Разработка урока "Соленое тесто" для 5-7 кл
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла. В изделиях народных мастеров - в дереве, камне, глине, на ткани, в тесте –оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд народного эпоса и сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solenoe_testo.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Соленое тесто, история и современное развитие.
Раздел : Кулинария
Цели урока :
1 . Систематизировать знания и закрепить умения, полученные учащимися по теме в целом. Дополнить представление о видах теста и способах изготовления изделий из них.
2 . Способствовать формированию и развитию познавательного интереса
учащихся к предмету.
3 . Способствовать развитию нравственных , эстетических качеств личности, трудолюбия.
Методическое оснащение урока:
1.Материалы и инструменты:
- Инструменты для работы с тестом
- противень
- Фольга
- Продукты для теста
2.Дидактическое обеспечение:
- Дополнительная литература
- Инструкционные карты
- Образцы объектов труда
- Карточки-задания
- слайды
Методы обучения: беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, опрос, практическая работа.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, ребята и гости. Я рада вас видеть на нашем уроке, посвященном культуре нашего народа.
Мы с вами побываем на ярмарке, узнаем историю игрушки и народных праздников. Вы сами сможете выполнить изделия из соленого теста.
2.Актуализация знаний учащихся.
Эпиграф:
В детстве близким кажется свет звезды далекой
Возле самых окон стая облаков.
И с порога Отчего все берет дорогу,
Как большие реки-с чистых родников.
Учитель:
Страна наша богата талантами ,глубоки ее исторические и культурные корни. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла. В изделиях народных мастеров- в дереве, камне, глине, на ткани, в тесте –оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд народного эпоса и сказок. Каждое изделие народного искусства это своеобразный памятник духовной жизни народа, это корни ,которым питается современная культура.
Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя мир вещей, вглядимся в страницы
истории.
Что-то в кабинете изменилось – мы попали на ярмарку. Пройдем по рядам- чем удивят
Нас продавцы? Тут и изделия из соленого теста и фигурки людей и животных. Вижу я
и вкусные блины ,печенье.
3.Изложение материала.
Учителю помогают учащиеся.
1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2ученик:
Внимание! Внимание!
Заходи сюда, народ,
И слева, и справа-
Начинаем ярмарку
Шуткой и забавой.
Подходит к столу с вылепленными игрушками.
Учитель: Любые из этих изделий будут отличными подарками для ваших близких.
Интересно, как связан наш урок и все эти вещи?
1 ученик: Рассказ о возникновении игрушки.
Античные государства- Древнюю Грецию и Древний Рим называют детством человечества. Появились там и многие игрушки: скакалки, мячи, куклы. Игрушки сопровождали греков с рождения и до смерти в виде амулетов. У эллинов был обычай встречать весну с деревянной ласточкой . Эта игрушка-птичка приветствовала возвращение на землю из подземного царства Аида прекрасной Персефоны. Кстати,
У предков славян был также обычай встречать весну выпеченными из теста ласточка-
ми. Фигурки женщин, птиц, коней- это сюжеты игрушек и древних греков, и китайцев, поляков, узбеков, немцев.
Правда, многие народные игрушки сначала были не для игры. Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов, той же цели служили погремушки. Узоры рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки , гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистуль-
ки, утешительные погремушки и нарядных куколок, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.
Посмотрите (показывает игрушки и работы из глины и соленого теста)-вот основные герои мастеров: женщина, конь, птица.
Учитель: Спасибо . Делали игрушки и из теста.
2 ученик: Разбирайте печенье! Кому петушка, кому уточку?
Пряники и лепные фигурки из теста игрушками в буквальном смысле не назовешь.
Их давали детям или , размочив в воде , вскармливали скоту. Нашим предкам казалось
Что если они окропят землю водой- пойдет дождь, а если напекут целое стадо животных
Из теста – увеличиться поголовье скота, будет больше дичи в лесах. Выпекались хлебные фигурки к древнему ритуальному празднику «коледа» (виноградье) , имевший смысл заклинанья хорошего урожая в предстоящем году. В дни Нового года собирались девушки и парни, рядились, ходили группами по домам, пели поздравительные песни-
«колядки» и желали «столько снопов на поле- сколько звезд на небе, столько овец во дворе- сколько капель падает во время дождя» и взамен требовали угощения-
ритуального печенья в виде коровки , конька, уточки.
