Дополнительная общеразвивающая программа "Знатоки Ямала"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_znatoki_yamala_lunina_v.v._2.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования
Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Альфа»
Утверждена
приказом директора МОУ ДО
«Детско-юношеский центр «Альфа»
«_____» ____________ 20____ г.
Н.В. Коробов ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Знатоки Ямала»
Срок реализации – 2 года.
Возраст обучающихся – 7 - 10 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа
Направленность: Туристско - краеведческая
Вид: Дополнительная общеразвивающая
Составил: Лунина Вера Викторовна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Детско-юношеский центр «Альфа»
Надым, 2019 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………3
- Учебно-тематический план……………………………………….7
- Содержание программы…………………………………………..9
- Методическое обеспечение……………………………………...16
- Список использованной литературы……………………………17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Ямала, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программе обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории, культуры, народных традиций родного края.
Направленность дополнительной образовательной программы «Знатоки Ямала»
- по содержанию является туристско-краеведческой,
- по функциональному предназначению – общеразвивающей и учебно-познавательной,
- по форме организации – групповой,
- по времени реализации – двухгодичной,
- по уровню – стартовой.
Новизна программы состоит в том, что конкретизирован и уменьшен возраст учащихся со старшего 14-16 лет на более младший 7-10 лет и углублены знания по краеведению, изучению родного города, используя различные формы и методы организации занятий, новые технологии.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом воспитании. Актуальность программы обусловлена также и познавательной потребностью обучающихся в изучении истории родного края, боевой Славы и боевых традиций.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;
- обращение к реалиям повседневной жизни жителей Ямала, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;
в организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цель программы - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры.
- Ознакомление с историей и современной жизнью муниципального образования Надымский район и ЯНАО.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Надымский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Ямальскому краю, Надымскому района, городу Надым.
Программа рассчитана для детей от 7 по 10 лет. Набор в группы свободный, не зависимо от пола.
Возрастные особенности детей (7 – 10 лет)
Отличный возраст для начала занятий любыми видами. Это период развития координации движений. Это пик развития гибкости и быстроты. В детском организме происходит интенсивное нарастание практически всех двигательных способностей, дифференцировка степени мышечных усилий, интегральная оценка пространственно-временных характеристик, улучшение чувства ритма. Изменения в органах и системах (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная) создают благоприятные условия для тренировки.
Дети младшего школьного возраста обладают повышенной двигательной активностью. Они могут бегать и играть по несколько часов в день. Занятия должны быть эмоциональными. Для этого успешно используются игровые и соревновательные ситуации. В процессе физического воспитания необходимо добиваться гармонического развития функций всех мышц тела и избегать чрезмерной нагрузки на какую-либо одну мышечную группу.
Данные об особенностях роста и развития организма детей младшего школьного возраста используются для нормирования нагрузок, которое осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и с особенностями различных видов упражнений.
Развитие организма детей, совершенствование их движений может быть успешным при общей физической подготовке детей с развитием познавательной и творческой активности, служащей не только основой успеха в спорте, но и основой совершенствования здоровья, трудовой и оборонной подготовленности подростков.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим работы: годовая норма – 144 учебные часа, 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Формы занятий:
- основная форма занятий по количеству детей – коллективная, групповая, индивидуальная.
- по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - лекция, беседа, экскурсия, олимпиада, конкурс, соревнование.
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Учащиеся будут знать:
- историю своего края, района, города;
- основы безопасности на экскурсиях, в походах и на прогулках;
- Учащиеся будут уметь:
- ориентироваться в городе,
- рассказать о достопримечательностях города,
- оказывать необходимую доврачебную помощь.
Способы проверки результатов
Основными критериями оценки качества усвоения учащимися программы:
- регулярность посещения учебных занятий,
- успешное освоение программы,
- положительная динамика творческой активности,
- показатели контрольных нормативов,
- участие в соревнованиях и конкурсах.
