Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования
методическая разработка по теме

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности.

В психологии различают два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на использовании внешних стимулов к обучению, таких как хорошая оценка, одобрение педагога и родителей – с одной стороны, или наказание, – с другой стороны. Внутренняя мотивация вызвана потребностью к самому предмету деятельности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю.

Внутренняя мотивация способствует личностному развитию учащихся. Через мотивацию формируется положительное отношение к предмету и всей учебной деятельности, цели педагога становятся осознаваемы и личностно значимы для воспитанников.

Хоровое пение – внутренняя потребность и естественное содержание природы человека, фундамент особого феномена русской жизни, ведь Россия всегда славилась многоголосным  хоровым  пением. Система мотиваций на хоровых занятиях включает в себя отношение воспитанников к руководителю, хористам, к осваиваемому репертуару, к самому певческому процессу.

К психолого-педагогическим условиям формирования положительной мотивации на хоровых занятиях можно отнести: позитивные межличностные отношения в хоровом коллективе, умение педагога увлечь учащихся изучаемыми произведениями и поддерживать высокий уровень концентрации внимания на уроке, доброжелательный стиль общения руководителя хора с учащимися в сочетании с требовательностью, учет природных способностей и возможностей каждого воспитанника.

Повышению мотивации способствуют такие факторы как создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на занятиях, реализация целостного подхода к развитию учащихся, использование дифференцированного подхода к обучению, создание условий для гармоничного творческого развития учащихся в зоне их ближайшего развития.

Итак, развитие воспитанников хорового коллектива будет более результативным, если будет сформирована мотивация, обусловленная включенностью в хоровую деятельность, обусловленную тем, что пение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и способствовать личностному росту учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_gotovyy_25_marta.doc166 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования

Кафедра педагогики дополнительного образования детей

Программа повышения квалификации педагогических кадров

«Современные подходы к организации социально-личностного развития детей в системе дополнительного образования»

Тема:

Формирование мотивации к хоровым занятиям
в системе дополнительного музыкального образования

Выполнила:

Дубровская Надежда Николаевна

Группа: ДОП-31

Куратор программы: Сизова О.А.

Москва – 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение           3

1. Понятие мотивации в педагогике и психологии          6

1.1. Мотивационная сфера личности          6

1.2. Виды и формы мотивации         10

2. Мотивационно-творческий потенциал хорового пения         17

2.1. Эмоционально-ценностная природа хорового пения         17

2.2. Роль педагога в формировании эмоционально-положительного отношения к занятиям хоровым пением         20

3. Формы и методы развития мотивации на занятиях хорового пения         23

3.1. Возможности системы дополнительного образования в развитии мотивации учащихся         23

3.2. Практические шаги повышения мотивации в хоровой студии         24

Заключение         32

Список литературы         33


ВВЕДЕНИЕ

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душ крыльями, способствует полету воображения».

Платон

Актуальность проблемы.

«Потребность в музыке лежит в каждой человеческой личности. Эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена», – писал Л.Н.Толстой.

Касаясь глубоких струн человеческой души, музыка открывает человеку дверь в прекрасный мир, полный звуков, мир гармонии и радости. Она помогает человеку понимать мир, слышать журчание ручья и шепот листвы, преодолевать трудности, которые встают на пути. Музыка успокаивает и возбуждает, веселит и заставляет грустить; она помогает понять чувства другого человека и выразить свои чувства. Людей, не способных слышать музыку, практически нет. Она родилась с появлением человека и составляет необходимую часть его жизни. Антон Веберн сказал замечательные слова: «Очевидно, существовала некая  потребность, некая  необходимость, которая вызвала к  жизни  то, что мы называем  музыкой. Что за  необходимость?  Необходимость  что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь» [8, с. 37].

Занятия музыкой приносят человеку большую пользу, оказывая эффективное воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, человек становится более чутким, отзывчивым, способным к эмпатии, к эстетическому восприятию окружающей действительности.

О желании заниматься музыкой говорят такие факты, как спонтанные ритмичные движения под музыку или попытки «промурлыкать» понравившиеся мелодии – имитация пения; эмоциональная реакция на услышанную музыку; собственное отношение к любимым произведениям. Таким образом, пение – это потребность души.

Голос – природный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Пение считают первичным из всех видов музыкального исполнения. Педагог К.Н.Игумнов называл пение «жизненной основой музыки».

Хоровое пение является не только одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания, приобщения ребенка к активной музыкальной деятельности, но и действенным источником развития гармоничной личности.

К сожалению, в некоторых случаях дети с хорошими  музыкальными  способностями проявляют  нежелание   заниматься  музыкой. На начальном этапе обучения музыке нередко наблюдается снижение мотивации к обучению. Об этом свидетельствуют такие факты, как нежелание посещать концерты, снижение интереса к занятиям сольфеджио. Часто дети бросают обучение на 2-3 году обучения, когда желание заниматься любимым делом подменяется принуждением и непосильным трудом в силу отсутствия интереса к занятиям.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью и потребностью занятиям музыкой (в частности, пением и хоровым пением) и низкой мотивацией к обучению  в системе музыкального образования.