Самое разнообразное обрядовое печенье готовилось к празднику встречи весны, который определялся по первым признакам окончания зимы (например, когда дороги почернеют) . До сих пор пекут жаворонков, куликов, скворцов. Птицы приносили весну. А чтобы они не задерживались, их встречали песнями- веснянками:
Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну весну
Принесите!
Зиму холодну унесите!
Со временем обряд зазывания весны и заклинания хорошего урожая утратил свое магическое значение и превратился в яркий, радостный праздник весны.
Учитель: Спасибо за рассказ .А что это за красивые пряники?
3 ученик :Также выпекали пряники. В старину их дарили в знак уважения, любви. С
Пряниками связывались многие старинные обычаи и поверья. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на обратной стороне вырезали начальные буквы имен архангелов. Но прежде всего пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили пряники дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной азбукой.
Коробейник:
Эй, молодицы,
Сестры, девицы,
Платки расписные,
Заколки , помада-
Все, что вам надо!
Кому пирожки?
Горячие пирожки,
С пылу, с жару.
Гривенник за пару!
Купцы мы московские.
Пряники ростовские,
Сахарные на меду,
Во все карманы накладу!
Задает загадки:
У нашего молодца
Нет забавам конца:
Игрушки да смешки,
Шутки да потешки!
Загадаем вам загадки,
Кто отгадает-
Получит приз сладкий!
- Прилетела в лес ряженная
Цвет-птица приукрашенная
Где она витает-порхает
Все-то зеленеть начинает!
(весна)
2.В огороде грядка-
Всем вторая загадка!
На одном краю цветы расцветают,
На другом- листочки опадают,
На третьем плоды созревают,
На четвертом- все вымирает.
(времена года)
3Что на сковороду поливают
Да вчетверо сгибают?
(блин)
4.Девица круглолица
Всему свету светлица.
(солнце)
5.Слушаю, послушаю:
Вздох за вздохом,
А в шубе никого нет.
(дрожжевое тесто)
4.Масленица.
4 ученица рассказывает о празднике. На столе выпеченные блины.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица,
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И…. блины- то все поели!
Масленица приходилась на период с конца февраля до начала марта. Каждый день масленицы имел свое значение. В понедельник встречали гостей. Вторник- заигрыши,
Начинались катания на санках. Среда- лакомка, стряпали блины. Четверг- разгул.
Пятница- «тещины вечерки», ходили к теще на блины. Суббота- «золовкины посиделки» ,в этот день навещали сестер мужа. Воскресенье-«прощенным днем» неделя
завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу с повиновением. Символом масленицы были блины.
Блины выполняются из пресного теста.
5.Закрепление знаний учащихся
Учитель: Давайте, немного передохнем, посидим и вспомним Раздел «Кулинария»
Ответить на вопросы: ( Раздать карточки)
- Какие виды теста вы знаете
- Какое тесто называется пресным
- Состав бисквитного теста
- Состав песочного теста
- Способы оформления готовых изделий
- Как правильно организовать рабочее место
- Названия блюд русской кухни (из теста)
- Вставить пропущенные слова в текст (см. в приложении)
.
Мы вспомнили виды теста, узнали об использовании теста в народных праздниках. Еще один вид теста мы с вами рассмотрим. Это Соленое тесто. Соленое тесто в основном используется как сырье для выполнения панно, изготовления игрушек- сувениров для украшения интерьера. Мы с вами немного занимались в 5 классе, и в 7. Напомните, пожалуйста:
- СОСТАВ СОЛЕНОГО ТЕСТА
- КАКИЕ ДОБАВКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
- КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ РАБОТЕ
- РАССКАЖИТЕ О МАЛЕНЬКИХ ХИТРОСТЯХ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Просмотр слайдов и материалов о соленом тесте
6..Практическая работа
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: Выполните из соленого теста фигуры для панно «Весна»
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ. Вспомнить основные приемы работы.
Раздать инструкции по работе с соленым тестом. Учащиеся работают в группах.
7.Домашняя работа: Найдите описание праздников и традиционных блюд,
которые готовились к ним.
8. Подведение итогов уроков учителем
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оцените свою работу. Достигли ли мы поставленных целей?
Вы узнали сегодня много нового, сами выполнили блины, печенье, элементы панно. У вас
Все хорошо получилось. Оценку я ставлю «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....