"Особенности исполнения музыки в стиле эпохи барокко"
методическая разработка
Методическая разработка открытого урока. Урок с ученицей 4 класса Детской школы искусств, выполненный в форме маленького путешествия в эпоху барокко. В ходе урока раскрывается история Европейской музыкальной культуры того времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.doc | 308.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »
Методическая разработка открытого урока по теме:
«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ В СТИЛЕ ЭПОХИ БАРРОКО»
Выполнила:
преподаватель по классу баяна
Загитова Альбина Андреевна
город Нарьян-Мар, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Призвание современной теории обучения решать, поставленную Государством общую задачу - приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. Приобщение, обязательно предполагает развитие интереса детей к учению, к активной, самостоятельной деятельности, к приобретению новых знаний, навыков и умений.
Искусство игры на баяне, является сравнительно молодым видом исполнительства, получившим широкое развитие лишь во второй половине XX столетия. А появление баяна с готово-выборной системой, значительно расширило выразительные и технические возможности инструмента, выбор репертуара для исполнителей стал значительно богат.
Выбирая тему для открытого урока, а также опираясь на требования предпрофессиональной программы,
я посчитала актуальным показать работу ученицы, которая изучает как готовую, так и выборную систему инструмента. Благодаря изучению выборной системы у учащегося-баяниста появилась возможность исполнять классические полифонические произведения. Б.М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» пишет: «Для воспитания слуха мало годится гомофонно-гармоническая музыка, нужны полифонические произведения».
Развитие полифонического слуха, полифонического мышления позволяет воспитать мыслящего, грамотного музыканта, тем самым на ранних этапах музыкального образования закладывает хорошую основу профессионального исполнительства, а это как раз то, на что нас ориентирует современная музыкальная педагогика. В эпоху «барокко» полифоническое искусство в полной мере расцветает и вершиной его развития является творчество И.С. Баха.
Задаваясь вопросом: «Каким образом обучать результативно и эффективно?» - открытый урок я постаралась выстроить, используя современные технологии, основанные на следующих принципах обучения: систематичности, последовательности, доступности, наглядности, самостоятельности, сознательности, активности, диалогичности, прочности, а также принципе развития ассоциативного мышления и принципе связи теории с практикой при этом, отталкиваясь от исполнительского опыта ученицы, ее возраста, способностей и от изученного ею репертуара в стиле эпохи «барокко» на данный момент.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
Преподаватель: | Загитова Альбина Андреевна |
Место работы: | ГБУ ДО НАО «ДШИ» |
Ученица: | Дитятева Владислава (4 класс) |
Специальность: | баян |
Рабочая программа: | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Специальность» |
Тема: | «Особенности исполнения музыки в стиле эпохи барокко» |
Цель: | сформировать у обучающейся представление о музыкальной культуре эпохи барокко. |
Задачи урока: | Обучающие: - раскрыть понятие смысла слова «барокко»; - информировать дополнительными знаниями о музыкальной культуре Европы, времени, истории; - раскрыть стилистические и жанровые особенности музыки того времени; - совершенствовать приобретенные навыки игры на инструменте; - изучить и внести новые элементы красок в создание музыкально-художественных образов. |
Развивающие: - мотивировать обучающую на умение высказывать свои мысли, представления, предположения; - формировать понимание взаимосвязи культуры, истории, времени; - развивать творческое мышление, активизировать самостоятельность в решении поставленных задач; - пробуждать эмоциональный отклик. | |
Воспитывающие: - способствовать расширению культурного кругозора, эстетического восприятия мира искусств; - укрепить исполнительскую волю, формировать культуру исполнения, артистизм. | |
Здоровьесберегающие: - создать на уроке благоприятную, доброжелательную, психологически- комфортную обстановку; - при необходимости делать минуты отдыха для снятия напряженности, утомляемости. | |
Тип урока: | творческое обобщение изученного ранее материала. |
Вид урока: | урок - маленькое путешествие (эпоха «барокко» глазами ученицы 4-го класса). |
Форма урока: | индивидуальная. |
Межпредметные связи: | история музыкальной европейской культуры XVII века, музыкальная литература, история |
Планируемые результаты: | Предметные: знание стиля исполнения классической, полифонической музыки. Умение исполнить ее на баяне, в соответствии с программой 4-го класса. |
Метапредметные: Познавательные: сопоставление, анализ, догадка, добавление новой информации к изученному ранее материалу. | |
Регулятивные: целеполагание - соотнесение того, что известно с тем, что неизвестно; прогнозирование, оценка и самооценка, саморегуляция, анализирование ситуации, самоорганизация. | |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений и предположений, умение работать в диалогичной форме. | |
Личностные: профессиональное самоопределение, нравственно-этическая ориентация. | |
Технологии преподавания: | - личностно- ориентированная; - проблемно-творческая; - исследовательская. |
Методы работы: | - психолого-педагогические; - иллюстрационно-объяснительные; - репродуктивные; - в форме собеседования. |
Оборудование: | - баян; - пюпитр; - ноутбук; - мультимедийный проектор; - презентация. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
Вводный. Организационный момент (2 мин.) | Представление ученицы. Налаживание контакта с ученицей, с коллегами | Готовится к уроку | Личностные: Самоорганизация. |
Целеполагание. (3 мин.) Погружение в европейскую культуру XIV века через зрительные образы.. Мотивация к действиям. | Осуществляет настрой на цель открытого занятия. Показ слайдов (№2,№3) с картинами музицирующих людей..... Задает вопросы: - «Что можно сказать об этих людях, нарисованных европейскими художниками XVII века?» .... далее наводящими вопросами приводит к раскрытию смысла названия эпохи «барокко» ( с итальянского - причудливый, странный, склонный к излишествам) ... «Барокко» - характеристика европейской культуры в период с 1600 по 1750 гг.
Вопрос: «Что общего у нас с этими людьми» | Отвечает на вопросы... Предположительные ответы: «Богато одетые, нарядные, странные, мужчины в париках…» - Мы музыканты... | - саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии - познавательные, частично -исследовательские - логические: сравнение |
Основной этап: (35 мин.) Закрепление выученного материала, организация познавательной деятельности, углубление знаний. Работа над репертуаром; над исполнительским мастерством
| Вопрос: «Что есть в твоем репертуаре из музыки того времени?» - «Кто композитор?» ( слайд №4) - Кратко дополняет о жизни композитора, который был учителем и придворным музыкантом. - «Для какого инструмента она изначально написана?» (слайд №5) - «В какой форме написана эта пьеса?» - «В какой тональности?» - «Для кого она была сочинена?» - Показ слайда (№6) с портретом короля Франции Людовика XIV - «Что ты можешь предположить о характере короля, разглядывая его повнимательней?» Дополняет предположения и кратко делится информацией о Людовике XIV. - (Слайд №7 портрет молодой девушки XVII века), комментирует: - «Вот как выглядели молодые девушки того времени.» - «Что ты можешь предположить о ней?» - «Ну вот мы и заглянули краешком глаза в историю эпохи «барокко», теперь мы готовы послушать какая тогда звучала музыка..»
- Предлагает исполнить пьесу, поработать над ней, достигая более качественного исполнения, возможно, в разных настроениях, какие могут быть у молодой принцессы. - Ставит задачу исполнить максимально качественно и для более полного погружения в культуру Франции проговаривает фразы на французском языке: - «Bonjoyr notre amis! Je suis professeur de la musike. Je veut presanter pour vous sette une fille, qi s appelle Vlada. Elle est ma bonne etudiante. Aujourd hui nous voulons faire un petite voyge en France de la XVIIeme siecle. Vlada veut jouere pour vous Ecouter s il vous plait!» Fransya Cuperaine. «La Charolaise» | Ответ:- «La Charolaise» - Франсуа Куперен, - «Для клавесина» - «В простой двухчастной форме» -«Ре-минор» - «Для дочери короля Франции Людовика XIV» Отвечает на вопросы. Отвечает на вопросы. Ученица исполняет пьесу, выполняя поставленные задачи, устраняя возможные неточности. Исполняет пьесу максимально выразительно и в стиле | Личностные, коммуникативные: - умение излагать свои знания, мысли, предположения, умение поддерживать диалог. Познавательные: - выделение необходимой информации; активизация внимательности, наблюдательности, ассоциативного мышления Логические: - умение предполагать, сопоставлять, ассоциативно мыслить - использование практического материала, изученного ранее; - последовательность действий, приближающих к более совершенному исполнению Регулятивные: - способность контролировать и регулировать свои действия, мобилизация сил и энергии, способность к волевому усилию |
В продолжении темы, Вопрос: - «Можно ли исполнять пьесу, написанную в наше время, но в стиле эпохи «барокко»? Продолжает исследовать королевские пристрастия Людовика XIV...... Как известно он очень любил театральные представления и балет, из истории известно, что он с детства изучал его и танцевал почти до 50-ти лет... (слайд №8) Ученице предлагается сыграть танец «Пастушков и пастушек» из сиюты Г.Беляева «Марлезонский балет» - Задает вопрос: «Какие средства музыкальной выразительности необходимо использовать для более выразительного, изобразительного, яркого исполнения?» - Ставит задачу исполнить танец более выразительно, образно, используя более точно указанные штрихи и динамические оттенки Вопрос: «Какие образы ты угадываешь в этой музыке?»