Объект исследования – учащиеся музыкальных классов системы дополнительного образования.

Предмет исследования – влияние хоровых занятий на мотивацию обучения музыке.

Цель исследования: определить пути формирования мотивации к музыкальным занятиям посредством хорового пения.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы по педагогике, психологии, эстетике дать определение и классификацию категории «мотивация».

2. Выявить влияние хоровых занятий на мотивацию учащихся системы дополнительного образования.

3.        Выявить психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации на хоровых занятиях.

4.        Предложить пути повышения мотивации на хоровых занятиях в системе дополнительного музыкального образования.

Теоретическая база исследования.

Проблеме формирования психологической мотивации учебной деятельности посвящены труды авторов в области педагогики и психологии, таких, как: М. С. Андрианов, А. А. Бодалев,  П. Я. Гальперин, А. Л. Готсдинер, В. В. Давыдов,  И. Ф. Исаев, В. М. Подуровский, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Н. В. Суслова, Н. Ф. Талызина, И. Е. Шварц и др.

Немало трудов посвящено технологии хорового пения, проблемам хорового исполнительства, вопросам организации хоровых коллективов. Среди них такие специалисты как: П. Г. Чесноков, К. К. Пигров, П. А. Дмитревский, В. П. Мухин, А. В. Свешников, В. Г. Соколов, К. П. Виноградов, К. Б. Птица, В. И. Краснощеков, К. Ф. Никольская-Береговская, К. А. Ольхов, Л. В. Живов, В. И. Сафонова, Т. А. Эстрина, Э. А. Скрипкина, Ю. М. Кузнецов, Е. Н. Никитина, В. А. Самарин, О. В. Грибкова и др.

В своей работе мы опирались на труды отечественных психологов, исследующих проблемы мотивации личности (Леонтьев А. Н. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Асмолов А.Г. Асеев В.Г.  БодалевА.А.), заимствовали опыт работы некоторых педагогов, работающих как в высших учебных заведениях, так и в известных хоровых студиях и школах (Г.П.Стулова, Н.В.Аверина, В.С.Попов, Т.А.Жданова, В.И.Сафонова, И.Ю.Алиев, М.И.Славкин и другие).


 1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

1.1. Мотивационная сфера личности

Слово «мотивация» происходит от латинского «побуждение к действию», т.е. это процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность. Согласно определению, принятого в психологии, мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация выступает смыслом деятельности человека и способна удовлетворять его потребности. А.Н.Леонтьев писал: «мотив – это опредмеченная потребность» [5].

Формирование мотивации происходит в ходе учебной деятельности, ее основы закладываются в младшем школьном возрасте, когда формируются основные психические сферы личности.

Мотивационная сфера тесно связана с такими понятиями, как установки,  интересы,  желания,  стремления  и влечения.

Рассмотрим мотивационную сферу учащегося музыкальной студии.

Установка – это готовность к действию, которая возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различают следующие виды установок: двигательная (моторная) установка, которая в музыкальной деятельности проявляется как готовность кисти к взятию аккорда, настройка голосового аппарата к взятию высокой ноты; сенсорно-перцептивная установка (ожидание хористов к началу пения после фортепианного вступления аккомпаниатора); социально-перцептивная установка (стереотипы восприятия социально значимых объектов); когнитивная (познавательная) установка – убеждение в полной готовности и настройка на хорошее выступление, воля к победе; мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.

Интерес является эмоциональным проявлением познавательных потребностей человека. Люди с устойчивыми интересами часто добиваются успехов в жизни, поэтому формирование мотивационной сферы является важной задачей развития личности. К.Ушинский писал о том, что  учение,  лишенное   всякого   интереса  и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в  учении  охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха. Узкий интерес имеет конкретную направленность: например, некоторые учащиеся с начала обучения проявляют интерес определенному музыкальному инструменту или к вокально-исполнительской деятельности, другие учащиеся проявляют широкие интересы, одновременно с удовольствием занимаясь музыкой, танцами, театральной деятельностью.

С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание определяется как субъективная характеристика мотивационного процесса, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Мечта стать артистом или учителем музыки иногда является ведущей мотивацией обучения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением.

Стремление проявляется как настойчивое желание добиться желаемой цели.

Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту или деятельности, потребность в которой доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всех поступков человека. Состояние страсти остро и бурно переживается.

Влечение — состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания — способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Многие знаменитые музыканты испытывали раннее влечение к музыке. В.А.Моцарт, Р.Штраус, С.И.Танеев, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и многие другие выдающиеся композиторы начали свою музыкальную карьеру в 4 года. Неосознанное желание и потребность в общении с музыкой сопровождалось упорными занятиями на музыкальном инструменте.

Рассмотрим структурные уровни мотивации. К ним относятся:

Первый структурный элемент мотивации – это потребность.

Потребности находятся в самом человеке и имеют индивидуальное проявление у каждого человека. Они бывают врожденными и приобретенными; возникают как осознанно, так и неосознанно. В различных видах деятельности, в том числе музыкальной, человек удовлетворяет свои потребности, в ходе деятельности приобретая интерес к той или иной области деятельности.

