положение о музее
методическая разработка

Положение о музее включает основные направления деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_muzee.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа№1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области

  1. Общие положения

1.1. Школьный историко-краеведческий музей является структурным подразделением Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа№1 с.Средняя Елюзань  (далее – Школа), действующей на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях Российской Федерации».

1.2. Историко-краеведческий музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории, культуры сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.3. В основе поисковой и исследовательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.4. Руководство музеем осуществляется руководителем музея  назначаемого приказом директора школы.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея являются неотъемлемой частью культурного наследия народов. Они подлежат учету и хранению в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.

                                                          2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – историко-краеведческий.

2.2.  Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры

поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты). Основными экспозициями музея являются: «Архивные справки о возникновении села Средняя Елюзань», «Развитие хозяйства на территории села», «Трудовые династии», «История пионерии и комсомола», «Елюзанцы в годы Великой Отечественной войны», «Развитие образования и медицины», «Воины-интернационалисты», «Культура татарского народа».

2.7. Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

                                                     3. Цели и задачи

3.1. Музей - организуется в целях:

- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- расширения образовательного пространства, совершенствования  обучения средствами дополнительного образования;

- формирования  исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

- развития социальной активности и  творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры,  источников по истории и общества, имеющих воспитательную,  научную и познавательную ценность;

- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- активного освоения обучающимися  историко-культурной среды

3.2. Задачи музея:

- развитие интереса к истории малой родины через краеведческую деятельность;

- организация досуга школьников;

- организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

- выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

- внедрение модульной организации дополнительного образования;

- развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

- организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением села;

- формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – совета музея.

                                       4. Функции и основные направления деятельности

   4.1. Основными функциями музея являются:

         - создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной  деятельности школы музейными средствами и методами;

  - организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной,  поисковой и аналитической работы;

   - осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;

    -         документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

   - постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы.

        4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

- экспозиционно-выставочная работа;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

                                 5. Организация деятельности музея

    Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-

исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей школы, а также с историей и культурой села Средняя Елюзань.

  Вышеперечисленное возможно при наличии:

- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

- руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

- собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению, современным требованиям;

- помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

- положения музея, утверждённого директором школы.

   Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

                                          6. Учет и обеспечение сохранности фондов

           6.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, вспомогательный фонды музея.

6.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

6.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

6.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной  записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в школе.

6.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному  учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет.

6.6. Фонд вспомогательных материалов (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельной книге учета.

         6.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в экспозиционных помещениях, в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

                                         7. Руководство деятельностью музея

           7.1. Ответственность за деятельность музея несет директор школы, общее руководство – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель,  назначенный приказом директора школы.

         7.3. Перспективное планирование организует Совет музея. Совет музея формируется из представителей  педагогической, родительской и ветеранской общественности.

         7.4. В целях оказания помощи музею организуется актив музея из числа обучающихся школы.

         7.5. Деятельность музея и  эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете школы.

8. Содержание работы

         8.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами школы, в структуре которого функционирует музей.

        8.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

        8.3. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы   по каждому направлению, которые осуществляют:

       - систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

       -  создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе,  так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

       - презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

       -  образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся, родителей и ветеранской общественности, а также населения села;

       - освоение историко-культурной окружающей среды обучающимися путем организации походов, экскурсий по селу, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

       - популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет.

     8.4. Посещение музея, проведение экскурсий и других мероприятий фиксируется в журнале (книге) посещений музея.

9. Прекращение деятельности музея

    9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

     9.2. Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьном музее

Документ соответствует новым требованиям по аттестации школьных музеев...

Положение о школьном музее

Положение содержит цели и задачи, обязательные условия организации школьного музея...

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ГОУ НПО ПЛПМ СПб)

В Положении о музее отражены все необходимы ключевые моменты, которые дают возможность разработки положения о музеях другим коллегам, так как:Музей - организуется в целях:...

Положение о музее.

Положение о школьном краеведческом музее "Летопись"....

Положение о школьном музее

Положение о школьном музее ...

Положение о музее

Данное положение разработано для школьного музея и соответствует всем требованиям к ведению школьной документации....