- «Какой старинный танец есть в твоем репертуаре в духе того времени?» (слайды № 9,№10) - Показ слайда с танцующими «Менуэт» - Предлагает исполнить «Менуэт» английского композитора-органиста В. Данкамба, как популярный придворный танец того времени ( менуэт в переводе с французского маленький, маленькие шажочки, изящный), - Спрашивает о характере танца, об образах.. - Вопрос: «Чтобы отправиться на бал, как старались выглядеть дамы?» | - предполагаемый ответ: - «Да.» Ученица исполняет танец. Отвечает на вопросы. - Старается найти средства выразительности: в динамике, штрихах, акцентах, синкопах. - Раскрывает свое личное художественное представление, угаданное ею в этой музыке. - «Менуэт.» Исполняет «Менуэт» ( несложный, просто изложенный) Отвечает на вопросы. - «Красиво, нарядно одеться, использовать различные дамские украшения, драгоценности» | Логические универсальные: - сравнение, анализ, догадка
- осознанно использует усвоенные ранее знания - активизация ассоциативно-творческого мыслительного процесса; - формирование навыка выразить свои представления о музыкально - художественных образах Логические: - рассуждение, догадка, связь с жизненными ситуациями | |
Творческое задание Пауза. Отдых от инструмента. | - В действительности, композиторы того времени импровизировали и тоже добавляли украшения музицируя прямо на балах - Показывает слайды (№11, №12) с мелизмами. - «Какие ты уже исполняла в своем репертуаре?» - Я сейчас тебе исполню «Менуэт» Боккерини и фрагмент из танца «Пастушков», послушай и скажи, какое украшение ты слышишь или распознаешь в нотном тексте? (в тексте написан уже расшифрованный мелизм «группетто») - «Обрати внимание на какой доле такта применяется это украшение?» - «В кратком написании какая берется длительность, если расшифровка исполняется шестнадцатыми?»
- Задается творческое задание украсить по своему вкусу «Менуэт», чтобы он звучал побогаче, т.е. по-королевски, как и надо для бала, постарайся изменить его - «Попробуй исполнить его в преобразованном виде»
- «Положи инструмент.» - «Скажи, пожалуйста, то, что ты сейчас исполняла больше подходит для вдумчивости, размышления или для увеселения и отдыха?» В продолжение раскрытия темы задается вопрос:
- «Как называется музыка для размышления, вдумчивости, молитвенности?» - «Где могла звучать духовная музыка?» - «Какого церковного композитора XVII века ты знаешь?» ( слайд №13) - «Расскажи, что ты о нем знаешь.» - «Что ты исполняешь из произведений этого великого композитора?» - «Что такое прелюдия?» - «В каком изложении сочинена прелюдия в гомофонном или полифоническом?» - «Что такое полифония?»
Ставит задачи по более глубокому, качественному исполнению прелюдии такие как прослушивание всех голосов, артикуляция, динамическое развитие, чистая смена меха и т.д. | - «Форшлаг, мордент, трель...» - Слушает исполнение, следит за нотным текстом, смотрит на презентацию. - «Группетто, форшлаг.» - «На третьей.» - «Четверть.»
