Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Соленое тесто"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Соленое тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал для детского творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним.
Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно доверить любому ребенку. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства.
Используя этот материал, можно разнообразить ваш интерьер: интересными панно, пейзажами, натюрмортами, цветами, игрушками, рамками для фотографий и многим другим. Соль, мука и вода – все, что нужно для работы. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы. И это будет единственно и уникально. Ведь вес, что сегодня сделал ваш ребенок, не повториться никогда, потому, что завтра он станет старше и будет лепить совсем по-другому.
Данная программа имеет художественную направленность.
Программа соответствует базовому уровню сложности.
Ее актуальность и педагогическая целесообразность заключается в том, что ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Используя соленое тесто, ребенок легко овладевает навыками лепки и создаст собственные оригинальные изделия, при этом разовьется моторика пальчиков, фантазия и воображение.
Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих, заключаются в том, что она предпологает не только изготовление изделий из соленого теста, но и художественное оформление работ в технике декупаж.
Цель: Формирование и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с технологией изготовления соленого теста;
- обучить различным техническим приемам, способам лепки и художественному оформлению готового изделия;
- сформировать у обучающихся практические навыки работы с соленым тестом.
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Развивающие:
- формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
- формировать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления;
- развивать мелкую моторику рук.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 5 лет. Основной контингент объединения дети младшего и подросткового возраста. При организации учебного процесса учитываются возрастные особенности детей. Для младшего школьного возраста характерна быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированное произвольное внимание. Детей среднего школьного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по настоящему, профессионально, как взрослые.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области декоративно – прикладного творчества. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для детей данной категории могут разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Сроки реализации ООП составляет 2 года. На первом году обучения детям даются базовые знания и формируются основные навыки работы с соленым тестом. На втором году обучения – закрепление полученных знаний в 1года обучения и работа с соленым тестом на более высоком уровне сложности. Обучающиеся выполняют работы не по шаблонам, а согласно своим творческим задумкам.
Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 9 разделов, общим объемом 216часов + 12 ч. резерв в каждом учебном году. Резервные часы могут быть использованы в любом разделе учебно-тематического плана на усмотрение педагога для повторения или более лучшего закрепления материала.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Учебное занятие составляет 45 минут. Между занятиями 10-митутный перерыв.
Формы и методы обучения
При организации образовательного процесса используются индивидуальная и групповая форма обучения. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. По особенностям коммуникативного взаимодействия используются: словесный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный методы обучения.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Ожидаемые результаты:
знают технологию изготовления изделий из соленого теста;
знают технические приемы, способы лепки и художественное оформление готового изделия;
имеют художественно-эстетический вкус;
аккуратны, трудолюбивы, ответственны;
умеют планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
сформированы основные коммуникативные навыки;
развит познавательный интерес и творческое мышление.
Способы проверки результатов усвоения программы.
Виды диагностики:
1.Текущая. Проводится в течение года.
Формы проведения:
- опрос;
- анализ работ.
2.Промежуточная диагностика.
Проводится в конце первого и второго года обучения. Форма проведения: организация и проведение выставок.
Критерии оценки: аккуратность, последовательность, построение композиции, цветовое решение.
3.Итоговая диагностика.
Проводится в конце второго года обучения. Форма проведения: просмотр-защита индивидуальных итоговых работ. Критерии оценки: творческий подход, прочность, функциональность, аккуратность, цветовое решение.
Комплекс организационно – педагогических условий.
