ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
рабочая программа
Рабочая программа разработанная на 1 год по спортивному туризму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 58.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор школы
30.08.2016 г. ___________Т.И.Каракчиева
протокол № 1 Приказ от 02.09.2016 г.
№ 640
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
Физкультурно-спортивная направленность для учащихся 11-13 лет
1 год обучения
Составитель: Гусев Николай Валерьевич, педагог дополнительного образования
г. Усинск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.
Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях (кружках): способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.
Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:
1) воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;
2) развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;
3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;
4) социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.
5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.
Актуальность программы
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее Закон).
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) (далее Концепция).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
- Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
В экологическом образовании и воспитании РК уже давно наметилась неблагополучная тенденция сокращения мероприятий экологической направленности, исключения предмета экологии из учебных планов школ. Экология перестала существовать как самостоятельный предмет. Богатый эколого-краеведческий материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории, культуры и экологии, учащиеся оценили красоту и богатства родного края и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера.
Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей, общества в целом.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Спортивный туризм» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско - краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.
Программа «Спортивный туризм» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.
Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристские соревнования, слеты – туристские праздники на природе, которые являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.
Новизна программы
Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.
Адресат программы
На начальный этап подготовки принимаются дети с 12 лет.
Формы организации образовательного процесса
Виды занятий
По данной программе различные: рассказ, беседа, лекции. Наиболее характерными формами проведения занятий являются тематические прогулки, экскурсии, походы, практические занятия на улице и в помещение (спортивный зал).
Особенности организации образовательного процесса
Количество часов по годам обучения, расписание занятий состовляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СаНПиН 2.4.4.3172-14».
Условия реализации программы
Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 15 человек. При наборе обучающихся 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (3-4 человека) и индивидуальные занятия.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения и погодных условий.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований в походе, экскурсии, на соревнованиях. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в соревнованиях по ориентированию и технике пешеходного туризма.
Практические занятия проводятся в 1 - 3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, а также на местности (в парке) и в помещении (в классе, спортивном зале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.
Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формировать знания, умения в области спортивного туризма,
ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие
навыки;
- способствовать формированию устойчивого интереса и
потребности в познании окружающего мира;
- участия в соревнованиях по спортивному туризму;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды;
- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;
Развивающие:
- расширять знания об окружающем мире;
- развивать интеллектуальные и физические способности;
- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям
- укрепление здоровья учащихся;
- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;
- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;
- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;
- формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;
Начальный этап обучения.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
Тема | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Т | П | |||
1. | Общая подготовка | 4 | 4 | - | |
1.1 | Введение. Что такое туризм. Спортивный туризм – вид спорта. | 2 | 2 | - | Опрос |
1.2 | Инструктаж по технике безопасности. Порядок тренировок. | 2 | 2 | - | |
2. | Основы туристской подготовки | 10 | 7 | 3 | |
2.1 | Что такое поход. Маршрут и подготовка к походу. | 4 | 3 | 1 | Зачет |
2.2 | Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню. | 4 | 2 | 2 | |
2.3 | Правила безопасности поведения в пешем походе. Распределение обязанностей в группе. | 2 | 2 | - | |
3. | Тактико-техническая подготовка | 30 | 16 | 14 | |
3.1 | Снаряжение спортсмена – туриста. Самостраховка. | 2 | 1 | 1 | Зачет, контрольные старты |
3.2 | Вязка узлов и их применение. | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Техника работы со снаряжением (Обвязка, карабин, жумар, репшнур). | 2 | - | 2 | |
3.4. | Тактика преодоления препятствий. | 2 | 2 | 0 | |
3.5. | Техника преодоления препятствий | 20 | 10 | 10 | |
3.6. | Анализ ситуационных задач. | 2 | 2 | 0 | |
4. | Топография и ориентирование | 16 | 8 | 8 | |
4.1 | Топографическая и спортивная карта | 4 | 2 | 2 | Опрос, ориент-шоу, соревнование |
4.2 | Компас. Работа с компасом. | 4 | 2 | 2 | |
4.3 | Измерение расстояний. Масштаб. | 4 | 2 | 2 | |
4.4 | Виды ориентиров. Определение точки стояния. | 4 | 2 | 2 | |
5. | Краеведение | 2 | 2 | - | |
5.1 | История города | 2 | 2 | - | Опрос |
6. | Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. | 6 | 4 | 2 | |
6.1 | Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний | 2 | 2 | - | Опрос, зачет |
6.2 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 4 | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 68 | 41 | 27 |
Ожидаемые результаты.
