Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)
статья на тему

Карпова Елена Анатольевна

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтническим характером российского общества. Одним из таких приоритетных направлений в целом ряде документов рассматривается дополнительное образование. Следует отметить, что у дополнительного образования больше возможностей, чем у общеобразовательных школ, для ведения этнокультурного образования детей.

Сохранить народную культуру, традиции, промыслы ‑ одна из важнейших задач современной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

Карпова Е.А.,

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО города Ростова-на-Дону

«Дворец творчества детей и молодежи»

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтническим характером российского общества. Одним из таких приоритетных направлений в целом ряде документов рассматривается дополнительное образование. Следует отметить, что у дополнительного образования больше возможностей, чем у общеобразовательных школ, для ведения этнокультурного образования детей.

Сохранить народную культуру, традиции, промыслы  одна из важнейших задач современной системы образования.

Полноценное приобщение подрастающего поколения к народным гуманистическим традициям, национальным ценностям культур становится возможным, если они сформированы на уровне сознания, мышления и деятельности. Речь идет о развитии этнопедагогического сознания и этнопедагогической культуры. Становится востребованной задача формирования у молодежи основ национального самосознания, позитивного отношения к своему этносу, осознания ценности каждого этноса, осмысления его типичностно-развивающего потенциала, его духовности и незаменимости. В связи с этим, проблема формирования гуманистического отношения к различным этносам стала жизненно значимой и наиболее актуальной не только для политики, но и для образовательной теории и практики.

Не менее существенной является и проблема сохранения культурной среды, созданной прошлыми поколениями. Свой значительный вклад в решение этой проблемы (экологию национальной, этнической культуры) вносят педагоги дополнительного образования МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и, в частности, Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова (ДАНЮИ).

В нашем регионе на протяжении веков взаимодействовали культуры разных народов. Учитывая, что Дворец творчества находится в уникальном полиэтническом социуме армянской, сирийской, украинской, белорусской, сербской, греческой, немецкой, черкесской, грузинской, польской и других культур, мы выбрали путь дальнейшей деятельности  путь диалога культур народов, населяющих регион.

Изучение опыта прошлых поколений обогащает содержание и формы дополнительного образования, помогающие достичь единства и снять противоречия, трения между поколениями, хранить память о предках, развивать национальные чувства, способствовать социальному творчеству, эстетизации среды. Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов. Традиции  это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Развитие общества зависит от того, насколько данный механизм отлажен и эффективно работает.

Ориентация на национально-этнические ценности культур является одним из важных направлений нашей работы.

Культура Дона стала главным элементом содержания деятельности педагогов, которые активно включились в процесс возрождения народных промыслов, ремесел, обрядовой и семейно-бытовой культур, а также духовных ценностей.

Донская тема тесно связана с культурой казачества. В связи с этим были созданы объединения, клубы, хореографические и хоровые студии, в программах деятельности которых заложены идеи возрождения этнокультурных традиций, живописи, фольклора, языка, музыки различных народов, населяющих Донской край.

Многообразие национальной культуры отражается в содержании авторских и модифицированных программ, которые ориентированы на возрождение народных ремесел, фольклора, народных искусств.

Большая работа в этом направлении ведется Донской академией наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова. Здесь работают такие секции как «Духовно-нравственное воспитание», «Фольклор и этнография», «Литературное краеведение», «Краеведческо-поисковая работа», «Декоративно-прикладное искусство».

ДАНЮИ существует уже 42 года, основной целью ее деятельности является воспитание творческой личности, способной к освоению, сохранению и воспроизводству культуры своего народа в современной социокультурной ситуации. Учебно-исследовательский процесс в академии юных исследователей включает в себя историко-культурные исследования, разработку эскизов, изготовление и презентацию костюмов.

Занимаясь поиском материалов, создавая экспозиции «народный костюм», постигая древние искусства, современный молодой человек сохраняет историческую память и осмысливает свою функцию как носителя национально-этнической культуры. Дети изучают обычаи, традиции этнических групп, проживающих в регионе. При этом обычаи и традиции дети изучают не только теоретически, но и практически, приобретая тем самым конкретные навыки. Например, при подготовке учебно-исследовательского материала, дети учатся изучают искусства разных народов Северного Кавказа: вышивания, вязания, росписи по дереву, керамики.

Создание условий для социума с этнокультурным компонентом, способствующих приобщению ребенка к традициям, духовным ценностям своего народа в процессе совместной деятельности с педагогами дополнительного образования, преподавателями университета, помогают каждому участнику научно-практической конференции ДАНЮИ найти свой стиль общения, осознать уникальность своей этнокультуры, привлечь внимание общественности к проблемам развития этнокультурного образования. Это важный фактор повышения качества дополнительного образования. А для этого в образовательном процессе нами используются методы, обеспечивающие формирование:

 уважительного отношения обучающихся к этническим и общечеловеческим ценностям;

 представлений о том, что гуманистический принцип уважения национальных особенностей, традиций, культуры намного продуктивнее узконациональных интересов.