Учебно-тематический план (рабочая программа) 1 год обучения
№ | Тема, содержание темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводный блок Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. | 4 1 | 4 1 | 8 2 |
История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Как лепить из соленого теста. Приемы работы. | 1 | 1 | 2 | |
Сушка и раскраска поделок. | 1 | 1 | 2 | |
2. | Освоение приемов лепки. Лепка простейших форм. Кружочек. Цветочек из кружочков. Овал. Листочки. Бабочка. Улитка из шариков. Божья коровка. Мышка. Улитка. Яблочко. Рябинка. Колокольчик. Сердечко. Грибочки. Ягодки. Ежик. | 1 - - - - - - - - - - - - - - | 51 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 | 52 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
3. | Украшения из теста. | 1 | 9 | 10 |
Бусы, брошки, пуговицы. Беседа. Рассматривание готовых изделий. Лепка изделий. | 1 | 1 | 2 | |
Лепка изделий из соленого теста. | - | 6 | 6 | |
Оформление изделий в технике декупаж, раскрашивание изделий. | - | 2 | 2 | |
4. | Цветочная поляна. | 1 | 25 | 26 |
Рассматривание иллюстраций. Лепка цветов, растений. Топиарий «Цветик – семицветик». | 1 - | 19 4 | 20 4 | |
Раскрашивание, оформление. | - | 2 | 2 | |
5. | Фруктовый рай. | 1 | 29 | 30 |
Рассматривание иллюстраций, муляжей. Лепка фруктов, овощей с использованием шаблона. | 1 | 13 | 14 | |
Лепка фруктов и овощей объемных форм. | - | 14 | 14 | |
Раскрашивание изделий, оформление в корзиночки. | - | 2 | 2 | |
6. | Обитатели морского дна. | 1 | 25 | 26 |
Беседа о многообразии рыбных пород. Рассматривание форм рыбок.Лепка рыбок по шаблонам. | 1 | 24 | 24 | |
Расскрашивание. Оформление панно. | - | 2 | 2 | |
7. | Домашние животные – наши любимцы. | 1 | 31 | 32 |
Бседа на тему «Наши меньшие друзья». Рассматривание картинок с изображением животных.Лепка животных. | 1 | 29 | 30 | |
Раскрашивание , оформление изделий. | - | 2 | 2 | |
8. | Русский пряник. | 1 | 21 | 22 |
Беседа по теме. Иллюстрации изделий из теста. Лепка пряника, тортиков, пирожков. | 1 | 19 | 20 | |
Роспись изделий. | - | 2 | 2 | |
9. | Лепка сувениров. | 1 | 29 | 30 |
Декоративные магнитики. Рамка для фото. Подсвечник. | 1 - - | 15 6 6 | 16 6 6 | |
Раскраска, оформление работ. | - | 2 | 2 | |
10. | Работы по замыслу детей. | - | 6 | 6 |
11. | Оформление выставки. Подведение итогов. | - | 2 | 2 |
Резерв | 6 | 6 | 12 | |
Всего | 16 | 212 | 228 |
Учебно-тематический план (рабочая программа) 2 год обучения
№ | Тема, содержание темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводный блок Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. | 3 1 | 5 1 | 8 2 |
История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Как лепить из соленого теста. Приемы работы. | 0 | 2 | 2 | |
Сушка и раскраска поделок. | 1 | 1 | 2 | |
2. | Фантазия на кухне | 3 | 27 | 30 |
Виды корзинок. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением различных видов корзин. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз корзинки. | 1 | 1 | 2 | |
Изготовление корзинки из соленого теста. | 0 | 6 | 6 | |
Оформление, раскрашивание корзинки. | 0 | 2 | 2 | |
Что есть в корзинке? Рассматривание рисунков, иллюстраций, репродукций картин с изображением фруктов. Привлечение жизненного опыта детей. Форма фруктов. Изготовление фруктов из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Оформление, раскрашивание фруктов. | 0 | 2 | 2 | |
Что есть в корзинке? Рассматривание рисунков, иллюстраций, репродукций картин с изображением овощей. Привлечение жизненного опыта детей. Форма овощей. Изготовление овощей из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Оформление, раскрашивание овощей. | 0 | 2 | 2 | |
Коллективная работа по составлению и оформлению корзинки с фруктами. | 0 | 2 | 2 | |
Коллективная работа по составлению и оформлению корзинки с овощами. | 0 | 2 | 2 | |
3. | Поиграем в зоопарк. | 8 | 36 | 44 |
Беседа. Кто там живет? Дикие и домашние животные. Повадки животных. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, слайдов с изображением животных. Привлечение жизненного опыта детей. Чтение стихов и рассказов о животных. | 2 | 0 | 2 | |
Ежик. Виды ежей. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов ежей. Беседа о жизни ежика в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка ежика из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Крокодил. Виды крокодилов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов крокодилов. Беседа о жизни крокодила в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка крокодила из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Мышка. Виды мышей. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов мышей. Беседа о жизни мышки в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка мышки из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Черепаха. Виды черепах. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов черепах. Беседа о жизни черепах в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка черепахи из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Слон. Виды слонов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов слонов. Беседа о жизни слонов в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка слона из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Кот. Породы домашних котов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных пород котов. Беседа о повадках и содержании котов в домашних условиях. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка кота из соленого теста. Оформление поделки. | 1 | 5 | 6 | |
Лепка животного по собственному выбору с опорой на наглядность или по представлению. Оформление поделки. | 0 | 2 | 2 | |
Групповая работа. Составление и оформление выставки «Мой домашний зоопарк». | 0 | 2 | 2 | |
Групповая работа. Составление и оформление выставки «Мои любимые животные». | 0 | 2 | 2 | |
4. | Интересные идеи для оформления интерьера с элементами декупажа | 5 | 49 | 54 |
Знакомство с техникой декупаж. Оформление изделий из теста | 1 | 1 | ||
Рамка для фотографий. Рассматривание разных видов рамок для фотографий. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. | 5 | 5 | ||
Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. Оформление рамки (раскрашивание, покрытие лаком). | 0 | 2 | 2 | |
Ваза с розами. Зачем выращивают цветы? Беседа о красоте цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением роз. Виды роз. Лепка розы из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Лепка букета роз из соленого теста. Оформление поделки (раскрашивание, покрытие лаком). | 0 | 4 | 4 | |
Лепка вазы для роз из соленого теста (продолжение). Оформление работы (роспись вазы, украшение, покрытие лаком). | 0 | 4 | 4 | |
Составление и оформление вазы с букетом роз. Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
Полевые цветы. Беседа о разнообразии полевых цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением полевых цветов. Лепка полевых цветов из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Составление панно «Полевые цветы». Оформление (раскрашивание, покрытие лаком) панно «Полевые цветы». Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
Насекомые. Беседа о разнообразии насекомых. Виды насекомых. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Рассматривание частей тела насекомого. Лепка насекомых (божья коровка, пчела, жук) из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Лепка насекомых из соленого теста для украшения комнатных растений. Оформление работ (раскрашивание, покрытие лаком). | 0 | 2 | 2 | |
Кактус. Беседа о кактусах. Виды кактусов. Родина кактусов. Жизнь кактусов на подоконнике. Правила ухода за домашними кактусами. Рассматривание иллюстраций с изображением кактусов. Лепка кактусов из соленого теста. | 1 | 5 | 6 | |
Лепка кактусов из соленого теста. Оформление изделия (раскрашивание, покрытие лаком) | 0 | 2 | 2 | |
Магниты на холодильник из соленого теста с элементами декупажа. Оформление (раскрашивание, покрытие лаком).Художественное оформление изделий в технике декупаж. Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу. | 0 | 6 | 6 | |
5. | Веселая рыбалка. | 3 | 23 | 26 |