По окончанию 1 – го года обучения начального курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- основные сведения по истории, географии, культуре своего города и края;
- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;
- основные понятия спортивного туризма;
- условные знаки спортивных карт;
- необходимое снаряжение для похода выходного дня;
- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;
- технику безопасности на занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;
- названия этапов на соревнованиях по спортивному туризму;
- туристские узлы;
УМЕТЬ:
- пользоваться краеведческой литературой;
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- составлять меню для похода выходного дня;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;
- обращаться с компасом, определять стороны света;
- одевать страховочную систему;
- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- преодоления препятствий на дистанциях 5 класса;
- вязки туристских узлов;
Содержание программы.
1-ый год обучения.
- Общая подготовка - 4 часа.
- Введение.
Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Спортивный туризм – вид спорта.
1.2 Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения на соревнованиях. Противопожарная безопасность. Знакомство с планом эвакуации. Правила движения на улицах города.
- Основы туристской подготовки- 10 часов.
2.1. Подготовка к походу.
Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе.
Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода.
Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.
Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.
Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.
2.3 Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
Практические занятия: Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.
3.Тактико-техническая подготовка спортсмена - туриста - 30 часов.
3.1 Снаряжение спортсмена-туриста.
Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки).
Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение.
Практические занятия: Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами.
3.2 Тактика преодоления дистанций по тур многоборью.
Задача, поставленная тренером на соревнованиях. Анализ и разбор соревнований.
Практические занятия.
Решение ситуационных задач
3.3 Техника преодоления препятствий.
Дистанции 1-го класса на соревнованиях по спортивному туризму. Препятствия, встречающиеся на соревнованиях, их описание, методы преодоления. Личные дистанции, связки и правила их преодоления.
Практические занятия: Переправы: по бревну (в том числе и качающемуся) способом маятник и по перилам, по кочкам, гатям из жердей, маятник, параллельные веревки, навесная переправа, «бабочка».
Преодоление склонов: Побьем, спуск спортивным способом. Техника свободного лазания.
4. Топография и ориентирование – 16 часов
4.1 Топографическая и спортивная карта.
Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.
Практические занятия:
Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Игры и упражнения на запоминание условных знаков. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Ориент-шоу – тренировки в спортивном зале.
4.2. Компас. Работа с компасом.
Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.
Практические занятия:
Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света.
4.3. Измерение расстояний.
Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты.
Практические занятия:
Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.
4.4. Способы ориентирования.
Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.
Практические занятия: Движение с картой на местности, движение по легенде.. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности.
4.5. Соревнования по ориентированию.
Практические занятия:
Подготовка и участие в соревнованиях по ориентированию.
5. Краеведение – 2 часа.
5.1 История города.
Краткая история города. Основание и становление города. План застройки города. Геральдика города. Улицы города, история и современность. Достопримечательности города Усинска. Памятники скульптуры и архитектуры.
5.2 Экскурсионная программа.
Практические занятия: Экскурсии по городу. Краеведческое ориентирование.
6. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. Техника безопасности – 6 часов.
6.1 Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний.
Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
6.2 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.
Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.
