28.04.2020 УД Психология общения Практикум Тема Вид общения гр.315-ТП/17 Ушакова О.А,
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.04.2020_2._elektronnyy_praktikum_vidy_obshcheniya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ  ПРАКТИКУМ

Тема: Виды, функции общения

Учебная дисциплина «Психология общения»

для студентов группы 315-ТП/17, специальность  «Поварское и кондитерское дело»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте

группа 315-ТП/17

Задание сдать до _____________ включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Тема: Виды, функции общения.

Цели:   изучение  разных видов, функций общения на практике;  осмысление роли  общения в разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Приобретаемые умения и навыки: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

 

Оснащение рабочего места: раздаточный материал.

Литература:

1 Ильин Е. П.  Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.

2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.- М.,2012.-416 с.

3  Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.

Интернет-источники:

http://www.psychology.ru

http://www.psychologies.ru

http://studentam.net/

http://www.gumer.info/

Форма отчетности и контроля: собеседование

Теория (конспект)

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к, потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном  общении.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение  включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир  участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение.

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Второй вид целевого общения — манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Третий вид — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

В психологии выделяют следующий комплекс функций общения:

- информационно-коммуникативная – предполагает передачу и прием не только готовой информации, но и такой, что формируется, развивается, а также передача и прием значений;

- регулятивно-коммуникативная – когда общение регулирует поведение людей и их совместную деятельность, а также способы влияния друг на друга: убеждение, внушение, подражание и др.

- аффективно-коммуникативная – речь идет о том, что разнообразие человеческих эмоций возникает и проявляется именно во время общения.

Если общение рассматривается как деятельность, то выделяют следующие его функции: организации совместной деятельности; познания людьми друг друга; формирования и развития межличностных взаимоотношений. Использование этой классификации помогает понять, что особенности психологической природы общения непосредственно влияют на его ход и формирование его культуры. Все функции общения наблюдаются в жизни и оказываются, как правило, в единстве, дополняя друг друга.

В соответствии с содержанием общения различают четыре основные функции общения.

1 Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2 Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3 Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4 Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Содержание работы и последовательность выполнения операций

Задание 1:

Прочитайте и проанализируйте высказывание Д. Рокфеллера. Что, по- вашему, означает «уметь общаться»?

«Умение общаться с людьми – это такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или

кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире».

Задание 2:

 Проанализируйте байку «Искусство красноречия». Какую роль играет

в общении умение слушать?

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за

обучение двойную плату.

-Почему? – изумился ученик.

-Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и

тому, как молчать и слушать.

Задание 3:

Прочитайте байку «Страшный сон». О какой функции общения здесь идет речь? Как связаны между собой содержание информации и форма ее подачи собеседнику?

Один восточный правитель увидел сон, что у него один за другим выпали зубы. В

сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и

сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного

за другим всех своих близких!».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел прогнать несчастного и пригласил другого

толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость

– ты переживешь всех своих близких!».

Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал то же самое!». На что последовал ответ:

«Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать!».

Задание 4:

 Тест «Ваш стиль и способности к общению»

Цель методики – расширить и углубить знания самой личности об уровне и характере своих коммуникативно-лидерских способностей, выявить наиболее сильные и слабые стороны. По доминированию тех или иных признаков можно выявить стиль общения в процессе ведения дискуссий и переговоров, свои способности к деятельности руководителя.

Инструкция: Ниже перечислены качества личности, которые вам присущи в большей или меньшей степени. Оцените их по трехбалльной шкале:

-3 балла – присущи в большей степени;

-2 балла – присущи;

-1 балл – присущи в меньшей степени.

