Образовательная программа "Лепка из соленого теста"(Дошколенок).
методическая разработка
Программа расчитанна на три месяца обучения дошколят лепке из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Дошколенок" | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Лепка из соленого теста».
Образовательная программа имеет художественно-эстетическое направление работы. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. Это «жаворонки» - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, праздничные «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству.
Новизна программы
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель:развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка 3 месяца обучения - 1 академический час в неделю. Для детей дошкольного возраста он составляет 30 мин. В объединение принимаются мальчики и девочки 4- 6 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Требования к уровню подготовки детей
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, красками, кистями, клеем;
уметь:
-делить тесто на части разными способами;
-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
-соединять детали;
-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
Результатом обучения по данной программе может быть:
- Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним.
- Умение лепить из теста базовые формы.
3. Развитие трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Формы подведения итогов
- выставка на самую лучшую букву;
Учебно-тематический план
№ |
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Алфавит | 10 | 1 | 9 |
3 | Итоговое занятие. Подготовка к выставке. | 1 | 1 |
|
| Итого: | 12 | 3 | 9 |
Календарно – тематический план мастерской «Умелые ручки»
по программе «Лепка»
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения |
Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 1 | ||
2. | Лепка базовых форм (шар, валик, колбаска). Изготовление букв А,Б,В. | 1 | |
3. | Лепка букв" Г"," Д","Е".Изготовление букв из жгутиков. | 1 | |
4. | Лепка букв "Ж","З","И".Изготовление букв из мелких шариков. | 1 | |
5. | Лепка букв" К","Л","М".Изготовление букв методом скручивания валиков. | 1 | |
6. | Лепка букв "О","П","Р".Изготовление букв на шаблонах, оформление бисером. | 1 | |
7. | Лепка букв" С","Т","У".Изготовление букв, способом смешивания цвета. | 1 | |
8. | Лепка букв" Ф","Х","Ц".Оформление букв пайетками. | 1 | |
9. | Лепка букв "Ч","Ш","Ь".Оформление букв лентами. | 1 | |
10. | Лепка букв "Ы","Э".Оформление букв цветами. | 1 | |
11. | Лепка букв" Ю","Я".Оформление букв в свободной форме. | 1 | |
12. | Выставка. Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
2. Азбука солёного теста.
2.1 Алфавит. Знакомство с приёмами работы. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем). Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Практические занятия.
Деление куска на части. Лепка базовых форм. Повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки. Рисование и лепка букв алфавита. Раскрашивание готовых работ.
3. Обобщающее занятие по теме.
Подведение итогов по теме в игровой форме.
Практические занятия.
Подготовка выставки.
4. Итоговое занятие.
Условия реализации программы
Для обеспечения занятий необходимо:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;
-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, – в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света.
-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-расходные материалы: мука, соль, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, стеки;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, образцы рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока "Фантазии из соленого теста"
Технология поэтапного изготовления "венка" из соленого теста...
открытый урок по композиции "Фантазии из соленого теста"
призентация к открытому уроку...
Разработка урока "Соленое тесто" для 5-7 кл
Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла. В изделиях народных мастеров - в дереве, камне, глине, на ткани, в...
Мастер - класс лепка из соленого теста народной куклы "Jаражай"
Это мастер - класс по созданию (алтаской) народной куклы.Поэтапное описание выполнения лепки из соленого теста....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Соленое тесто"
программа по соленому тесту...
Методика преподавания тесто пластики (лепка из соленого теста)
Методика преподавания тесто пластики (лепка из соленого теста)...
"Замесили тесто мы.." Основные приемы и способы лепки из соленого теста
Сегодня вы познакомитесь с искусством «тесто пластика» создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального инт...