Работа по подготовке к экзаменам
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Психологическая подготовка к екзаменам учащихся 9 и 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_snyatiyu_napryazheniya_u_uchashchihsya_iuchiteley_nakanune_ekzamenov.docx | 128.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по снятию напряжения у учащихся, родителей и учителей накануне экзаменов.
Урок для учащихся:
1. Вы все уже предварительно выбрали свою будущую профессию. Кто – то из Вас наиболее способный пойдет в 10 класс, а кто – то пойдет учиться в профучилище или техникум. А для того, что бы вы могли получить выбранную профессию, что для этого нужно? Звучат разные ответы учеников, в том числе и «успешно» сдать экзамены.
2. Давайте посмотрим ваше настроение накануне экзаменов! Напишите, пожалуйста, на красном человечке – где вы находитесь сейчас, а на зеленом – где хотели бы находиться. А теперь послушаем по номерам, что означают эти человечки.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
3. А теперь попробуем определить, какие чувства вы испытываете в школе? Выберите из предложенного списка 8 чувств, которые вы испытываете чаще всего в школе.
Я испытываю в школе
да | |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
4. Вы хорошо поработали. А теперь научимся способам саморегуляции. Представляйте, что перед вами на столе лежат КИМы. Как вы можете сосредоточиться на выполнение заданий? Давайте попробуем предложенные способы!
Как сосредоточиться на экзамене?
1. резкий поворот головы направо.
2. чередование моргания и закрывания глаз.
3. медленное дыхание до 12:
1, 2, 3, 4 – глубокий вдох,
5, 6, 7, 8 – задержать дыхание,
9, 10, 11, 12 –глубокий выдох.
4. опишите 5 свойств любого предмета и его функцию.
5. А теперь попробуем определить, что является для вас самым важным в жизни. Проведение тренинга: «Достигни цели».
Учащимся предлагается сделать домик с множеством комнат (или нарисовать в виде схемы) с дверьми разных цветов:
- здоровье (физическое и психическое)
- интересная работа
- творчество, красота природы и искусство
- материально обеспеченная жизнь
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
- наличие хороших и верных друзей
- развлечения, путешествия
- уверенность в себе, общественное признание свобода
- счастье других (счастливая семейная жизнь, развитие и совершенствование других людей)
Задается вопрос: «Какого цвета вы сделаете стены и двери у этих комнат?».
Синий – удовлетворенность.
Зеленый – стремление к самоутверждению.
Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.
Желтый – мечты.
Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм ( тревожность, стресс, огорчение).
Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.
По цветам можно сделать предположительные выводы:
1. к чему человек стремиться,
2.чего человек достиг,
3.в чем нужно помочь для удовлетворения жизненных ценностей.
6. А теперь напишем каждому на рисунке ромашки комплименты, которые позволят приобрести чувство уверенности перед экзаменами.
7. И в заключение поднимите те учащиеся красных человечков, которым наше занятие понравилось и они узнали что – то новое. А зеленых человечков те учащиеся, кто не открыл для себя ничего нового.
Занятие для учителей и для родителей.
1. Давайте познакомимся. Назовите по 3 положительных своих качеств.
2. «Я лучше всех умею…». Назвать, что человек умеет лучше всех.
3. «Броуновское движение» . Движение участников тренинга в хаотичном порядке под музыку, затем по сигналу ведущего объединение в группы по количеству хлопков ведущего. Например: 2, 3, 4, 5.
4. В нашей жизни быстрая смена событий похожа на упражнение броуновское движение. А давайте попробуем теперь разобраться, какое место в нашей жизни занимает семья, работа, самосовершенствование и т. д. И составить карту нашей жизни
В середине круг со словом «Я», по краям лепестки неправильной формы и приклеееные к кругу таким образом, что бы они получались разных размеров, в зависимости от того сколько места в жизни занимает данный «компонент».
5. Тренинг с элементами визуализации «Мои цели».
В первую очередь необходимо сформулировать свою цель, свое желание словами: «Я хочу….», «Я могу……», «Я буду….».
Для достижения более высокого результата подростков просят закрыть глаза. Затем представить дерево с множеством веток с зелеными листьями, лес. Дорогу, которая проходит по лесу и по которой он идет. Дорога проходит мимо водопада, который впадает в озеро. Далее следует описание водопада (по представлению самого психолога). Желательно в момент описания водопада звучание музыки с шумом водопада. Визуализация с образом водопада необходима для снятия нервно – эмоционального перенапряжения. Он проходит мимо водопада и идет дальше по дороге, которая проходит по лесу. Вдруг он видит впереди себя домик, с закрытой дверью. Он пробует открыть ее и попадает в комнату. На пути могут встречаться несколько комнат, пока он не дойдет до комнаты с большим сундуком. Количество дверей, встречаемых на пути к цели, соответствует количеству препятствий на пути к цели. Он пробует открыть сундук с облаком, которое содержит в себе желание. Он пробует вдохнуть в себя это желание. В этот момент необходимо зафиксировать свои ощущения: неприятные ощущения свидетельствуют о неправильной постановке цели, а приятные о том, что цель ему полностью подходит. Затем он выходит из комнаты, из дома. Дальше человек движется по дороге в лесу. Подходит к озеру с водопадом. Важно зафиксировать в этот момент ощущения и погоду. Затем человек дальше движется по дороге по лесу. Подходит к своему дереву, с которого начинал свой путь. Затем подросток открывает глаза.
Примечание:
- Представление водопада необходимо для снятия нервно – эмоционального перенапряжения до и после представления цели, желания.
- Количество и трудность открывания дверей будут свидетельствовать о препятствиях на жизненном пути, до и после достижения цели
- Погода и озеро свидетельствуют о внутреннем состоянии: если состояние спокойное, то озеро чистое и прозрачное, а погода солнечная, теплая, Если возникает тревога, беспокойство погода портиться, а озеро становиться мутным, грязным, с волнами.
5. Упражнение «Паутинка». Что бы наше хорошее настроение осталось с нами надолго попробуем сплести паутинку настроения. Передается клубок ниток противоположно стоящим людям с хорошими пожеланиями, пока из ниток не образуется паутинка.
Список использованной литературы:
1. Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999-185 с.
2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009 - 184с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Из опыта работы по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ по русскому языку (задание В8).
В статье представлен опыт работы по подготовке к ЕГЭ (задание В8) в форме научно-практической конференции....
"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"
Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде в...
Методическая разработка "Контрольные работы по математике 5-7 класс как базовые задачи для подготовки к экзамену в формате ОГЭ"
Авторская подборка контрольных работ по математике 5-7 класс для подготовки к экзамену в формате ОГЭ...
Работа с учащимися "группы риска" по подготовке к экзаменам
Выступление на педагогическом совете школы. Опыт работы по подготовке учащихся к ГИА в 9 классе....
Система работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе
Данная презентация содержит систему подготовки к ГИА по русскому языку, включая 2 - 14 задания, а также сочинения 15.1, 15.2, 15.3...