Иерархия потребностей разработана А.Маслоу в книге «Мотивация и личность». Низшие потребности человека составляют биологические потребности и часто являются неосознанными. Второй уровень составляют социальные потребности (в любви, уважении, признании). Высшие потребности человека (познание, эстетические, самоактуализация) образуют внутреннюю мотивационную сферу личности.

Второй структурный элемент мотивации - это мотив, включающий намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) и др.

Третий структурный элемент мотивации – это цель. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия ребенка и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование – центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых действий. Осваивая целеполагание как специальную произвольную деятельность учащийся не только учится ставить цель, но и тем самым учится эффективно её достигать. В старшем подростковом и юношеском возрасте происходит постепенный переход от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой.

1.2. Виды и формы мотивации

Существуют различные классификации мотивации. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию, положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Мотив также связан с внутренним отношением человека к деятельности и включает такие параметры как активность-пассивность, вовлеченность-отчужденность, удовлетворенность-неудовлетворенность [6].

Э.Фромм говорит о двух видах активности: отчужденной и неотчужденной. «Отчужденная активность» проявляется тогда, когда человек не ощущает себя субъектом своей деятельности, «неотчужденная активность» означает состояние внутренней активности, являющейся проявлением потенций человека [13, 32]. Подобное состояние американский психолог Михали Ксикзентмихали называет «ощущением потока» [цит. по 6, 168].

Следовательно, можно говорить о двух видах мотивации: внешней и внутренней.

Внутренняя мотивация

При внутренней мотивации, считает Н.Ф.Талызина, «мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом... Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность» [11, 81]. Внутренняя мотивация связана с содержательным процессом деятельности (в данном случае – учебной деятельности) и удовлетворяет критериям активности, вовлеченности, удовлетворенности. Психологи отмечают, что для успешной деятельности нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [4, 18].

Внутренняя мотивация характеризуется ощущением полной включенности в процесс, сопровождающийся концентрацией внимания вплоть до растворения себя в процессе деятельности; четким осознанием цели деятельности; отсутствием тревоги по поводу возможных ошибок. Однако включенность в процесс возможна только в том случае, если эта деятельность соответствует возможностям личности. С одной стороны, если обучение проходит слишком легко, наступает состояние скуки, с другой стороны, если учиться трудно, наступает состояние тревожности.

Внутренняя мотивация всегда существует в самой деятельности. Активность личности вызвана самим процессом, а не внешними факторами. Деятельность, мотивированная изнутри, сопровождается состоянием радости, удовольствия и удовлетворения от процесса. Смысл деятельности заключается в содержании деятельности.

Внутреннюю мотивацию можно классифицировать на познавательную, творческую и эстетическую.

Познавательная   мотивация  направлена на познание нового и получение удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

Познавательные потребности лежат глубоко в природе человека. Поэтому уже на ранних этапах развития личности человек испытывает радость познания нового, с первых лет жизни формируется познавательная мотивация. В младших классах школы учебная деятельность становится ведущей, и у человека развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности: человек радуется тому, что узнал что-то новое, понял то и научился тому, что раньше не являлось частью его эмоциональной жизни. Психологи установили, что именно в младшем школьном возрасте формируются познавательные интересы, и их несформированность ведет к дальнейшему нежеланию учиться, получать более высокое образование.

Творческая мотивация очень важна, потому что большинство  творческих людей черпают свои идеи именно из этого источника. Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей тратят на это не больше пяти минут в неделю.  Этот вид мотивации  означает стремление искать другие возможности, хотя большинство вполне удовлетворено существующим положением вещей, а также любопытство и стремление объяснить непонятные явления, желание пробовать и искать новые идеи. Очень важный аспект творческой мотивации заключается в способности остановиться и взглянуть на то, на что никто раньше не обращал внимания.

Творческие способности есть у каждого человека. От педагога, от среды, в которой растет и обучается человек, развивается его личность, зависит степень его творческой мотивированности.

Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для развития творческого потенциала личности. Задача педагогов, обучающих детей этого возраста – сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика.

Среди неуспевающих детей может возникнуть особая – компенсаторная – мотивация, к которой относят мотивы, не связанные напрямую с учебной деятельностью. Сюда как раз относятся занятия музыкой (а также спортом, рисованием и другими предметами, относящимися к программе дополнительного образования детей и юношества). Таким детям нужно помочь реализовать потребность в самоутверждении в выбранной им сфере деятельности, что с одной стороны, значительно снизит тревожность по поводу низкой успеваемости в школе, с другой стороны, поможет учащемуся найти свое предназначение, и возможно, найти себя в этой («дополнительной» на взгляд родителей и учителей) сфере творчества.

Если познавательная мотивация направлена на овладение предметом интереса, а творческая мотивация, напротив, предполагает внешнюю направленность вектора деятельности, то эстетическая мотивация связана с получением удовольствия от самой деятельности, будь то решение математических задач или сочинение музыки, выполнение акробатических упражнений или кулинарная деятельность. И.Кант назвал эту сферу «бескорыстной» (т.е. свободной от морали, истины, пользы).

Во множестве работ, посвященных проблеме развития эмоциональной сферы личности, подтверждается то, что люди, обладающие низкой степенью развитости эмоциональной сферы, значительно уступают по развитию других личностных сфер (мыслительной, творческой). А.Н.Леонтьев объясняет это тем, что  интеллект не получает необходимого стимула для активного проявления в том или ином виде, для наполнения «личностными смыслами», включения механизмов целеустремленности, преодоления, достижения поставленных целей. Если воспользоваться терминологией А.Маслоу, недостаточное развитие эмоциональной сферы – это когнитивная ущербность личности.

Внешняя мотивация

При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения каких-либо целей, не имеющих отношения к содержанию деятельности. Так, например, получение хорошей оценки на уроке может быть внешним стимулом, однако эта внешняя мотивация не повышает интерес к изучаемому предмету.

Внешние мотивы делятся на: социальные (альтруистические, мотивы долга и ответственности, мотивы идентификации) и личностно-нравственные (мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения, достижения).

Классификация социальных мотивов Г.А.Мюррея включает следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, агрессии и др.

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме – связан с чувством собственного достоинства, самолюбием, формированием социального статуса, способствует позитивной оценке своей личности.

Мотив власти в детском возрасте проявляется как желание занять руководящую позицию в группе. Этот мотив позволяет преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия, для некоторых людей больше, чем познавательные потребности или потребность саморазвития. В будущем эти дети становятся хорошими менеджерами, руководителями, политическими деятелями.

Еще один мотив – аффилиации (присоединения), который заключается в установлении позитивных отношений с окружающими, стремлении к общению. Ребенок мотивирован самоценностью общения, им движет не столько желание познавать, сколько желание и  стремление человека быть в обществе других людей.

К личностно-нравственным относятся мотивы саморазвития, достижения,  престижа, идентификации.

Мотив саморазвития хорошо описан в работах А.Маслоу. Это стремление человека к полной реализации своих способностей, желание ощущать свою компетентность. Этот мотив сопровождается ожиданием новых ощущений и впечатлений.

Мотив достижения проявляется в стремлении достичь высоких результатов деятельности и мастерства. Учащийся стремится выполнять сложные задания, и результат выполнения зачастую зависит не столько от способностей и навыков, сколько от мотивации достижения.

К личностно-нравственной можно отнести мотивацию престижа – учиться лучше других, выделяться среди одноклассников, быть первым – характерную для учащихся с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

Мотив идентификации играет существенную роль в детском и юношеском возрасте. Стремление быть похожим на родителя, учителя, героя побуждает работать, развиваться и совершенствоваться. Этот мотив является одним из самых важных условий эффективного процесса социализации.

Внешняя мотивация может быть классифицирована на «положительную» и «отрицательную».

Положительная мотивация определяется социальными устремлениями или узко-личными мотивами (одобрение окружающих, получение положительной оценки).

Отрицательная мотивация вызвана сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если не соблюдать учебные требования.

Например, мотивация достижения успеха, при которой ведущим становится желание хорошо, правильно выполнить то или иное задание, противостоит мотивации избегания неудачи, когда тревожность и страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Избежать «двойки», недовольства учителя, угрозы родителей – вот неполный перечень мотивов, которыми движут поступки учащихся, обладающих отрицательной мотивацией. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и становится принудительной, не вызывает положительных эмоций.


Итак, может быть составлена следующая схема классификации мотивации:


2. МОТИВАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

2.1. Эмоционально-ценностная природа хорового пения

«Большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».

Дж.Бетс

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания детей и подростков издавна считалось хоровое пение, которое способствует формированию личностных качеств ребенка, его духовного мира. В хоровом пении слились воедино эмоциональность исполнения, эстетическое переживание музыки и духовная общность певческого коллектива. С.Ш.Умеркаева называет вокально-хоровое исполнительство «полифункциональным процессом, в ходе которого происходит последовательный переход от одного качественного уровня общения с музыкальным произведением на другой – более осмысленный, глубокий» и активизирует развитие личности, способствует полноценному восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и жизни [12, с. 140].

Сама человеческая сущность явлена в хоровом пении, в соборном единении вокальных голосов. Хоровое пение объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывает вкус и душу, дает богатые возможности постижения мира музыки, личностного роста, устремленности к духовному совершенству.

Безусловно положительное воздействие производит хоровое пение на физическое здоровье ребенка. З.Кодаи считал, что «хоровое пение раскрепощает, излечивает заторможенность».

Пример воспитания художественно-осознанной воли певца приводит профессор В.О.Семенюк. Сначала весь «исполнительский организм» слышит будущий звук, его тембр, силу, его художественное качество, и только затем этот звук воспроизводится. К сожалению, если исправление звука начать после его взятия, то певец, исполнитель, превращается лишь в послушный механизм, следующий воле руководителя, выполняющий его указания [10, с. 17].

Хоровое пение является одним из важнейших способов формирования музыкальных способностей, незаменимым фундаментом всего музыкального развития.

Развитие эстетической мотивации на хоровых занятиях заключается в том, что главное в работе над каждым произведением – это создание его художественного образа. Вопрос о красоте и содержании музыкального звука поднимается в каждом разучиваемом произведении. Нахождение нужного образа помогает детям самостоятельно найти правильный звук, так как в сочетании со стремлением к осознанной и чувственной выразительности звук приводится в соответствие с содержанием.

Занятия хоровым пением развивают эмоциональную восприимчивость к окружающему миру. Исполнение музыкальных произведений воспитывает в детях способность замечать, чувствовать и воспринимать красоту во всем, развивает «тонкие движения души», раскрывая богатства чувств и мыслей, заложенных в самих произведениях. Психологами установлено, что воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга нервных связей, отвечающих за способность нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, происходящих в организме.

Занятия хором способствуют развитию интеллектуальных способностей детей: нередко изучаемые произведения тесно связаны с литературой, историей, изобразительным искусством.

Также занятия способствуют развитию речи и артистических способностей. Особенно эффективно артистические творческие качества раскрываются в концертной деятельности.

Безусловно, хоровые занятия прививают навыки поведения, общения, учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных ребенка, совершенствованию его музыкальных способностей (слуха, памяти), овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению его творческой индивидуальности.

Одним из факторов развития познавательной мотивации является изучение сочинений зарубежных композиторов. В этой музыке отражена история развития мировой художественной культуры. Она обогащает детей новыми знаниями, впечатлениями, расширяет их кругозор, поскольку содержит многовековую мудрость, философию, передает особое мировосприятие и мироощущение. Особого внимания заслуживает литературная основа вокальной миниатюры. Исполнение сочинений на языке оригинала является правильным с точки зрения стилистики музыки и интересным для учащихся с точки зрения исполнения.

Развитие творческой мотивации раскрывается в творческом характере музицирования, составляющим важнейшую особенность хорового исполнительства. Определяющим свойством творческого музицирования является креативность. Творческое музицирование открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжать его дальше соразмерно собственным желаниям и возможностям. Но вначале он откроет его как удовлетворение от самовыражения в звуках, которое лишь в этом случае имеет шанс стать потребностью. В.И. Петрушин отмечает: «На творчество большое влияние оказывает способность проявлять яркую фантазию, подходить к проблеме с разных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга, подвергать сомнению то, что для многих кажется очевидным. Естественно, что подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми, что вызывает к ней недоброжелательное отношение. Творцу приходится иметь много мужества для того, чтобы следовать своему жизненному пути, отстаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты публикой, проявлять исключительное упорство в достижении намеченной цели» [7, с.73].

Итак, в хоровом пении удовлетворяется  потребность в эмоциональном и моторном самовыражении; актуализируется опыт исполнителя, композитора, слушателя, актера; оно способствует творческому самовыражению; приобретается эмоциональный опыт восприятия и познания окружающего мира.

2.2. Роль педагога в формировании эмоционально-положительного отношения к занятиям хоровым пением

Руководитель хора выступает в роли «волшебника», который без слов, а только с помощью жеста управляет певческим процессом и процессом создания самой музыки.

Роль педагога, его профессиональный, интеллектуальный и нравственный потенциал является основополагающим моментом в хоровой работе с детьми. Это и его имидж, проявляющийся в стиле одежды, манере держаться, говорить; это и сама деятельность, которая получает самую изысканную оценку в глазах детей.

В педагогике определяется три типа отношения к обучению – положительное, отрицательное и безразличное. Как заставить ребенка работать? Единственный путь – заинтересовать его. И здесь помогут занятия, связанные с общением детей и настоящей музыкой.

Положительное отношение к учебному процессу характеризуется активностью учащихся, их заинтересованностью в получении высокого результата своей деятельности. Этому во многом способствует позиция учителя (руководителя хорового коллектива), его стиль работы с учащимися.

Выбор репертуара – важнейший элемент хоровой подготовки. Это не одномоментный акт, а длительный процесс, входящий в повседневную деятельность хормейстера и требующий от него многих умений и знаний. Нужно знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предвосхищать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. Для каждого занятия, а тем более выступления, нужно уметь формировать новые «комплексы» музыкального материала.

Работа с детским художественным коллективом не может быть простым уроком, формальным отбыванием положенных часов на занятии. Эта работа требует постоянного погружения в мир детей и неотступного служения Музыке. Каждодневный труд педагога-хормейстера отмечен искренней потребностью души в передаче знаний и любви к искусству. Для детей пение в хоре – это тоже часть их повседневной жизни, наполненной кропотливым трудом, радостными открытиями, совместными концертами, радостью общения. Хор – это коллектив, где каждый участник ощущает ответственность за творческую жизнь всего коллектива, за качество исполняемой музыки. Сам исполнительский процесс – это тоже своеобразная жизнь. Проникая в особенности того или иного произведения, и дети, и педагог каждый раз проживают его заново, находя в нем новые и новые краски.

Во время хорового занятия важно, чтобы педагог находился в тесном личностном контакте со своими воспитанниками. Необходимо способствовать тому, чтобы дети трудились и думали каждую минуту, не отвлекались, не «выключались». Этому способствует благожелательная атмосфера совместно-индивидуальной работы, которая активизирует и раскрепощает детей, способствует максимальной отдаче и продуктивности занятия.

Итак, главная сложность, но вместе с тем привлекательность работы хормейстера состоит в умении раскрыть возможности каждого певца.

Понятие профессионализма заключает в себе множество составляющих, основные из которых: грамотная работа с учащимися, вдумчивое и заботливое отношение к каждому. Любовь детей к тому, чем они занимаются, к преподавателю, к предмету – главный индикатор профессионализма хормейстера.


3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

3.1. Возможности системы дополнительного образования в развитии мотивации учащихся

Всякое обучение есть создание условий для развития личности. Поэтому главная цель дополнительного образования заключается не в том, чтобы развивать специальные способности и нацелить учащегося на профессиональные занятия музыкой, а в том, чтобы развить у воспитанников способность творчески относиться к жизни, к природе, к людям, к культурным ценностям, сделать его гармонично развитым человеком.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует не только познавательную, но и творческую мотивацию учащихся. Дворцы творчества обеспечивают развитие эстетических потребностей, способствуют реализации творческого потенциала.

Система дополнительного музыкального образования открыта всем детям независимо от их способностей. Пение в хоре и обучение на музыкальном инструменте (предмет «общее фортепиано»), являющиеся обязательными, дают несравненно больше, чем слушание музыки и разговоры о ней, предусмотренные школьной программой, приносит необыкновенное удовлетворение и радость. Музыкальные занятия облагораживают человека, способствуют общему развитию, формируют целеустремленность, сосредоточенность, многоаспектность и концентрацию внимания, развивают память, мышление, волю. Занятия музыкой стимулируют интеллектуальную деятельность.

Музыкальное искусство способно вводить ребенка «в мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов» (Б.М.Неменский).

Методика преподавания в системе дополнительного музыкального образования строится с учетом неоднородности контингента. Главными ориентирами служат потребности и возможности каждого учащегося, обучение строится на принципах доступности, наглядности и последовательности.

Для учащихся, которым программа дается с трудом, основная работа должна быть нацелена на удержание интереса к музыке и музыкально-исполнительскому (вокальному, хоровому, инструментальному) искусству.

Итак, воспитание любви к музыке, трепетного отношения к ней, потребности трудиться во имя нее – вот приоритеты системы дополнительного музыкального образования.

3.2. Практические шаги повышения мотивации

Основные принципы работы, на которые опирается в своей работе хормейстер, могут быть сформулированы в виде следующих положений.

  1. Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  2. Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  3. Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  4. Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

В соответствии с этими принципами строятся различные приемы и методы повышения мотивации.

Перечислим некоторые приемы, способствующие формированию мотивации на хоровых занятиях в музыкальной студии.

1. Созданию положительной мотивации к занятиям хором способствует создание общей доброжелательной творческой атмосферы, при которой учащиеся проявляют чувства сотрудничества и взаимопомощи, с готовностью включаются в совместную певческую деятельность.

Доброжелательное, но требовательное отношение руководителя хорового коллектива к своим воспитанникам, что в свою очередь ведет к формированию положительного отношения к хору, к учебному процессу, к музыке. Создание позитивного микроклимата в группе способствует активизации творческой работы и получению хороших результатов.

С творческим потенциалом коллектива тесно связана организационная сторона жизни детского хора. Ведь хор – это содружество единомышленников. В нем течет внутренняя жизнь, создающая особую атмосферу товарищества, взаимопонимания, которая помогает решать учебные и творческие задачи.

2. Реализация целостного подхода к развитию учащихся.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования (Дворца творчества) поощряет любую активную творческую деятельность. Вокруг основной образовательной направленности формируется множество отдельных программ, предоставляющих учащимся возможность проявить себя в различных видах музыкально-творческой деятельности: исполнительской инструментальной, ансамблевой, вокальной, хоровой; проектной, культурно-просветительской, фольклорной.

«Важно с первых шагов учить именно искусству, создавать по-настоящему музыкальную атмосферу занятий, всячески поддерживать радость от соприкосновения с Прекрасным», – справедливо считает хормейстер Детского хора «Весна» Н.В.Аверина [9]. Главная цель любого занятия – это погружение в музыку, а не механическое выучивание произведений, тем более зубрежка.

Другими условиями развития мотивации являются: переживание собственной включенности и причинности происходящего учебного процесса; ощущение собственной компетентности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю, ведь «внутренний мотив – это неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела» [6, с. 167]. Важно, чтобы каждый учащийся получал удовольствие от самого процесса пения, испытывал положительные эмоции.

Этому способствуют позитивные замечания учителя (похвала, одобрение), а также переживание успеха (после выступления на концерте). Важно внушить ребенку веру в себя, в свои силы, и тогда с большей силой раскроется его творческий потенциал.

3. Использование дифференцированного подхода к обучению.  

В некоторых учебных заведениях дополнительного музыкального образования введена система трехуровневого обучения, которая до учащихся и их родителей не доводится, а является индикатором успешного музыкально-творческого развития всех воспитанников. Разделение на уровни – гибкая система, допускающая перевод учащихся из одной условной группы в другую, разделение происходит в конце первого года обучения.

Учащиеся первого уровня – те, которым в дальнейшем может быть предложена музыкальная профессиональная специализация. Этим учащимся необходимо уделять особое внимание, способствовать формированию специальных навыков.

Учащиеся второго уровня – основная часть воспитанников, у которых успешное продвижение в одних видах музыкально-творческой деятельности сопровождается некоторым отставанием в других. Эти учащиеся – активные участники концертов. Часть из них может перейти в группу первого уровня.

Учащиеся третьего уровня – это воспитанники, чье музыкальное развитие идет наиболее медленными темпами и требует особой работы. Залогом успеха работы с таким учащимися является специальный подбор репертуара.

Важно, чтобы педагоги смогли создать для каждого учащегося возможность самоутвердиться и проявить себя, при этом понимая, что за ребенком признается право на ошибку, право на пересмотр возможностей в самоопределении.

Образовательное пространство Дворца творчества открыто широкому контингенту учащихся. Независимо от уровня их способностей оно способствует вхождению в мир художественной культуры, формированию интереса к музыке. Воспитанники, не обнаруживающие ярких способностей,  получают хороший стимул для личностного и творческого развития. Талантливые учащиеся имеют возможность максимального развития и перспективы профессионального роста.

4. Создание условий для гармоничного творческого развития учащихся в зоне их ближайшего развития.

Среди важнейших задач, которые ставятся хормейстером на занятиях в хоровой студии можно назвать следующие:

  • способствовать формированию и укреплению внутренней позиции воспитанника;
  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • развивать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
  • формировать коммуникативные навыки для успешного протекания процесса обучения.

Психологические исследования показали, что повышению мотивации способствует возможность свободного выбора в процессе обучения. Когда выбор песен обсуждается вместе с ребятами, это повышает интерес к исполняемому репертуару.

Перечислим основные формы работы, которые можно использовать в работе хоровой студии.

1. Сочетание индивидуальной и групповой работы в хоровом классе.

Детское хоровое пение как коллективное творческое музицирование – один из самых распространенных и общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания и источников развития школьников. Возможности хорового пения заключены в единстве слова и музыки, единстве певческого звучания, вызывающего сильные эмоции.

Сочетание в репетициях индивидуального подхода с групповой работой – необходимое условие успешной работы хора. Опрос по одному дает возможность певцу оценить качество звука, ориентироваться на лучшие образцы исполнения.

Индивидуальная вокальная работа состоит в разучивании сольных песен, дуэтов, трио. В этот вид работы включатся, как правило, дети с яркими музыкальными и вокальными данными. Дети любят петь по одному, дуэтами, трио. Такая работа мобилизует их внимание, обостряет восприятие деталей, дает возможность остальным оценить звучание со стороны, исправить собственные ошибки и недостатки. Однако к индивидуальным занятиям с детьми вокалом следует относиться с большой осторожностью: юные солисты часто не умеют слушать других певцов, «перекрывают», «забивают» их, мешая их раскрытию и развитию. Важен и такой психологический момент как «звездная болезнь», которая может заразить солиста. Хормейстер должен быть настоящим психологом, чтобы тонко отслеживать процессы, происходящие в коллективе.

Другая возможность – средства воспитания коллектива. С первых занятий в хоровом коллективе хормейстеру необходимо соединить воспитанников в едины организм, научить слушать себя и других, вкладывать свой голос и душу в общее хоровое звучание, чувствовать себя неотъемлемой частью большого прекрасного инструмента.

Стержень хорового коллектива – выпускники. Они много знают и много умеют, и свои умения передают младшему поколению во время репетиций, направляя пение в чистое осмысленное звучание.

В коллективе существует хоровой ансамбль. Само слово «ансамбль» в переводе означает «слаженность», «согласованность». Ансамбль состоит из учащихся разного возраста, но существует как единое целое. Вовлечение в совместную творческую работу разновозрастных учащихся позволяет моделировать различные социальные ситуации и способствует активизации социальной адаптации воспитанников.

2. Концертная деятельность.

Кульминацией творческой жизни детского хора являются его концертные выступления. Исполнительская деятельность является важнейшей частью полноценной жизни хора и учебного процесса. Концертные выступления проходят в течение всего учебного года, и каждое выступление приносит большую пользу, переживается как праздник, к которому дети готовятся, ждут с нетерпением.

В концертах принимают участие, как воспитанники, так и педагоги. Выступления педагогов служат не просто поддержкой юным музыкантам, но и примером и образцом профессиональной деятельности.

Удивительные возможности открывают концерты из произведений народной музыки. Выстраивая сюжет и разыгрывая занимательные истории, ребята погружаются в атмосферу народного праздника с его естественностью и непосредственностью, импровизационным характером.

3. Просветительская деятельность.

Одной из интереснейших форм концертного музицирования для юных хористов является музыкально-тематический вечер, на котором хор может быть главным действующим лицом. Атмосфера праздника, его свободное течение, антураж зала, специальные костюмы раскрепощают детей, погружают их в особый мир творчества, способствуют наиболее музыкальному исполнению выученных сочинений. На таком вечере дети раскрывают свои широкие таланы и возможности: читают стихи, ставят сценки т.д.