Тематическое планирование. 1 год обучения.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Спортивный туризм – вид спорта. | 2 | |
2 | Порядок тренировок. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. ТБ. | 2 | |
3 | Что такое поход. Цели и задачи похода. | 2 | |
4 | Маршрут похода. Обязанности в группе. | 2 | |
5 | Туристское снаряжение, используемое в походах, подбор продуктов и медикаментов для похода выходного дня. Правила размещения предметов в рюкзаке. | 2 | |
6 | Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. | 2 | |
7 | Правила безопасного поведения в пешем походе. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. | 2 | |
8 | Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. | 2 | |
9 | Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. | 2 | |
10 | Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами, жумарами. | 2 | |
11 | Знакомство с тактикой. Ее значение и задачи. | 2 | |
12 | Задача, поставленная тренером, анализ и разбор ситуационных задач. | 2 | |
13 | Турполоса ее описание, методы преодоления. | 2 | |
14 | Переправа по бревну (в том числе и качающемуся). | 2 | |
15 | Переправа способом маятник и по перилам. | 2 | |
16 | Переправа по кочкам, гатям из жердей. | 2 | |
17 | Преодоление склонов: Побьем, спуск на схватывающем узле. | 2 | |
18 | Преодоление склонов: Побьем на жумаре, спуск на восьмерке. | 2 | |
19 | Переправа по параллельным веревкам. | 2 | |
20 | Переправа «бабочка». | 2 | |
21 | Навесная переправа. | 2 | |
22 | Преодоление турполосы. | 2 | |
23 | Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. | 2 | |
24 | Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Ориент-шоу – тренировки в спортивном зале. | 2 | |
25 | Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света. | 2 | |
26 | Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. | 2 | |
27 | Способы измерения расстояний по карте и на местности. Глазомер. Масштаб карты. | 2 | |
28 | Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. | 2 | |
29 | Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель. | 2 | |
30 | Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности. | 2 | |
31 | История города Усинск, его достопримечательности. Памятники, скульптуры и архитектура. | 2 | |
32 | Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. | 2 | |
33 | Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. | 2 | |
34 | Тестирование по медецине. | 2 |
Этапы педагогического контроля.
Вид | Содержание | Форма | Критерии |
Текущий (в течении года) | Тактико-техническая подготовка | Практическая проверка преодоления препятствий | «отлично» - оптимальное решение; «хорошо» - решение с допуском невыгодных вариантов. «удовлетворительно» - решение с ошибками |
Текущий (в течении года) | Топография и ориентирование | Опрос, практическая работа. | «отлично»- 80-100% правильных ответов «хорошо» - 60-80% правильных ответов «удовлет.»- 40-60% правильных ответов |
Текущий (в течении года) | Контрольные старты и соревнования | Соревнования | Закончить дистанцию. |
Входящий (сентябрь) | Основы туристской подготовки | беседа, анкета, опрос. | |
Итоговый (в течении года) | Игра «Готов ли ты в поход?» | «отлично» - 80-100% правильных ответов «хорошо» - 60-80% правильных ответов «удовлет.»- 40-60% правильных ответов | |
Итоговый (апрель – май) | Краеведение | Отчет по походу | Зачет путешествия |
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций.
Основная форма проведения практических занятий – тренировка на местности. Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы, умели работать как индивидуально, так и в группе. Туристская подготовка помогает воспитывать чувство коллективизма, ответственность за товарищей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к своему краю. Большое значение краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране природы. Судейская подготовка приобщает учащихся к самостоятельности, к чувству ответственности.
Информационное обеспечение
- Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями, музеями
- Интернет-источники.
- Литература, фотоматериалы, видеофильмы, компьютерные диски, флэшки с записями по темам программы.
Кадровое обеспечение.
- Учебные занятия проводят педагоги дополнительного образования, имеющие педагогическое образование и опыт работы с учащимися.
- К работе по реализации программы допустимо привлечение узких специалистов (музейные работники, работники библиотек и т.д.).
Материально-техническое обеспечение учебного объединения для занятий спортивным туризмом
Туристское снаряжение:
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
- Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. М.: ФЦДЮТиК , 2001.
- Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995г
- Лукоянов П.И. Самодеятельное туристское снаряжение. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997 г.
- Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., 2000
- Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М., 2001
- Махов И.И. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные туристы – многоборцы». М. ФЦДЮТиК, 2007.
- Правила организации туристских соревнований учащихся Р.Ф. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995
- Регламент по виду спорта «спортивный туризм» , ТССР, М.2009
- «Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.г. М.: 1998 г.
- Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму. "Русский турист". Информационный выпуск №1.
- Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Фи 1983г.
- «Физическая тренировка в туризме». Методические рекомендации. ВЦСПС Москва 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»
В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...
«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физ...
Дополнительная общеразвивающая программа Пешеходный туризм"
Программа кружка "Пешеходный туризм",пояснительная записка,личностные задачи, метапредметные задачи, предметные задачи, принципы обучения, методы обучения, педагогический контроль, требовани...
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивная робототехника"
Робототехника – одно из важнейших направлений в развитии техники и технологий настоящего времени, что создает условия высокой потребности инженерных кадров в нашей стране и появление новых напра...
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...