1. 1 Способность настоять на своем

1.2 Независимость и оригинальность суждений

1.3 Способность выступить с докладом, сообщением

1.4 Способность вести дискуссию

1.5 Напористость и даже непримиримость

1.6 Доброжелательность, отзывчивость

1.7 Исполнительность

1.8 Способность подчинить своей воле других

1.9 Эмоциональность, непосредственность

1.10 Рациональный подход к делу

1.11 Способность проводить в жизнь свои идеи

1.12 Доступность в общении

1.13 Серьезность, обязательность

1.14 Чувство юмора

1.15 Способность обстоятельно инструктировать кого-либо

1.16 Способность убедить собеседника в чем-либо

1.17 Спокойное или даже безразличное отношение к конфликтам в коллективе

1.18 Способность понять каждого, войти в его положение

2. Представьте себе, что вы в компании друзей, хотя в ней появились и новые для вас

люди. Оцените по трехбалльной шкале состояния и действия, которые наиболее

характерны для вас:

2.1 Новые в компании люди, как правило, вас не очень устраивают

2.2 Вы, как правило, придумываете какие-то оригинальное развлечение

2.3 Вы произносите солидную, обстоятельную речь в честь виновника торжества

2.4 Вы беседуете с кем-то по душам

2.5 Иногда в вас появляется агрессивность

2.6 Вы добродушны и в равной степени доброжелательны ко всем

2.7 Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые предлагают другие

2.8 Вас, как правило, выбирают тамадой

2.9 Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится

2.11 Вам приходится кое-кого достаточно строго ставить на место

2.12 Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культуры и образования

2.13 На развлечения вам часто жаль времени

2.14 Вы любите рассказывать смешные анекдоты и рассказы

2.15 Вы предпочитаете вести деловые переговоры

2.16 Вы стараетесь кому-то что-то внушить, кого-то убедить

2.17 К конфликтам в компании, если они вас лично не касаются, относитесь равнодушно

2.18 Почему-то именно вам пытаются излить душу

3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается лучше и эффективнее применять

одни приемы и несколько хуже – другие. Оцените по трехбалльной шкале приемы

(действия), которые вам удается применить лучше всего:

3.1.При разрешении конфликтной ситуации придерживаюсь мнения большинства

3.2.Пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих способ разрешения

конфликтной ситуации

3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в отдельности

3.4 Аргументированно доказываю свою точку зрения

3.5 Считаю, если конфликт принципиальный, лучше ни в чем не уступать

3.6 Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и выводы

3.7 Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив

3.8 Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать руководитель

3.9 Предпочитаю бурно и эмоционально реагировать, выражать обиду

3.10 В случае конфликта не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональное решение

3.11 В случае конфликта провожу свою линию, доказываю свою точку зрения до конца

3.12 В случае конфликта привлекаю на свою сторону как можно больше членов

коллектива, чтобы через них воздействовать на оппонента

3.13 Конфликт – дело серьезное, а потому я не превращаю его в шутку

3.14 Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя юмор и шутку

3.15 В условиях возникновения конфликта отдаю предпочтение тому, чтобы собрать

исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, чтобы убедиться, кто прав, а

кто виноват

3. 16 В условиях разрешения конфликта делаю ставку на то, чтобы внушить, убедить

оппонента

3.17 Стараюсь не вникать в конфликт, если меня это не касается

3.18 Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным человеком возможна

конфликтная ситуация.

Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется простым суммированием

баллов, которые вы себе выставили в ответы на вопросы первой позиции (1.1+ 2.1+ 3.1),

далее по второй (1.2+2.2+3.2) и т. д. При суммировании баллов по каждому качеству

личности вы можете набрать минимально 3, максимально 9 баллов.

Результаты:

9 баллов – очень высокий уровень развития способностей

8 баллов – высокий уровень

7 баллов – значительно выше среднего

6 баллов – чуть выше среднего

5 баллов – средний уровень

4 балла – чуть ниже среднего

3 балла – ниже среднего

2 балла – низкий уровень

1 балл – очень низкий

ПОЛЯРНАЯ ШКАЛА КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Способности

Полярная шкала оценок

Способности

1 Консервативный

9876543210123456789

2 Эвристический

3 Монологичный

9876543210123456789

4 Диалогичный

5 Агрессивный

9876543210123456789

6 Доброжелательный

7 Ведомый

9876543210123456789

8 Лидерский

9 Эмоциональный

9876543210123456789

10 Рациональный

11 Авторитарный

9876543210123456789

12 Демократический

13 Серьезный

9876543210123456789

14 Юмористический

15 Инструктирующий

9876543210123456789

16 Внушающий

Для более полного раскрытия диагностируемых качеств можно провести дискуссию на

какую-нибудь проблемную тему. На основе выявления наиболее развитого качества

можно сделать вывод о стиле общения личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты