ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
рабочая программа

Гусев Николай Валериевич

Рабочая программа разработанная на 1 год по спортивному туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx58.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА

ПРИНЯТО:                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                               Директор школы

30.08.2016 г.                                                                                     ___________Т.И.Каракчиева                                              

протокол №  1                                                                                   Приказ от  02.09.2016 г.  

                                                                            № 640

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»

Физкультурно-спортивная направленность для учащихся 11-13 лет

1 год обучения

                                                                       

Составитель: Гусев Николай Валерьевич,                           педагог дополнительного образования

г. Усинск

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях (кружках): способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.

Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:

1) воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;

3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;

4) социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

Актуальность программы 

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее Закон).

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) (далее Концепция).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

- Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».  

В экологическом образовании и воспитании РК уже давно наметилась неблагополучная тенденция сокращения мероприятий экологической направленности, исключения предмета экологии из учебных планов школ. Экология перестала существовать как самостоятельный предмет. Богатый эколого-краеведческий материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории, культуры и экологии, учащиеся оценили красоту и богатства родного края и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера.

Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей, общества в целом.        

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Спортивный туризм» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско - краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Программа «Спортивный туризм» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.

Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристские соревнования, слеты – туристские праздники на природе, которые являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.

Новизна программы

Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.

Адресат программы

На начальный этап подготовки принимаются дети с 12 лет.

Формы организации образовательного процесса

Виды занятий

По данной программе различные: рассказ, беседа, лекции. Наиболее характерными формами проведения занятий являются тематические прогулки, экскурсии, походы, практические занятия на улице и в помещение (спортивный зал).

Особенности организации образовательного процесса

Количество часов по годам обучения, расписание занятий состовляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СаНПиН 2.4.4.3172-14».

Условия реализации программы

Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 15 человек. При наборе обучающихся 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (3-4 человека) и индивидуальные занятия.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения и погодных условий.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований в походе, экскурсии, на соревнованиях. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в соревнованиях по ориентированию и технике пешеходного туризма.

Практические занятия проводятся в 1 - 3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, а также на местности (в парке) и в помещении (в классе, спортивном зале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.

Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- формировать знания, умения в области спортивного туризма,

ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие

навыки;

- способствовать формированию устойчивого интереса и

потребности в познании окружающего мира;

-  участия в соревнованиях по  спортивному туризму;

- обучение приемам мониторинга окружающей среды;

- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

-  сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- сформировать  комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;

Развивающие: 

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать интеллектуальные и физические способности;

- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям

- укрепление здоровья учащихся;

- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;

- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;

Воспитательные: 

- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

  • воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;
  • формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;

Начальный этап обучения.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Тема

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Т

П

 1.

Общая подготовка

4

4

-

 1.1

Введение. Что такое туризм. Спортивный туризм – вид спорта.

2

2

-

Опрос

 1.2

Инструктаж по технике безопасности. Порядок тренировок.

2

2

-

 2.

Основы туристской подготовки

10

7

3

 2.1

Что такое поход. Маршрут и подготовка к походу.

4

3

1

Зачет

 2.2

Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню.

4

2

2

 2.3

Правила безопасности поведения в пешем походе. Распределение обязанностей в группе.

2

2

-

 3.

Тактико-техническая подготовка

30

16

14

 3.1

Снаряжение спортсмена – туриста. Самостраховка.

2

1

1

Зачет, контрольные старты

 3.2

Вязка узлов и их применение.

2

1

1

 3.3

Техника работы со снаряжением (Обвязка, карабин, жумар, репшнур).

2

-

2

 3.4.

Тактика преодоления препятствий.

2

2

0

 3.5.

Техника преодоления препятствий

20

10

10

 3.6.

Анализ ситуационных задач.

2

2

0

 4.

Топография и ориентирование

16

8

8

 4.1

Топографическая и спортивная карта

4

2

2

Опрос, ориент-шоу, соревнование

 4.2

Компас. Работа с компасом.

4

2

2

 4.3 

Измерение расстояний. Масштаб.

4

2

2

 4.4

Виды ориентиров. Определение точки стояния.

4

2

2

 5.

Краеведение

2

2

-

 5.1

История города

2

2

-

Опрос

 6.

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

6

4

2

 6.1

Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний

2

2

-

Опрос, зачет

 6.2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

ВСЕГО:

68

41

27

Ожидаемые результаты.

По окончанию 1 – го года обучения начального курса учащиеся должны:  

ЗНАТЬ:

- основные сведения по истории, географии, культуре своего города и края;

- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

- основные понятия спортивного туризма;

- условные знаки спортивных карт;

- необходимое снаряжение для похода выходного дня;

- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;

- технику безопасности на  занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;

- названия этапов на соревнованиях по спортивному туризму;

- туристские узлы;

УМЕТЬ:

- пользоваться краеведческой литературой;

- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- составлять меню для похода выходного дня;

- собирать рюкзак, личное снаряжение;

- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;

- обращаться с компасом, определять стороны света;

- одевать страховочную систему;

- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);

 ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- преодоления препятствий на дистанциях 5 класса;

- вязки туристских узлов;

Содержание программы.

1-ый год обучения.

  1. Общая подготовка - 4 часа.
  1. Введение.

Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Спортивный туризм – вид спорта.

1.2 Инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения на соревнованиях. Противопожарная безопасность. Знакомство с планом эвакуации. Правила движения на улицах города.

  1. Основы туристской подготовки- 10 часов.

2.1. Подготовка к походу.

Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе.

Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода.

Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.

Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.

 Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.

2.3 Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Практические занятия: Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

3.Тактико-техническая подготовка спортсмена - туриста - 30 часов.

3.1 Снаряжение спортсмена-туриста.

Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки).

Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами, репшнуром. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение.

Практические занятия: Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами.

3.2 Тактика преодоления дистанций по тур многоборью.

Задача, поставленная тренером на соревнованиях. Анализ и разбор соревнований.

Практические занятия.

Решение ситуационных задач

3.3 Техника преодоления препятствий.

Дистанции 1-го класса на соревнованиях по спортивному туризму. Препятствия, встречающиеся на соревнованиях, их описание, методы преодоления. Личные дистанции, связки и правила их преодоления.

 Практические занятия: Переправы: по бревну (в том числе и качающемуся) способом маятник и по перилам, по кочкам, гатям из жердей, маятник, параллельные веревки, навесная переправа, «бабочка».

 Преодоление склонов: Побьем, спуск спортивным способом. Техника свободного лазания.

4. Топография и ориентирование – 16 часов

4.1 Топографическая и спортивная карта.

Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.

Практические занятия:

Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Игры и упражнения на запоминание условных знаков. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Ориент-шоу – тренировки в спортивном зале.

4.2. Компас. Работа с компасом.

Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.

Практические занятия:

Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света.

4.3. Измерение расстояний.

 Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты.

Практические занятия:

Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.

4.4. Способы ориентирования.

Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.  

Практические занятия: Движение с картой на  местности, движение по легенде.. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности.

4.5. Соревнования по ориентированию.

Практические занятия:

Подготовка и участие в соревнованиях по ориентированию.

5. Краеведение – 2 часа.

5.1 История города.

Краткая история города. Основание и становление города. План застройки города. Геральдика города. Улицы города, история и современность. Достопримечательности города Усинска. Памятники скульптуры и архитектуры.

5.2 Экскурсионная программа.

Практические занятия: Экскурсии по городу. Краеведческое ориентирование.

6. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. Техника безопасности – 6 часов.

6.1 Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний.

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.

6.2 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках.  Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.

Тематическое планирование. 1 год обучения.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Спортивный туризм – вид спорта.

2

2

Порядок тренировок. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. ТБ.

2

3

Что такое поход. Цели и задачи похода.

2

4

Маршрут похода. Обязанности в группе.

2

5

Туристское снаряжение, используемое в походах, подбор продуктов и медикаментов для похода выходного дня.

Правила размещения предметов в рюкзаке.

2

6

Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.

2

7

Правила безопасного поведения в пешем походе. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

2

8

Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка.

2

9

Знакомство со страховочной системой, блокировкой,  карабинами, репшнуром. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка,  прямой, встречный, штык. Их применение.

2

10

Надевание  страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами, жумарами.

2

11

Знакомство с тактикой. Ее значение и задачи.

2

12

Задача, поставленная тренером, анализ и разбор ситуационных задач.

2

13

Турполоса ее описание, методы преодоления.

2

14

Переправа по бревну (в том числе и качающемуся).

2

15

Переправа способом маятник и по перилам.  

2

16

Переправа по кочкам, гатям из жердей.

2

17

Преодоление склонов:  Побьем, спуск на схватывающем узле.

2

18

Преодоление склонов:  Побьем на жумаре, спуск на восьмерке.

2

19

Переправа по параллельным веревкам.

2

20

Переправа «бабочка».

2

21

Навесная переправа.

2

22

Преодоление турполосы.

2

23

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки.   Виды карт. Карты, используемые  в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности.

2

24

Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Ориент-шоу – тренировки в спортивном зале.

2

25

Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.    

2

26

Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света.

2

27

Способы измерения расстояний по карте и на местности. Глазомер. Масштаб карты.

2

28

Измерение расстояния на карте с помощью линейки.

Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.

2

29

Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.

2

30

Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности.

2

31

История города Усинск, его достопримечательности. Памятники, скульптуры и архитектура.

2

32

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.

2

33

Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления.

2

34

Тестирование по медецине.

2

Этапы педагогического контроля.

Вид

Содержание

Форма

Критерии

Текущий

(в течении года)

Тактико-техническая подготовка

Практическая проверка преодоления препятствий

«отлично» - оптимальное решение; «хорошо» - решение с допуском невыгодных вариантов.         «удовлетворительно» - решение с ошибками

Текущий

(в течении года)

Топография и ориентирование

Опрос, практическая работа.

«отлично»- 80-100%

правильных ответов

«хорошо» - 60-80%

правильных ответов

«удовлет.»- 40-60%

правильных ответов

Текущий

(в течении года)

Контрольные старты и соревнования

Соревнования

Закончить дистанцию.

Входящий

(сентябрь)

Основы туристской подготовки

беседа, анкета, опрос.

Итоговый

(в течении года)

Игра «Готов ли ты в поход?»

«отлично» - 80-100%

правильных ответов

«хорошо» - 60-80%

правильных ответов

«удовлет.»- 40-60%

правильных ответов

Итоговый (апрель – май)

Краеведение

Отчет по походу

Зачет путешествия

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций.

Основная форма проведения практических занятий – тренировка на местности. Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы, умели работать как индивидуально, так и в группе. Туристская подготовка помогает воспитывать чувство коллективизма, ответственность за товарищей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к своему краю. Большое значение краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране природы. Судейская подготовка приобщает учащихся к самостоятельности, к чувству ответственности.

Информационное обеспечение

  • Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями, музеями
  • Интернет-источники.
  • Литература, фотоматериалы, видеофильмы, компьютерные диски, флэшки с записями по темам программы.

 Кадровое обеспечение. 

  • Учебные занятия проводят педагоги дополнительного образования, имеющие педагогическое образование и опыт работы с учащимися.
  • К работе по реализации программы допустимо привлечение узких специалистов (музейные работники, работники библиотек и т.д.).

Материально-техническое обеспечение учебного объединения для занятий спортивным туризмом

Туристское снаряжение:

  • Рюкзак - 15 шт.
  • Спальный мешок - 15 шт.
  • Палатки - 8 шт.
  • Палатка "Зима" - 1 шт.
  • Печка к палатке "Зима" - 1 шт.
  • Система страховочная - 15 пар.
  • Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
  • Аптечка - набор
  • Компаса жидкостные - 8 шт.
  • Катамараны

  • Карты туристские, спортивные
  • Веревка основная 40м, 30м ,20м - 15 шт.
  • Веревка вспомогательная - 3 шт.
  • Карабин туристский с муфтой - 45 шт.
  • ФСУ («восьмерка» )- 8 шт.
  • «Жумар» - 8 шт.
  • Шлем защитный (каска) - 8 шт.
  • Лыжи, ботинки, крепления - по 15 пар.
  • Раздаточный материал
  • Аудио - видео средства

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. М.: ФЦДЮТиК , 2001.
  2. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995г
  3. Лукоянов П.И. Самодеятельное туристское снаряжение. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997 г.
  4.   Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., 2000
  5. Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей.  «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002.
  6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М.,  2001
  7. Махов И.И. Программы для системы дополнительного образования детей.  «Юные туристы – многоборцы». М. ФЦДЮТиК, 2007.
  8. Правила организации туристских соревнований учащихся Р.Ф. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995
  9. Регламент по виду спорта «спортивный туризм» , ТССР, М.2009
  10. «Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.г. М.: 1998 г.
  11. Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму. "Русский турист". Информационный выпуск №1.
  12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Фи 1983г.
  13. «Физическая тренировка в туризме». Методические рекомендации. ВЦСПС Москва 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»

Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физ...

Дополнительная общеразвивающая программа Пешеходный туризм"

Программа кружка "Пешеходный туризм",пояснительная записка,личностные задачи, метапредметные задачи, предметные задачи, принципы обучения, методы обучения, педагогический контроль, требовани...

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивная робототехника"

Робототехника – одно из важнейших направлений в развитии техники и технологий настоящего времени, что создает условия высокой потребности инженерных кадров в нашей стране и появление новых напра...

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...