Река. Озеро. Пруд. Беседа о водоемах нашего города. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением водоемов. Привлечение жизненного опыта детей. Кто или что в воде живет? Рыбы. Беседа о многообразии рыбных пород. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Привлечение жизненного опыта детей. Рассматривание формы рыбы. Лепка рыбки из соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Лепка рыбки из соленого теста. Раскрашивание рыбок. | 0 | 6 | 6 | |
Улитки. Какие бывают улитки? Рассматривание иллюстраций с изображением улиток. Привлечение жизненного опыта детей. Рассматривание формы улитки. Лепка улитки из соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Лепка улитки из соленого теста. Раскрашивание улиток. | 0 | 6 | 6 | |
Ракушки и водоросли. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением дна водоема. Привлечение жизненного опыта детей. Лепка ракушек и водорослей из соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Лепка ракушек и водорослей. Оформление изделий. | 0 | 6 | 6 | |
Составление из готовых деталей панно «На дне реки». Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
6. | Подставка для карандашей. | 0 | 6 | 6 |
Подставка для карандашей «Кот», «Собака» (по выбору). Эскиз подставки. Лепка деталей подставки из соленого теста. | 0 | 4 | 4 | |
Соединение деталей подставки для карандашей «Кот». Оформление изделия (раскрашивание, покрытие лаком). | 0 | 2 | 2 | |
7. | В гончарной мастерской. | 1 | 9 | 10 |
История возникновения гончарной мастерской. Посуда. Посуда стран мира. Рассматривание слайдов, иллюстраций, репродукций картин с изображением разных видов посуды. Форма посуды. Изготовление посуды для любимой куклы из соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Изготовление посуды из соленого теста для любимой куклы. Оформление посуды в технике декупаж. | 0 | 6 | 6 | |
Сервировка стола. Коллективная работа «Сервируем стол для приема гостей». | 0 | 2 | 2 | |
8. | Обереги своими руками. | 2 | 16 | 18 |
История возникновения оберегов. Сердечко на память по своему эскизу. Раскрашивание поделки. | 1 | 3 | 4 | |
Подкова. Эскиз. Лепка подковы по своему эскизу. | 0 | 6 | 6 | |
Оформление поделки. | ||||
Кто такой домовой? Рассматривание рисунков, игрушек с изображением домового. Эскиз домового по представлению. Лепка домовенка из соленого теста. | 1 | 1 | 2 | |
Изготовление сувенира – домового из соленого теста. Оформление работы (раскрашивание, покрытие лаком). Выставка работ. | 0 | 6 | 6 | |
9. | По страницам любимых сказок. | 3 | 17 | 20 |
Чтение русских народных сказок. («Колобок», «Репка», «Теремок») Групповая работа. Лепка из соленого теста героев выбранной сказки. | 1 | 1 | 2 | |
Оформление (раскрашивание, покрытие лаком) изготовленных фигурок сказочных героев. | 0 | 2 | 2 | |
Групповая работа. Оформление сюжета выбранной сказки. Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
Рассказывание любимых сказок. Привлечение жизненного опыта детей. Групповая работа. Лепка из соленого теста героев любимых сказок. | 1 | 1 | 2 | |
Оформление (раскрашивание, покрытие лаком) изготовленных фигурок сказочных героев. | 0 | 2 | 2 | |
Групповая работа. Оформление сюжета выбранных сказок. Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
Сказочный домик. Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением различных видов домов. Эскиз будущего домика. Лепка из соленого теста сказочного домика по собственному эскизу. | 1 | 1 | 2 | |
Лепка из соленого теста сказочного домика по собственному эскизу (продолжение). Оформление (раскрашивание, покрытие лаком) сказочного домика. | 0 | 2 | 2 | |
Коллективная работа «Сказочная улица». Выставка работ. | 0 | 2 | 2 | |
Итоговый отчет кружка «Соленое тесто» «Чему я научился». Выставка детских работ. | 0 | 2 | 2 | |
Резерв | 6 | 6 | 12 | |
Всего | 34 | 194 | 228 |
Содержание курса первого года обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория. Правила техники безопасности. Знакомство со зданием Дома творчества. Цель и задачи объединения. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.
2. Освоение приемов лепки. Лепка простейших форм .
Теория. Знакомство с техникой выполнения. Показ готовых работ.
Практическая работа. Приготовление теста, изготовление начальных форм, покраска готового изделия гуашью и лаком, оформление работы.
3. Украшения из теста.
Теория. Беседа на тему «История украшений». Рассматривание готовых изделий .
Практическая работа. Приготовление соленого теста, изготовление пуговиц, бус, брошек, покраска готовых изделий гуашью и лаком, оформление работы.
4. Цветочная поляна .
Теория. Беседа на тему: «Краса Земли – цветы». Просмотр иллюстраций с изображением цветов.
Практическая работа. Изготовление из соленого теста разных видов цветов, раскрашивание, покрытие лаком, оформление композиций в рамки.
5. Фруктовый рай .
Теория. Показ иллюстраций с изображением фруктов, муляжей овощей.
Практическая работа. Лепка из соленого теста фруктов, овощей скульптурным способом и по шаблонам.
6. Обитатели морского дна.
Теория. Беседа на тему: « Море и морские тайны». Иллюстрации подводных обитателей.
Практическая работа. Лепка из теста рыбок, ракушек, морских звезд и т.д.
7. Домашние животные - наши любимцы
Теория. Беседа на тему: «Наши меньшие друзья» , Иллюстрации животных.
Практическая работа. Изготовление любимых животных из соленого теста. Оформление работ . Раскрашивание и покрытие лаком изделий.
8. Русский пряник.
Теория. Беседа на тему: «Русский пряник».
Практическая работа. Изготовление пряника, тортиков из соленого теста. Оформление изделий.
9. Лепка сувениров.
Теория. Беседа на тему: «Русский сувенир».
Практическая работа. Лепка декоративных магнитиков, рамки для фото, матрешек.
10. Работы по замыслу детей.
Практическая работа. Изготовление работ из соленого теста по замыслу детей.
11. Выставка работ.
Практическая работа. Оформление выставки работ обучающихся.
Содержание курса второго года обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория.Правила техники безопасности. Знакомство со зданием Дома детского творчества. Цель и задачи объединения. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.
2.Фантазия на кухне.
Теория.Рассматривание иллюстраций и репродукций картин. Ознакомление с техникой выполнения. Показ готовых работ.
Практическая работа.Приготовление теста, изготовление эскиза корзины, изготовление фруктов и овощей из соленого теста, покраска готового изделия гуашью и лаком, оформление работы.
3. Поиграем в зоопарк.
Теория. Беседа. Кто там живет? Дикие и домашние животные. Повадки животных. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
Практическая работа.Приготовление соленого теста, изготовление животных,покраска готовых изделий гуашью и лаком, оформление работы.
4. Интересные идеи для оформления интерьера.
Теория.Рассматривание разных видов рамок для фотографий и иллюстраций цветов. Выбор различных материалов для оформления.
Практическая работа. Изготовление рамок из соленого теста, цветов, насекомых, раскрашивание, покрытие лаком, оформление рамок в технике декупаж.
5. Веселая рыбалка.
Теория.Беседа о водоемах нашего села, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением водоемов, рассматривание иллюстраций с изображением рыб.
Практическая работа.Лепка из соленого теста рыбок, ракушек, водорослей. Составление из готовых деталей панно «На дне»
6. Подставка для карандашей.
Теория. Изучение эскизов. Выбор будущей подставки .
Практическая работа.Лепка деталей подставки из соленого теста по выбору.
7. В гончарой мастерской.
Теория.История возникновения гончарной мастерской. Посуда. Посуда стран мира. Рассматривание слайдов, иллюстраций, репродукций картин с изображением разных видов посуды.
Практическая работа. Изготовление посуды из соленого теста и фольги. Оформление работ в технике декпаж. Раскрашивание и покрытие лаком изделий.
8. Обереги своими руками.
Теория. Беседа на тему: «История возникновения оберегов».
Практическая работа. Изготовление подковы и домовенка из соленого теста. Оформление сувениров.