Ученица выполняет его насколько может Исполняет пьесу с добавленными ею мелизмами. (если не очень получается, то это задание можно оставить на дом) Кладет инструмент. Предполагаемый ответ: «Для отдыха и развлечения» Предположительный ответ: «Духовная музыка.» Ответ: - «В церкви» - «Иоган Себастьян Бах.» Рассказывает о Бахе, кратко сколько знает Ответ: «Прелюдию.» Предположительный ответ: «Прелюдия- это самостоятельная пьеса, не имеющая установленной формы.» - «Полифоническом.» - «Полифония-это многоголосие.»
Ученица исполняет прелюдию «ре-минор». Слушает учителя, выполняет поставленные задачи. | Предварительное ознакомление с действием, анализирование Целеполагание: - принятие задачи на основе того, что уже известно Познавательные: - выбор наиболее эффективного способа решения творческой задачи, Личностные: - активизация ассоциативного мышления, применение знаний и умений на практике Построение логической цепи рассуждений Знание, догадка. Коммуникативные: Умение передать информацию, свои знания, верно формулировать высказывания Регулятивные: - внесение необходимых дополнений, совершенствование и закрепление изученного ранее музыкального материала. - волевой контроль над качеством и глубиной исполнения |
Творческое сотрудничество | Предлагает исполнить совместно «Арию» Георга Фридриха Генделя (1685-1759) . Вопрос: «Что такое ария?» Кратко дополняет ответ. (слайд №14) Кратко излагает биографию и наводящими вопросами закрепляет знание ученицы о духовной музыке. Исполняет в дуэте с ученицей II партию | Предположительный ответ: «Ария-это вокальное произведение для одного голоса.» Исполняет I партию | Музыкально- коммуникативные: Творческое сотрудничество с педагогом. |
Подведение итога урока. | Задает задание, прослушать несколько композиций и определить какие из них принадлежат эпохе «барокко». Звучат следующие композиции: 1. Жан Батист Люлли «Гавот» 2.П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» 3. И.С. Бах «Органная прелюдия ре минор» и др. | Прослушивает, отвечает | - использует приобретенные знания, свой мысленный аналитический ресурс, личностный опыт понимания музыкальных стилей и жанров |
Заключительный этап, рефлексия (5 мин.) | - «Что ты узнала нового?» - «Тебе понравилось? » - «Над чем бы ты хотела продолжить работу?» - «Какую пьесу ты оставишь в репертуаре?» - «Где тебе могут пригодиться приобретенные знания и умения?» - «Задай себе домашнее задание с элементом творчества.» | Отвечает на вопросы. | Личностные: смыслообразование, умение проанализировать полученные знания, определить свое отношение. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли. Целеполагание, самомотивация на раскрытие творческой инициативы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери".
Как звучала музыка танцев эпохи барокко в исполнени старинных инструментов? А как она будет звучать на концерте выдающихся музыкантов на лоне природы и в рыцарском замке? Я попытался ответить на эти в...
Музыка эпохи барокко
В статье раскрыты основные стилевые особенномсти музыки барокко, перечислены ведущие композиторы, жанры и инструменты. Дана краткая характеристика творчества композиторов и музыкантов....
Музыка эпохи барокко
В статье раскрыты основные стилевые особенномсти музыки барокко, перечислены ведущие композиторы, жанры и инструменты. Дана краткая характеристика творчества композиторов и музыкантов....
Эпоха Барокко в музыке. Презентация.
Этот материал будет полезен учителям музыки и МХК. Изучая на уроках направления и стили музыки, можно воспользоваться этой презентацией. Здесь вы увидите портреты композиторов эпохи барокко, муз...
Французская музыка эпохи барокко в исполнении эстонского ансамбля "Hortus Musicus".
В Санкт-Петербурге в очередной раз побывал (концерт состоялся 9.02.2014) самый известный ансамбль старинной музыки бывшего Советского Союза."Hortus Musicus" ("Музыкальный сад") — эстонский м...
Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко
Тема:«Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко»Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья и Барокко ее отличительных особенностях....
Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."
Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...