Хоровой коллектив (детский, педагогический, родительский) сближает и сам процесс подготовки вечера. Для него важна центральная идея и содержательное наполнение. Чтобы это не был набор разнородной музыки, можно облечь его в художественную форму в виде маленького спектакля. Дети принимают самое активное участие в подготовительной работе: придумывают костюмы, оформляют зал, рисуют афиши, раздают программки. Подготовка к выступлению наполняет жизнь детей радостным ожиданием важного и интересного события. Стремление к цели направляет и вдохновляет ребят на вдумчивую серьезную работу. А само концертное выступление становится выражением своего творческого «Я», импульсом к дальнейшему личностному развитию.

Массовые мероприятия дают возможность оценить свой коллектив наряду с другими, сопоставить свои возможности, поднять для себя некую планку успеха.

4. Работа с родителями.

Тройственный союз детей, педагогов и родителей является залогом полноценной творческой жизни хорового коллектива и школы в целом. Поддержка и помощь родителей, проникновение в заботы своих детей очень важны и нужны ребятам, особенно младшего школьного возраста.

К сожалению, в современных условиях семья уделяет ребенку недостаточно внимания. Не все родители понимают, занятие музыкой (в частности, хоровое пение) требует постоянных систематических занятий. Требуется целенаправленная работа педагога-хормейстера, чтобы родители почувствовали и полюбили то, чем занимаются их дети.

Перед учреждениями дополнительного образования стоит задача воспитать в детях человеческое достоинство, жизнерадостное оптимистическое воспитание жизни, окружающей действительности, уважительное отношение друг к другу. Все эти качества должны стать внутренним состоянием растущего человека.

Нельзя допускать, чтобы пение в хоре воспринималось родителями как развлечение или легкий досуг, ведь учеба в системе дополнительного музыкального образования – это серьезная работа по воспитанию души и общей культуры ребенка.

Самая простая и приятная форма исполнительской деятельности детского хора – открытый урок для родителей.

Участие родителей в подготовке и организации концертов, а также выступление вместе с детьми не только эмоционально активизирует воспитанников, но и затрагивает их ценностно-смысловые и нравственные аспекты.

Для родителей участие в делах хора – это возможность вместе с детьми прожить интереснейшие годы своей жизни, узнать для себя много нового и интересного.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности.

В психологии различают два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на использовании внешних стимулов к обучению, таких как хорошая оценка, одобрение педагога и родителей – с одной стороны, или наказание, – с другой стороны. Внутренняя мотивация вызвана потребностью к самому предмету деятельности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю.

Внутренняя мотивация способствует личностному развитию учащихся. Через мотивацию формируется положительное отношение к предмету и всей учебной деятельности, цели педагога становятся осознаваемы и личностно значимы для воспитанников.

Хоровое пение – внутренняя потребность и естественное содержание природы человека, фундамент особого феномена русской жизни, ведь Россия всегда славилась многоголосным  хоровым  пением. Система мотиваций на хоровых занятиях включает в себя отношение воспитанников к руководителю, хористам, к осваиваемому репертуару, к самому певческому процессу.

К психолого-педагогическим условиям формирования положительной мотивации на хоровых занятиях можно отнести: позитивные межличностные отношения в хоровом коллективе, умение педагога увлечь учащихся изучаемыми произведениями и поддерживать высокий уровень концентрации внимания на уроке, доброжелательный стиль общения руководителя хора с учащимися в сочетании с требовательностью, учет природных способностей и возможностей каждого воспитанника.

Повышению мотивации способствуют такие факторы как создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на занятиях, реализация целостного подхода к развитию учащихся, использование дифференцированного подхода к обучению, создание условий для гармоничного творческого развития учащихся в зоне их ближайшего развития.

Итак, развитие воспитанников хорового коллектива будет более результативным, если будет сформирована мотивация, обусловленная включенностью в хоровую деятельность, обусловленную тем, что пение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и способствовать личностному росту учащихся.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асеев В.Г.  Мотивация  поведения и формирование личности. М., 1976.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  3. БодалевА.А. Психология личности. М., 1988.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Питер, 1999.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.
  8. Путь Веберна к Новой музыке // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998.
  9. С чего начинается детский хор. Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь № 1. М., 2008.
  10. Семенюк В.О. На полях конкурсных программ… // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. М., 1999.
  11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
  12. Умеркаева С.Ш. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков средствами хорового искусства в условиях дополнительного образования // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей. М., 2011.
  13. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Материалы для занятий в системе дополнительного клубного образования

В этом разделе размещены мои наработки: фрагменты занятий с учащимися, разработки открытых занятий, разные тематические материалы...

Материалы для занятий в системе дополнительного клубного образования

В этом разделе размещены мои наработки: фрагменты занятий с учащимися, разработки открытых занятий, разные тематические материалы...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

ДЕТСКОЕ ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В системе дополнительного образования

Статья о хоровом исполнительстве в системе дополнительного образования...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...