Важной для педагогов дополнительного образования и руководителей секций ДАНЮИ стала задача сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность, которая формируется в результате целенаправленной деятельности семьи, педагогов, ближайшего социального окружения, средств массовой информации.

Сочетание действенности, прогностичности и системности обеспечивает полноценность знаний обучающихся. Наличие таких знаний у детей позволяет ориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности, изменять ее план с выходом на новые цели и средства, высказать оценочные суждения.

Деятельность МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» в многонациональном социуме, усилиями его педагогического коллектива и других социальных партнеров, направлены на формирование человека-творца, субъекта этнокультуры, способного не только хранить, но и развивать материальные и духовные ценности культуры народа, то есть способного к социально-историческому творчеству с учетом новых жизненных реалий.

Но достижение высокого качества дополнительного образования возможно только при наличии соответствия между возможностями системы дополнительного образования и потребностями родителей, школы и других социальных партнеров.

Донская академия наук юных исследователей и педагоги МБУ ДО ДТДМ активно работают в этом направлении. Подтверждением результативности образовательного процесса служат следующие достижения ДАНЮИ – здесь работают 58 секций и подсекций; более 300 педагогов дополнительного образования и сотрудников ЮФУ вовлечены в процесс подготовки учебно-исследовательских работ, инициируемых подростками; руководителями секций, наряду с педагогами, являются преподаватели вузов, сотрудники НИИ. Одним из важных аспектов, делающим популярным нашу научно-практическую конференцию являются компетентное жюри, экспертный совет, а также база исследовательских практик Донской академии наук, базирующаяся на кафедрах и в лабораториях профильных факультетов ЮФУ.

В рамках деятельности академии наук юных исследователей работают

 две городские школы юных исследователей: «Шаг в физику» и «Шаг в математику»;

 клубы: «Юный краевед», «Юный биолог», «Юный медик», «Петит» и многие другие;

 совместно с Информационным центром по атомной энергии, учёными ЮФУ организована работа лектория «Горизонты науки»;

 действуют творческие лаборатории;

 проводятся предметные «Недели науки» по секциям;

 круглые столы с учёными для старшеклассников;

 работает летний профильный лагерь «Умник»;

 проводятся ежегодные осенние сессии по итогам летней исследовательской работы учащихся (октябрь) и весенние научно-практические конференции (март).

 работают научно-практические конференции-спутники «ЭКОЛОГ и Я», «Академия удивительных наук», «Музыка и Я».

 дети участвуют в проектах: «Славянские чтения», «Шолоховские чтения», «Мир глазами детей», «Рождественская сказка», «Этнографический фестиваль», молодежный археологический центр «Сиргис».

В системе ДАНЮИ сложилось уникальное сообщество ученых и юных исследователей, как среда развития творческой активности и исследовательского поиска, что является важным условием приобщения молодежи к науке и культуре.

Участвуя в образовательной, воспитательной деятельности по этнокультурному направлению, наши воспитанники демонстрируют не только свои знания, но и отношение к межнациональным проблемам региона, выражают свою гражданскую позицию.

Для многих из них эта работа может дать толчок к переосмыслению некоторых традиционных стереотипов.

Следует отметить, что в процессе деятельности по этнокультурному образованию постоянно шлифуются формы работы, пополняются и систематизируются знания собственно по этнокультуре, психологической службой Дворца осуществляется мониторинг  анализ деятельности достигнутых результатов, оценивание качества проводимой работы.

Педагогический коллектив Дворца творчества детей и молодежи, а так же оргкомитет ДАНЮИ в постоянном поиске путей стимулирования интереса детей к историческим культурным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа XLI научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

1 часть и 2 часть  ПРОГРАММЫ_Регламент работы конференции, регламент работы секций, программа мероприятий, предлагаемая участникам конференции, президиум ДАНЮИ...

О проведении XLII научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ) им. Ю.А. Жданова

В соответствии с направлением 3.3. «Одаренные дети» муниципальной программы «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Донуот 30...

Программа XLII научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Программа XLII научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова Ростовское отделение Общероссийской Малой академии Наук «Интеллект будущего»...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...

Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт"

Педагог дополнительного образования, социальный педагог ГБОУ СОШ №77 Петроградского района г. С-Пб.Шилин Сергей Сергеевич.Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы ...