Учебный фильм "Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери".
видеоурок по мхк (6 класс) по теме
Как звучала музыка танцев эпохи барокко в исполнени старинных инструментов? А как она будет звучать на концерте выдающихся музыкантов на лоне природы и в рыцарском замке? Я попытался ответить на эти вопросы, используя видеозапись концерта фестиваля "Музыкальный Эрмитаж" (Санкт-Петербург) 17.02.2013 года.
Играет ансамбль "Кордевенто" (Нидерланды).
Андреа Фальконьери (1585 или 1586 – 29 июля 1656).
Музыкант, певец и композитор итальянского барокко. С 1639 года находился при дворе короля Неаполитанского как придворный музыкант. Для его произведений характерно сочетание итальянского и испанского стилей. Портрета композитора не сохранилось.
Родился в Неаполь (или в Испании, которая тогда владела Неаполем). В своем раннем творчестве был связан с многими итальянскими городами, такими как Модена, Парма, Генуя. Начал свою карьеру в качестве лютниста в Парме в 1604 году. Между 1616 и 1620 годами составил 7 сборников инструментальных и вокальных пьес. После этого периода, вероятно, занял место музыканта во Флоренции.
Между 1621 и 1628 годами путешествовал. Побывал в Испания и во Франции. Он вернулся в Италию в 1628 году и сочинил музыку к празднованию брака между Маргаритой Медичи (дочь правителя Тосканы Козимо II) и герцогом Пармы Эдуардом I Фарнезе. Об известности композитора говорит хотя бы то, что музыку для представления "Меркурий и Марс" в Театре Фарнезе, представленного на свадьбе, сочинил великий Клаудио Монтеверди на тексты Клаудио Ахиллини. С этого времени Фальконьери работает в монастыре Святой Бригитты в Генуе. Затем Андреа вернулся в Неаполь в 1639 году (где работает в Королевской капелле), там он и умер во время печально известной эпидемии чумы.
Танцы, звучащие в видеофильме:
Бранль (Brando).
Дамы и кавалеры стояли в кругу, взявшись за руки, одна пара выходила из круга и делала фигуру, которую потом повторяли остальные. В "бранле с четками" или "со шляпой" кавалер надевал венок на выбранную им даму, целовал ее и вводил в круг. "Шляпа" переходила к следующему кавалеру, и новая пара начинала танцевать. К началу 18 века бранль исчез из танцевальной и музыкальной практики. Изначально эти танцы исполнялись под речитативное, монотонное пение танцующих или аккомпанемент из одного-двух самых простых инструментов. В случае если танец сопровождала песня, ее сюжет был тесно связан с сюжетом бранля и отражал происходящее. Со временем он привлек внимание аристократии и стал бальным танцем. Разумеется, характер движений изменился. В танце появились частые реверансы дам и поклоны кавалеров. Вместо темпераментных прыжков, выбрасывания ног, стали исполняться медленные, важные, шаги, появление которых в бранле объясняется не только придворным этикетом, но и тяжестью и многослойностью придворного костюма. Наибольший интерес представляют собой подражательные бранли, требующие, однако, от танцора некоторой сноровки — например бранли, изображающие трудовой процесс (бранль прачек) или пародирующие движения животных (крысиный и конский бранли, бранль гусей).
Аллеманда (франц. allemande, букв. - немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain, в дословном переводе – немецкий танец).
Cтаринный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придворный танец А. появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 века; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в других европейских странах. Музыкальный размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем. В Германии до начала 17 века танец типа А. именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 назв. "Алеманда" стали применять и немецкие композиторы. В 17 веке Алеманда вошла в сольную (лютневую, клавирную и т.п.) и оркестровую сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали "Sinfonia" или "Sonata"). Постепенно утратила песенно-танцевальные черты, стала богато разработанной торжественной вступительной пьесой в медленном темпе.
Куранта (Corrende).
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Мастер М. S. - центральноевропейский художник начала XVI века".
Фильм посвящен загадочному художнику XVI века, работавшему на территории современной Словакии. От него дошло семь полотен, которые видимо принадлежат к одному алтарному полиптиху. О нем ничего неизвес...
Учебный мульфильм "Сент-Коломб. Сочинения и биография композитора XVII века".
Жан (?) де (?) Сент-Коломб - герой знаменитого романа П. Киньяра и фильма А. Корно "Все утра мира". Но весь сюжет их выдуман, к этому моменту о композиторе было известно только четыре случайные упомин...
Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".
Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...
Учебный фильм "Композитор эпохи барокко на фоне эпохи"
Младший брат великого композитора Генри Перселла (у них пять лет разница в возрасте) Даниэль Перселл (1664-1717 годы). С подросткового возраста пел в хоре Королевской Капеллы, потом учился играть на о...
К прошедшему празднику Пасхи. Учебный фильм-концерт "Сочинения композитора эпохи барокко Антонио Лотти на тему Распятия Христа".
На плеере вверху - самые знаменитые музыкальные произведения, написанные для богослужения в католичесой церкви. Антонио Лотти. Crucifixus (размышления на тему Распятия Христа). Лотти ...
Эпоха Барокко в музыке. Презентация.
Этот материал будет полезен учителям музыки и МХК. Изучая на уроках направления и стили музыки, можно воспользоваться этой презентацией. Здесь вы увидите портреты композиторов эпохи барокко, муз...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...