28.04.2020 УД Психология общения Практикум Тема Вид общения гр.315-ТП/17 Ушакова О.А,
план-конспект
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ
Тема: Виды, функции общения
Учебная дисциплина «Психология общения»
для студентов группы 315-ТП/17, специальность «Поварское и кондитерское дело»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте
группа 315-ТП/17
Задание сдать до _____________ включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема: Виды, функции общения.
Цели: изучение разных видов, функций общения на практике; осмысление роли общения в разных сферах человеческой жизнедеятельности.
Приобретаемые умения и навыки: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.
Оснащение рабочего места: раздаточный материал.
Литература:
1 Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.- М.,2012.-416 с.
3 Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.
Интернет-источники:
http://www.psychology.ru
Форма отчетности и контроля: собеседование
Теория (конспект)
Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.
Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к, потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).
В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении.
По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.
Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.
В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение.
Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата.
Второй вид целевого общения — манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.
Третий вид — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.
В психологии выделяют следующий комплекс функций общения:
- информационно-коммуникативная – предполагает передачу и прием не только готовой информации, но и такой, что формируется, развивается, а также передача и прием значений;
- регулятивно-коммуникативная – когда общение регулирует поведение людей и их совместную деятельность, а также способы влияния друг на друга: убеждение, внушение, подражание и др.
- аффективно-коммуникативная – речь идет о том, что разнообразие человеческих эмоций возникает и проявляется именно во время общения.
Если общение рассматривается как деятельность, то выделяют следующие его функции: организации совместной деятельности; познания людьми друг друга; формирования и развития межличностных взаимоотношений. Использование этой классификации помогает понять, что особенности психологической природы общения непосредственно влияют на его ход и формирование его культуры. Все функции общения наблюдаются в жизни и оказываются, как правило, в единстве, дополняя друг друга.
В соответствии с содержанием общения различают четыре основные функции общения.
1 Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
2 Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
3 Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
4 Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Содержание работы и последовательность выполнения операций
Задание 1:
Прочитайте и проанализируйте высказывание Д. Рокфеллера. Что, по- вашему, означает «уметь общаться»?
«Умение общаться с людьми – это такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или
кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире».
Задание 2:
Проанализируйте байку «Искусство красноречия». Какую роль играет
в общении умение слушать?
К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за
обучение двойную плату.
-Почему? – изумился ученик.
-Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и
тому, как молчать и слушать.
Задание 3:
Прочитайте байку «Страшный сон». О какой функции общения здесь идет речь? Как связаны между собой содержание информации и форма ее подачи собеседнику?
Один восточный правитель увидел сон, что у него один за другим выпали зубы. В
сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и
сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного
за другим всех своих близких!».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел прогнать несчастного и пригласил другого
толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость
– ты переживешь всех своих близких!».
Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал то же самое!». На что последовал ответ:
«Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать!».
Задание 4:
Тест «Ваш стиль и способности к общению»
Цель методики – расширить и углубить знания самой личности об уровне и характере своих коммуникативно-лидерских способностей, выявить наиболее сильные и слабые стороны. По доминированию тех или иных признаков можно выявить стиль общения в процессе ведения дискуссий и переговоров, свои способности к деятельности руководителя.
Инструкция: Ниже перечислены качества личности, которые вам присущи в большей или меньшей степени. Оцените их по трехбалльной шкале:
-3 балла – присущи в большей степени;
-2 балла – присущи;
-1 балл – присущи в меньшей степени.
1. 1 Способность настоять на своем
1.2 Независимость и оригинальность суждений
1.3 Способность выступить с докладом, сообщением
1.4 Способность вести дискуссию
1.5 Напористость и даже непримиримость
1.6 Доброжелательность, отзывчивость
1.7 Исполнительность
1.8 Способность подчинить своей воле других
1.9 Эмоциональность, непосредственность
1.10 Рациональный подход к делу
1.11 Способность проводить в жизнь свои идеи
1.12 Доступность в общении
1.13 Серьезность, обязательность
1.14 Чувство юмора
1.15 Способность обстоятельно инструктировать кого-либо
1.16 Способность убедить собеседника в чем-либо
1.17 Спокойное или даже безразличное отношение к конфликтам в коллективе
1.18 Способность понять каждого, войти в его положение
2. Представьте себе, что вы в компании друзей, хотя в ней появились и новые для вас
люди. Оцените по трехбалльной шкале состояния и действия, которые наиболее
характерны для вас:
2.1 Новые в компании люди, как правило, вас не очень устраивают
2.2 Вы, как правило, придумываете какие-то оригинальное развлечение
2.3 Вы произносите солидную, обстоятельную речь в честь виновника торжества
2.4 Вы беседуете с кем-то по душам
2.5 Иногда в вас появляется агрессивность
2.6 Вы добродушны и в равной степени доброжелательны ко всем
2.7 Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые предлагают другие
2.8 Вас, как правило, выбирают тамадой
2.9 Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится
2.11 Вам приходится кое-кого достаточно строго ставить на место
2.12 Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культуры и образования
2.13 На развлечения вам часто жаль времени
2.14 Вы любите рассказывать смешные анекдоты и рассказы
2.15 Вы предпочитаете вести деловые переговоры
2.16 Вы стараетесь кому-то что-то внушить, кого-то убедить
2.17 К конфликтам в компании, если они вас лично не касаются, относитесь равнодушно
2.18 Почему-то именно вам пытаются излить душу
3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается лучше и эффективнее применять
одни приемы и несколько хуже – другие. Оцените по трехбалльной шкале приемы
(действия), которые вам удается применить лучше всего:
3.1.При разрешении конфликтной ситуации придерживаюсь мнения большинства
3.2.Пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих способ разрешения
конфликтной ситуации
3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в отдельности
3.4 Аргументированно доказываю свою точку зрения
3.5 Считаю, если конфликт принципиальный, лучше ни в чем не уступать
3.6 Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и выводы
3.7 Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив
3.8 Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать руководитель
3.9 Предпочитаю бурно и эмоционально реагировать, выражать обиду
3.10 В случае конфликта не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональное решение
3.11 В случае конфликта провожу свою линию, доказываю свою точку зрения до конца
3.12 В случае конфликта привлекаю на свою сторону как можно больше членов
коллектива, чтобы через них воздействовать на оппонента
3.13 Конфликт – дело серьезное, а потому я не превращаю его в шутку
3.14 Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя юмор и шутку
3.15 В условиях возникновения конфликта отдаю предпочтение тому, чтобы собрать
исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, чтобы убедиться, кто прав, а
кто виноват
3. 16 В условиях разрешения конфликта делаю ставку на то, чтобы внушить, убедить
оппонента
3.17 Стараюсь не вникать в конфликт, если меня это не касается
3.18 Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным человеком возможна
конфликтная ситуация.
Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется простым суммированием
баллов, которые вы себе выставили в ответы на вопросы первой позиции (1.1+ 2.1+ 3.1),
далее по второй (1.2+2.2+3.2) и т. д. При суммировании баллов по каждому качеству
личности вы можете набрать минимально 3, максимально 9 баллов.
Результаты:
9 баллов – очень высокий уровень развития способностей
8 баллов – высокий уровень
7 баллов – значительно выше среднего
6 баллов – чуть выше среднего
5 баллов – средний уровень
4 балла – чуть ниже среднего
3 балла – ниже среднего
2 балла – низкий уровень
1 балл – очень низкий
ПОЛЯРНАЯ ШКАЛА КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Способности | Полярная шкала оценок | Способности |
1 Консервативный | 9876543210123456789 | 2 Эвристический |
3 Монологичный | 9876543210123456789 | 4 Диалогичный |
5 Агрессивный | 9876543210123456789 | 6 Доброжелательный |
7 Ведомый | 9876543210123456789 | 8 Лидерский |
9 Эмоциональный | 9876543210123456789 | 10 Рациональный |
11 Авторитарный | 9876543210123456789 | 12 Демократический |
13 Серьезный | 9876543210123456789 | 14 Юмористический |
15 Инструктирующий | 9876543210123456789 | 16 Внушающий |
Для более полного раскрытия диагностируемых качеств можно провести дискуссию на
какую-нибудь проблемную тему. На основе выявления наиболее развитого качества
можно сделать вывод о стиле общения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
15.05.2020 УД Психология общения Тема Виды, правила и техники слушания гр.315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А,
Практическое занятие...
18.05.2020 УД Психология общения Тема Формы делового общениягруппа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
Практикум...