает теоретический материал. Уточняется формулировка темы.
  5. Рефлексия. Напишите, понравилось ли вам занятие; что вы ощущаете; что нового вы узнали; какой вывод сделали для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...

разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"

занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....

"Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.

Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...