Контрольные нормативы
Мальчики | ||||
№ | Упражнения | уровень | ||
«высокий» | «средний» | «низкий» | ||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 140 | 115 | 100 |
2 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 9.9 | 10.8 | 11.2 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 40 | 30 | 15 |
4 | Поднимание туловища за 1 мин. | 30 | 26 | 18 |
5 | Бег 30 м (сек) | 6.1 | 6.9 | 7.0 |
6 | Подтягивание в висе (раз) | 4 | 2 | 1 |
7 | Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени | ||
Девочки | ||||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 130 | 110 | 90 |
2 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 10.2 | 11.3 | 11.7 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 50 | 30 | 20 |
4 | Поднимание туловища за 1 мин. | 18 | 15 | 13 |
5 | Бег 30 м (сек) | 6.6 | 7.4 | 7.5 |
6 | Подтягивание в висе лёжа (раз) | 12 | 8 | 2 |
7 | Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени |
- Учебно-тематический план к программе «Знатоки Ямала»
первого года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов в год | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Введение | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Познавательная роль краеведения. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Правила поведения юных краеведов. Входное тестирование. Диагностика. | 2 | 2 | |
4 | 1 | 3 | ||
2. Туристско-краеведческие возможности края | ||||
2.1 | Географическое положение. Территории и границы родного края. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Климат. Особенности растительного и животного мира. Природные зоны. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Население. Этнические народности Ямала. | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Достопримечательности Ямала, Надыма. | 4 | 2 | 2 |
12 | 6 | 6 | ||
3. Историческое прошлое нашей малой Родины | ||||
3.1 | Страницы истории г. Надыма, Надымского района | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Знаменитые люди-земляки. | 8 | 8 | |
3.3 | Литературное наследие. | 6 | 6 | |
16 | 1 | 15 | ||
4. Родословие | ||||
4.1. | Генеалогия. Восходящее родословие. Нисходящее родословие. Род. Родословное древо. | 4 | 1 | 3 |
4.2. | Родословная таблица. Знаменитые фамилии Ямала. | 4 | 2 | 2 |
8 | 3 | 5 | ||
5. Археологическое наследие | ||||
5.1 | Археология. Археологические памятники. Раскопки. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Надымское городище. | 2 | 1 | 1 |
4 | 2 | 2 | ||
6. Знаменательные и памятные даты | ||||
6.1 | День народного единства. Демитриевская суббота | 2 | 1 | 1 |
6.2 | День воинов интернационалистов. День вывода войск из Афганистана. | 2 | 1 | 1 |
6.3 | День Защитников отечества | 2 | 1 | 1 |
6.4 | День Победы | 2 | 1 | 1 |
6.5 | День России | 2 | 1 | 1 |
10 | 5 | 5 | ||
7. Основы экскурсоведения | ||||
7.1 | Понятие экскурсии. Подготовка и разработка экскурсии. Внешний вид экскурсовода. | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Музей истории и археологии г. Надыма | 2 | 2 | |
7.3 | Организация и проведение экскурсий. Экскурсии по городу. | 8 | 8 | |
7.4 | Экскурсионное ориентирование | 4 | 1 | 3 |
16 | 2 | 14 | ||
8. Загадочный мир названий | ||||
8.1 | Топонимика. Названия городов, населенных пунктов нашего края. | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Географические названия. | 2 | 1 | 1 |
8.3 | Антропология. Мир имен. Значение моего имени. Фамилия. | 4 | 1 | 3 |
8.4 | Национальный колорит в названиях. Этнография. | 4 | 1 | 3 |
12 | 4 | 8 | ||
9. В гостях у доктора Айболита | ||||
9.1 | Обработка ссадин, ранок и наложение простейших повязок. | 2 | 1 | 1 |
9.2 | Индивидуальная и групповая медицинская аптечка. | 2 | 1 | 1 |
9.3 | Оказание первой доврачебной помощи. | 2 | 1 | 1 |
9.4 | Способы транспортировки пострадавшего. | 2 | 1 | 1 |
8 | 4 | 4 | ||
10. Азбука туриста | ||||
10.1 | Туризм. Виды туризма. Турист. | 2 | 1 | 1 |