9. По станицам любимых сказок
Теория.Чтение русских народных сказок. («Колобок», «Репка», «Теремок»)
Практическая работа. Групповая работа. Лепка из соленого теста героев выбранной сказки.Оформление сюжета выбранных сказок.
Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение.
Для реализации программы используется : кабинет соответствующий нормам СанПиН, столы для обучающихся, стол для педагога, стулья, шкафы для хранения пособий, а так же вспомогательное оборудование: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей,декупажные салфетки, лак бесцветный, скрепки, природные материалы.
Методическое обеспечение программы:
- планы учебных занятий
- наглядный раздаточный материал по темам учебного курса
- цветные иллюстрации
- лекционный материал
- шаблоны
Кадровое обеспечение:
Работу по данной программе организует педагог дополнительного образования, прошедший профессиональную переподгатовку по программе «Педагогика дополнительного образования», имеющий I квалификационную категорию и владеющий методикой обучения декоративно-прикладному творчеству.
Методическое обеспечение 1 год обучения
Темы/разделы | Формы занятий | Техническое оснащение (дидактический материал) | Форма подведения итогов | |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Инструктаж по технике безопасности. Приборы и материалы. | Беседа |
2 | Освоение приемов лепки. Лепка простейших форм. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Мука, соль, стеки, краски , кисточки, карандаши, лак, шаблоны. | Опрос, анализ работ |
3 | Украшения из теста. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, шаблоны, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак. | Опрос, анализ работ |
4 | Цветочная поляна. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак, рамки, декупажные салфетки. | Опрос, анализ работ |
5 | Фруктовый рай. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, шаблоны, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
6 | Обитатели морского дна. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
7 | Домашние животные – наши любимцы. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации животных, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак, клей. | Опрос, анализ работ |
8 | Русский пряник. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
9 | Лепка сувениров. | Беседа. Практическая работа. | Иллюстрации к сказкам, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак, ткань, природный материал. | Опрос, анализ работ |
10 | Работы по замыслу детей. | |||
11 | Оформление выставки. | Подведение итогов |
Методическое обеспечение
2 год обучения
Темы/разделы | Формы занятий | Техническое оснащение (дидактический материал) | Форма подведения итогов | |
1 | Вводное занятие | Беседа | Инструктаж по технике безопасности. Приборы и материалы. | Беседа |
2 | Фантазия на кухне. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Репродукции картин, иллюстрации, мука, соль, стеки, краски , кистчки, карандаши, рамка, лак. | Опрос, анализ работ |
3 | Поиграем в зоопарк. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации животных, шаблоны, мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак. | Опрос, анализ работ |
4 | Интересные идеи для оформления интерьера. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кисточки, карандаши, лак, рамки, декупажные салфетки. | Опрос, анализ работ |
5 | Веселая рыбалака. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, шаблоны.мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
6 | Подставка для карандашей | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
7 | В гончарой мастерской. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак, салфетки для декупажа, клей. | Опрос, анализ работ |
8 | Обереги своими руками. | Беседа, объяснение. Практическая работа. | Иллюстрации, мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
9 | По станицам любимых сказок. | Чтение сказок, беседа.Практическая работа. | Иллюстрации к сказкам, мука, соль, краски, кистоки, карандаши, лак | Опрос, анализ работ |
Используемая литература для педагога
- Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», Санкт-Петербург, «Кристалл» 2000г.
- Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздаг, 2002г.
- Кискальт Т.И. «Увлекательное моделирование», Ярославль, «ACT-ПРЕСС», 2001г.
- Лейнберг АТЗ., школьная энциклопедия «Искусство XV-XVIbb. М, «Детская литература», 2000г
- Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2000г.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М.: «АСТ – Пресс», 2006.
- Силаева К.К., «Соленое тесто6 украшения, сувениры, поделки» - М.: Изд. Эксмо, 2006.
- Хананова И. «Соленое тесто» - М.: «Дрофа», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»
Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...