Урок технологии в контексте требований ФГОС
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Опыт учителя технологии по построению урока в рамках ФГОС с использованием методов проектов и портфолио,  информационно-коммуникационных, проблемно-диалогических, здоровьесберегающих технологий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_v_kontekste_trebovaniy_fgos.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Порохин В.И., учитель технологии

ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Урок технологии в контексте требований ФГОС»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это ориентирование педагогов и учащихся, на образование обновленного содержания, используя новые средства обучения, новые технологии обучения, отсюда и предъявление новых требований к подготовке педагога. Условия введения стандартов нового поколения, как крупной системной инновации сверху, требуют от учителя изменения профессионального мировоззрения, профессиональной позиции. Изменение готовности к профессиональной деятельности педагога сегодня – это в первую очередь способность:

- к овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов;

- к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде;

- к использованию дидактического потенциала средств ИКТ.

Поэтому, каждый урок должен быть для учителя задачей, которую он должен выполнять, обдумывая заранее: на каждом уроке он должен достигнуть поставленную цель, сделать шаг вперед и заставить весь класс сделать этот шаг вместе с ним.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

В школе ребенку должны привить две группы новых умений:

1 группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операционных характеристик.

2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико - методологической основой проектирования программы формирования универсальной учебной деятельности (УУД) в целом являются системно - деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Для построения урока в рамках ФГОС начального общего образования (НОО) важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Педагоги на уроках активно пользуются следующими методами:

  • метод проектов,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • проблемно – диалогические технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • портфолио.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Виды проектов:

  • практико-ориентированный;
  • исследовательский;
  • информационный;
  • творческий;
  • ролевой.

Другой метод – информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

В школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций.
  2. Принцип доверительности.
  3. Принцип обратной связи.
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Проблемно-диалогическая технология.

Цель – обучить самостоятельному решению проблем.

Средство – открытие знаний вместе с детьми.

Проблемно – диалогический урок строится на создании проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

1. Определение учениками проблемной ситуации.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Решение

5. Применение знаний учениками.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

  • учет возрастных особенностей;
  • демократический стиль общения на уроке;
  • дифференцированное обучение;
  • игровые технологии;
  • динамические минутки и паузы.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровье сберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»

   Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...

Актуальность использования мониторинга социализированности личности воспитанников с применением компьютерных технологий в контексте требований ФГОС

Статья посвящена решению вопросов проведения мониторинга личностного развития воспитанников, систематизации, анализа данных и представления их в наиболее наглядной форме с помощью разработанного компь...

Современный урок технологии в контексте требований ФГОС

Современный урок технологии в контексте требований ФГОС...