10.2 | Оздоровительное значение туризма. | 2 | 1 | 1 |
10.3 | Законы туристов. | 2 | 1 | 1 |
10.4 | Основы безопасности в природной среде. | 2 | 1 | 1 |
10.5 | Личное снаряжение и уход за ним. | 2 | 2 | |
10.6 | Гигиена юного туриста. Одежда для походов. | 2 | 1 | 1 |
10.7 | Групповое снаряжение и уход за ним. | 4 | 1 | 3 |
10.8 | Питьевой режим и питание на прогулке. | 2 | 1 | 1 |
10.9 | Организация биваков и охрана природы | 2 | 1 | 1 |
10.10 | Организация и подготовка к прогулке, походу. | 2 | 1 | 1 |
10.11 | Освоение туристических должностей. | 2 | 1 | 1 |
10.12 | Техника движения и преодоление естественных препятствий. | 10 | 10 | |
34 | 9 | 25 | ||
11. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | ||||
11.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма. | 16 | 16 | |
11.2 | Психолого-педагогическая диагностика и контрольное тестирование. | 4 | 4 | |
20 | 20 | |||
ИТОГО | 144 | 39 | 105 |
Учебно-тематический план к программе «Знатоки Ямала»
второго года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов в год | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Введение | ||||
1.1 | Техника безопасности на занятиях. История отечественного туризма | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Правила поведения юных туристов. Входное тестирование. Диагностика. | 2 | 2 | |
4 | 1 | 3 | ||
2. Туристско-бытовые навыки юного туриста | ||||
2.1 | Основы безопасности в природной среде | 1 | 1 | |
2.2 | Основы безопасности на улице, в микрорайоне, городе. | 1 | 1 | |
2.3 | Личное снаряжение и уход за ним. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Личная гигиена туриста. | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Групповое снаряжение и уход за ним. | 3 | 1 | 2 |
2.6 | Ремонтный набор. | 2 | 2 | |
2.7 | Организация биваков и охрана природы. | 2 | 2 | |
2.8 | Типы костров. | 3 | 3 | |
2.9 | Палатки и укрытия. | 4 | 4 | |
2.10 | Туристская группа в походном строю. | 5 | 1 | 4 |
2.11 | Питание туристской группы | 4 | 4 | |
29 | 4 | 25 | ||
3. Основы топографии | ||||
3.1 | Топографическая карта | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Условные топографические знаки | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Ориентирование по компасу и карте | 4 | 4 | |
12 | 2 | 10 | ||
4. Туристское и экскурсионное ориентирование | ||||
4.1. | Ориентирование на местности | 4 | 4 | |
4.2. | Виды туристского ориентирования | 6 | 6 | |
4.3 | Экскурсионное ориентирование | 4 | 4 | |
14 | 14 | |||
5. В гостях у доктора Айболита | ||||
5.1 | Обработка ссадин, ран, мозолей и наложение простейших повязок, компрессов, жгутов и шин. | 2 | 2 | |
5.2 | Измерение температуры тела, пульса, артериального давления | 2 | 0.5 | 1.5 |
5.3 | Оказание первой доврачебной помощи. | 2 | 2 | |
5.4 | Способы транспортировки пострадавшего. | 2 | 2 | |
8 | 0.5 | 7.5 | ||
6. Спортивно-оздоровительный туризм | ||||
6.1 | Пешеходный туризм | 14 | 2 | 12 |
6.2 | Полоса препятствий пешеходного туризма | 14 | 2 | 12 |
6.3 | Туристские узлы и их применение | 6 | 6 | |
6.4 | Основы лыжного туризма. | 6 | 6 | |
40 | 4 | 36 | ||
7. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | ||||
7.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма. | 35 | 35 | |
7.2 | Психолого-педагогическая и спортивно-медицинская диагностика функционального и физического развития и контрольное тестирование учащихся. | 2 | 2 | |
37 | 37 | |||
ИТОГО | 144 | 39 | 105 |
4. Содержание программы «Знатоки Ямала» первого года обучения.
1. Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Познавательная роль краеведения.
Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Польза и значение краеведения в изучении и познании окружающего мира и самого себя. Правила поведения и техника безопасности на занятиях краеведением и туризмом, при передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями Центра «Альфа», где будут проходить занятия и тренировки. Краеведческая викторина.
1.2. Правила поведения юных краеведов. Входное тестирование. Диагностика.
История и традиции краеведческого движения. Правила поведения юных краеведов на туристских прогулках и экскурсиях.
Практическое занятие. Сдача норм физической подготовленности учащихся.
2. Туристско-краеведческие возможности края.
2.1. Географическое положение. Территории и границы родного края.
Местоположение Ямала на физической карте России. Географическое положение. Границы ЯНАО. Полуостров Ямал. Место Надымского района на карте Ямала.
Практическое занятие. Работа с картами России, ЯНАО, Надымский район. Настольная игра: собери пазлы.
2.2. Климат. Особенности растительного и животного мира. Природные зоны.
Суровый климат ямальского севера. Температурный режим. Штормовые дни. Природные зоны. Тундровая растительность и животный мир.
Практическое занятие. Рисование (разукрашивание) животных тундры, пейзажей и зарисовок.
2.3. Население. Этнические народности Ямала.
Население нашего региона, национальный состав. Коренное население. Численность населения.
Практическое занятие. Экскурсия в Центр национальных культур. Народные игры ненцев.
2.4. Достопримечательности Ямала, Надыма.
Просмотр видео- презентации о достопримечательностях округа.
Практическое занятие. Игра «Собери пазлы»
3. Историческое прошлое нашей малой Родины.
3.1. Страницы истории г. Надыма, Надымского района
Практическое занятие. Викторина, кроссворд. Встречи с интересными людьми.
3.2. Знаменитые люди-земляки
Практическое занятие. Экскурсии к памятным доскам и памятникам Стрижова, Оруджева, Зверева, Рыжкова, Козлова.
3.3. Литературное наследие.
Практическое занятие. Чтение книг надымских и ямальских авторов.
4. Родословие
4.1. Генеалогия.
Восходящее родословие. Нисходящее родословие. Род. Родословное древо. Семейные корни человека. Что изучает генеалогия? Как определить степень родства? Виды родословий. Оформляем родословное древо. С чего начать составление своей родословной? Работа с архивами. Сохраняем семейный архив.
Чем может помочь Интернет в составлении родословной?
Практическое занятие. Составление (совместно с родителями) генеалогического дерева своей семьи.
4.2. Родословная таблица. Знаменитые фамилии Ямала.
Практическое занятие. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказов о жизни, интересных событиях.
5. Археологическое наследие
5.1. Археология. Археологические памятники. Раскопки.
Археология — это наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам. Греческое слово «архайос» означает «древний». Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности. Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.
Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.
Практическое занятие.
5.2. Надымское городище. Виртуальная экскурсия на Надымское городище.
Практическое занятие. Собираем спичечный домик.
6. Знаменательные и памятные даты.
6.1. День народного единства. Демитриевская суббота.
Практическое занятие.
6.2. День воинов интернационалистов. День вывода войск из Афганистана.
Практическое занятие.
6.3. День Защитников Отечества
Практическое занятие.
6.4. День Победы.
Практическое занятие.
6.5. День России.
Практическое занятие.
7. Основы экскурсоведения
7.1. Понятие экскурсии. Подготовка и разработка экскурсий. Внешний вид экскурсовода.
Экскурсия (от лат. поездка) Классификация экскурсий по содержанию; по составу участников; по месту проведения; по способу передвижения; по форме проведения. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические подразделяют на: исторические; историко-революционные; военно-исторические; производственные; природоведческие; искусствоведческие; литературные; архитектурно-градостроительные. По составу участников: для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.); для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов); для местных жителей; для иногородних; для иностранцев.
По месту проведения экскурсии подразделяются на: городские; загородные; производственные; музейные; в культовых сооружениях и монастырях. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
Практическое занятие. Составление мини-экскурсии на свою улицу.
7.2. Музей истории и археологии г. Надыма.
Знакомство с сотрудниками. Особенности музея. Экспонаты. Экспозиции.
Практическое занятие. Посещение музея.
7.3. Организация и проведение экскурсий. Экскурсии по городу.
Практическое занятие. Экскурсии в Прометей, Эко парк, городской парк им. Козлова, оранжерею, библиотеку.
7.4. Экскурсионное ориентирование.
Практическое занятие. Экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легенды и движение по легенде в микрорайоне с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Квест-игра.
8. Загадочный мир названий
8.1. Топонимика. Названия городов, населенных пунктов нашего края.
Практическое занятие.
8.2. Географические названия.
Практическое занятие.
8.3. Антропология. Мир имен. Фамилии. Значение моего имени.
Практическое занятие.
8.4. Национальный колорит в названиях. Этнография.
Практическое занятие.
- В гостях у доктора Айболита.
9.1. Обработка ссадин, ранок и наложение простейших повязок.
Правила и способы обработки ран и ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материал для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходима первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложение повязок)
9.2. Индивидуальная и групповая медицинская аптечка.
Состав медицинской аптечки для туристской прогулки (индивидуальной и групповой). Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение сроков годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, сроков годности медикаментов, из упаковка.
9.3. Оказание первой доврачебной помощи.
Оказание первой помощи:
- при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
- попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попаданий посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
- ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
- тошнота, рвота (отравление). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравлений. Оказание необходимой помощи;
- солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания;
Практическое занятие. Игра «Айболит», оказание необходимой помощи.
9.4. Способы транспортировки пострадавшего.
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах травм.
Практическое занятие. Изготовление транспортных средств из подручных материалов (ветки, ткань, куртки, штормовки, лыжи, веревки). Транспортировка пострадавшего в условиях прогулки или экскурсии. Транспортировка пострадавшего на руках.
- Азбука туриста
10.1 Туризм. Виды туризма. Турист.
Путешествие- передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными целями. Путешественник – любое лицо, совершающее поездку между двумя или более физическими пунктами. Туризм – путешествие в свободное время. Один из видов активного отдыха. Туризм- всевозможные свободные перемещения людей. Турист- лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства. Культурно-познавательный туризм. Спортивный туризм. В этот вид туризма входит следующая спортивная деятельность: водный туризм, зимний спорт, охота и рыболовство, гольф. Приключенческий туризм. Среди них можно выделить: аэростатный туризм (путешествие на воздушном шаре);
скалолазание; спуск по бурным рекам - рафтинг; водные лыжи; виндсерфинг; путешествие на лошадях, мотоциклах, велосипедах по равнине и горам; спуск на парашютах в горах или в море; подводное плавание; катания на снегоходах, водных мотоциклах. Деловой туризм. Конгрессно-выставочный. Инсентив-туризм. Лечебный (медицинский) туризм. Сельский туризм (деревенский, фермерский). Экологический туризм. Паломничество.
Практическое занятие. Кроссворд, викторина.
10.2 Оздоровительное значение туризма. Девизы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», «Ветер, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Практическое занятие. Точечный массаж. Викторина
10.3 Законы туристов.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Юные туристы – хорошие товарищи и коллективисты.
Практическое занятие. Игра «Вертолина»
10.4 Основы безопасности в природной среде.
Правила поведения и соблюдение тишины при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Взаимопомощь в туристской группе. Правила поведения туристов во время различных природных явлений (снегопады, гололед, грозы, ливни. Туманы, морозы). Правила поведения в лесу или парке при обнаружении задымления, очага возгорания. Правила поведения при встрече с представителями животного мира (в том числе домашними животными)
Практическое занятие.
10.5 Личное снаряжение и уход за ним.
Личное снаряжение для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему, обувь, требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.), личная посуда, средства личной гигиены, требования к упаковке продуктов для перекуса.
Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
Практическое занятие. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Игра «А что у вас, ребята, в рюкзаке?»
10.6 Гигиена юного туриста. Одежда для походов.
Правила соблюдения личной гигиены на туристской прогулке при организации перекусов. Личная гигиена туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Обязанности санитара туристской группы.
Практическое занятие. Упаковка продуктов питания для организации перекуса на туристской прогулке. Личная гигиена юного туриста на привале, при организации перекуса. Работа санитара при перекусе. Чтение и обсуждение книг о правилах личной гигиены с организацией чаепития (для закрепления правил личной гигиены).
10.7 Групповое снаряжение и уход за ним.
Групповое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка, руковицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для палаток. Снаряжение для наблюдения за природой и выполнение простейших краеведческих, исследовательских заданий. Маршрутные документы и схемы. Требования к уходу и за снаряжением.
Практическое занятие. Упаковка и распределение группового снаряжения для туристской прогулки между участниками. Завхоз туристской группы по снаряжению и его обязанности на прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применение его во время прогулки.
10.8 Питьевой режим и питание на прогулке.
Практическое занятие. Способы очистки воды в походе.
10.9 Организация биваков и охрана природы
Практическое занятие. Установка и снятие палатки.
10.10 Организация и подготовка к прогулке, походу.
Практическое занятие.
10.11 Освоение туристических должностей.
Практическое занятие.
10.12 Техника движения и преодоление естественных препятствий.
Практическое занятие. Преодоление препятствий: параллельные перила, бревно способом горизонтальный маятник, болото, вертикальный маятник., буреломы, преодоление реки в брод. траверс.
11. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
11.1 Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
Практическое занятие.
11.2 Психолого-педагогическая диагностика и контрольное тестирование. Практическое занятие.
Содержание программы «Знатоки Ямала» второго года обучения.
1. Введение
1.1 Техника безопасности на занятиях. История отечественного туризма.
Спортивный туризм в России. Зарождение, виды спортивного туризма. Разрядные требования юных туристов-спортсменов. Подведение итогов 1-го года обучения, выявление знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач на новый учебный год.
Практическое занятие. Знакомство с материалами (видео, фото, документами) по спортивному туризму старших ребят за летний период. Составление плана работы на год.
1.2 Правила поведения юных туристов. Входное тестирование. Диагностика. Практическое занятие. Туристская прогулка в лес, на лужайку с целью закрепления знаний и навыков межличностных взаимоотношений, поведение в природе, на улице и в транспорте, а также выявление навыков наблюдательности, вежливости, отзывчивости, доброты, внимания. Ролевые игры по правилам взаимоотношений между мальчиками и девочками; правилам хорошего тона; правилами поведения участников спортивно-туристических состязаний и пр. Права и обязанности участников туристско-спортивных состязаний, соревнований и игр.
2. Туристско-бытовые навыки юного туриста
2.1 Основы безопасности в природной среде
Практическое занятие.
2.2 Основы безопасности на улице, в микрорайоне, городе.
Практическое занятие.
2.3 Личное снаряжение и уход за ним.
Практическое занятие. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
2.4 Личная гигиена туриста.
Практическое занятие.
2.5 Групповое снаряжение и уход за ним.
Практическое занятие. Упаковка и распределение группового снаряжения для туристской прогулки между участниками. Завхоз туристской группы по снаряжению и его обязанности на прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применение его во время прогулки.
- Ремонтный набор.
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и командного снаряжения.
Практическое занятие. Игра-состязание «Качественный ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложение заплат, заклеивания, пришивание пуговиц).
- Организация биваков и охрана природы.
Бивак на туристской прогулке. охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены, умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или в походе.
Практическое занятие. Планирование места бивака по плану местности. Планировка и организация бивака на местности. Организация бивачных работ.
2.8 Типы костров.
Практическое занятие.
2.9 Палатки и укрытия.
Практическое занятие.
2.10 Туристская группа в походном строю.
Практическое занятие.
2.11 Питание туристской группы
Практическое занятие.
3. Основы топографии
3.1 Топографическая карта
Практическое занятие.
3.2 Условные топографические знаки
Практическое занятие.
3.3 Ориентирование по компасу и карте
Практическое занятие.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование на местности
Практическое занятие.
4.2. Виды туристского ориентирования
Практическое занятие.
4.3 Экскурсионное ориентирование
Практическое занятие. Экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легенды и движение по легенде в микрорайоне с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Квест-игра.
5. В гостях у доктора Айболита
5.1 Обработка ссадин, ран, мозолей и наложение простейших повязок, компрессов, жгутов и шин.
Правила и способы обработки ран и ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материал для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходима первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложение повязок)
5.2 Измерение температуры тела, пульса, артериального давления.
Практическое занятие.
5.3 Оказание первой доврачебной помощи.
Оказание первой помощи:
- при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
- попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попаданий посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
- ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
- тошнота, рвота (отравление). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравлений. Оказание необходимой помощи;
- солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания;
Практическое занятие. Игра «Айболит», оказание необходимой помощи.
5.4 Способы транспортировки пострадавшего.
Практическое занятие.
6. Спортивно-оздоровительный туризм
6.1 Пешеходный туризм
Практическое занятие.
6.2 Полоса препятствий пешеходного туризма
Практическое занятие.
6.3 Туристские узлы и их применение
Практическое занятие.
6.4 Основы лыжного туризма.
Практическое занятие.
7. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
7.1 Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
Основная цель утренней физической зарядки. Развитие общей специальной выносливости, кроссовая подготовка. Бег с препятствиями, бег по песчаным склонам. Развитие силы. Соблюдение личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Практическое занятие.
7.2 Психолого-педагогическая и спортивно-медицинская диагностика функционального и физического развития и контрольное тестирование учащихся. Практическое занятие.
5. Методическое обеспечение
Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;
- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а также индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме, а в виде конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.
- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.
- в средствах обучения: все необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты есть.
Механизм реализации программы.
3.1. В своей работе группа «Знатоки Ямала» руководствуется:
1) Конвенцией ООН о правах ребенка;
2) Конституцией Российской Федерации;
3) Гражданским кодексом РФ;
4) Законом РФ «Об образовании»;
5) Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
3.2. Краеведческая группа «Знатоки Ямала» осуществляет свою деятельность в рамках МОУ ДО «Детско-юношеский центр «Альфа».
3.3. В работе программы активное участие принимают педагогический коллектив, родительская общественность, так как военно-патриотическое воспитание в Центре является одним из приоритетных с 2001г.
Список рекомендуемой литературы
по туризму и краеведению.
- Алексеев А.А. Питание в туристическом походе. М., 2006.
- Балабанов И.В. Однодневные маршруты (маршруты в Подмосковье). М.,2003.
- Балабанов И.В. Узлы. М., 2008.
- География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
- Гриценко В.Н. История ямальского севера в очерках и документах. Том I. Тюменский дом печати. 2010
- Гриценко В.Н. История ямальского севера в очерках и документах. Том II. Тюменский дом печати. 2010
- Жихарев А.М. Собираемся в поход. Ярославль: Академия развития, 2004.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ авт.-сост. С.А. Цыбыбин. -Волгоград: Учитель, 2009.
- Зима Дмитрий. Тайна имени: Диагностика кармы имени / Дмитрий и Надежда Зима. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
- Историческое краеведение Надыма. Западно-Сибирский гуманитарный институт ЗАО «Нигостройинвест». Тобольск. 2000.
- Комисарова Т.С. Картография с основами топографии. М.: Просвещение, 2001.
- Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
- Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
- Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2005.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. М.: ФЦДЮТиК, 2008.
- Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
- Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристко-краеведческих объединений учащихся. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. М.: Академия, 2004.
- Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. Москва, ВЛАДОС, 2004.
- Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии. Москва,2004
- Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2001.
- Поспелов Е.М. Географические названия мира (топонимический словарь). М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2002.
- Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России: Досовет. период /Е.М.Поспелов, - М.: Профиздат, 2000.
- Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М.: Профиздат, 2000.
- Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. Москва, ЦДЮТК, 2001Самарина И.А. Юные туристы-экологи. Программа для системы дополнительного образования. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2005.
- Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.
- Самыгин С.И. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности): Учебное пособие для учащихся средних и средних специальных учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 544 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Скоробогатова В.М. Имя и судьба. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.
- Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Юные туристы-краеведы. Программы для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
- Справочник туриста (сост. Онищенко В.В.). Харьков: Фолио, 2007.
- Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей
(под ред. Константинова Ю.С.). М.: Советский спорт, 2005.
- Усыскин Г.С. Очерки истории Российского туризма. СПб.: Герда, 2000.
- Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – М.: Гранд: ФАИР – Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...